Проблема сознания была и остается одной из самых трудных. Сознание не имеет свойств материальных предметов, не воспринимается органами чувств, его нельзя видеть, осязать, измерять или взвешивать. Но человек мыслит, чувствует, переживает, обладает памятью, волей, воображением, способностью действовать. Как объяснить все это? Возникает представление о душе как некой таинственной силе, которая руководит человеком, когда он бодрствует, покидает его на время, когда он спит, и навсегда, когда он умирает. Душа наделяется независимым от тела существованием, бессмертием, способностью переселяться в другие тела.
Эти представления, возникшие в глубокой древности, явились предпосылкой более поздних, религиозных учений о душе как божественном даре.
Онтологическая трактовка сознания и субъективности осуществляется в современной западной философии по нескольким линиям, вычленение которых представляет известную трудность, ибо, как правило, в концепциях отдельных мыслителей различные линии анализа пересекаются и взаимодополняются. Условно можно выделить следующие направления поисков: описание сознания как чего-то неотделимого и даже тождественного непосредственной жизненной реальности (философия жизни, концепция жизненного разума Ортеги-и-Гассета); вычленение некоторого дорефлексивного уровня сознания и описание последнего в его сущностной чистоте и феноменальной явственности (Гуссерль, Сартр); фиксирование жизни сознания на феноменально-телесном уровне (Ницше, Мерло-Понти); выявление детерминаций сознания через языковые (герменевтика, Витгенштейн) и другие структуры бессознательного порядка (психоанализ, структурализм).
Современная наука располагает достаточными данными, позволяющими создать картину развития материи, возникновения жизни, появления человека, а вместе с ним – человеческого сознания.
Жизнь на Земле возникла естественным путем на основе развития материи, когда для этого появились соответствующие условия. В результате длительной эволюции органической природы, ее самоорганизации появлялись все более сложные и совершенные организмы. На определенной ступени эволюции появляется человек, обладающий мозгом, функцией которого является сознание.
Сознание человека, его психическая деятельность зависит от мозга. Это подтверждается, в частности, тем, что при серьезном повреждении отдельных участков мозга становится невозможной нормальная психическая деятельность. При повреждении лобных долей человек не может контролировать свои действия. При повреждении затылочных долей нарушается ориентировка в пространстве. При отравлении алкоголем нарушается координация движения, происходит «помутнение» рассудка или даже «отключение» сознания. Пьянство, по словам Аристотеля, это добровольное умопомешательство.
Головной мозг человека – это чрезвычайно сложная функциональная система, состоящая из пяти крупных подсистем, каждая из которых имеет особую организацию и особые функции. Например, кора больших полушарий головного мозга, получившая у человека исключительно высокое развитие, представляет собой серое вещество, состоящее из нескольких слоев нервных клеток (их насчитывается до 15 млрд.). Площадь больших полушарий значительно увеличена многочисленными извилинами. Полушария, в свою очередь, делятся на области, «ответственные» за выполнение двигательной, речевой, зрительной, слуховой и других функций.
Видное место в исследовании работы головного мозга принадлежит отечественной физиологии, особенно учению И.П. Павлова. Павлов поставил задачу экспериментально обосновать единство физиологического и психического, раскрыть сложный механизм духовной деятельности человека через изучение деятельности высших животных. Учение Павлова и его последователей явилось естественно-научным обоснованием положения о том, что психическая деятельность имеет своей основой физиологические процессы, протекающие в коре больших полушарий головного мозга. Оно подтвердило материалистическое положение о мозге как материальном органе сознания и о сознании как функции мозга.
Соотношение сознательного и бессознательного, психического и физического, души и тела, материального и идеального, индивидуального и родового в истории философии занимает важнейшее значение. Большое значение для понимания психической деятельности человека, ее отличил от психики животных имеет учение Павлова о двух сигнальных системах. Если первая сигнальная система представляет собой реакцию нервной системы на непосредственное воздействие предметом внешнего мира, то вторая – это реакция на слово, представляющее собой обобщающий сигнал, заменяющий конкретный предмет, «сигнал сигнала». Благодаря второй сигнальной системе у человека формируется абстрактно логическое мышление, которое принципиально отличает его от мышления высших животных, обладающих лишь наглядно-образным, предметным мышлением.
Память, основанная на хронологическом упорядочении ощущений, является основой мышления, а, следовательно, сознания, подтверждение чему можно найти в трудах многих философов.
Проблема языка сравнительно недавно появилась в философии, но исследователи уже разошлись во мнениях по поводу его сущности. Первая позиция, сформулированная еще Гегелем, заключается в понимании языка как объективированного мышления. Вторая позиция, выдвинутая Марксом, а позднее подтвержденная практическими достижениями лингвистики, лингвистического анализа, структурализма, герменевтики, лингвистической философии и др.
Ответить на вопрос о происхождении и сущности сознания, об отношении души и тела, материального и идеального стало возможным в связи с развитием естественных наук, прежде всего биологии, психологии, физиологии высшей нервной деятельности. С точки зрения современной науки сознание не имеет сверхъестественного происхождения и внеприродного существования, как считают теологи и идеалисты, и оно не является свойством всей материи, как считают гилозоисты. Сознание свойство особым образом организованной материи – человеческого мозга.
К психической деятельности относится бессознательное, под которым понимается совокупность психических явлений, не осознаваемых человеком. К ним относятся сновидения, гипнотические состояния, инстинкты, представляющие собой определенный тип поведения, закрепленный биологической наследственностью (например, инстинкт самосохранения). К бессознательному же относятся стереотипы автоматического поведения; действуя первоначально под контролем сознания, они приобретают затем бессознательный характер (работа на пишущей машинке, игра на пианино и т.п.).
Жизнь реализуется в различных биологических организмах и их совокупностях (популяциях, видах и т. п.). Каждый организм является открытой самоорганизующейся системой, для которой характерны наличие обмена веществ, способность к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, раздражимость, приспособляемость к среде. Основы теории возникновения жизни на Земле были заложены в 20-х гг. прошлого века трудами Александра Ивановича Опарина (1894-1980).
Проблема происхождения жизни, как мировоззренческая проблема, имеет первостепенное философское значение. Теологи доказывают невероятность чисто случайного зарождения жизни. Они отрицают или просто не принимают эффект приспособления, который возникает в первичных системах благодаря их взаимодействию с внешней средой, как нечто, чему совершенно чужда всякая рациональность, может породить рациональную организацию живого. Теологи полагают, что ученые пытаются найти источник закономерного развития в самой материи, в то время как этот процесс есть лишь реализация программы, составленной когда-то Творцом. Однако для материалистов в основном ясны пути того эволюционного развития материи, которое привело к возникновению на нашей планете первичных живых существ. Схематично его можно разделить на несколько этапов: во-первых, возникновение углеводородов, цианидов и их ближайших производных в космическом пространстве и при формировании Земли как планеты; во-вторых, абиогенные, независимые от жизни, синтезы все более сложных органических веществ в межпланетном пространстве и на планетах, возникновение на поверхности Земли "первичного бульона" – водного раствора разнообразных и сложных органических веществ; в-третьих, самоформирование в этом "бульоне" индивидуальных многомолекулярных систем, способных взаимодействовать со средой и на этой основе расти и размножаться; и, наконец, дальнейшая эволюция этих образований, их всестороннее совершенствование на основе предбиологического отбора, возникновение и развитие первичных организмов. Дальнейшие исследования по проблеме происхождения жизни посвящены подробному изучению каждого из этих этапов, но особое внимание ученых сейчас привлекает переход от чисто химической к биологической эволюции.
Важное значение для ее развития имело открытие в 50-х гг. того факта, что основу живого вещества образуют наряду с белками дезоксирибонуклеиновая и рибонуклеиновая кислоты (ДНК и РНК). Ныне эта теория, опирающаяся на достижения биохимии, биофизики, молекулярной биологии, цитологии и других наук, приводит к выводу, что жизнь на Земле появилась около 4 млрд. лет назад. К возникновению жизни привела эволюция изначально имевшихся на Земле углеродистых соединений и формировавшихся из них многомолекулярных систем. Опыты, моделирующие условия на поверхности молодой Земли, показали, что тогда из простых органических соединений, воды, аммиака образовывались разнообразные более сложные соединения, в том числе аминокислоты, нуклеотиды, из которых в свою очередь формировались белково- и нуклеиноподобные полимеры – полипептиды и полинуклеотиды. В растворе органических веществ, в прогретой солнцем воде морей при определенных условиях образовывались многомолекулярные коллоидные системы (коацерватные капли), отделенные от окружающей среды, но сохраняющие с этой средой постоянный обмен веществом и энергией. Внутри коацерватных капель, или каких-то иных фазово-обособленных образований, происходило взаимодействие полинуклеотидов и полипептидов: полинуклеотиды служили матрицами для неферментного синтеза полипептидов, полиаминокислоты связывали определенные нуклеотиды. Это взаимодействие оказывало прямое влияние на устойчивость образований. Те из них, в которых взаимная структурная и функциональная обусловленность полинуклеотидов и полипептидов была выражена сильнее, чем у других, оказывались более устойчивыми и долговечными, так как были лучше уравновешены с окружающей средой. Происходил первичный отбор образований с наиболее взаимно "пригнанными" в структурном и функциональном отношениях полипептидными и полинуклеотидными элементами. При этих условиях появились такие образования, внутри которых нуклеотидные элементы превратились в нуклеиновые кислоты, действовавшие как организаторы и матрицы синтеза белков, а полипептидные элементы – в белки-ферменты, обеспечивающие самовоспроизведение молекул нуклеиновых кислот. Эти образования могли повышать уровень упорядоченности своей структуры за счет использования энергии и вещества внешней среды, самовоспроизводить себе подобных на основе информации, заключенной в химической структуре нуклеиновых кислот, и обладали индивидуально различавшейся способностью уравновешивания с окружающей средой, благодаря чему первичный отбор превращался в качественно новое, биологическое явление – естественный отбор. Такие образования и явились первичными живыми телами.