Современный мир – лучшее место для жизни. Для нас это аксиома. Мы верим, что наш развитый мир комфортный и безопасный. Мы можем с помощью пары кликов получить любые вещи, заморские продукты и другие блага цивилизации в режиме 24/7. Высокотехнологичная медицина способна излечить нас от всех (почти) болезней. Но вот парадокс: несмотря на постоянный рост финансирования медицины и повышение благосостояния, продолжительность жизни в развитых странах не растет или даже снижается, а уровень стресса зашкаливает. Так ли на самом деле хороша современная цивилизация?
Статистика убеждает нас в том, что до начала XX века средняя продолжительность жизни была низкой. Древние греки и римляне едва доживали до 30–35 лет. Однако исторические примеры говорят об обратном.
В Древнем Риме на должность квестора (аналог современного министра) не мог претендовать кандидат моложе 30 лет. А претенденту на должность консула (высшая государственная должность) должно было исполниться 43 года – это на восемь лет больше, чем минимальный возраст для избрания на пост президента США или России.
Древнегреческий математик и философ Пифагор умер на 80-м году жизни. Дело было в VI веке до н. э. Другой древнегреческий философ Сократ умер в 70 лет, но не своей смертью – его казнили. Ученик Сократа Платон прожил 81 год.
Судя по всему, древние люди жили куда дольше, чем принято считать.
В статье «Продолжительность жизни в древнем мире» (Length of Life in the Ancient World), опубликованной в 1994 году в Journal of the Royal Society of Medicine, исследователи изучили 386 биографий людей, живших до нашей эры, и сделали вывод, что средняя продолжительность жизни этих людей была не короче, чем у тех, кто родился до 1950 года, несмотря на антисанитарию, отсутствие вакцин, лекарств и медицинского обслуживания.
Справедливости ради следует отметить, что в последние 200 лет произошел ряд событий, которые положительно повлияли на продолжительность жизни, хотя и не настолько радикально[1], как нас пытаются убедить.
▶ Революция гигиены. Обычай мыть руки перед едой появился в эпоху крестовых походов, и лишь в 1876 году немецкий микробиолог Роберт Кох доказал взаимосвязь микроорганизмов и инфекционных заболеваний. Элементарная гигиена больничных помещений, рук и одежды медперсонала многократно снизила смертность больных, рожениц и младенцев. А проветривание и инсоляция жилых помещений прекратили эпидемии туберкулеза.
▶ Открытие вакцинации. Эпидемия черной оспы постоянно вспыхивала в разных странах на протяжении нескольких тысячелетий, пока английский сельский врач Эдвард Дженнер не заметил, что крестьянки, ухаживающие за больными коровами, никогда не болеют оспой. Сначала открытие Дженнера было признано Королевской академией наук ненаучным. Однако привитые им люди стали популяризировать вакцинацию, и этот метод уже 200 лет спасает миллионы людей.
▶ Изобретение антибиотиков. В 1928 году британский биолог Александр Флеминг случайно открыл пенициллин. Когда в питательный раствор для бактерий случайно попала плесень, микроорганизмы в чаше Петри погибли. Флеминг повторил эксперимент и обнаружил, что вещество, выделяемое из плесневых грибов, можно использовать в виде инъекций, предотвращающих сепсис.
▶ Победа над детской смертностью. С Античности и до начала XX века 10 % младенцев умирали во время родов. Примерно половина детей погибала до пятилетнего возраста от инфекций и травм. Но выжившие в младенчестве и раннем детстве с большой вероятностью могли дожить до 60–70 лет. Благодаря изобретению антибиотиков, улучшению родовспоможения и санитарно-эпидемиологической ситуации младенческая смертность стала снижаться. К началу XXI века этот показатель снизился до 2,9 % в целом по миру, а в развитых странах он меньше 1 %. Вакцинация от детских инфекций значительно уменьшила смертность среди детей до пяти лет. Так, продолжительность жизни увеличилась преимущественно благодаря значимому уменьшению детской смертности.