Разбор шаблона хронологического резюме

Рассмотрим каждый раздел (подраздел) подробнее.

Имя, отчество, фамилия

Отчество стоит указывать, если вы старше 40–45 лет – довольно странным выглядит его наличие у молодого специалиста, например, курьера 18 лет Анны Ивановны Поповой, и наоборот, его отсутствие у предпенсионера, главного инженера Вани Куликова.

Все чаще в резюме и других деловых документах, а не только в разговорной речи можно встретить производное от полного имени: «Маша Петрова» (а не «Мария Петрова») или «Ася Васильева» (а не «Анастасия Васильева»). Допускаю, что использование сокращенных имен можно писать и в резюме, если вы себя идентифицируете только так.

Контактные данные

В этом разделе все просто – достаточно номера мобильного телефона и адреса электронной почты.

Домашний телефон не стоит указывать, хотя какие-то 5-10 лет назад это было нормой.

Адрес электронной почты должен быть солидным, деловым, состоящим хотя бы из фамилии и имени (или первых букв). Большинство заводит электронную почту в молодом возрасте, когда такие никнеймы, как belochka@, zaika@, kiska@, zigmunderofeitch@, chikotillo@, katyushka_sun@, masyanya@, killer83rus82@ и т. п. (реальные примеры из моей практики) кажутся прикольными и отображающими ваше чувство юмора. Не будем спорить, что для любимого человека быть «Масяней» приятно, но все же резюме – это визитная карточка кандидата, которая либо продаст его, либо нет. Первое, беглое знакомство с ним начинается именно с таких мелочей и, уверяю вас, что резюме 40-летнего топ-менеджера, полученное с почты masyanya@ (часто с адреса супруги), точно будет отправлено в корзину.

Если у вас еще нет правильного адреса почты, отвлекитесь от чтения на несколько минут и создайте его прямо сейчас.

Часто соискатели указывают в контактном разделе своего резюме ссылки на свой блог и (или) страницы в соцсетях. Моя позиция, нужно ли это делать или нет, следующая. Если такие ссылки не указаны и в резюме ничего не напрягает, а об этом мы еще поговорим, то руководитель (или HR-менеджер, которого можно попросить сделать это) не будет искать их, чтобы перепроверить некоторые факты или продолжить знакомство с биографией кандидата. Но если он поймет, что что-то в резюме кандидата не нравится, а еще и ссылки указаны, он не поленится их изучить. К сожалению, в большинстве случаев то, что будет по ссылкам, вряд ли порадует. Скорее всего, страница в соцсетях не будет продолжением делового профайла кандидата – там можно встретить и непристойные фотографии, и странные увлечения (например, членство в какой-нибудь секте или шашлыки на кладбище), и комментарии с матом, и явная демонстрация интеллектуального уровня, не совпадающего с тем впечатлением, которое создает резюме. В последнем случае будет понятно, что степень приукрашивания резюме совсем не стандартная – обычно она составляет около 10 %, а намного больше, либо резюме было составлено карьерным консультантом.

Вывод: если страницы в соцсетях имеют преимущественно деловое наполнение, то указываем, иначе – нет.

Некоторые кандидаты, зная о том, что их страницы могут изучать при поиске работы, не только не указывают их в резюме, но и закрывают их от посторонних. В целом это неплохой шаг, но есть специальные сервисы, которые позволяют обойти этот запрет.

Фотография

Фотография, как и размер зарплаты и хобби, о которых мы поговорим далее, одна из наиболее спорных элементов резюме.

Я считаю, что ее нужно размещать в тех случаях, когда будущая работа подразумевает общение с людьми, или когда вы на виду. Речь идет о менеджерах по продажам, менеджерах по работе с клиентами, журналистах, PR-менеджерах, пресс-секретарях, руководителях и т. п.

При этом стиль портретной съемки должен соответствовать позиции, на которую вы устраиваетесь. К изображениям офисных сотрудников обычно более строгие требования – бизнес-портрет, но не как на паспорт. Другим кандидатам допустим более свободный антураж: тренер по бегу может разместить фотографию с тренировок, стюардесса – с борта самолета, официант – из бара, водитель – за рулем транспортного средства. А вот фотографии из ночного клуба, размещенные в резюме бухгалтера или учителя, удивят и однозначно не будут способствовать их трудоустройству.

Также не стоит размещать в резюме фотографии 10-, а то и 20-летней давности. HR-менеджер, увидев кандидата в реальности на собеседовании, может заподозрить, что он способен не только приукрашивать свою внешность, но и другие биографические факты. А это уже минус.

Сделать бизнес-портрет не так затратно и сложно, как кажется. Сегодня есть компании, которые занимаются только этим видом съемки. Причем необязательно проводить 2-3-часовые дорогие фотосессии. Для таких целей есть экспресс-съемка. Она, как правило, занимает 15 минут, стоит недорого, а ретушь понравившихся кадров проводится быстро – сразу или за 1–2 дня. Но если у вас нет и такой возможности сделать профессиональную фотографию, можно прибегнуть к мобильной фотографии и помощи друзей. Современные смартфоны зачастую делают снимки не хуже зеркального фотоаппарата.

Зарплата

Указывать зарплату или нет, решать вам. Мое мнение – не нужно. Но все равно приведем доводы «за» и «против». Вы можете попробовать оба варианта и подобрать подходящий именно вам.

В идеальной компании – компании, соблюдающей трудовое законодательство, – должно быть разработано и утверждено штатное расписание, в котором зафиксированы все должности и размер зарплаты по каждой из ней. Правда, в судебной практике все чаще стали встречаться решения, когда судьи допускают установление вилки окладов для одной и той же должности. Ключевое значение имеют результаты аттестации работников – в этом случае установление различий на основании оценки деловых качеств работников не может расцениваться как дискриминация[1]. Но в любом случае финальный доход можно регулировать стимулирующими выплатами, размер которых зависит от результатов работы и в какой-то степени лояльности непосредственного руководителя.

Итак, допустим, для какой-то должности, на которую вы претендуете, в штатном расписании закреплен оклад 50 тыс. руб. (а с премиями, например, доход составляет 70 тыс. руб.). Вы же в своем резюме указываете желаемый размер зарплаты равный 100 тыс. руб. Как вы считаете, вас пригласят на собеседование? В большинстве случаев – нет, так как первичный отбор часто осуществляется по формальным критериям – определенному образованию, опыту работы, зарплате и т. п. Редки ситуации, когда вас пригласят пообщаться только для включения в кадровый резерв. А если бы вы не указали в резюме желаемый размер зарплаты, то приглашение на собеседование могли бы получить. Но мне возразят, что доход в размере 70 тыс. руб. при желании иметь 100 тыс. в этом примере никуда не делся. И разве хорошо, что несовпадение желаний и возможностей выяснится на собеседовании? И да, и нет. Во-первых, вы можете не понравиться работодателю и до обсуждения размера зарплаты даже не дойдет. Во-вторых, компания и (или) вакансия могут не понравиться и вам: на собеседовании вы узнаете, что трудовое законодательство не соблюдается, а переработки – это норма, без дополнительной оплаты, естественно. В-третьих, вы, наоборот, можете так очаровать работодателя, что вам предложат другую вакансию или проект с более высокой оплатой, нежели было обозначено в объявлении.

Но не указывая желаемую зарплату в резюме, вы можете столкнуться с другой проблемой. Например, вы для себя решили, что меньше, чем на 60 тыс. руб. не согласитесь. Вас приглашают на вакансию, в объявлении о которой также не указан возможный размер зарплаты, а все мы знаем, что зарплату обсуждают не на первом собеседовании и тем более не во время телефонного интервью, где две стороны договариваются о будущей встрече. Значит, вам придется поехать на собеседование (иногда и не раз), где вы неожиданно узнаете, что размер зарплаты на этой должности составляет всего 30 тыс. руб., и то преимущественно в конверте.

Многие считают, что такие «порожние» собеседования тоже полезны – отрабатывается навык их прохождения и самопрезентации. Если вы ими не обладаете на пятерку, то соглашусь, в противном случае пустая трата времени. Хотя и из таких ситуаций можно иногда извлечь пользу. Например, когда профессия позволяет и вас приглашают, можно отказаться от работы в штате за предлагаемую зарплату, но согласиться на нее или чуть ниже в качестве проектной работы. Правда, вы должны достаточно сильно заинтересовать потенциального работодателя, чтобы у него не появилось желания взять на работу в штат другого кандидата.

Подготовиться к собеседованию поможет список вопросов, который вы найдете в бесплатном сборнике полезных материалов по ссылке.

Что касается компаний, не соблюдающих трудовое законодательство частично или совсем, то тут установка размера зарплаты происходит довольно непрозрачно. Она может назначаться «от фонаря», а значит, сколько вы назовете, столько и получите. И иногда может получиться так, что вы назовете значительно меньше, чем вам были готовы заплатить. Знаю такие истории из личного опыта.

Из этого можно сделать один важный вывод – цифру, которые вы назовете (или напишите, если решите ее указать в резюме), вы должны четко определить сначала для себя, причем не столько исходя из того, сколько вам нужно для нормальной жизни (например, расходы на аренду жилья, коммунальные платежи, транспорт, продукты питания, обучение и т. п.), а проанализировав рынок труда, зарплатную политику данной компании, аналогичные вакансии и резюме ваших «конкурентов». И четко уметь ее обосновывать, если она окажется выше, чем вам хотели предложить.

Выбрать компанию, соблюдающую трудовое законодательство, вам помогут рекомендации из книги «21 способ проверить работодателя перед трудоустройством». Прочитав эту книгу, вы узнаете: максимум законных и бесплатных способов проверки работодателя, какая найденная информация является абсолютным противопоказанием для трудоустройства, а какая допускает его, несколько способов проверить организацию на долги, в том числе по зарплате. По данной ссылке вы можете купить ее со скидкой 10 %.

Цель

Цель – это та должность / профессия, на которую вы претендуете. Допустимо указывать несколько смежных должностей.

По сути, весь процесс трудоустройства стоит начинать именно с постановки цели. Если вы не можете ее определить, то это, как говорится: «Иду туда, не знаю куда». То есть если вы ищете что-нибудь, то и найдете что-нибудь. Постановке цели посвящены множество книг, дам несколько полезных, на мой взгляд, ссылок в конце книги.

При написании этого раздела кандидаты обычно допускают три ошибки.

Первая – такой раздел вообще отсутствует. В этом случае логика следующая: «Я вам выслал(а) резюме, изучите мой опыт, посмотрите какой(ая) я классный(ая) и предложите мне что-нибудь, что у вас есть подходящее под меня». В какой-то степени такой подход можно было бы разделить, но нужно помнить о двух моментах: во-первых, резюме сначала попадает к сотруднику отдела персонала, который не всегда компетентен в навыках потенциальных кандидатов по закрываемой им вакансии и отфильтровывает резюме по формальным критериям. Например, кандидат закончил такой-то вуз, профессиональный опыт работы составляет столько-то лет, работал в таких-то компаниях и т. п. Во-вторых, компании неинтересны ваши желания – при подборе персонала она всегда преследует только свои цели, а именно, найти определенного (желательно самого «дешевого» и одновременно самого классного) специалиста, который будет выполнять конкретные задачи. А еще лучше – решит определенные проблемы! И все. Поэтому надеяться на то, что предложат что-нибудь подходящее именно вам, не стоит.

Вторая ошибка – антипод первой: кандидат, наоборот, указывает все возможные должности, на которых он мог бы работать, даже если они не являются смежными или у них различается статус позиции (рис. 1).


Рис. 1. Пример неправильного перечисления возможных должностей в одном резюме


Еще примеры из моей практики: «Журналист, редактор, менеджер, администратор», «Водитель, бухгалтер, кассир, охранник». И даже так не очень хорошее решение (рис. 2):


Рис. 2. Пример неправильного перечисления возможных должностей в одном резюме


Как это считывается HR-менеджером? Во-первых, здесь опять налицо неумение ставить цели, а значит, вы еще не разобрались в себе, кем хотите работать. Это говорит о нестабильности кандидата. Во-вторых, о банальной, да-да, лени! Это означает, что у кандидата «нет времени» составить несколько резюме, адаптируя их под разные должности (тут, правда, есть одна опасность, про нее поговорим позже).

И третья ошибка – использование общих фраз:


Цель – получение высокооплачиваемой работы в крупной компании.


Цель – найти любую работу, где я смогу применить свои знания.


Цель: менеджмент, продажи, поставки.


Но не только общих фраз, но и обобщенного названия должностей: «специалист», «сотрудник», «менеджер», «начальник отдела» и т. п. (рис. 3):


Рис. 3. Пример неправильного указания должности в резюме


Эта ошибка равнозначна первой, поэтому не будем на ней подробно останавливаться.

А на такой должности, как «менеджер», акцентируем свое внимание. Менеджер в переводе с английского языка (manager) означает «администратор, управляющий», поэтому под менеджером в корректном значении этого слова понимают руководителя, а не какого-либо специалиста. Очень важно указывать дополнительно специализацию: «менеджер по рекламе», «менеджер по продажам», «менеджер по закупкам», «менеджер по PR и маркетингу» и т. п.

Запомним правило: употребляя слова «начальник» («руководитель», «глава» и т. п.) и «специалист» («сотрудник» и т. п.), не забываем указывать какого отдела (секретариата, правого, склада, госзакупок и т. п.).

При составлении резюме в текстовом файле для последующей отправки работодателю напрямую допускается написать данный раздел более широко, чем при размещении на работных порталах (там унифицированная форма). Например, можно дать характеристику потенциальному работодателю, указав тип компании в зависимости от характера (цели) хозяйственной деятельности, формы собственности, масштаба (численности персонала), организационно-правовой формы, национальной принадлежности капитала, отраслевой принадлежности, а также прорекламировать себя:


Позиция главного бухгалтера в лидирующей российской компании нефтегазовой отрасли, позволяющая применить 20-летний опыт работы на данной должности, полученный в ПАО «Газпром» и ПАО «НК «Роснефть.


Позиция внешнего аудитора / внутреннего аудитора / главного специалиста / специалиста по качеству в крупной российской или международной компании, позволяющая применить 10-летний опыт работы, полученный в компаниях «большой четверки», и свободное владение английским языком».


Позиция логиста / менеджера по логистике в растущей транспортной экспедиционной компании, позволяющая применить 5-летний опыт работы с крупными федеральными клиентами.

Ключевые навыки и компетенции

Под ними понимают то, что вы умеете делать или знаете без привязки к конкретной компании или должности. Указываются по приоритету от стратегических (планирование, управление финансовыми потоками, бюджетирование, оптимизация бизнес-процессов и т. п.) к административным (участие в переговорах, в выставках, конференциях, управление персоналом, знание нормативно-правовых актов в отрасли и т. п.). Обычно достаточно 7-10 пунктов.

Основная ошибка, которую допускают большинство кандидатов, заполняя этот раздел резюме, заключается в том, что они перечисляют свои обязанности. Это неверно! Вот примеры правильных ключевых навыков:


– свободное владение английским и китайским языками;

– профессиональное владение методами математического моделирования (линейное программирование, метод наименьших квадратов, временные модели с использованием теории обыкновенных дифференциальных уравнений и т. д.);

– знание математических компьютерных пакетов SPSS, Mathcad, Mathlab;

– навыки бизнес-планирования, бюджетирования, стратегического и оперативного управления компанией;

– финансовое планирование и управление финансовыми потоками предприятия с выполнением основных показателей;

– 5-летний опыт разработки и внедрения маркетинговых стратегий для продвижения на рынке новых продуктов и услуг, в том числе сектора b2b;

– 5-летний опыт формирования эффективной команды (подбор сотрудников на ключевые должности) и управления ею (мотивация, адаптация, обучение, оценка, создание позитивной рабочей атмосферы в коллективе и развитие корпоративной культуры), около 30 человек;

– 10-летний опыт организации системы закупок: анализ, планирование, прогнозирование и бюджетирование закупочной деятельности;

– опыт успешного взаимодействия с представителями государственных структур на региональном и федеральном уровнях с целью представления интересов компании;

– опыт запуска стартап-проектов (в частности, запуск завода по производству фанеры мощностью 100 тыс. куб. м / год, строительство лакокрасочного производства мощностью выпуска продукции 9 тыс. тонн / год) и т. п.


Для того чтобы заполнить этот раздел в первый раз, стоит задать себе вопрос «А что я умею делать / знаю (вообще)?». По сути, это такая мини-тренировка самопрезентации. Сложно? Представьте себе, что вы встретили приятеля, с которым не виделись пару десятилетий и на вопрос «Как ты?» рассказываете о том, чем вы занимаетесь в настоящее время. Попробуйте сначала написать хотя бы 5 пунктов, затем 10 и 20. Из них можно будет выкинуть малозначительные умения и оставить только самые важные.

Профессиональный опыт

Он перечисляется от последнего места работы к первому. Поэтому стандартное резюме и называется хронологическим. Если у вас уже есть значительный опыт работы и в начале вашей карьеры были нерелевантные должности, то их можно опускать, либо указывать, но одним предложением, не расписывая должностные обязанности и достижения.

Важно! В результатах поиска резюме на работных порталах отображается только последнее место работы – помните об этом, совершая карьерные шаги (рис. 4). Иногда временное трудоустройство на нерелевантную вакансию может обойтись очень дорого – вам придется использовать другие способы поиска работы, так как несовпадение желаемой позиции (профессии) должности на последней работе может играть против вас.


Рис. 4. Фрагмент из кратких результатов поиска резюме на работном портале hh.ru, когда соискатель планирует кардинально изменить свою карьеру


Также нелогичным будет выглядеть резюме с понижением в должности в рамках своей профессиональной сферы, особенно если кандидат обладает значительным опытом (рис. 5):


Рис. 5. Фрагмент из кратких результатов поиска резюме на работном портале hh.ru, когда соискатель ищет работу с понижением в своей профессиональной сфере

Даты начала и окончания работы

Конкретное число писать не нужно – только месяц и год:


Октябрь 2020 г. – ноябрь 2022 г.


Если работаете в настоящее время, то так и указываете:


Октябрь 2020 г. – н. в.


Часто кандидаты указывают так, даже если уже уволились. В целом, это неплохой лайфхак – потенциальный работодатель не будет звонить на «текущее» (последнее) место работы, чтобы получить рекомендации. Это актуально в тех случаях, когда вы уволились некрасиво или у вас были разногласия с вашим руководителем. Но надо понимать, что это все-таки ложь и на собеседовании у вас обязательно спросят, сколько вам нужно отработать. И вот тут-то обман и вскроется. Или вскроется в какой-то иной момент. Если это будет единственный минус, возможно, он не испортит впечатление о вас, но если минусов несколько, то результат вполне очевиден.

Иногда доходит до смешного – кандидат уволился, например, полгода назад, но до сих пор не поменял дату увольнения в резюме. «Забыл», как часто говорят. В целом понятно, почему так происходит – как правило, человек месяцами не может найти работу, поэтому чтобы не показывать долгий перерыв, идет на такой шаг. Хотя для каждой должности «долго» будет своим: для топ-менеджера допустимо до года, на рядовых должностях – до полугода. Но повторюсь еще раз – это является обманом, который, возможно, будет играть против вас.

Наименование и описание компании

Указывать краткое описание компании, год ее создания, место в рейтингах, долю рынка, численность персонала, адрес сайта нужно тогда, когда она является мало- или неизвестной компанией. Эта информация хоть как-то позволит вам выделиться из конкурентов и продать вас:


ООО «Магазин продуктов», Самара, федеральная сеть магазинов продуктов, которая была создана в 2005 г. Является крупнейшей сетью на Северо-Западе и в Поволжье, третьей в России. Имеет более 300 магазинов, ежегодно открывается по 10–15 магазинов, www.magazin-produktov.ru.


ООО «Кройка и шитье», Москва, небольшой семейный бизнес, основанный в 2017 г. В 2022 г. 2 коллекции были показаны на Неделе моды в Париже и Лондоне, www.kroykaishite.ru.


ООО «Импорт стайл», Санкт-Петербург, производственная компания, база которой содержит офисы, исследовательскую и испытательную лабораторию, производственные цеха, складские помещения. Одна из первых в России перешла на проектирование и производство техники на основе российских комплектующих, штат компании составляет около 8 тыс. человек, www.importstayl.ru.


ПАО «Вымпелком» или ПАО «Сбербанк Россия» в рекламе не нуждаются, поэтому описывать сферу деятельности их и других аналогичных компаний не нужно – это и так известно большинству. В этом случае приводите только наименование юридического лица, обязательно с указанием организационно-правовой формы.

Неправильно:


Билайн.


Правильно:


ПАО «Вымпелком.


Если беспокоитесь, что потенциальный работодатель может не знать торговую марку данного юридического лица, укажите и ее:


ПАО «Вымпелком» (торговая марка «Билайн»).


На работных порталах при написании первых букв организации в соответствующем поле выпадают подсказки с возможными наименованиями компаний, которые зарегистрированы на нем. С одной стороны, удобно сразу выбрать конкретную компанию (в этом случае подтягивается и регион, и сайт, и главное – сфера деятельности компании), с другой – нужно обратить внимание на один нюанс, который значительно упростит или, наоборот, усложнит поиск работы. Допустим, вы ищете работу журналистом, а выбрав с помощью подсказки работодателя, подгрузится сфера деятельности «Системная интеграция, автоматизации технологических и бизнес-процессов предприятия, ИТ-консалтинг». Характеризует этот вид деятельности вашего работодателя? Скорее всего, да! Помогает в вашем трудоустройстве? Нет! А знаете почему? Когда вы будете откликаться на вакансии, вам будет выпадать сообщение «Такой отклик может получить отказ. Работодателю важно, чтобы у соискателя было больше опыта работы в схожей должности в компании из аналогичной сферы».

Базовый поиск кандидатов осуществляется по резюме и/или навыкам. А вот расширенный – в том числе по опыту работы в конкретной отрасли, которую HR-менеджер выберет из тех самых подсказок. А дальше включаются алгоритмы поиска и сортировки. Ваше резюме либо не попадет в выборку вообще, либо попадет, но на очень дальних позициях. Вы можете провести эксперимент, зарегистрировавшись под аккаунтом работодателя, – это бесплатно. Это будет полезно также и для того, что оценить ваших «конкурентов» – других кандидатов.

Поэтому в таких ситуациях, когда сфера деятельности организации не совпадает с той, в которой вы ищете работу, рекомендую не пользоваться выпадающими подсказками, а вписывать название компании и выбирать ее сферу из выпадающего списка самостоятельно.

Должность

Обязательно указывайте число сотрудников в подчинении, если они были, в том числе даже фрилансеров на гражданско-правовых договорах:


Редактор отдела «Экономика» (сотрудничество с 30 фрилансерами и более, чем 50 экспертами).


Директор финансового управления (в прямом подчинении 7 сотрудников, общее число сотрудников в управлении – 53).


Но иногда важно подчеркнуть свою единственную роль, например, тогда, когда масштабы компании впечатляют:


Юрист в единственном лице: полное юридическое обслуживание 8 юридических лиц общей численностью 1 тыс. сотрудников.

Должностные обязанности

Они указываются по приоритету от стратегических к административным.

Многие, так же как и с ключевыми навыками, испытывают сложности при написании должностных обязанностей, поэтому копируют информацию из своей должностной инструкции и (или) профессионального стандарта и вставляют ее в резюме. И так по всем работам. В итоге получается резюме объемом 10–15 страниц, при этом кандидату всего 30 лет.

А правило «20 секунд» говорит о том, что именно за это время HR-менеджер или руководитель принимает решение, приглашать вас на собеседование или нет. Напомним, резюме обычно читают по ключевым точкам: 5–7 секунд уходит на ознакомление с Ф. И. О., фото, возрастом, желаемой должностью и зарплатой, 10 секунд – на изучение предыдущего места работа, выполняемого функционала и достижений и 3–5 секунд – на просмотр ключевых навыков, информации о кандидате, портфолио, образования.

Таким образом, у HR-менеджера просто нет времени перечитать эти 10–15 страниц в надежде найти то, что его интересует.

Фразы из должностной инструкции и (или) профессионального стандарта в целом можно использовать, но делать это нужно грамотно. Следует важные словосочетания «перевести» с официально-документального стиля на обиходно-деловой, но сохранив при этом специальную терминологию.

Например, в профессиональном стандарте бухгалтера указаны следующие трудовые функции[2]:


Ведение бухгалтерского учета: принятие к учету первичных учетных документов о фактах хозяйственной жизни экономического субъекта; денежное измерение объектов бухгалтерского учета и текущая группировка фактов хозяйственной жизни; итоговое обобщение фактов хозяйственной жизни;

Составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта»: составление бухгалтерской (финансовой) отчетности; внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности; ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций, налоговое планирование; проведение финансового анализа, бюджетирование и управление денежными потоками;

Составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта, имеющего обособленные подразделения: организация процесса ведения бухгалтерского учета в экономических субъектах, имеющих обособленные подразделения (включая выделенные на отдельные балансы); организация процесса составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности экономическими субъектами, имеющими обособленные подразделения (включая выделенные на отдельные балансы);

Составление и представление консолидированной отчетности: управление процессом методического обеспечения составления консолидированной финансовой отчетности группы организаций (консолидированной отчетности группы субъектов отчетности); управление процессом составления и представления консолидированной финансовой отчетности;

Оказание экономическим субъектам услуг по ведению бухгалтерского учета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности: Планирование и организация деятельности, связанной с оказанием услуг по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского и налогового учета, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, консолидированной финансовой отчетности, налоговых расчетов и деклараций; текущее управление и контроль оказания услуг по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского и налогового учета, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, консолидированной финансовой отчетности, налоговых расчетов и деклараций; организация оказания услуг в области бухгалтерского и налогового консультирования и консультационных услуг в смежных областях, в том числе в области внутреннего контроля и финансового анализа.


Адаптировав их, можем получить следующие обязанности:


Должностные обязанности:

– ведение бухгалтерского учета по головной организации и 10 обособленным подразделениям;

– составление и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговую инспекцию;

– внутренний контроль;

– ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

– налоговое планирование;

– финансовый анализ;

– бюджетирование и управление денежными потоками;

– составление и представление консолидированной отчетности.


Уже, как мы видим, стало лучше, но еще неидеально. Полученный скелет обязанностей желательно нарастить небольшими подробностями, уточнениями и т. п. Если не можете написать из личного опыта, обратитесь к работным порталам, где из вакансий или резюме других кандидатов позаимствуете фразы.

Вообще оценка чужих аналогичных резюме никогда не бывает лишней. Периодически проводите такой аудит – так вы сможете узнать, какие навыки вам необходимо подтянуть или какие знания получить. Для этого не требуется регистрация в качестве работодателя на работном портале – на том же hh.ru, например, нужно выбрать раздел «Работодателям», а в строке поиска – «Резюме».

В справке профессиональных стандартов, подготовленных компанией «Гарант», вы сможете найти стандарт по своей или смежным профессиям, а по этой ссылкеперечень должностных инструкций.

Как правило, достаточно указать 6-10 должностных обязанностей по каждой должности.

Возможно разделение на блоки при описании конкретного места работы, например, «Маркетинг», «Продажи», «PR», «Логистика» и т. п., если у вас разнообразный опыт и представление его в одном блоке создает кашу из обязанностей. В каждом таком блоке перечисляются обязанности, относящиеся к конкретном блоку. Также можно указать процентное соотношение рабочего времени, затрачиваемого на каждый блок обязанностей. Например, в резюме директора по развитию бизнеса это будет выглядеть следующим образом:


Развитие бизнеса (20% рабочего времени):

– анализ и улучшение всех существующих рабочих и коммерческих систем компании;

– подготовка документов для управления персоналом (правила внутреннего трудового распорядка, должностные обязанности, бизнес-планы и т. д.);

– поиск новых иностранных партнеров и налаживание контактов для развития бизнеса;

– участие в международных выставках за границей с целью переговоров с новыми партнерами;

– ведение и анализ статистических данных о продажах и подготовка соответствующих отчетов;

– подготовка объявлений на новые вакансии, последующий отбор резюме с целью выявления потенциальных кандидатов, организация и проведение интервью выбранных кандидатов, прием на работу новых сотрудников, обеспечение поддержки в течении испытательного срока, проведение оценки каждого сотрудника по результатам работы, организация тренингов для персонала.


Логистика (20%):

– координация и контроль размещения заказов;

– ведение переговоров с производителями и поставщиками;

– поддержание связей с экспедиторами для организации транспортировки товаров;

– обеспечение своевременной доставки товаров на склады;

– обеспечение доставки товаров в соответствии с экспортными документами;

– осуществление информационной поддержки о состоянии товаров.


Реклама (10%):

– разработка на один год и ежемесячное исполнение рекламного плана (включая бюджет);

– участие в подготовке и осуществлении маркетинговых кампаний;

– участие в разработке введения на рынок нового товара;

– подготовка текстов для рекламных документов.


А также приведение укрупненной обязанности с более детальными разъяснениями:


Директор департамента маркетинга и продаж / Директор по бизнесу:


1. Разработка и реализация стратегии банка по привлечению и обслуживанию клиентов с целью выполнения плановых показателей:

– кредитный портфель по юридическим лицам (объем выдачи кредитов);

– кредитный портфель по физическим лицам (объем выдачи кредитных карт);

– пассивы: срочные и «до востребования»;

– комиссионные доходы.

2. Разработка, а также модификация бизнес-процессов в банке по направлениям:

– кредитование (от процесса привлечения клиента до выдачи кредита / погашения кредита);

– прием вкладов населения / депозитов юридических лиц;

– комиссионные продукты (гарантии, зарплатный проект, эквайринг, инкассация).

3. Разработка и реализация маркетинговой политики банка:

– маркетинговый план по продвижению продуктов и услуг банка;

– рекламные кампании по продвижению бренда, а также продуктов и услуг банка.

4. Разработка и реализация продуктовой и тарифной политик банка:

– мониторинг рынка банковских продуктов и услуг;

– ввод в действие новых продуктов и услуг, модификация существующих;

– разработка тарифной политики и ее модификация.


После того, как написали обязанности, необходимо проверить их соответствие названию потенциальной должности. Иногда одна и та же должность в разных компаниях имеет иной функционал. Например, в некоторых СМИ позиция редактора равнозначна пишущему журналисту с навыками редактирования, а не сотруднику, который только редактирует чужие тексты. SMM-менеджер может размещать чужие посты, но в большинстве случаев должен писать сам. Менеджер по работе с клиентами может заниматься пассивным обзвоном текущей базы клиентов и оформлением первичных бухгалтерских документов, а может сам активно искать, выполняя роль менеджера по продажам.

А что же писать в разделе «Профессиональный опыт» студенту и недавно закончившему вуз или ссуз молодому специалисту, которые не имеют опыта работы? Каждый из нас рождается без опыта работы, поэтому эта ситуация нова не только для вас.

Во время обучения в образовательной организации вы не только можете, но и должны проходить практику или стажировку. Несмотря на то, что они краткосрочные (от пары недель до нескольких месяцев), их и указываете в резюме по всем тем правилам, которые мы рассматриваем в книге. К сожалению, некоторые кандидаты считают, что во время обучения необходимо тратить все свое время и усилия только на учебу и в крайнем случае «решают» вопрос с практикой у знакомых. Так делать не стоит! Даже небольшая практическая работа позволит закрепить и расширить полученные теоретические знания. Также у многих компаний разработаны специальные программы для молодых специалистов без опыта работы, для участия в которых необходимо заполнить анкету, сделав акценты на полученное образование и личные качества.

При описании своих обязанностей не рекомендуется использовать глаголы.

Неправильно:


Готовила блюда разной направленности.


Продавал рекламу на портале.


Управлял компанией.


Составляла планы работы на год.


Правильно:


Приготовление блюд разной направленности.


Активный поиск клиентов и продажа рекламы на портале.


Операционное управление юридическим лицом.


Долго- и краткосрочное планирование.

Результаты работы
Загрузка...