Ученики чувствовали себя в безопасности, но опасность была совсем близко. Именно в этот момент Господь предупредил их: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение…» (Мф. 26:41; Мк. 14:38; Лк. 22:46). Ученики Христа сегодня нуждаются в таком же предупреждении. Оно содержит три основных урока, которые должен усвоить каждый христианин:
1. Будьте постоянно настороже, чтобы заметить искушение.
2. Помните: «впасть в искушение» – значит испытать всю опасную и грозную силу искушения.
3. Бодрствуйте и молитесь, чтобы избежать губительного, горького опыта искушения.
Прежде чем начать изучение этих уроков, рассмотрим основные положения библейского учения об искушении.
В Библии мы находим два вида искушения: искушение во благо, которое использует Бог; и искушение во зло, которое использует дьявол. Искушение подобно скальпелю. Его можно использовать для хорошей или плохой цели: им можно сделать надрез на теле человека во время операции или перерезать человеку горло.
Часто в Библии слово «искушение» используется в значении «проверка», «испытание», особенно когда искушение связано с Божьей деятельностью. Авраам был испытан Богом (Быт. 22:1 и дал.). И все верующие в той или иной мере подвергаются испытаниям и проверкам (Иак. 1:2 и 1 Пет. 1:6).
Следует отметить два важных момента, касающихся таких испытаний.
1) Испытания помогают верующему определить свое духовное состояние. Иногда пережитые испытания открывают перед верующим духовные ценности, которые Бог производит в его жизни. Будучи испытан Богом, Авраам проявил силу своей веры. Иногда испытание обнаруживает в сердце верующего зло, которого он прежде не замечал. Бог испытал Езекию и открыл ему всю гордость его сердца (2 Пар. 32:31). Подчас верующий нуждается в ободрении и видит в испытаниях, как Бог работает в его жизни и производит духовный плод. Цель испытания может заключаться в том, чтобы верующий смирился и увидел затаившийся в его сердце грех. Используя различные испытания, Бог решает проблемы верующих.
2) Испытания помогают верующему глубже познать Бога. Один только Бог может уберечь верующего от падения. Пока мы не впали в искушение, нам кажется, что можно справиться с ним собственными силами. Так, Петр думал, что никогда не отречется от своего Господа. Искушение показало ему, что он способен отречься от Господа (Мф. 26:33–35; 69–75).
Когда мы осознаем свою слабость и силу искушения, мы готовы принять силу Божьей благодати. Как раз этому научился апостол Павел, получив большой урок – «жало в плоть» (См.: 2 Кор. 12:7–10).
Для каждого христианина у Бога есть особое испытание. Приведем три примера тех способов, которые иногда использует Бог, испытывая Своих детей.
1) Бог испытывает верующих, когда поручает им служение, превышающее их возможности. Апостол Павел пишет как раз о таком испытании: «…Мы отягчены были чрезмерно и сверх силы…» (2 Кор. 1:8). Это испытание Бог использовал для того, чтобы научить Павла и других людей «надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых» (2 Кор. 1:9). Верующие не должны удивляться или пугаться, когда Бог посылает их на дело, которое кажется невыполнимым. В этом случае Бог испытывает верующих, чтобы показать им, насколько сильна их вера в Божье могущество.
2) Бог испытывает верующих, когда допускает их страдания за веру. Иногда страдание может быть весьма жестоким, вплоть до смерти. Таких испытаний боится большинство верующих. В то же время многие христиане во время пыток или в момент смерти за имя Христа получали неожиданную силу, ниспосланную им Богом. Все христиане призваны так или иначе страдать (Флп. 1:29; 1 Пет. 2:21). Апостол Петр называет такие страдания испытанием веры (1 Пет. 1:7).
3) Бог испытывает верующих, когда позволяет им встречать на жизненном пути лжеучения и лжеучителей. Таким образом Бог проверяет верность и любовь верующих к Нему. Во Втор. 13:1 и дал. есть хороший пример такого рода испытания.
Мы привели три примера, показывающие, как Бог испытывает Своих детей. Какой бы вид испытания ни использовал Бог, Он всегда предполагает благо для Своих детей.
Как мы уже говорили, оба вида искушения содержат в себе идею испытания. Искушение – всегда испытание! Но искушение дьявола всегда направлено на то, чтобы ввести человека в грех. Бог никогда не является автором такого искушения (Иак. 1:13), и именно против него Господь предупреждал Своих учеников.
Библия учит, что есть три основных источника дьявольского искушения, которые действуют все вместе или по отдельности.
1) Сам дьявол является источником искушения. В Новом Завете дьявол, или сатана, дважды называется искусителем (Мф. 4:3; 1 Фес. 3:5). Иногда дьявол подталкивает верующего к греху, посылая злые или богохульные мысли. Иногда вынуждает усомниться в существовании Бога или истины Его Слова. Такое искушение часто приходит через злые мысли, которые посылает дьявол, – это «раскаленные стрелы лукавого» (Еф. 6:16). Если верующего атакуют такие мысли, это еще не значит, что он согрешил. Он только тогда становится виновным, когда начинает верить этим мыслям.
2) Источником искушения является мир (включая мирских людей). Как рыбак использует приманку – жирного червяка, – чтобы поймать рыбу, так и дьявол в качестве приманки часто использует ценности и забавы этого мира, чтобы ввести человека в грех. Когда дьявол искушал Христа, он предложил Ему все царства мира. Петр отрекся от своего Господа после вопроса служанки (Мф. 26:69). Таким образом, мир со всеми его уловками и людьми является постоянным источником искушения для верующих.
3) Источником искушений является плоть (т. е. эгоистичные желания). Иногда дьявол, чтобы искусить человека, действует через его желания. Дьявол заставил Иуду предать Господа, используя как фарисеев с их «тридцатью сребренниками» (Мф. 26:14–16), так и жадность самого Иуды. Как говорит Иаков, «каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак. 1:14).
Искушения дьявола – всегда попытка ввести человека в грех, заставить его согрешить любым из следующих способов: пренебречь обязанностями, данными Богом; допустить зло в свое сердце; выплеснуть зло из сердца; отвлечься от общения с Богом; не повиноваться Богу постоянно, с одинаковым рвением, всегда и во всем, и не проявлять христианское послушание.
Теперь мы кратко рассмотрим первый из трех основных уроков, перечисленных в начале этой главы.
Особенно важно видеть опасности искушения, которое использует дьявол.
1) Искушение дьявола может нанести верующему большой ущерб. Основная цель искушения – ввести человека в грех. Возможно, грех будет выражаться в нарушении Божьего запрета что-то делать, в несоблюдении того, что повелел Бог. Это может быть грех плоти, и другие люди могут быть его свидетелями. Возможно, это грех ума, и только Бог может видеть его. Каким бы ни был грех, мы никогда не должны забывать, что цель такого искушения – нанести ущерб духовному состоянию верующего.
2) Есть множество разных искушений, которые дьявол пытается использовать против верующего. Все, что препятствует нам в исполнении воли Бога, мы должны расценивать как искушение. Возможно, это что-то внутри нас (например, некоторые желания) либо что-то или кто-то в этом мире. Все, что провоцирует человека на грех или побуждает согрешить, является искушением. Почти любое желание человека может оказаться источником искушения. Не грешно желать, например, легкой жизни, друзей, обеспеченности, хорошей репутации (список бесконечен!), однако эти вещи могут стать опасным источником искушений, которым трудно противостоять. Христианам нужно научиться бояться искушений такого рода, как и искушений, которые ведут к явным и позорным грехам. Если же мы не избегаем и не боимся таких искушений, то мы, не осознавая этого, приближаемся к духовному крушению.
В этой главе мы сконцентрируем внимание на опасности искушения и рассмотрим в связи с этим два понятия из Нового Завета:
– «впасть в искушение» (Мф. 26:41);
– «година искушения» (Отк. 3:10).
Что Иисус имел в виду под словами «впасть в искушение»? Вот два наиболее часто встречающихся неправильных ответа:
1) «Впасть в искушение» означает просто быть искушенным. Однако это не так, потому что Бог нигде не обещает абсолютной свободы от искушения. Иисус не учил бы нас молиться о том, чего Бог никогда нам не пошлет. Некоторых искушений можно избежать, но невозможно полностью избежать их всех. Впасть в искушение более опасно, чем просто испытать искушение.
2) «Впасть в искушение» означает быть побежденным искушением. Такой ответ также неверен, потому что человек может впасть в искушение, но в то же время не быть побежденным искушением. В жизни Иосифа был период, когда он испытал искушение, но победил его и вышел из него с триумфом (см.: Быт. 39:6–12).
В 1 Тим. 6:9 Павел говорит, что испытать искушение – почти то же, что «впасть в сеть». Когда попадешь в сеть, нелегко освободиться из нее. В 1 Кор. 10:13 Павел пишет: «Вас постигло искушение…» Это выражение, пожалуй, наиболее ярко иллюстрирует силу искушения и показывает, как трудно его избежать. Во 2 Пет. 2:9 Петр подчеркивает силу некоторых искушений. Мы можем избежать таких искушений только с помощью превосходящей силы Бога.
Анализируя Писание, можно заключить, что «впасть в искушение» означает быть плененным искушением. Иногда искушение напоминает торговца, ходящего от дома к дому со своим товаром. Мы можем не ответить на стук или отказаться от товара, и он уйдет. Но бывают случаи, когда не очень легко справиться с искушением. Такое искушение напоминает торговца, поставившего ногу в проем двери. Причем не только торговец принял решение во что бы то ни стало продать свой товар, но и его товар выглядит привлекательно. Если искушение просто «стучит в дверь», мы вправе не обратить на него внимания. Но когда искушение переступило через порог и вошло в комнату нашего сердца, тогда можно говорить, что мы впали в искушение.
Когда человек впадает в искушение, он испытывает на себе его двойную силу.
а) Сила дьявола действует на человека извне. Дьявол наступает с большей решимостью, чем обычно, когда искушает человека. Иногда он применяет запугивание, например: «Согреши, иначе… Отрекись от Христа или лишишься жизни!» В другой раз он пытается искусить человека, предлагая ему что-то желанное и недосягаемое, например: «…Все это дам Тебе, если падши поклонишься мне» (Мф. 4:9).
б) Сила живущего в нас греха по-особому действует в самом человеке. Живущий в нас грех напоминает предателя, обитающего в сердце каждого человека. Этот изменник встает на сторону искусителя и пытается уговорить верующего уступить искушению. Верующий может снова и снова взывать к Богу об освобождении и не получать освобождения. Такие искушения обычно приходят при следующих обстоятельствах:
– когда дьявол получает особое разрешение от Бога ввести верующего в искушение по причинам, известным одному Богу (2 Цар. 24:1; ср.: 1 Пар. 21:1; Иов. 1:12; 2:6; Лк. 22:31);
– когда злым желаниям человека предоставлена удобная возможность и средства осуществления, как в случае с Давидом, описанным во 2 Цар. 11.
В указанных обстоятельствах человек впадает в искушение или, как об этом сказано в Отк. 3:10, его постигает «година искушения», т. е. час или время искушения. В такой момент искушение пленяет человека с наибольшей силой, и может одолеть любое сопротивление. Многие искушения никогда не достигают такого пика и побеждаются без большого труда. Но когда такое же искушение наступает в «годину искушения», оно обладает особой силой. Если человеку не будет дана особая милость, оно победит его и введет в грех. Возможно, в юные годы Давид испытал искушение совершить прелюбодеяние или убийство (например, в случае с Навалом; см.: 1 Цар. 25), но, пока не наступила «година искушения», эти искушения не имели той силы и стремительности, которые могли бы сокрушить Давида (2 Цар. 11).
Если человек не подготовлен к «године искушения», то он наверняка впадет в искушение. В связи с этим необходимо рассмотреть два следующих вопроса:
1) Наиболее распространенные способы искушения, которые использует дьявол в такой момент:
– Когда дьявол намеревается ввести человека в искушение, он часто и настойчиво будет использовать какое-либо определенное искушение, попытается притупить разум, предлагая это искушение снова и снова, пока человек не потеряет бдительность и не перестанет замечать грех в этом искушении. Заметив искушение в первый раз, человек ужасается, но, когда искушение приходит снова и снова, ужас слабеет и искушение кажется менее греховным, чем в первый раз.
– Если христианин видит, что его брат впал в грех, он должен: возненавидеть этот грех, сожалеть о падении брата и молиться о его освобождении. Если же христианин проявит слабость, то дьявол попытается и его привести в такое же искушение. Когда Именей и Филит отступили от истины, тогда и другие последовали за ними (2 Тим. 2:17,18).
– Греховность искушения может скрываться за житейскими соображениями, которые сами по себе безвредны. Например, галатийцы испытали искушение отойти от простоты Евангелия, взамен получив свободу от преследований. Желание избежать преследований фактически усиливало желание впасть в искушение – отойти от простоты Евангелия.
2) Как мы можем знать, что для нас наступила «година искушения»?
– Это время можно распознать по сильному душевному беспокойству. Как будто дьявол знает, что «сейчас или никогда», и не дает душе покоя. Если во время войны врагу удалось перехитрить противника, он удваивает свои усилия. Если дьявол ослабил решимость христианина противостоять искушению, он использует всю свою силу и коварство, чтобы убедить человека согрешить. Когда искушение наступает со всех сторон, как бы добиваясь согласия человека на грех, можно быть уверенным, что наступила «година искушения».
– Когда искушение состоит в запугивании или оно очень привлекательно – это также «година искушения» для христианина. Даже одной из этих сил часто достаточно, чтобы склонить человека к греху. Когда же эти силы действуют вместе, они почти всегда побеждают. В случае, когда Давид убил Урию, мы видим действие обеих этих сил: страх Давида, что Урия отомстит своей жене и будет искать возможности отомстить самому Давиду, а также страх, что грех его станет известен всем. Ко всему этому еще добавилась привлекательность греха с Вирсавией. Когда человек знает и испытывает давление этих двух сил, пытающихся убедить его согрешить, искушение подходит к своему апогею.
Теперь необходимо очень коротко коснуться темы, которая будет занимать наше внимание в следующих главах.
3) Чтобы искушение не нанесло христианину вред, он должен научиться бодрствовать и молиться. Бодрствовать – значит быть настороже, обдумывать все пути и средства, которые может использовать враг нашей души, чтобы сломить нас искушением. Это постоянное и усердное наблюдение за своей душой всеми средствами, данными Богом для этой цели; изучение умыслов врага и собственных сил и слабостей, которые дьявол будет использовать, чтобы вовлечь человека в грех.
Кроме того, христианин должен молиться, так как только с помощью молитвы он может получить Божью помощь и отразить наступление дьявола. Таким образом, все дело веры сводится к двум обязанностям: «бодрствовать и молиться», чтобы сохранить душу от искушения.
Мы подошли к самой важной части этого исследования: главная обязанность каждого верующего – приложить все усилия, чтобы не впасть в искушение, используя при этом средства, данные Христом. Почему эта обязанность так важна? В этой главе мы рассмотрим три причины, на которые указывает Библия.
Господь Иисус дал нам образец ежедневной молитвы и одна из просьб в ней звучит следующим образом: «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого» (Мф. 6:13). Эту просьбу можно перефразировать так: «Поступай с нами так, чтобы мы имели силу освободиться от того зла, которое намеревается ввести нас в искушение». Наш благословенный Спаситель знает, как опасно искушение и как мы нуждаемся в Божьей помощи, которая одна может уберечь нас от падения. Мы доверяемся мудрости, любви и заботе Иисуса о Его народе. Господь придает особое значение этой обязанности христианина, поэтому и мы должны относиться к ней со всей серьезностью.
Хотите ли и вы получить награду, которую Господь Иисус обещал Филадельфийской церкви (Отк. 3:10)? Эта награда заключается в освобождении от искушения, которое «придет на всю вселенную». Желаете ли вы такого благословения? Тогда отнеситесь серьезно к обязанности, которую Христос дал как средство, позволяющее сохранить нас от искушения.
Мудрость требует относиться к этой обязанности очень серьезно, особенно когда мы видим ужасные последствия падения людей, как плохих, так и хороших.
1) Люди, которые лишь кажутся истинными христианами, а на самом деле не являются таковыми. Господь Иисус описал таких людей в притче о сеятеле. Сердца таких слушателей как каменистая почва. Это верующие, «которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают» (Лк. 8:13). Во все времена были такие люди. Кажется, что они хорошо начали христианскую жизнь, но рано или поздно они поддаются искушению и оставляют свою христианскую веру. Таких людей Господь Иисус изобразил и в другой притче. Они подобны «человеку безрассудному, который построил дом свой на песке». Какую пользу принесет такой дом? Некоторое время он послужит для людей убежищем, но когда наступит испытание и на него обрушится ураган, падение его будет великим (Мф. 7:26,27).
Мы знаем, что Иуда следовал за Иисусом Христом в течение трех лет. Только Иисус мог видеть, чем отличался Иуда от остальных учеников. Как только Иуда позволил искушению овладеть собой, он впал в грех и уже никогда не был восстановлен. Димас следовал с апостолом Павлом до тех пор, пока любовь к миру не превозмогла и он не оставил Павла (2 Тим. 4:10). Для таких людей испытание искушением приводит к отступничеству. Во многих случаях отступничество ясно видно всем, но иногда оно может обнаружиться только в день суда.