Поворот на восток – это важная и актуальная тема для современной России. В условиях сложившейся весьма непростой мировой ситуации именно поворот на восток избран в качестве нового пути и вектора развития. Поворот на восток – это контекст, в котором происходит взаимодействие России и Вьетнама на современном этапе.
Сакральным управителем востока является дракон. Это мифическое существо считается покровителем данного компасного направления, согласно традиционным представлениям азиатских народов об устройстве Неба и Земли. В любом случае, поворот на восток – это всегда встреча с драконом.
По мнению автора, когда речь заходит о повороте на восток, прежде всего, необходимо определиться с представлениями о Востоке в целом, и о Вьетнаме в частности, в своей собственной голове. Оценим Вьетнам прагматичным взглядом. Современный Вьетнам – это очень привлекательный и емкий рынок. О стратегическом положении Вьетнама на перекрёстке морских торговых путей и так все знают, достаточно просто посмотреть на карту. Население Вьетнама приближается к отметке сто миллионов человек. Все эти потребители компактно проживают на территории примерно равной удвоенной площади Приморского края. За место на этом рынке сражаются при помощи маркетинговых бюджетов и качественных деловых связей.
Использование мягкой силы – это весьма популярная тема во Вьетнаме. В большинстве случаев слова "мягкая сила" для вьетнамцев означают способность договариваться на выгодных для себя условиях, умение нравиться и получать поддержку, привлекать на свою сторону. В этом искусстве вьетнамцы не просто прошли хорошую школу, но с отличием окончили университет.
Когда надо, вьетнамцы скромно называют себя "маленькой бедной страной". Достаточно вспомнить осень 2022 года, когда вьетнамские банки перестали работать с российской платежной системой "Мир". Вьетнамцы сказали: мы опасаемся вторичных санкций со стороны США. Когда надо, вьетнамцы говорят о Великом Вьете, стране с богатой тысячелетней историей, азиатском тигре и взлетающем драконе. И, разумеется, с гордостью называют себя важнейшей экономикой АСЕАН.
Вьетнамский опыт автора побуждает к выводу, что в отношении использования мягкой силы русские и вьетнамцы – это участники соревнований из разных весовых категорий. Со всеми вытекающими отсюда вариантами. С одной стороны вьетнамцы, которые мастерски пользуются мягкой силой на протяжении тысячелетий. С другой стороны россияне, у которых навык использования мягкой силы во Вьетнаме практикуется не слишком активно. Даже можно сказать по принципу минимализма. Олимпиада по русскому языку, неделя русского кино, выступление академического ансамбля Берёзка – это всё очень хорошо. Вопрос в том, как часто российская сторона проводит такие мероприятия, и самое главное, какую аудиторию они охватывают.
Исходя из собственного вьетнамского опыта, автор может перечислить, с какими сегментами работа не ведётся. Прежде всего, это деловые мероприятия. Простой пример: Forbes Vietnam. Автор лично принимала участие в каждом бизнес форуме этого уважаемого бренда с 2014 по 2019 год, и ни разу не видела там ни одного представителя российского бизнеса или официального лица. В тени остаются возможности разнообразных популярных во Вьетнаме мероприятий. Это кулинарные конкурсы, телепрограммы и шоу, показы мод, выставки картин и арт-аукционы, благотворительные акции, новогодние телепоздравления.
Создается впечатление, что представителей России во Вьетнаме совершенно не интересуют такие события как вручение премии Женщина года, Бизнесмен года, ТОП-100 Бизнес стиль, Форум женщин лидеров, мероприятия в рамках программы конкурсов красоты Мисс Вселенная Вьетнам и Мисс Вьетнам. Это точная информация, поскольку автору доводилось принимать участие во всех перечисленных мероприятиях во Вьетнаме годами в качестве лауреата бизнес премии, номинанта, спикера, модератора, почетного гостя, представителя вьетнамской компании-спонсора короны конкурса красоты.
Из следующей главы читатели узнают о том, с какой именно точки начинается поворот на восток на современном этапе отношений России и Вьетнама. Что имеется в активе, и что было утрачено за последнюю четверть века.
Современная риторика на тему двустороннего сотрудничества между Вьетнамом и Россией затрагивает тему традиционной дружбы, безвозмездной помощи Советского союза и всеобъемлющего стратегического партнёрства. Однако слишком часто приводятся примеры конца восьмидесятых годов XX века. Важно помнить о том, что время не стоит на месте. Мир приближается к концу первой четверти XXI века.
Вьетнамские специалисты и высококвалифицированные кадры руководящего звена, которые обучались в Советском Союзе уже вышли на пенсию. Они красиво выступают на мероприятиях общества Дружбы Вьетнама и России. Однако имеют мало влияния в современной политике и в бизнесе. Геополитическая ситуация с тех пор очень сильно изменилась.
Россия и Вьетнам всегда говорят о традиционной дружбе и стратегическом партнёрстве. И при этом за последнюю четверть века статус русского языка во Вьетнаме спустился с вершины Олимпа языка правящей элиты до скромного уровня редкого иностранного языка. К сожалению. В XXI веке русский язык во Вьетнаме изучают группы студентов в учебных заведениях, которые можно пересчитать по пальцам. Это факт.
Просто сравните это с числом англоязычных образовательных программ и языковых курсов во Вьетнаме. Всем известны цифры: в настоящее время в вузах США ежегодно проходит обучение тридцать тысяч вьетнамцев. В 2022 году представителями дипломатической миссии США во Вьетнаме было сделано заявление, что в ближайшие годы эта цифра увеличится до шестидесяти тысяч студентов в год.
Результаты экономического сотрудничества тоже весьма красноречивы. Достаточно просто сравнить стоимость двусторонней торговли Вьетнама и Китая, Вьетнама и США, Вьетнама и России. Трехзначные цифры против однозначной в миллиардах долларов. Увы, в отношениях России и Вьетнама точка отсчёта при повороте на восток расположена на низком уровне. Кстати, об этом вскользь упоминают и двусторонние официальные документы. Слова о том, что существующие отношения не соответствуют потенциалу двух стран, встречаются в текстах совместных заявлений на протяжении последних тридцати лет.
За любым результатом всегда стоит объём проделанной работы. За результатом, которым можно гордиться, стоит сумма усилий, помноженная на высокий уровень профессиональной компетенции по Вьетнаму.
Следующая глава поведает читателям о том, как в течение многих лет представители российской стороны не могут получить разрешение на строительство часовни русской православной церкви во Вьетнаме. В то время как часовня сербской православной церкви во Вьетнаме давно есть.
Тема строительства русской православной часовни во Вьетнаме относится к категории вопросов, который не могут решить на протяжении многих лет. Представители российской стороны безрезультатно поднимали эту тему в течение долгого времени, но не могли договориться с вьетнамцами относительно выдачи разрешения на строительства во Вьетнаме часовни ни официальным путём, ни при помощи мягкой силы. Камень преткновения был именно в вопросе согласования бюрократических формальностей.
Не преуспели в этом вопросе и в 2009 году к моменту открытия мемориального комплекса погибшим во Вьетнаме русским и вьетнамским лётчикам на полуострове Камрань. Этот памятник находится буквально в нескольких минутах езды от аэропорта, по правую сторону при движении из аэропорта в сторону курортного города Нячанга. Предполагалось, что молитвы за вьетнамцев будут возноситься по вьетнамскому обычаю путём сжигания ароматных палочек в дни поминовения усопших, за русских же планировалось читать молитвы по канонам Русской Православной Церкви в маленькой часовне. Однако планы эти, ни ко времени открытия памятника, ни много лет после, реализовать не получилось. Вьетнамские власти отказывали в разрешении на строительство русской православной часовни на территории Вьетнама на том основании, что ранее никогда не было такой исторической традиции.
Однако часовня сербской православной церкви во Вьетнаме давно есть. Белое отдельно стоящее строение с голубым куполом. Часовня находится на территории частного владения, бутик-отеля в окрестностях города Фантхиет. Этот принадлежащий владельцу сербского происхождения курорт находится на побережье Кега, на противоположной стороне побережья от известного курортного района Муйне. И русские туристы иногда посещают эту маленькую церковь, потому что собственник рекламирует в туристических буклетах факт местонахождения православной часовни на территории своего эко-курорта, вместе с рестораном, специализирующимся на полезной и натуральной кухне.
Владелец с гордостью водил автора посмотреть свою домовую церковь, рассказывал историю каждой иконы, делился планами приглашения священника из константинопольского патриархата для освящения часовни. Шутил по поводу того, что при регистрации бизнеса вьетнамцы не могли уразуметь, что Сербия и Сибирь – это разные слова, и искренне удивлялись, почему у него не русский паспорт. Услышав рассказ автора о том, что представители российской стороны безуспешно пытались договориться с вьетнамцами о получении разрешения на строительство русской православной часовни, жизнерадостный серб рассмеялся, сделал широкий жест рукой и сказал: "С чего бы вдруг я утруждал себя тем, чтобы у кого-то спрашивать разрешение. Я для себя построил. Это мой курорт. Моя часовня. Здесь я ем. Здесь я читаю. Здесь я молюсь".
В следующей главе читатели найдут несколько практических примеров на тему того, как хорошо могут поладить и договориться с драконом американцы и европейцы.
Виртуознее всех, по мнению автора, работают во Вьетнаме американцы. Навык применения мягкой силы у них прокачан очень хорошо. Это факт. Американцы умеют покорять умы и сердца вьетнамцев, вопреки горечи войны, для обеспечения высоких экономических показателей и успешной реализации своей индо-тихоокеанской стратегии.
И как аккуратно и грамотно все это делается. Самые простые примеры. По случаю праздника Тэт в начале 2022 года, вновь прибывший в страну посол США, собственноручно перед камерой начертал каллиграфическую надпись со словами поздравления: "Здравствуй, Вьетнам". Большой кистью чёрной тушью на свитке красной бумаги на вьетнамском языке. Это старинная традиция. Разумеется, такой жест понравился каждому вьетнамцу и прессе. Посол ещё отбывает положенный по прибытию двухнедельный карантин, ещё не совершал протокольных встреч и не вручал верительных грамот, а о нём уже пишут все вьетнамские газеты. Или глава дипмиссии США пришёл в студию звукозаписи и прочитал детский рассказ на английском языке. Вьетнамцы снова радостно приветствовали такую инициативу. Это очень лёгкий и приятный способ покорять вьетнамские сердца. Хорошее дополнение к высоким экономическим показателям.
Итальянцы во Вьетнаме так просто показывают высший пилотаж в искусстве мягкой силы. Они беззастенчиво продвигают итальянские вина на любом культурном мероприятии. Автору об этом рассказывала глава ведомства при администрации города Хошимина, которое выдаёт разрешения на проведение мероприятий. Итальянское консульство, торгпредство и торговая палата всегда мягко убеждают ведомство немного отступить от правил на основании доводов, что итальянское вино дорогое, массы населения никогда не смогут себе его позволить, следовательно, угрозы избыточного употребление алкоголя это вино не создает. А элегантное потребление вина – это важная часть итальянской культуры. Когда ведомство мешкает с выдачей разрешения, то звонят уважаемые люди из союза художников и просят лояльно отнестись к пожеланию итальянских друзей. Ведь они активно поддерживают вьетнамскую культуру и искусство, поддерживают не словом, а делом: купили картину за несколько тысяч долларов, висит в офисе. Это способствовало укреплению авторитета и повышению престижа вьетнамских произведений искусства. А вино, вы понимаете, вино – это их культура.
Разве можно представить, чтобы российские дипломаты на регулярной основе напрягали вьетнамских чиновников ради интересов русского бизнеса и продвижения отечественной продукции во Вьетнаме. Автору о таком слышать не доводилось.
Однозначно, что при повороте на Восток предстоит проделать очень большой объём работы. И самое главное – делать это правильно и эффективно.
Всех, кто отправляется на восток, в любом случае, ожидает встреча с драконом. С кем именно предстоит встреча за поворотом? Это добрый и заботливый дракон Лак Лонг Куан из вьетнамской легенды или коварный и безжалостный Змей Горыныч из русских сказок? Всё зависит от того, насколько хорошо Вы готовы к этой судьбоносной и знаменательной встрече. Приведённые в этой книге примеры послужат источником вдохновения и помогут наладить конструктивные отношения с драконом.
Новые книги автора привлекли внимание и вызвали живой интерес со стороны вьетнамской прессы. Вскоре после публикации в 2022 году книг "Сказки Вьетнама в изложении востоковеда" и "Вьетнамская кухня. Вкусные истории", вьетнамская газета "Спорт и культура" обратилась к автору с просьбой об интервью. Материал был опубликован 31/08/2022 аккуратно в преддверии национального праздника – Дня Независимости Вьетнама, который отмечается 2 сентября. Под интервью была отведена целая полоса, то есть страница размера А3 во вьетнамской газете. В частности, редакции и читателям было интересно, какие истории из сокровищницы вьетнамского фольклора были отобраны автором для книги "Сказки Вьетнама в изложении востоковеда". Чем именно был обусловлен выбор? Что привлекает во вьетнамских сказках? Приблизительно через неделю после выхода этого номера газеты "Спорт и культура" на вьетнамском языке к автору обратилась редакция новостного агентства VetnamNews на английском языке с просьбой о новом интервью. Выпускающий редактор сказала, что они прочитали материал на вьетнамском языке в газете "Спорт и культура", им очень понравилось содержание. И потому они хотели бы взять у автора интервью для собственного издания на английском языке. Материал был опубликован 2 октября 2022 года на отдельной полосе в рубрике Inner Sanctum на пятой странице бумажной версии газеты и в электронном формате. В этом интервью мы детально и предметно обсудили архетипический образ дракона во вьетнамских и русских сказках.
Это очень яркий и выразительный пример на тему того, насколько далеки, и даже противоположны, по сути, образы дракона во вьетнамской и русской культуре. Этот вопрос можно рассматривать и с более широкой перспективы. В культурах Востока и Запада образ дракона имеет практически диаметрально противоположное значение.
В европейских и русских сказках Дракон всегда является неприятным субъектом, монстром, который доставляет людям много неприятностей. Дракон обычно отличается непомерной жадностью и хранит в своей пещере несметные сокровища. Дракон губит рыцарей и богатырей. Похищает девиц. Требует принесения человеческих жертв и непомерной дани. Однако рано или поздно находится смельчак, выдающийся герой, который сражается с драконом, побеждает чудовище, и восстанавливает мир и справедливость. В качестве награды победитель получает сказочные сокровища, золотой клад, дар неуязвимости в битвах, славу героя, прекрасную принцессу. В зависимости от сюжета повествования возможны варианты. Достаточно вспомнить золото Нибелунгов и Зигфрида. И изложение этой истории в эпических произведениях европейской классики, оперных либретто, величественной музыке и даже современном кинематографе.
В русском фольклоре дракон с тремя головами Змей Горыныч, бесспорно, является отрицательным персонажем. Список его неблаговидных поступков, в общем и целом, по многим пунктам совпадает с нелицеприятными оценками образа дракона из сказок европейских стран. Всем знакома история о том, как Добрыня Никитич освобождает от Змея Горыныча Забаву Путятичну. Разумеется, самый популярный герой русских сказок Иван-Царевич вступает в бой со Змеем Горынычем, охраняющим дуб, в дупле которого спрятана смерть Кащея Бессмертного. Или сюжет иконописи: Святой Георгий на коне пронзает змея копьём.
У вьетнамцев всё совершенно по-другому. Образ дракона для вьетнамской культуры является важным и священным. Дракон – это прародитель вьетнамцев, первопредок, знаменитый государь дракон Лак Лонг Куан. Согласно представлениям вьетнамцев дракон – это сильный и верный защитник. Дракон – это могущественный покровитель. Дракон – это мудрый учитель и добрый наставник. При любой беде вьетнамцы обращаются к дракону с просьбой о помощи.
Это достаточно убедительная иллюстрация на тему того, что запад и восток во многом диаметрально противоположны друг другу. И не только потому, что солнце восходит на востоке, а садится на западе. Потому при повороте на восток следует ясно осознавать, что для построения конструктивного диалога чрезвычайно важно уметь правильно расшифровывать культурный код. Собственно этой теме и посвящена эта книга.
Из следующей главы читатели узнают легенду о прародителях всех вьетнамцев, могущественном государе драконе и прекрасной фее-птице.
Любой вьетнамский ребёнок всегда с радостью готов рассказать красивую легенду о прародителях вьетнамского народа: повелителе-драконе Лак Лонг Куане и красавице-фее Ау Ко.
Давным-давно, когда наш мир был ещё очень юн и дивно прекрасен, могущественные драконы и добрые феи встречались в нем гораздо чаще, чем в наши дни. Именно в те старые добрые времена жил государь повелитель Лак. Лак Лонг Куан от рождения обладал магическими способностями. Он мог передвигаться под водой с такой же легкостью, как и по земле. Приняв наследство своего отца правителя Кинь Зыонг-выонга, Лак Лонг Куан активно занялся делами государства и народа. Множество вопросов требовали его непосредственного участия.
Люди в прибрежных регионах страдали от бесчинств, творимых местным морским чудовищем. Злой дух беспокоивший людей имел форму гигантской рыбы. Рыба была так велика, что за один раз могла с лёгкостью проглотить десять человек, согласно одной версии легенды. Однако встречаются источники, утверждающие, что количество жертв в пасти грозного морского гиганта, могло достигать ста и даже тысячи человек. Самые авторитетные источники, разумеется, утверждают, что морское чудовище могло за один раз проглотить тысячу кораблей, на каждом из которых находилось сто человек. Лак Лонг Куан сразился с чудовищем, одержал блестящую победу и разрубил морского демона на три части. Хвостовую часть поверженного противника Лак Лонг Куан выбросил далеко в море, так в заливе Бакбо появился остров, который в наши дни носит имя "Хвост белого дракона".
Облагодетельствовав жителей прибрежных регионов, Лак Лонг Куан, обратился к другой части своего государства. Здесь люди страдали от произвола злого духа девятихвостой лисы. Это коварный оборотень и крайне неприятный персонаж, который доставляет много неприятностей людям и присутствует во многих фольклорных историях Китая, Кореи, Японии и Вьетнама. Лак Лонг Куан избавил своих людей и от этой беды. Количество подвигов, совершённых Лак Лонг Куаном настолько велико, то в мире не хватит чернил и бумаги для их описания.
Государь дракон Лак постоянно заботился о благополучии людей. Он научил своих подданных обращаться с огнем, пахать землю и сеять рис. Лак Лонг Куан показал людям, как строить дома, которые бы надежно защищали их от непогоды и хищных животных. Для Лак Лонг Куана не существовало мелочей, он научил подданных правильно хранить запасы продовольствия.
Вьетнамцы почитают Лак Лонг Куана как установителя порядка в семье и обществе. Именно Лак Лонг Куан определил обязательства между родителями и детьми, мужем и женой. Благодарные люди построили для Лак Лонг Куана красивый Храм на горе, однако большую часть времени Лак Лонг Куан предпочитал проводить в своих подводных владениях. Всякий раз покидая землю Лак Лонг Куан напоминал подданным, что в случае надобности достаточно только воззвать к нему, и Лак Лонг Куан сразу же поднимется из водных глубин. Так обычно и происходило.
Во время одного из своих визитов на землю Лак Лонг Куан встретил красавицу редкой красоты – небесную фею-птицу Ау Ко, с которой государь-дракон сочетался браком. Благородную госпожу Ау Ко в народе почитали не меньше, чем её царственного супруга. Прекрасная Ау Ко научила людей сажать шелковичные деревья и разводить гусениц шелкопряда. Так в стране вьетов появилась шелковая ткань. Добрая Ау Ко рассказала людям про сахарный тростник. Сладкий сок этого растения полюбился всем, и с тех пор сахарный тростник считается священным. Искусная во всех домашних делах Ау Ко научила людей готовить много вкусных блюд из клейкого риса.
От союза с Лак Лонг Куаном Ау Ко произвела на свет мешок. Внутри мешка оказались сто яиц. Из ста яиц вышли на свет сто сыновей. Дети росли очень быстро, умом, храбростью и здоровьем они превосходили обычных людей. Все сыновья Лак Лонг Куана и Ау Ко были красивые, статные, умные и талантливые. Шли годы, царственные супруги жили в мире и согласии. Наступил день когда Лак Лонг Куан сказал супруге, что он более не может оставаться на земле, поскольку является драконом и принадлежит водной стихии.
Лак Лонг Куан и Ау Ко решили поделить сыновей, пятьдесят ушли вместе с отцом в море, а остальные пятьдесят отправились вместе с матерью в горы. При расставании братья обещали во всём поддерживать друг друга, где бы они ни были, и явиться на помощь по первому зову. Ведь вне зависимости от того насколько они близко или далеко они все являются сыновьями одних родителей, все они вышли из одного мешка. Старший из сыновей Лак Лонг Куана и Ау Ко стал первым королем Хунгом, основал легендарную династию восемнадцати Хунг-выонгов.
Когда требуется сплочённость и единодушие народа перед лицом внешней угрозы либо объединённые усилия для совершения великих дел, вьетнамские лидеры часто используют обращение: "Соотечественники!" Это слово призывает людей к объединению, в его значении заложена идея общего происхождения от одного истока. На вьетнамском языке слово соотечественники "Đồng bào" (донг бао) буквально означает "из одного мешка".
В следующей главе читателю предстоит знакомство ещё с одним весьма интересным и занимательным персонажем из могущественного клана драконов.
Образ лазоревого дракона Востока восходит к древнему китайскому трактату Лицзи "Описание правил приличия и церемоний", который приписывается Конфуцию. Это сочинение считается отправной точкой для появления традиции четырёх знаков зодиака на небесном своде. Великолепную четвёрку составляют: Лазоревый дракон Востока, Красная птица юга, Белый тигр Запада и Чёрная черепаха Севера. Кроме собственного участка неба, каждое из мифических животных представляет одну сторону света и одно время года.
Лазоревый дракон представляет весну и стихию дерева. Красная птица феникс символизирует жару летнего сезона и стихию огня. Белый тигр соответствует сезону осени и стихии металла. Черная черепаха отождествляется с зимой и стихией воды.
Кроме того, Дракон является одним из двенадцати циклических знаков Восточного зодиака: Крыса, Бык, Тигр, Кролик (у вьетнамцев – Кот), Дракон, Змея, Лошадь, Коза, Обезьяна, Петух, Собака, Свинья. Вместе с циклическими знаками Тигра и Кролика, Дракон составляет последовательность, которая образует сезон весны.
Месяц Дракона согласно традиционному аграрному календарю приходится на большую часть апреля и захватывает первые дни мая. Час Дракона приходится на утренний отрезок времени суток, а именно на двухчасовой интервал с семи до девяти утра. Знак Дракона в системе двенадцати циклических знаков соотносится со стихией Земли. Одновременно, знак Дракона является хранилищем стихии Воды.
На основании длительных наблюдений и анализа характеров и нравов, вьетнамцы считают, что человек, родившийся в год Дракона, имеет значительный скрытый потенциал. Правильно развивая свои таланты, и мудро используя возможности, такой человек может достичь небывалых высот в жизни.
Согласно традиционным представлениям о климате и погодных условиях, уходящим истоками в глубину веков, тигр и дракон ответственны за ветер и осадки. Порывистый ветер насылает тигр, а дождевые тучи – дракон. Именно по этой причине вьетнамцы в случае длительной засухи всегда обращаются к дракону с просьбами и мольбами о ниспослании благодатного и живительного дождя.