Мне хотелось бы узнать, удовлетворены ли вы материальными вещами или вы хотели бы развивать сознание. Тот, кто удовлетворен внешним миром, всегда будет несчастным в принципе. Такая жизнь – просто удобство. Удобство – это лишь отсутствие проблем, в то время как настоящее удовлетворение – это достижение счастья.
Что говорит ваше сердце? Каково самое большое желание вашей жизни? Задавали ли вы себе когда-нибудь эти вопросы? Если бы вы спросили меня, я бы ответила, что я желаю достичь такого состояния, когда нечего больше добиваться. Не этот ли ответ пульсирует в глубине и вашей души? Я задаю этот вопрос не только вам. Я задавала его тысячам и тысячам других людей.
По моим наблюдениям, все человеческие сердца одинаковы, и их конечное желание также одно и то же. Душа хочет счастья, совершенного и чистого счастья, потому что только тогда все желания закончатся. Пока существует желание, есть страдание, потому что там, где желание, не может быть мира.
Полное отсутствие желаний приносит счастье. Кроме того, оно дает свободу, потому что всегда, когда чего-то не хватает, есть ограничения и зависимость. Только когда нет недостатка ни в чем, появляется возможность полной свободы. Свобода приносит счастье. А счастье – это спасение.
Желание полного счастья и абсолютной свободы дремлет в каждом. Оно подобно семени. Семени, внутри которого заключено дерево. Точно так же исполнение высшего желания человека скрыто в самой его природе. В своем совершенном состоянии наша природа – быть счастливыми, быть свободными. Наша настоящая природа – это единственное, что истинно, и только ее совершенствование может принести полное удовлетворение.
Тот, кто не стремится реализовать свою природу, ошибочно полагает, что благосостояние облегчит его страдания. Однако материальное благополучие никогда не сможет заполнить внутреннюю пустоту. Поэтому, даже когда человек достигает всего, что только возможно в мире, он всё равно чувствует, что упустил нечто. Его внутреннее существо остается пустым. Как сказал когда-то Будда: «Желание трудно исполнить».
Странно то, что, чего бы человек ни добился, он никогда не бывает удовлетворен – даже после того, как он достиг своей цели, он жаждет еще бо́льших достижений. Поэтому нищета бедняков и императоров одинакова. На этом уровне между ними нет никакой разницы.
Каких бы успехов ни добился человек во внешнем мире, его приобретения непрочны. Они могут быть потеряны, уничтожены, и в конце концов их уносит смерть. Поэтому неудивительно, что в глубине души человек никогда не бывает удовлетворен подобными вещами, которые так легко отнять. Такое благосостояние ни при каких условиях не даст ему чувства защищенности, как бы упорно он к этому ни стремился. На самом деле он сам теперь должен защищать то, что приобрел.
Необходимо ясно понимать, что внешняя власть и благосостояние никогда не смогут искоренить в человеке чувство нужды, неуверенности или страха. Самообман – единственный способ замаскировать эти чувства. Благоденствие – это опьянение, оно скрывает реальность жизни. И такое беспамятство хуже самой бедности, потому что оно не дает вам ничего сделать, чтобы избавиться от своей истинной нищеты. Истинная же нищета вызвана не отсутствием какой-либо материальной вещи и не отсутствием власти или благосостояния, потому что, даже когда человек становится богатым и могущественным, она всё равно остается. Разве вы не видите нищеты тех, у кого, казалось бы, всё есть? Разве материальные блага когда-нибудь облегчали ваше бремя?
Друзья мои, есть большая разница между благосостоянием и иллюзией благосостояния. Всё внешнее богатство, власть и безопасность – это лишь тени истинного богатства, которое существует внутри вас. Основная причина ощущения бедности не в том, что вы не достигли чего-либо внешнего, а в том, что вы отвернулись от себя. И поэтому это чувство невозможно искоренить ничем внешним. Его можно уничтожить только изнутри.
Природа самости – это блаженство. Это не качество самости, это ее суть. Счастье – это не отношения с самостью. Самость – это блаженство само по себе. Это всего лишь два названия одной и той же истины. То, что мы называем самостью, это блаженство с эмпирической точки зрения, поэтому не путайте то, что вы называете счастьем, с истинным счастьем. Истинное счастье – это самость. Когда оно достигнуто, поиск всего остального прекращается. Ложное счастье только усиливает поиск, а страх потерять это так называемое счастье нарушает душевный покой человека. Вода, которая усиливает жажду, на самом деле совсем не вода. Христос сказал: «Пойдем, я приведу тебя к колодцу, вода из которого навеки утолит твою жажду».
Мы постоянно путаем удовольствие со счастьем. Удовольствие – это лишь тень, лишь отражение счастья. Но большинство людей живут иллюзией, что этот фантом счастья и есть то, в чем заключается смысл жизни. И естественно, в конце концов они разочаровываются. Это всё равно что принимать отражение луны за саму луну и пытаться ухватить ее. Чем глубже вы погружаетесь в озеро, чтобы найти луну, тем дальше и дальше удаляетесь от настоящей луны.
И точно так же в поисках удовольствия люди уходят всё дальше и дальше от счастья. Этот путь ведет только к страданию. Видите ли вы истину в том, что я говорю? Наверняка ваша собственная жизнь свидетельствует о том, что погоня за удовольствием приводит лишь к несчастью. И это вполне естественно. Отражение внешне сходно с оригиналом, но это вовсе не первоисточник.
Все удовольствия обещают счастье и дают человеку уверенность в том, что они и есть само счастье, но удовольствие – это лишь его тень. Принятие удовольствия за счастье ведет к неудаче и разочарованию. Как я могу поймать вас, пытаясь схватить вашу тень? И даже если бы я словила вашу тень, то что бы оказалось у меня в руках?
Позвольте мне также напомнить вам, что отражение всегда противоположно тому, что оно отражает. Когда я стою перед зеркалом, мое отражение прямо противоположно тому, как я стою на самом деле. Это относится и к удовольствию. Это всего лишь отражение счастья. Счастье – это внутреннее качество, удовольствие – его внешнее проявление, существующее только в материальном мире.
Только счастье – это блаженство. Продолжайте стремиться к удовольствиям, и вы сами поймете истинность моих слов. Все удовольствия заканчиваются страданиями.
И то, чем что-то становится в конце, было этим и в начале. Поскольку ваше ви́дение недостаточно глубоко, поэтому то, что вы должны были увидеть в начале, становится очевидным только в конце. Просто невозможно, чтобы то, что раскрывается в конце, не присутствовало в начале. Конец есть не что иное, как развитие начала. То, что было скрыто в начале, проявляется в конце.
Но вы видите всё в обратном порядке, если вы вообще что-то видите. Снова и снова вы продолжаете следовать путями, которые ведут вас к страданиям, боли и угрызениям совести. Почему человек делает одни и те же вещи опять и опять, если каждый раз это заканчивается несчастьями? Почему? Возможно, потому что он не видит перед собой другого пути. Вот почему я говорю, что ваше ви́дение мутное и искаженное. Вот почему я сомневаюсь, что у вас вообще есть ви́дение.
Очень мало людей действительно используют свои глаза. У каждого человека есть два глаза, но, несмотря на это, большинство людей слепы. Человек, который не видит внутренним взором, еще не начинал использовать свои глаза. Только тот, кто увидел себя, может сказать, что он действительно использовал свое зрение. Если человек не способен видеть самого себя, сможет ли он вообще что-либо увидеть?
Друзья мои, ваша способность видеть раскрывается тогда, когда вы видите себя. Увидев себя, человек начинает движение в сторону счастья. Он больше не обращается к удовольствию. И другие также чувствуют в нем эту перемену. Направление удовольствия – от себя к миру, направление счастья – от мира к самому себе.