Жемчужина «Поэзия»

Вообще-то эту жемчужину можно назвать «развитие памяти». Многочисленные авторы систем и книжек про развитие обычно рекомендуют каждый день запоминать двадцать несвязанных между собой слов. Для облегчения жизни занимающимся даже книжки со списками слов выпускают, снабжая их заголовками либо про «суперсистему», либо про «секреты развития от спецслужб», либо про «японскую систему развития», зная, как у нас любят всё секретное и японское.

Но я не встречал ещё человека, который каждый день добросовестно запоминает такие списки в течение долгого срока. Ну, так, недельку продержится, и постепенно забрасывает. При этом человек знает, что это полезно. А знаете, почему бросает?

Потому что скучно! А когда скучно, то никакие нотации о пользе не помогут.

Ещё можно заняться мнемотехникой. То есть искусством запоминания. Дело хорошее. Я сам её даю на курсах, тренингах, семинарах. Но ещё в начале моего творческого пути великий человек, рекордсмен книги рекордов Гиннеса по счёту в уме, многократный чемпион по разным играм вроде шашек рэндзю, составитель всех кроссвордов, сканвордов в питерских журналах, мастер карточных манипуляций, штангист (руками рвёт спокойно две колоды карт) и пр., пр., пр, Олег Степанов говорил мне:

– Учти, мнемотехника память не развивает. Запоминать помогает, может быть. Но память не развивает. А развивает, и вообще для развития памяти, внимания, скорости мышления лучше всего…

Что лучше всего – поинтригую малость, далее непременно поведаю. Тем более, что я сам потом пришёл к такому же выводу.

А как с памятью быть? Развивать-то надо!

Маленькое отступление. Если вам надо доказывать, что память надо развивать или, как минимум, поддерживать её в хорошей форме, то тут два путя, как говаривал батька Ангел:

– Либо вы клинический идиот, тогда вам следует обратиться в психоневрологический диспансер по месту жительства на предмет установления степени опасности для окружающих.

– Либо у вас болезнь, которую Татьяна Владимировна Черниговская именует «гугль-эффект», суть которой в том, что человек в любую секунду может тыкнуть пальцем в экран, набрать что-то в поисковике и тут же получить информацию. При этом он считает, что сам владеет этой информацией. Правда, при этом и фильтры отсева ерунды, и способность использовать эту информацию заметно ухудшаются.

Если вы сейчас обиженно не перестали читать, бормоча «сам…», то, слава Богу, у вас с пониманием важности памяти проблем нет. Думаете, перечисленные диагнозы редкость? Ошибаетесь! Встречается всё чаще и чаще.

Но всё же – как её развивать? Каждый день запоминать списки слов скучно. Мнемотехника память не развивает. Как быть?

Рецепт подсказал всё тот же Олег Степанов, который подарил мне тогда свой перевод книги Уильяма Уокера Аткинсона «Память и уход за ней».

Кстати, лучшие книги по развитию памяти были написаны и выпущены в конце XIX и начале XX века. Я достал их все и проработал. Могу добавить к рекомендации прочесть книгу Аткинсона ещё и познакомиться с замечательной книгой Георгия Ивановича Челпанова «О памяти и мнемонике» 1900 года издания. Сейчас и Аткинсона, и Челпанова легко найти в интернете.

И есть в книге Аткинсона глава «Система накопления». Утверждаю – лучше этой системы развития памяти нет ничего. Причём абсолютно!

Я нашёл (прочёл, придумал, творчески переработал…) много упражнений, выбрал пять, и всё равно предпочтение отдаю системе Аткинсона.

И теперь оправдаю название жемчужины – «Поэзия».

Дело в том, что систему Аткинсона проще всего реализовать именно на поэтическом материале.

Давайте я сначала расскажу о сути системы, а потом порадую вас дополнительными преимуществами, которые даёт более глубокое знакомство с поэзией.

Основная суть системы Аткинсона заключается в следующем:


Вы «наращиваете» память небольшими порциями, постепенно, примерно как штангист подбирается к рекордному весу. Ведь никто, придя в спортзал, не берёт большой вес. Начинают с небольшого и постепенно его увеличивают. Постепенно! Интересно, что если верность такого подхода в физической культуре понимают все, а что касаемо умственной деятельности, то многие пребывают в иллюзиях и бросаются на объявления вроде «память за три дня», «английский за пять дней», «сто иностранных слов за час».


Основной упор в системе Аткинсона делается не на запоминание, а на регулярное вспоминание. Аткинсон обосновывает, что именно этот акцент развивает память. Он считает, что не криминально пропустить заучивание, а пропускать вспоминание нельзя.


И он прав! Ведь запомнить – полдела. Надо ещё и вспомнить! И тут упомяну ещё одно совершенно замечательное свойство системы Аткинсона. Ведь мы за свою жизнь много чего учим, запоминаем и, увы, «сдаём и забываем». Регулярные занятия системой накопления позволят вам начать вспоминать и то, что кажется вам забытым.



Теперь к моменту технической реализации. Всё просто.

В первый месяц каждый день вы выучиваете по четыре стихотворных строки. Стихотворение или поэму берёте такую, чтобы нравилось самому. Я сам использовал сонеты Шекспира, шедевры Владимира Семёновича и Александра Аркадьевича, опусы куртуазных маньеристов.

И каждый день повторяете всё выученное. Каждый! Всё! К концу месяца набежит 120 строк. Немало!

На каком-то этапе возникнет соблазн увеличить нагрузку. Эх, раззудись, плечо, размахнись, рука, ведь память-то улучшается! Сразу – ни в коем случае! Постепенно и планомерно!

Второй месяц – прибавляем нагрузку. Теперь каждый день восемь строк. И каждодневное повторение. Если денёк пропустили выучить – ничего страшного. А вот этап вспоминания лучше не пропускать. Если не получается вспомнить выученное за один присест – растяните удовольствие на несколько присестов. Не получится за день всё вспомнить – берите два дня.

Третий месяц и далее. Вольный режим. Ваша память уже основательно окрепла. Вы сами почувствуете, чего и сколько. И уже не обязательно учить каждый день. Учите то, что вам нравится, и сколько нравится.

А вот вспоминать всё равно придётся. Тоже в произвольном режиме. Но всё. Пусть даже это займёт не один день.

Здесь самая большая опасность. Вспоминать только избранное. А вспоминать надо всё. Сам как-то заметил, что с упоением каждый декламирую «Мы смотрим в телевизор тупо, как будто спятили слегка, играет культовая группа – четыре старых дурака…», а до «Мы урожая ждем от лучших лоз, чтоб красота жила, не увядая, пусть вянут лепестки созревших роз, хранит их память роза молодая…» руки не доходили. Вовремя заметил и исправился.

Теперь как учить стихи. Просто много раз читать. Но только не с многократным повторением по строчке, а всего изучаемого отрывка целиком. Временных ограничений нет, но постепенно на заучивание понадобится всё меньше и меньше времени.

Можно использовать мнемотехнику. То, что мнемотехника память не развивает, не означает, что её нельзя использовать. Можно, только следует понимать ограничения мнемотехники.

Я сам пользуюсь таким методом. Читаю несколько раз, затем выписываю на бумажку первые буквы слов и по ним вспоминаю весь стих. Подглядываю только тогда, когда по букве не могу вспомнить слово.

Что вы получите, занимаясь по системе Аткинсона:


Разовьёте свою природную память. Именно природную, а не уснащённую искусственными системами.


Станете запоминать информацию гораздо лучше. Принято писать «в пять раз» или «на 70%», но тут у кого как.


Начнёте вспоминать то, что вам кажется забытым.


Повысите уверенность в себе и своей памяти.



Так почему стихи? Почему не прозу заучивать?

Стихи – ритмически организованная информация. И запоминается она гораздо лучше. Например, контрольной группе дали заучить стихотворение и прозаический отрывок из 27 слов. Стихотворение выучено было за 6 прочтений, проза – за 19. Стало быть, заниматься по системе накопления проще со стихами.

Теперь дополнительные бонусы. Ох, как я ненавижу это слово! Когда выпускаю курсы, то, по требованию одного из моих партнёров, делаю ещё бонусы и супербонусы, ощущая себя половым в трактире, угодливо улыбающимся, салфетка на рукаве, пробор посередине, всё время кланяюсь и блею «Чего изволите?». Ещё ненавижу сайты, в которых есть такая опция «Вы уже уходите? Подождите! Вы же не забрали наш бесценный подарок!». Чувствую себя при этом продавцом барахла на вещевом рыночке, хватающим за полы пиджака идущего мимо палаток с дешёвым и некачественным барахлом потенциального покупателя, и уговариваю его взять ценный подарок, например, рекламную листовку или шнурок от левого ботинка.

Так что по ходу переименовываю бонусы в преимущества. Их много, нумеровать не буду, просто прочтите вольный рассказ на эту тему.

Вы наверняка слышали такой фразеологизм – «проза жизни». Что-то серое, унылое… А «поэзия жизни»? «Поэзия отношений»? Чувствуете разницу?

Читая стихи, вы развиваете интеллект. Ибо стихи читать гораздо сложнее, чем прозу. Вспомните. Вы читаете повесть, скажем, о похождениях частного сыщика Пинкертонова. Преступление, подозреваемые, интрига. И тут по ходу повествования следует стихотворение. Вы, прекрасно понимая, что нить сюжета при этом не потеряете, просто пропускаете его. Бывало?

Стихи вы читаете гораздо реже, чем прозу. Отчего так сложно читается Библия? Только не говорите, что вы читаете эту Книгу запоем и оторваться не можете. Не врите. Да и сам такой.

Сложно от того, что Библия – очень поэтический текст.

Далее. Многие из ваших знакомых знают наизусть более-менее приличное количество стихов? Так что у вас шанс резко повысить своё реноме. А случай блеснуть и всех поразить вам непременно представится.

Юноша, обдумывающий житьё и ухаживающий за чудесной девушкой! Не за тусовщицей из ночного клуба, а за умной, красивой и интересной! Не ходи на курсы пикапа, их ведут мелкие жулики, разводящие лохов на бабло обещаниями, что теперь прыщавые посетители курсиков пикапчика запросто через пять минут знакомства уложат в постель кого угодно вроде Клавы Шифер или Жени Лопес.

Стихами ты быстрее проложишь путь к её сердцу и всему остальному!

Есть такая наука – фоносемантика. Изучает влияние звуков, организованных в слова, на психику человека. Так вот, она установила, что стихи крайне благотворно действуют на человека, они его возвышают! И снова про память. Завершающий штрих. Многие думают, что в популярной связке Маркс-Энгельс главным и самым умным был Карл. Не совсем так. Основным интеллектуальным звеном был именно Фридрих Энгельс, а Карла Маркса при нём состоял арт-директором, причём неудачливым, ибо жизненный путь завершил не очень красиво.

А вот Фридрих был интеллектуалом, знал много языков, прекрасной разбирался в философии и… обладал прекрасной память. Причём сам писал, что память развил именно через заучивание и повторение стихов.

Понимаю ваше нетерпение бросить читать и побежать в книжный магазин за томиком Пушкина или просто скачать басню Ивана Андреевича Крылова и тут же приступить к развитию памяти.

Сделайте волевое усилие и читайте дальше. Будет интересно.







Загрузка...