Шаховская А. Д. Хроника большой жизни // Прометей, т. 15. – M., 1988, с. 44.
Вернадский В. И. Забытые страницы // Прометей, т. 15. – М., 1988, с. 133.
Отмечу, что автор этой книги, нередко причисляемый к «последователям славянофилов», еще в 1960 году писал о «всемирном значении» бахтинской мысли (см. об этом: «Литературная учеба», 1992, № 5–6, с. 144–145), но это убеждение стало в России широким достоянием лишь после признания M. M. Бахтина на Западе в 1980-х гг.
Итак, из 954 монастырей 754 было ликвидировано и осталось всего 200. В XIX-начале XX века многие монастыри были восстановлены, а также созданы сотни новых; к 1917 году в стране имелось более 1200 монастырей (см. статистику в кн.: Зыбковец В. Ф. Национализация монастырских имуществ в Советской России. – M., 1975).
Памятники архитектуры Москвы. Кремль. Китай-город. Центральные площади. – M., 1982, с. 291.
См.: Пыпин А. Н. Русское масонство XVIII и первой четверти XIX в. – Пг., 1916, с. 516.
Карамзин H. M. Записки старого московского жителя // Вестник Европы, 1803, № 13, с. 280.
Чичибабин Б. А. Клянусь на знамени // Литературная Россия, 1988,14 октября, с. 5.
Старцев В. И. Масонство в России. – В кн.: За кулисами видимой власти. – M., 1984, с. 83.
Это наиболее крупные творения древнерусского Слова.
Иллерицкий В. Е. Сергей Михайлович Соловьев. – М., 1980, с. 175.
Непомнящий В. С. Пророк. Художественный мир Пушкина и современность // Новый мир, 1987, № 1, с. 137, 138,139–140.
Скрынников Р. Г. Иван Грозный. – М., 1975, с. 191.
Григулевич И. Р. История инквизиции. – М., 1970, с. 271.
Лозинский С. Г. История папства. – M., 1986, с. 262.
Большая советская энциклопедия. 3-е изд., т. 4. – М., 1971, с. 312.
Осиновский И. Н. Томас Мор. – M., 1974, с. 62.
Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России. Государство Ивана Грозного. – Л., 1988, с. 147, 122.
Памятники литературы Древней Руси. Вып. 8. – М., 1988, с. 144, 145.
Лозинский С. Г. История папства. – М., 1986, с. 264–265.
См. подробную характеристику безграничного стремления русских людей к крайнему «самокритицизму», самоосуждению в моей статье «„И назовет меня всяк сущий в ней язык“. Заметки о духовном своеобразии России» (Наш современник, 1981, № 11; или в книге: Кожинов В. В. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. – M., 1990).
Ленин В. И. О литературе и искусстве. – M., 1986, с. 132, 133, 134.
Черкасов Н. К. Записки советского актера. – М., 1953 с. 382, 383.
Валишевский К. Ф. Иван Грозный. – СПб., 1912, с. 291–292.
Зимин Α. Α., Хорошкевич А. Л. Россия времени Ивана Грозного. – Μ., 1982, с. 125.
Кобрин В. Б. Иван Грозный: Избранная рада или опричнина // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX – начала XX вв. – Μ., 1991, с. 161.
Урланис Б. Ц. Войны и народонаселение Европы. – М., 1960, с. 239.
Солженицын А. И. Архипелаг ГУЛАГ. – М., 1989, т. 1, с. 99.
Пашуто В. Т. Литература и история: пути творческого содружества // Литературное обозрение, 1982, № 7, с. 13.
Третьяков П. Н. По следам древних славянских племен. – Л., 1982, с. 5.
Свердлов М. Б. Об историзме в изучении русского эпоса // Русская литература, 1985, № 2, с. 78–90.
Фроянов И. Я., Юдин Ю. И. Об исторических основах русского былинного эпоса // Русская литература, 1983, № 2, с. 91, 92.
Тихомиров М. Н. Русская культура X–XVIII вв. – М., 1968, с. 131.
Заборов M. А. Крестоносцы на Востоке. – М., 1980, с. 250–252.
Из произведений патриарха Фотия // Материалы по истории СССР. Вып. 1. – М., 1985, с. 267–270.
Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. VIII. – М., 1935, с. 323, 318 (далее – по этому же изданию).
Гердер И. Г. Идеи к философии истории человечества. – М., 1977, с. 499 (далее – по этому же изданию).
Тойнби А. Дж. Постижение истории. – M., 1991, с. 317 (далее – по этому же изданию).
Цит. изд., с. 499.
Петрарка Ф. Лирика. Автобиографическая проза. – М., 1989, с. 322.
Аверинцев С. С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир, 1988, № 7, с. 214.
Леонтьев К. Н. Записки отшельника. – M., 1992, с. 29, 32, 33.
Чаадаев П. Я. Полное собрание сочинений и избранные письма.-M., 1991, т. 1, с. 533 (далее – по этому же изданию).