История индустрии развлечений
«Народ, который поет и пляшет, зла не думает».
Екатерина II Великая
Прежде чем рассказать, как устроена наша локальная индустрия развлечений, и в частности, аквапарк «Лазурный», предлагаю оглянуться назад и посмотреть, чем себя тешили наши прародители. И вообще разобраться, зачем человеку нужны развлечения, почему мы испытываем в них потребность и что это, собственно, такое – развлечение.
Людям приносят радость даже самые элементарные поводы. Вот, например, вы сидите на мостике свесив ноги в воду – удовольствие, проходитесь в круге танца – удовольствие, прыгаете с вышки, протягиваете кусочек хлеба оленю, перемещаетесь в прошлое или будущее, посещая парк приключений – все это удовольствия, которые нам необходимы для того, чтобы полноценно жить. Удовольствие – это та эмоция, которая составляет наше физическое и моральное здоровье и позволяет верить в лучшее. Словари говорят то же самое: «Развлечение – это активная деятельность, в результате осуществления которой человек испытывает удовольствие».
Без развлечений жизнь казалась бы пресной. Они наполняют жизнь творчеством и отвлекают от обыденности, они образовывают и поддерживают тонус, они социализируют, наконец. Развлекаться можно в одиночку, а можно в компании – знакомых и незнакомых людей. Вопрос социализации особенно важен для детей – на кого ориентирована большая часть объектов индустрии развлечений. Вряд ли кто поспорит и с тем, что через развлечения человек удовлетворяет духовные и интеллектуальные потребности, и в этом смысле развлечения можно назвать важной частью культуры общества. Вот над этим я и моя команда как раз и работаем. И самое важное в нашей работе – создать развлечение такого уровня и так организовать его функционирование, чтобы оно вырабатывало максимальное количество удовольствия у максимального количества людей.
В немалой степени благодаря стремлению людей к развлечениям быстрее стали развиваться промышленность и технологии. Чем более развитым становилось общество, тем быстрее расширялся спектр досуговых предложений, и в один прекрасный момент вырос в целую индустрию. По этому поводу еще раз заглянем в словарь: удовольствие – это та эмоция, которая составляет наше физическое и моральное здоровье и позволяет верить в лучшее.
Как видим, в этом определении два смысла сливаются в один – развлечения, то есть эмоции, становятся предметом производства в разных секторах экономики, предложением услуг и формированием потребительской аудитории.
В широком смысле индустрией развлечений мы можем назвать сочетание разных отраслей жизнедеятельности – экономики, инженерии, строительства, металлургии, архитектуры, дизайна, искусства, электроники, медицины, сервиса, спорта и много чего еще. Участвуя в этом процессе – и как создатель, и как потребитель, я понял, что интересней нет ничего на свете, потому что во многих вопросах, очень разных и сложных, приходится разбираться. А это – удовольствие особое!
Досуг первобытных людей
В современном мире развлечений разных видов великое множество – за всю жизнь не все удается перепробовать. А как получали удовольствие наши далекие предки?! Сказать, что в древние времена развлечений не существовало – будет не совсем справедливым.
Давайте переместимся мыслями в каменный век – самый длительный в истории человечества, когда, исходя из нашего понимания, у людей не было ничего – ни приличных орудий труда, ни нормального жилища. Однако потребность в добывании пищи стояла остро. Здесь нам, как образ, в осознании потребностей того времени поможет небезызвестная пирамида Маслоу, в основании которой лежит как раз потребность в добывании пищи, сохранения жизнедеятельности и продолжении рода во что бы то ни стало. Выбирать не приходилось – хотелось жить, а значит, и есть. А поскольку человек – существо мыслящее и тогда уже обладал, хоть и минимальным, эмоциональным интеллектом, то развлечения первобытные люди себе тоже устраивали. Это происходило в тесной взаимосвязи с самыми необходимыми функциями. Охота являлась обязательным условием жизнеобеспечения и развлечением одновременно. Хоть и удовольствием это было сомнительным, ведь под каждым деревом сидел враг – ужасный дикий зверь. А сводилось все удовольствие к поединку – кто кого съест, он тебя или ты его. Ну а если охотник приходил домой с добычей, то удовольствие получали все члены общины.
Исторические источники говорят о том, что в разных частях света быт людей выглядел примерно одинаково. Строили жилища из камня, веток или тростника – зачаточные понятия об архитектуре уже существовали. Камнями же огораживали территорию, создавали обелиски в честь каких-либо значимых для них событий или отмечали ими захоронения.
Не стоит даже напоминать, что свободного времени у людей не было. Вставали с зарей, ложились с закатом, днем охотились, мастерили новые орудия труда или чинили старые, никуда особо не торопились, жили небольшими группами, кочевали с места на место – вот и весь досуг. Социальных отношений для создания каких-либо форм отдыха в сущности тоже не было. Позже появилась потребность в эстетическом оформлении своего жилища. А это фактор тоже из разряда удовольствий. Украшали жилища – пещеры или каменные постройки – рисунками. Сюжетами были сценки из своей же жизни, изображали самих себя и то, с чем имели дело. В мире сохранились этому свидетельства.
Религиозные обряды в те далекие времена тоже уже зарождались и соблюдались, обычно они сопровождались примитивными танцами и различными звуками, слабо напоминающими мелодии. Этому практически нет свидетельств, но вся последующая практика жизни человека позволяет почти стопроцентно предположить, что они действительно были.
Что-то похожее на ремесла тоже существовало: из шкур животных делали одежду. Сначала она была однотипной, подчинялась одной только цели – не замерзнуть, чуть позже появились вариации на тему одежды, а еще позже научились делать ткань из волокон, а из кости, клыков, перьев и камней составляли украшения. Это означало, что с течением времени у первобытных людей появилась потребность к самореализации и созданию чего-то такого, что не было связано с физическим выживанием, не имело практического применения. Что-то, что приносило просто удовольствие. Так стало зарождаться искусство – примитивное, но все же искусство.
К концу каменного века люди научились создавать керамические изделия и даже добывать медную руду, что приблизило их к началу новой металлической эры. Кажется, так мало и одновременно так много – учитывая отсутствие самых примитивных технологий – было сделано за целые три с половиной миллиона лет. Скучать уж точно доисторическим людям не приходилось. Суровое время с множеством испытаний. Не знаю, захотел бы кто-то из наших современников повторить такой экстремальный квест!
Увеселения Античности и Средних веков
С течением веков и тысячелетий мир продолжал развиваться, все более организованным и технически обустроенным становился быт, существенно изменилось мышление человека. Обнаружение и использование железа положило конец каменной эре и открыло дорогу развитию цивилизаций. Вместе с этим появились и новые виды развлечений.
Здесь можно остановиться на эпохе Античности, которая, как считается, лежит в основе современной европейской цивилизации. В этот период стали популярны массовые увеселительные действа, которые и по сей день сохраняют актуальность. Это театральные постановки и различные зрелища – гладиаторские бои, морские сражения, спортивные состязания. Масштаб зрелищ был очень разнообразным и допускались к ним все граждане. Даже если у простых горожан не хватало на развлечения денег, они получали их из казны – настолько важной составляющей жизни был досуг. Подобные активности предназначались чаще всего для мужчин, женщины традиционно занимались рукоделием.
С особым пиететом в Древней Греции относились к различным состязаниям – гонкам на колесницах, скачкам, музыкальным и художественным конкурсам. Любая борьба и состязательность была в почете, недаром эти мероприятия приурочивали к религиозным и политическим праздникам. Олимпийские и Пифийские (ныне Дельфийские) игры существуют и в наши дни, правда с большой поправкой на современность и разительным отличием от канонического образца. В те времена в Олимпию стекались спортсмены со всей Греции и ее колоний, где в течение месяца в гимназиях, на палестрах и стадионах они тренировались, готовились к соревнованиям в беге, метании, борьбе, прыжках и так далее. Многочисленных гостей также необходимо было разместить и развлечь, и не только состязаниями – программа тщательно продумывалась и готовилась заранее. Cуть организации процесса выглядит очень современно, не так ли?
Одной из общеизвестных и весьма популярных форм развлечений древних греков были представления, посвященные богу плодородия, виноделия, праздника и всеобщего веселья Дионису, так называемые «дионисии». В эти дни по улицам шли веселые процессии ряженых в козлиные шкуры горожан, они сопровождались песнями-дифирамбами, танцами, театрализованными представлениями, играми и шутками. Так продолжалось с осени до весны – веселью не было предела.
В те времена уже существовали таверны, где вино лилось рекой. Особенно много их было в Коринфе – крупном древне-греческом порту, через который проходил торговый путь между Востоком и Западом. О богатстве города и его жителей, их роскошной жизни уже тогда ходили легенды. Хозяева таверн, конечно же, беспокоились о досуге своих постояльцев. Для развлечения гостей они приглашали музыкантов, танцоров, акробатов, устраивали всевозможные состязания, а также бои с участием животных и птиц – кошек, собак, петухов, перепелов.
Представления устраивались и на рыночных площадях. К этим моментам поэты сочиняли песни, а исполнял их хор в сопровождении танцоров. Лучшим присуждались награды. На организацию праздников не скупились, считая это делом государственной важности.
В Древнем Риме кроме Пятилетних игр, устраивавшихся по образцу древнегреческих Олимпийских, существовали Триумфы – праздники в честь победы над врагом. С большой помпезностью жители Рима встречали победоносного полководца на золоченой колеснице, с войском шествовавшими от Марсова поля до Капитолийского холма при полном параде и доспехах, демонстрируя многочисленные трофеи. Публика на праздник тоже приходила нарядная – в костюмах, венках и с цветами в руках. Бывало, что триумф растягивался на два-три дня. В сущности, это были массовые спектакли, прославлявшие республику, силу и могущество, богатство и роскошь. Во всем этом действе видны истоки современных парадов и масштабных шоу.
Широко известны римские термы. В них можно было просто расслабиться и поиграть в настольные игры. Здесь были предусмотрены и небольшие комнаты, где проводились приватные беседы, деловые и политические переговоры. Простые римляне обычно развлекались в трактирах и дешевых кабаках. Наиболее распространенными были игры в кости и римский аналог нард, а поскольку игра на деньги совмещалась с выпивкой, скандалы и драки происходили весьма часто.
Таким образом, в эпоху античности досуговая деятельность была тесно связана со всеми значимыми сферами человеческой жизни. Ее воспринимали как время для самосовершенствования – физического, духовного и интеллектуального, и простого веселого отдыха.
Эпоха Средневековья также заслуживает внимания с точки зрения нашей тематики. Это практически 1000 лет истории, хотя конечно раннее средневековье и проторенессанс сильно друг от друга отличаются по степени цивилизованности. Кто-то считает средневековье эпохой невежества, религиозного фанатизма, опустошительных войн, а кто-то наоборот золотым веком европейской культуры. Именно период Средневековья ассоциируется в сознании людей с красивейшими памятниками архитектуры и культуры в целом, монашеством, феноменом рыцарства, кодексом чести и культом прекрасной дамы. В сущности, в ее основе лежит взаимодействие двух начал – собственной культуры «варварских» народов Западной Европы и традиций Западной Римской империи – права, науки, искусства, христианства. В эту эпоху происходит череда научных и географических открытий, появляются первые признаки демократии, религиозная философия приобретает масштабное значение – церковь и вера сопровождали и наполняли жизнь человека буквально с утра до вечера, от рождения до самой смерти.
Такое положение дел было предопределено развитием денежных отношений и обменом товарного производства, усилением значения городов. Появилась четкая связь между торговлей и развлечениями. Технические усовершенствования и изобретения способствовали существенному повышению уровня жизни, достаточно устойчиво продержавшемуся в течение нескольких веков феодального строя.
А что же люди?! А они продолжали развлекаться – в свободное от трудовой деятельности время, какого было не так уж много. С некоторой разницей в европейских странах обычные люди работали весь световой день с перерывом на обед и молитву, с одним выходным в воскресенье, отпусков не было.
Обычным делом для средневекового человека было сходить в церковь, и не просто послушать проповедь, а еще и посмотреть небольшое «шоу» – на богослужения приглашали певцов и актеров, показывали сценки из Евангелия и Ветхого Завета. Во время церковных праздников часто устраивались ярмарки и карнавалы – люди приходили поглазеть на представления и что-то купить. Надо отметить, что театрализованные представления в стиле церковной драмы проходили везде, где только было можно – на ярмарках и карнавалах, в храмах и во время состязаний.
Кроме того, существовали профессиональные ремесленные праздники, где пекари, сапожники, кузнецы и плотники мерялись своими умениями. А остальные глазели и подзадоривали их шутками и улюлюканьем. Трубадуры и миннезингеры также объединялись в подобные союзы и устраивали творческие состязания с декламацией стихов и демонстрацией актерского мастерства. На площадях, несмотря на преследования церкви, выступали жонглеры и менестрели.
Самыми популярными занятиями на свежем воздухе – как бы мы сейчас сказали, спортивными – были стрельба из лука, фехтование, игра в мяч, борьба, метание подков по мишени, метание молота или чаши. Некоторые из них стали предшественниками современных видов спорта – футбола и крикета.
Привилегированным развлечением знатных особ была псовая охота. Это было дорогим удовольствием, так как организацией охоты знатного сеньора или монарха занимался целый штат служащих – лесничие, егеря, загонщики, псари. В загоне дичи принимали участие сам феодал и его гости, право забить загнанного животного предоставлялось самому знатному из них. Охотились на оленей, косуль, кабанов, лис, волков и зайцев. Часто на охоту, особенно соколиную, вместе с рыцарем выезжала и прекрасная дама, несмотря на то, что это было делом небезопасным. Привилегированность этого развлечения состояла еще и в том, что занималась ею знать практически ежедневно, поэтому охоту можно считать благородным видом спорта.
В отдельную категорию массового увеселения выделялся торжественный прием государя, нечто подобное древнеримскому Триумфу. Процессия собиралась за пределами крепостных стен, при входе в городские ворота правителю, сопровождаемому аристократами и духовенством, вручали ключи и открывали въезд. Завершалось действо на главной площади празднеством, бесплатными угощениями и вином, что символизировало хорошую сытую жизнь подданных государя.
Особое значение в те времена имели ярмарки – по сути предвестники современных тематических парков. Они устраивались для реализации товаров, привезенных с востока или дальних уголков Европы. Состоятельные граждане приходили туда, чтобы купить экзотические товары и пополнить запасы, бедняки – главным образом, чтобы развлечься, – сюда стекались бродячие артисты и музыканты. В этих ярмарочных действах можно увидеть истоки эстрадного и циркового искусства, а также они способствовали развитию экономики, обустройству городов, так как это были места обмена разного рода идеями. В наше время нечто подобное происходит на выставках и форумах.
Вспомним и про рыцарские турниры, возникшие как повод поучиться военному искусству начинающих рыцарей у опытных, демонстрировавших там свою доблесть и боевые качества. Сначала турниры больше походили на настоящие боевые действия, а в XIV-XV веках уже скорее напоминали действия ритуальные, проводились они часто и с большой пышностью. Каждый участник за турнир платил налог – в зависимости от статуса побежденного могли брать в плен и просить с него выкуп, а победитель мог забрать доспехи и коня побежденного. Приз турнира формировался за счет взносов. Церковь подобные развлечения не жаловала, но ничего не могла с этим поделать – людям нравилось. Нельзя исключать и пользу от рыцарских состязаний – благодаря им развивалось военное дело.
В фильмах о том историческом периоде читатель не раз наблюдал сюжеты публичной смертной казни. Да, и такое развлечение существовало, люди стекались к лобному месту по призыву глашатаев, как правило, в ярмарочный день – для массовости. Такие действа проводились в воспитательных целях – чтоб не повадно было, считалось, что преступник, совершая некий обряд, расстается с тем, что не успел сделать. Сама казнь имела некий театрализованный оттенок – в ней использовались эффекты, имеющие целью воздействовать на зрителя – затягивание времени, нарочитая зрелищность атрибутов. Иногда между преступником и палачом устраивался поединок, и бывало, выигравший его преступник получал второй шанс на жизнь – это решала толпа. Вот такие нравы существовали в те времена!
Мой обзор был бы неполным, если б я не упомянул про карнавалы, которые в Европе в те времена были мегапопулярны. Карнавалы были тем местом, где каждый мог на время перестать быть собой и перевоплотиться в кого угодно. Здесь не было места статусу и демонстрации привилегий. Они проходили раз в год перед Великим постом с всеобщим ликованием, яркими нарядами, зажигательными танцами, смехом. В каждой стране карнавал имел свои традиции и особенный стиль. Карнавальная культура дошла до наших дней, по-прежнему распространяется и популярности не теряет.
Другим прародителем тематических парков были «сады удовольствий». Сады и парки издавна воспринимались как нечто большее, чем просто сеть дорожек, деревья и скульптуры. Они всегда имели особый смысл и создавались в виде образа идиллического мира. Отдыхая в садах, посетитель погружался в особую атмосферу, позволяющую достичь душевной гармонии и почувствовать прилив сил.
Сады зачастую ассоциировались с раем, поражая воображение обилием фруктовых деревьев и редких растений, разнообразием необычных птиц, шумом фонтанов. Но только к концу XIX века ярмарочные увеселения были замещены парками развлечений. Именно вошедшее в оборот слово «парк» ассоциировалось с общедоступными местами для отдыха, имеющими зрелищно-увеселительный характер и связанными с деятельностью первых предпринимателей в сфере развлечений.
Как развлекались на Руси
На Руси существовали свои развлечения, в чем-то схожие с европейскими, а в чем-то сугубо наши. Многие из них обусловлены холодным климатом, аутентичной культурой и особенностями русского характера.
Так же, как и в Европе, очень популярны были ярмарки, или по-нашему – торжки, во время которых устраивались различные забавы. Продавали на торжках в основном хлеб, скот и ткани. За программой развлечений следили скоморохи, они же представляли номера с козами и медведями, игрой на балалайках, дудках и трещотках. Позже, к XVIII веку, ярмарки стали крупными торгами, которые продолжались две-четыре недели. Самые известные из них – Нижегородская, Ирбитская, Оренбургская. Помимо русских купцов, сюда приезжали европейцы, персы, армяне. Повсюду продавались различные сладости и напитки – пряники, баранки, квас, медовуха, а также устраивались балаганы, вертепы, конкурсы и кукольные представления, одним из обязательных героев которых был всем известный Петрушка – пальчиковая кукла. На ярмарки ходили всей семьей, наряжались в красивые праздничные одеяния и от души веселились. Такие ярмарочные забавы, как хороводы и ручейки известны и нам, правда, теперь это скорее игры для детсадовцев.
Особо на Руси развлекались на Масленицу. Корнями этот праздник уходит в глубину языческих времен, он предшествует Великому посту, поэтому масленичная неделя – самая сытная и веселая. Молодежь обычно каталась на упряжках или тройках лошадей – некоторые парни специально даже покупали к этому моменту сани. На них же катались и с ледяных гор – старинный вариант экстрима. Самыми популярными забавами были кулачные бои, лазанье на оструганный столб за призом, купание в проруби, поедание блинов на время. Финальным аккордом гуляний было сжигание чучела Масленицы на костре, что знаменовало прощание с Зимой и встречу Весны.
Взятие снежного городка – особый вид русского развлечения. Это по сути историческая реконструкция покорения земель Сибири. Традиция в центральные губернии пришла как раз с российского востока и появилась немного позднее, чем остальные увеселения. Крепость с воротами строилась заранее, в основание для прочности вбивались бревна, потом все сооружение поливали водой для пущей прочности. Взятие городка происходило в завершающий день Масленицы – Прощеное воскресенье. Участники делились на две команды – пеших, вооруженных снежками, метлами и хворостом, и конных – условных защитников и захватчиков. И начиналась «схватка». (Очень хорошо иллюстрирует этот вид забавы картина Василия Сурикова «Взятие снежного городка»). Первого прорвавшегося в крепость обычно умывали снегом, а иногда даже обливали водой и заставляли искупаться в проруби, а затем, конечно, отпаивали горячительными напитками. На мой взгляд, игра напоминает современные командные игры на свежем воздухе – пейнтбол или лазертаг.
Еще одним самым распространенным и любимым времяпровождением для восточных славян – от бедных до состоятельных – была баня. Мытье в ней считалось не просто гигиенической процедурой, а неким таинством, когда тело получает омовение, а душа очищение. Бани существовали еще в Древнем Риме, однако с падением империи эта культура в Европе не укоренились, зато на Руси она существовала всегда и никуда, по всей видимости, от нас не уйдет. Славяне любили мовницу или мыльню – так в старину называли баньку – и по-черному, и по-белому. Она была частью церковных обрядов или торжеств, методом врачевания, а также важным признаком гостеприимства. Как отмечают исследователи русского быта, люди мылись в бане долго и чаще всего ходили туда просто ради удовольствия.
У богатых были еще и другие «причуды». До петровских времен это пиры, потом балы – по-другому ассамблеи, а также маскарады, настольные игры, домашние театры и охота.
Пиры, которые на Руси называли братчинами, были самым важным развлечением у бояр и в то же время своеобразным совещанием. Застолье с обилием угощений и хмельных напитков сопровождалось разного рода беседами, шутками, играми, а также песнями и плясками. Званые пиры устраивались обычно по большим христианским праздникам и знаковым семейным датам – рождение и крещение детей, свадьба, новоселье. Крестьянам разрешалось бывать на пиру лишь четыре раза в год, их отпускали на несколько дней, и они имели право на пивные братчины.
Царские пиры устраивались весьма торжественно: за почетным гостем посылали специальный экипаж, улицы убирали и украшали, вдоль них выстраивались стрельцы, встреча дорогих гостей была троекратной – при выходе из экипажа, на крыльце и в сенях. Начинали застолье с почетного угощения гостей царем хлебом-солью, потом следовала пятикратная смена блюд на протяжении пяти-шести часов. Заканчивался пир молитвой, знатным гостям царь в качестве подарка посылал вина и медов, служилые также расходились с гостинцами.
Так продолжалось до тех пор, пока Петр I, сторонник западных традиций, принудительно не ввел балы. Этот вид развлечения зародился во Франции в XIV веке и стал частым явлением при дворе во времена Людовика XIV. Балы отличались от пиршеств большей эстетикой, здесь доминировал другой способ себя показать и на других посмотреть – танец. Петровская ассамблея начиналась полонезом, продолжалась менуэтом и так далее по заведенному «протоколу». Особой пышностью русские балы отличались во времена Екатерины II. Придворные балы выполняли также функцию официальных приемов, чествования гостей и послов. В наше время в России после долгого перерыва проведение балов возобновили, они скорее выполняют роль демонстрации статуса гостя и являются воспроизведением старинных балов с исполнением исторических танцев и воссозданием костюмов прежних эпох.
У русских дворян начиная с XVIII века были популярны домашние театры. Дабы разбавить скучные повседневные будни, они завели такую традицию. Заняты были все – и господа, и крепостные, готовились к спектаклю заранее: подбирали пьесы, распределяли роли, создавали декорации и костюмы, репетировали. Многие крепостные актеры были по-настоящему талантливы. Актерское ремесло в те времена статусным не считалось, поэтому формат домашнего театра актерам голубых кровей позволял не слишком беспокоиться о репутации. Пьесы брали из французского классического репертуара, позже появились произведения русских драматургов. Помещики создавали театры не только от скуки или любви к искусству, а ради щегольства богатством и просвещенностью – иметь театр было так же престижно, как племенных лошадей или оранжерею с экзотическими цветами.
Отдельным видом развлечений, без преувеличения, всех времен и народов были настольные игры. У них очень древняя история – почти 7500 лет. Появились они повсеместно примерно в одно и то же время и имели схожие правила. Самой древней была игра в кости, основанная на выбрасывании условного кубика, подсчете очков и выборе победителя с наибольшим их количеством. Отголоски «костей» остались в современных настольных играх с полем и фишками. В Древнем Египте существовал сенет – подобие шахмат, на Ближнем Востоке появились нарды, в которые до сих пор играют. В Древнем Китае была популярна го – игра шашечного типа, в Индии появились домино и напоминающая шахматы чатуранги. В XII веке в Китае и Корее распространились игральные карты и соответственно игры с ними. Позже, пройдя торговым путем, они попали в Европу, где очень быстро прижились.
Все эти игры дошли до наших дней с некоторыми изменениями в правилах и с успехом используются. Такая популярность настольных игр понятна – они не требуют активного перемещения игроков, наличия сложного инвентаря или специальных сооружений в виде игровых площадок и полей, но в то же время развивают полезные навыки и функции – объединяют людей, развивают логическое мышление и умение стратегически мыслить, концентрироваться, коммуницировать, улучшают математические навыки, поднимают настроение.
На Руси очень была популярна игра в «бирюльки» (всем известен созвучный фразеологизм, означающий заниматься ерундой, попусту тратить время – это как раз от названия игры). Бирюльки изготавливались из соломинок, дерева и даже слоновой кости. Игра отлично развивала внимание, усидчивость, моторику. Еще всем известны русское лото, русские шашки и гусек. Самой популярной из этой категории можно назвать игру в «Гусек», или в путешествие. Принцип действия простой, понятный и знаком нам с детства: участники по очереди передвигают фишки по полю в зависимости от количества очков, которые выпали на игральной кости. Передвижение по полю – это своеобразное путешествие друг за другом, то есть гуськом, по клеткам, как по некой стране или заданной территории с целью достичь конечного пункта, руководствуясь условиями и правилами той или иной игры. В дореволюционной России «Гусек» считался занятием малообразованных людей, так как был дешевым и не требовал знания сложных правил.
Человечество пыталось установить баланс между трудовой деятельностью и отдыхом и найти формы коллективного досуга. Так как базисные вещи в виде постоянных пищи и крова были решены, люди нуждались в более качественном общении, совместной деятельности, уважении, внимании к себе. Как видим, на протяжении почти двухтысячелетней истории баланс был найден, а развлечения тех времен не так уж разительно отличаются от наших. Технический прогресс лишь модернизировал их использование и добавил новых тем.
Культура развлечений сегодняшнего дня
Формы развлечений наших современников сложились в эпоху технической революции – в XVIII-XIX веках и были неотъемлемо связаны с появившимся у людей довольно большим количеством свободного времени и лишних денег. Города разрастались, производство массово механизировалось, люди перемещались из одних стран в другие в поисках лучших условий жизни и заработка. В определенных рамках был установлен рабочий день, появились выходные и оплачиваемые отпуска, а в XX веке досуг стал рассматриваться как важная часть общественного благополучия. И что немаловажно, многие проблемы социального характера стали решаться при помощи досуга. Поначалу большая часть развлечений в этот период была доступна только аристократам, однако позже, с появлением такого социального слоя, как рабочий класс, досуг приобрел массовый характер и в том или ином виде охватил практически всех.
Как техническая революция повлияла на современные виды досуга? Упомянутые выше средневековые ярмарки с началом технического прогресса переросли во всемирные выставки, целью которых было представить новинки науки и техники деловому сообществу и широкой общественности, продвигать товары на внешний и внутренний рынки и привлечь как можно больше посетителей, чтобы рекламировать свою продукцию. Такие выставки устраивались в Лондоне, Париже, Чикаго, а также в России – Всемирная промышленная и художественная выставка была организована в Нижнем Новгороде.
Помимо того, что смотр достижений прогресса сам по себе был зрелищным мероприятием, разрабатывалась еще и большая развлекательная программа – необходимо было покрывать огромные затраты на организацию выставок. Для этого устраивались платные мероприятия. В этой части так же демонстрировались только новинки – так называемые «гвозди программы»: давали премьеры опер, выступали артисты в каких-то новых жанрах. К Парижской выставке 1889 года было открыто кабаре «Мулен Руж», а на территории в павильонах демонстрировали быт колониальных народов прямо с живыми персонажами – выходцами из тех мест. Широко использовались «оптические дворцы» с зеркальными лабиринтами, превратившиеся позднее в комнаты смеха. Так как выставочные территории имели огромные размеры, то возникала необходимость в создании специальных мест для отдыха – с озеленением, фонтанами, бассейнами. Рядом с ними размещались театры и рестораны. Во всем этом важно было произвести мощный визуальный и эмоциональный эффект, какого до сих пор никто из присутствовавших не испытывал.
На всемирной выставке в Чикаго 1893 года – одной из самых масштабных в истории – было представлено первое колесо обозрения, это был конкурентный ответ на Эйфелеву башню четырьмя годами ранее в Париже, которая украшала вход выставочного комплекса и слыла самой современной инженерной конструкцией. Так вот, 75-метровое колесо возвышалось над всеми небоскребами в городе, приводилось в движение двумя паровыми машинами, разом во всех кабинах, напоминавших автобусы, за 20 минут могли прокатиться 2160 человек. Масштаб впечатляет до сих пор. Сейчас, наверное, нет более и менее крупного города, в котором мы бы не встретили колеса обозрения.
Выставочное движение задало вектор развития идее парков развлечений. Они стали появляться в большом количестве во всем мире в окрестностях городов. Особенно много их было в США. Настоящей меккой увеселений можно назвать остров Кони-Айленд – прибрежный район Нью-Йорка, где находилось целых четыре парка: «Си Лайон Парк» (Парк морского льва, 1895 г.), «Стиплчейз Парк» (Бег с препятствиями, 1897 г.), «Луна-Парк» (Парк Луны, 1902 г.) и «Дримленд» (Сказочная страна, 1911 г.).
Это средоточие парков различной тематики стало прообразом современных кластеров развлечений. Новые технологии, световые эффекты, наконец, экзотическая тематика – все это дало возможность создать принципиально новый продукт в сфере досуга. Очень яркие, архитектурно сказочные, красочные, с подсветкой сначала керосиновыми лампами, а потом сотнями лампочек Эдисона привлекали тысячи людей, готовых платить за чудо. Установленная на Кони-Айленде американская горка «Циклон» была первым экстремальным аттракционом, при одном только взгляде на который у людей перехватывало дух. Кто отваживался прокатиться на ней, испытывали совершенно новые ощущения. Аттракционы в парках Кони-Айленда поражали разнообразием. Кроме американских горок и колеса обозрения, посетители могли совершить поездку на мини-поезде в крытом павильоне со сценическими декорациями, поучаствовать в гонках на стальных двигавшихся по рельсам лошадках, мысленно перенестись в Венецию и прокатиться на лодках по каналам, а также посмотреть необычное представление с огнем. Посетители, погружаясь в особый мир – восхищающий и радующий, – забывали о повседневных заботах и проблемах. А за это можно было все отдать!
В Европе были свои территории счастья. Старейший парк развлечений Дирехавсбаккен, известный как Баккен, находится в Копенгагене и ведет свою историю с 1583 года. Сначала там был просто источник чистой питьевой воды, где собирались горожане, потом королевские охотничьи угодья и зверинец, далее место для выступления артистов, а в прошлом веке в нем появились механические аттракционы и он стал приобретать современный облик. Второй старейший в мире работающий парк развлечений – это копенгагенский Тиволи, открытый в 1843 году. Здесь до сих пор действует старейший в мире аттракцион – деревянные американские горки. Первый парк развлечений, по типу американского луна-парка, Блэкпул Плеже Бич (Берег удовольствий) был открыт в Великобритании в 1896 году, он удачно дополнил пирс – традиционное место увеселений на европейских морских курортах.
Нельзя исключить огромной роли кинематографа в появлении тематических парков, который открыл новую эру в истории человечества и показал огромные возможности. Родоначальники кино братья Люмьер на Всемирной выставке 1900 года в Париже установили в выставочной «Галерее машин» гигантский киноаппарат и показывали свои фильмы. Люмьеровские сеансы собирали свыше 5 тысяч человек ежедневно. Наибольшей популярностью пользовался известный ролик «Прибытие поезда на вокзал».
Великая Депрессия и Вторая мировая война прервали бурный расцвет парковой культуры. Людям было не до шикарного отдыха, а кому-то не до отдыха совсем. На смену паркам в качестве лучшего развлечения в 1930-х годах пришло телевидение благодаря появлению новейшей на тот момент технологии электросвязи.
Однако парковое движение не угасло, а в середине прошлого века разгорелось с новой силой. Это объясняется ускорением темпов развития всех сфер жизни, автоматизацией процессов производства, увеличением доходов населения и большим количеством у него свободного времени, рационализацией логистики, совершенствованием систем общественного транспорта, развитием СМИ и мультимедийной рекламы, глобализацией всех процессов в целом. В 1955 году в Калифорнии открылся первый Диснейленд. Об этом феномене я упомяну отдельно чуть позднее.
В настоящее время парков развлечений разных видов в мире великое множество. В последние десятилетия большое развитие получили тематические парки – их инфраструктура посвящена какой-то одной идее. Например, получившие широкое распространение аквапарки, где посетители пользуются в основном водными аттракционами – катаются с горок, сплавляются по рекам и так далее. Зоопарки – где происходит знакомство с животными, зачастую не характерными для местного ареала. Динопарки – как увлекательное путешествие на миллионы лет назад, в Ледниковый период. Или же какие-то из парков посвящены популярным сказкам, фильмам, героям мультфильмов и всему, чем в принципе интересуется человек. А среди зрелищно-увеселительных услуг начала XX века, кроме парков и кино, значились цирковые представления, выступления фокусников и факиров, экзотические танцевальные шоу, джазовые концерты, конечно же, театр и многие другие, о чем уже говорилось выше и привнесено новым временем, но не приобретшее внушительных масштабов.