Время тянулось медленно, словно издевалось над Марусей. Урок алгебры и не думал заканчиваться. А вот Маруся заканчивалась. Ей хотелось пить, есть, в туалет, на свежий воздух, домой… Шестой урок кажется вдвое длиннее, если это алгебра, как сегодня.
– Зябликова, к доске! Давай быстрее, не спи!
Маруся подошла к столу Зои Яковлевны и, вздохнув, взяла мел.
– Вот тебе задача, Зябликова, – математичка протянула листочек. – Решишь – пять!
– А если не решит? – спросил Корнеев.
– Тогда, Корнеев, я вызову тебя, – пообещала Зоя Яковлевна.
Витя Корнеев насупился и уткнулся в тетрадку.
Мел в руках Маруси потыкался в доску, словно слепой котёнок, и, стукнувшись ребром, упал на пол.
– Ну что ты копаешься? Задача простая, – нахмурилась учительница.
– Зоя Яковлевна, я – всё! – победно провозгласила с третьей парты отличница Ира Сидоренко.
Математичка подошла к Ире, заглянула в тетрадь и кивнула:
– Да, правильно. Двумя способами решила, молодец! Второй напиши на доске, для класса.
Ира с тетрадкой выбежала к доске, отчертила свою половину и застучала мелом, изредка сверяясь с тетрадкой.
Постукивание мела словно подгоняло Марусю, стоявшую рядом. В этих звуках она слышала: «Давай, Зябликова, быстрее, не задерживай класс!»
– Зябликова, ну что ты начирикала?! – воскликнула математичка. – Три ошибки, и решение, конечно, неверное. Садись! Корнеев, к доске.
Маруся поплелась к своей парте. В проходе столкнулась с Витей Корнеевым. Он передразнивал её, вжав шею в плечи и нарочито медленно вышагивая. В классе засмеялись.
– Выходи из спячки, Зябликова! Не время спать, – заметила математичка.
Маруся вздохнула и с тоской посмотрела в окно.
Прозвенел звонок. Класс лихорадочно кидал учебники и тетради в рюкзаки и сумки.
– Куда собрались? Звонок для учителя! Запишите домашнее задание: 239 a, b, 240 a, c и 242. Теперь всё, можете идти.
Одноклассники выбежали в коридор, весело переговариваясь. Маруся, выждав, когда класс опустеет, подошла к учительнице.
– Зоя Яковлевна, – робко начала Маруся.
– Да?
– Можно мне дополнительное задание? Двойку исправить.
Учительница полистала журнал и сказала:
– Скоро будет контрольная, подготовишься – исправишь. Отстаёшь, на уроках спишь… Возьмись за ум!
– Я исправлю, Зоя Яковлевна. До свидания!
Маруся вышла из класса. В коридоре – ни души. Солнечные лучи отдыхали на полу, словно устали освещать школу. Тихо и светло.
Маруся переобулась, замотала горло серым шарфом с белыми полосками, накинула пуховик и выбежала из школы. Уши обожгло холодом. Точно, шапку забыла вытащить из рюкзака! Быстро натянула белую шапочку – так-то лучше. Сегодня музыки нет, значит, домой.
Как просто было в начальной школе… Они сидели в одном классе, учительница за ручку водила их в столовую. В той части школы, где находился второй «а», в коридоре стояли огромные горшки с цветами. Некоторые растения упирались верхними ветками в потолок, и на переменах можно было играть в джунгли. Весело! Зинаида Степановна никогда не ругала детей, называла по именам, а вместо отметок рисовала на полях улыбающихся человечков.
С пятого класса всё изменилось. Маруся перешла в гимназию. У пятого «б» появилась строгая классная руководительница по русскому и литературе и куча учителей в придачу. У каждого учителя – свой кабинет. Приходилось постоянно бегать: с первого этажа на третий, с третьего на четвёртый, с четвёртого на второй…
В столовой – очереди! Не протолкнуться! Постоянно хотелось есть и спать. А сколько домашних заданий! Учителя словно соревновались между собой, чей предмет важнее. Даже учительница физкультуры требовала вести тетрадь. Пятиклассники – как первоклассники: учителя их не знают. Неважно, что ты хорошо учился первые четыре класса и Зинаида Степановна тебя любила, в пятом классе вместо неё – толпа незнакомых учителей. Смотрят строго, оценивающе, при случае обязательно подчеркнут, что «детский сад кончился». Один раз забудешь домашнее задание, пару раз опоздаешь, путая кабинеты, – «двоечник и разгильдяй».
Маруся, задумавшись, не заметила, как подошла к дому. Поставила рюкзак на асфальт, вжикнула молнией. Где же ключи? Ни в маленьком отделении, ни в большом… Может, в пенале? Нет. Куда они могли запропаститься? Мама на работе допоздна. Дома только кот Франтик, он открывать дверь не умеет. Что же делать?
– Маруся, ты чего кукуешь? Ключи забыла? – Маруся обернулась и увидела бабушку Раю с первого этажа.
– Не могу найти, всё обыскала, – пожаловалась Маруся.
– Пойдём ко мне, борщом накормлю! Пойдём-пойдём, не стесняйся! Маме своей только позвони, предупреди, ладно?
Абонент «мама» был вне зоны действия. Маруся написала сообщение:
Я у бабушки Раи, потеряла ключи.
Пикнул домофон, бабушка Рая потянула дверь на себя:
– Маруськин, не отставай!
Маруся подхватила рюкзак и смен-ку и нырнула за бабушкой Раей. Они жили в одном подъезде. Бабушка Рая часто сидела на лавочке во дворе, даже зимой, и всё про всех знала. Она выгуливала чужих собак, брала на передержку кошек и очень любила кормить живность, особенно птиц. «Наша спасительница» – так называли бабушку Раю во дворе. А она просто была добрым человеком и всем помогала.
– Проходи, не стесняйся! – пригласила бабушка Рая, открыв дверь в узкий коридор.
Маруся вошла и с любопытством стала рассматривать прихожую. Такая же, как у Маруси с мамой, а выглядит по-другому, загадочно. Может, из-за низкой скамеечки с изогнутыми ножками? Или из-за светильника-фонарика?
В квартире пахло свежей сдобой и лекарствами. Маруся поставила рюкзак, пристроила сменку рядом и разулась.
– Тапочки? Сейчас! – засуетилась бабушка Рая. – Вот, держи!
Маруся надела смешные тапочки с изогнутыми носами и осторожно сделала пару шагов. Она опасалась, что длинные носы зацепятся друг за друга, но тапочки оказались удобными. Полосатый коврик с разноцветными полосками вёл через коридор на кухню.
– Руки мой, вон там, – махнула бабушка Рая в сторону ванной. – И на кухню, борщ есть! С пирожками!
Необычная у бабушки Раи квартира. Фонарик в коридоре, в ванной – большое квадратное мыло, пахнет цветами. И шкафчик с прозрачными сиреневыми стёклами. Красиво! Вот бы сквозь дверцу посмотреть! Маруся приоткрыла одну створку и заглянула сквозь стекло: мир преобразился, стал сиреневым и волшебным.
– Маруся, ты идёшь? – позвала бабушка Рая.
– Сейчас! – отозвалась Маруся, аккуратно закрыла дверцу и поспешила на кухню.
Вкусный борщ готовила бабушка Рая! И пирожки с мясом – объедение! А ещё Марусе попался в борще лавровый лист. И она, пока ела, представляла, что лист – это лодочка, а борщ – море.
Кухня у бабушки Раи маленькая, но уютная: повсюду корзинки, коврики, даже абажур плетёный. На центральной полочке стоял деревянный медведь с большой ложкой, а рядом с ним – деревянный горшочек. «Интересно, что там – мёд?» – гадала Маруся.
Словно в ответ на её вопрос бабушка Рая сказала:
– Раньше мёд хранился, а теперь конфеты держу. Будем пить чай – достану.
После обеда Маруся решила помочь бабушке Рае, помыть посуду, но бабушка возразила, что управится сама.
– Много уроков задали? – деловито спросила она, намыливая тарелку.
– Нет, – отозвалась Маруся. – Русский и алгебра.
– Тогда располагайся здесь, я тебе стол освобожу. Уроки сделаешь – пойдём с Рексом и Пулей гулять, мне хозяева ключи оставили.
Бабушка Рая убрала со стола оставшуюся посуду, смахнула крошки тряпочкой, а Маруся сходила за портфелем в прихожую: русский, алгебра, дневник, пенал. Русский сделала быстро, сразу в чистовик, а вот для многострадальной алгебры достала листочек. Столько номеров! Похоже, просидит до ночи…
– Что пригорюнилась, красная девица? – улыбнулась бабушка Рая.
Она вытирала посуду полотенцем в клеточку и ставила в шкаф.
– Не понимаю я алгебру, – вздохнула Маруся.
– Трудная наука?
– Да, – ответила Маруся. – Когда учебник открываю, я будто в чужой город попадаю. Не знаю, куда идти и что делать.
– Ага, – кивнула бабушка Рая. – Это как Васильев со второго этажа поехал в командировку на деревню дедушке. Заблудился, свернул не туда и оказался в другом месте. Ему бы посмотреть заранее, куда ехать, а он понадеялся на авось.