Сокращенный и переработанный вариант произведения Б. М. Палмера «Theology of Prayer»
Prepared by Dr N. R. Needham
Бенджамин Морган Палмер (1818–1902) – один из наиболее известных проповедников реформатской церкви американского Юга в XIX в. К сожалению, в наше время лишь немногие христиане за пределами Южных штатов слышали о нем. Так что же это был за человек?
Палмер родился в Южной Каролине. Во время политического кризиса 1860 г. этот самый непокорный из всех Южных штатов первым заявил о своей независимости от федерального правительства, положив начало Гражданской войне в США. Впрочем, предки Палмера были северянами – пуританами из Новой Англии. Обращенный в возрасте восемнадцати лет, Палмер готовился к пресвитерианскому служению, и с 1843 по 1854 г. молодой уроженец Южной Каролины был пастором Первой пресвитерианской церкви Колумбии в своем родном штате. Затем он несколько лет занимал должность профессора церковной истории в Колумбийской семинарии. Интеллектуальные способности Палмера позволяли ему стать крупным академическим богословом, но он навсегда остался верен пасторскому служению. Поэтому в 1856 г. он вернулся к пасторству, на этот раз в Первой пресвитерианской церкви Нового Орлеана, штат Луизиана.
В 1861 г. служение Палмера в Луизиане было прервано трагическими событиями Гражданской войны (или, как называют ее южане, «Войны между штатами»). Север и Юг сражались друг с другом; в мае 1862 г. войска северян захватили Новый Орлеан, и Палмер бежал на родину, в Южную Каролину. В течение нескольких лет он служил профессором богословия в Колумбийской семинарии. В 1865 г., когда война закончилась и сопротивление Юга было жестоко подавлено северянами, Палмер возвратился в Первую пресвитерианскую церковь Нового Орлеана. Там он помогал верующим южанам восстанавливать их разрушенную войной жизнь. Палмер оставался пастором в Новом Орлеане до конца своих дней.
Палмера называют «одним из величайших служителей Евангелия, принадлежавших когда-либо церкви американского Юга»[1]. Он получил широкую известность как блистательный проповедник, чуткий наставник и мудрый церковный руководитель (и, кстати, выдающийся защитник евреев). О высоком уважении, которым пользовался Палмер, свидетельствует тот факт, что в 1861 г. он был избран председателем первой генеральной ассамблеи вновь созданной Южной пресвитерианской церкви. Он является автором целого ряда ценных церковных и богословских трудов, многие из которых в последнее время переиздаются.
Настоящее издание основано на книге Палмера «Богословие молитвы». Она была написана в конце жизни Палмера, в 1894 г. Вот что сказал о ней биограф Палмера, Т. К. Джонсон: «Эта книга – единственная в своем роде, и она заполнила пробел, существовавший до сих пор в нашей богословской литературе»[2]. Книга помогает нам уяснить, что такое молитва и как мы должны молиться, а также затрагивает некоторые проблемы, возникающие иногда в наших молитвах.
Да благословит Бог духовной мудростью Бенджамина Моргана Палмера всех христиан нового поколения, молящихся в наши дни.
Пытаясь сделать язык Палмера доступным современным читателям, я радикально его изменил. Чтобы донести смысл идей Палмера как можно полнее, мне пришлось изложить некоторые из них более подробно. Палмер писал в чрезвычайно сжатом и поэтичном стиле, поэтому любые попытки передачи его мыслей понятным современным языком неизбежно сталкивались с риском довольно свободного пересказа. Надеюсь, совершая это, я не исказил смысл высказываний Палмера. Кроме того, я довольно значительно изменил композицию оригинала. Поэтому, если вы знакомы с книгой «Богословие молитвы», вы можете заметить, что фрагменты, которые вы предполагали найти в одном месте, оказались в другом. Я решился на это, преследуя ту же цель: облегчить восприятие книги Палмера современными читателями. Кроме того, я добавил различные цитаты из Писания, подтверждающие некоторые важные идеи Палмера.
Во все главы, кроме первой, я включил вопросы для размышления и обсуждения. В оригинальном произведении Палмера их не было. Они разработаны с целью сосредоточить внимание на некоторых проблемах, поднятых в каждой главе, и помочь читателю основательно их обдумать. Их можно использовать и для обсуждения в группе, прорабатывающей эту книгу совместными усилиями.
Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах… (Мф. 6:9).
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Мф. 7:7). «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать» (Лк. 18:1). «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом» (Еф. 6:18). «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5:17).
Несомненно, Бог хочет, чтобы вы молились. Об этом говорит вся Библия. Но что происходит, когда вы молитесь?
Духовное действие молитвы можно сравнить с цветами спектра. Проходя через стеклянную призму, луч света распадается на семь цветов – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый. Если вы вдумаетесь, что такое молитва, то поймете, что она так же распадается на семь «духовных цветов», или элементов молитвы. Я назову эти элементы следующим образом: поклонение, восхваление, прошение, благодарение, исповедь, мольба и ходатайство.
Я не утверждаю, что всякий раз, когда вы молитесь, вы должны следить за тем, чтобы ваши молитвы состояли из всех этих элементов. Просто я хочу сказать, что молитва – это такое занятие, которое может включать любой из этих «духовных цветов». Кроме того, следует помнить, что элементы молитвы, как и семь цветов спектра, незаметно перетекают друг в друга; между ними невозможно провести четкую границу. Например, поклонение и восхваление соединяются в богослужении.
Давайте посвятим немного времени рассмотрению семи элементов молитвы.
Поклонитесь Господу в благолепном святилище Его (Пс. 28:2).
Вы когда-нибудь задумывались, зачем вы существуете? Согласно Библии, главной целью нашего существования является служение Богу. Вот почему Бог сделал нас отличными от животных, наделив удивительной способностью мыслить и чувствовать. Нам, людям, предназначено быть жрецами творения; мы даем безмолвной природе голос, которым она восхваляет своего Творца.
Способности вашей души обеспечивают вас всем необходимым для исполнения почетной задачи служения Создателю. Ваш разум способен мыслить о Нем. Ваше сердце способно любить Его. Ваше стремление к бессмертию заставляет вас отвернуться от времени к вечности. Кроме того, существует совесть, этот невидимый судья внутри вас, различающий добро и зло. Существуют инстинктивное почтение и благоговение, которые вы испытываете перед всем возвышенным и божественным. Фактически, как существо, созданное по образу и подобию Бога, вы невольно приходите к восхвалению Создателя, пусть даже в тишине уединения с собственными мыслями.
Но как вы сможете поклоняться Богу без молитвы? Смиренное склонение перед величием Бога – вот самая сущность молитвы. Она присутствует в вашем сердце еще до того, как вы произносите ее губами. Она означает, что в самой глубине души вы осознаете поразительный контраст между всемогущим Господом Богом и своей незначительной персоной. Молиться – значит поклоняться.
Если мы присмотримся к богослужению, отраженному в библейских молитвах, то обнаружим в нем два элемента, которые я назвал «поклонением» и «восхвалением». Иногда в Библии люди превозносят Бога за то, что Он существует, за величие и славу Его природы. Это то, что я назвал «поклонением». Иногда они превозносят Бога за Его великие деяния – сотворение вселенной и царствование над нею. Это то, что я назвал «восхвалением».
Различие между поклонением и восхвалением почти неуловимо. Эти формы молитвы естественно перетекают одна в другую. Но в зависимости от цели нашей молитвы смысловой акцент можно ставить по-разному.
Как следует молиться, если вы хотите поклониться Богу за то, что Он существует? Этому можно научиться у верующих в Библии. Они выражали свое преклонение перед Богом, давая Ему различные имена и титулы. Вот несколько примеров обращения к Богу в их молитвах:
Господи Боже;
Господи, Боже наш;
Господь Бог Всемогущий;
Страшен Ты, Боже, и велик;
Великий и могущественный Бог;
Господь сильный и могущественный;
Господь сил;
Господь господствующих;
Царь царствующих;
Царь славы;
Отец славы;
Всевышний;
Ты, Господи, высок во веки;
Создатель неба и земли;
Господь, щит наш;
Господь, сила наша;
Господь, правда наша;
Бог упования;
Бог спасения нашего;
Единый премудрый Бог;
Блаженный и единый сильный;
Царь вечный, бессмертный, невидимый;
Отец наш Небесный.
Видите, сколь разнообразными способами библейские авторы обращаются с молитвами к Богу? Следуйте их примеру! Поклоняйтесь Богу, используя имена и титулы, которыми Он наделил Себя в Своем Слове. Они пробудят ваши религиозные чувства и помогут вам выразить преклонение перед Богом. Кроме того, помогая осознать, как велики могущество, мудрость и любовь Бога, они вселят в вас уверенность при обращении к Нему с просьбами.
Библейские персонажи поклонялись Богу, описывая Его в своих молитвах и по-другому. Взгляните на следующие примеры, и вы увидите, каким образом они выражали свое глубокое религиозное чувство, говоря с Богом:
«Кто, как Ты, Господи, между богами? Кто, как Ты, величествен святостию, досточтим хвалами, творец чудес?» (Исх. 15:11).
«Благословен Ты, Господи, Боже Израиля, отца нашего, от века и до века! Твое, Господи, величие, и могущество, и слава, и победа и великолепие, и все, что на небе и на земле, Твое; Твое, Господи, царство, и Ты превыше всего, как Владычествующий» (1 Пар. 29:10,11).
«Блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может. Ему честь и держава вечная! Аминь» (1 Тим. 6:15,16).
«Единому премудрому Богу, Спасителю нашему… слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь» (Иуд. 25).
Обратите внимание, как восторженны эти молитвы. Они сосредоточены на самом Боге, Его несравненной природе и Его атрибутах – величии, великолепии и святости. Эти прекрасные молитвы могут послужить хорошим уроком в вашей религиозной жизни: не следует ограничивать свои молитвы просьбами о том, чтобы Бог что-нибудь для вас сделал. Неужели нужда или чувство вины – единственное, что заставляет вас обратиться к Богу? Неужели вы приходите к Богу только тогда, когда вам плохо, и забываете о Нем, когда у вас все в порядке? Не будьте эгоистичны в своих молитвах. Бог бесконечно прекрасен, и Его совершенство должно притягивать вас, как магнит. Можете ли вы представить лучшее применение своим способностям, чем использовать их в поклонении нашему совершенному Господу? Этот аспект молитвы не зависит от вашего настроения или жизненных обстоятельств. В каком бы состоянии вы ни находились, Бог всегда пребывает в неизменном совершенстве высшей красоты и славы, воодушевляя вас на богослужение.
Поклонение Богу благотворно скажется на вашей религиозной жизни. Когда вы поклоняетесь Богу, вы отрешаетесь от себя и созерцаете Бога во всей Его несравненной красоте и великолепии. Это придаст новую жизнь вашим религиозным чувствам. Христиане слишком часто предаются унынию и печали. Но достаточно просто припасть к ногам Бога, созерцая Его чистоту и совершенство, и поклониться Ему за это, чтобы мрачные мысли рассеялись, а в вашей душе воцарились радость и покой. Это поможет вам избавиться от естественной склонности к самоанализу и поглощенности собственными грехами и проблемами. В сущности, если вы не будете поклоняться в своих молитвах прекрасному Царю небесному, вся ваша духовная жизнь будет жестоко страдать.
«Но я не могу постоянно поклоняться Богу». Это верно. В постоянном сосредоточении на Боге есть нечто подавляющее и утомительное. Вы заметите, что ваши мысли постепенно переключаются с бесконечного в Своем величии Бога на Его деяния. Поклонение переходит в восхваление. (Как вы помните, превознесение Бога за Его деяния я назвал «восхвалением».) Деяния Бога приоткрывают лишь частицу Его славы, и вы почувствуете, что это воспринимается легче, чем созерцание божественной красоты во всей ее полноте. Сосредоточившись на каком-то одном деянии Бога, вы можете рассмотреть в нем проявление одного из аспектов Его славы и воздать за это хвалу.
Если вы хотите узнать, как народ Божий восхвалял Бога за Его деяния в Библии, я советую вам просмотреть Книгу псалмов. Многие из них воздают Богу хвалу как за реальные, так и за невидимые Его деяния:
«Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте. Ибо Бог – царь всей земли; пойте все разумно. Бог воцарился над народами, Бог воссел на святом престоле Своем» (Пс. 46:7–9).
«Аллилуйя. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его. Кто изречет могущество Господа, возвестит все хвалы Его? <…> Благословен Господь, Бог Израилев, от века и до века! И да скажет весь народ: аминь! Аллилуйя!» (Пс. 105:1,2,48).
«Велик Господь и достохвален, и величие Его неисследимо. Род роду будет восхвалять дела Твои и возвещать о могуществе Твоем. А я буду размышлять о высокой славе величия Твоего и о дивных делах Твоих. Будут говорить о могуществе страшных дел Твоих, и я буду возвещать о величии Твоем» (Пс. 144:3–6).
Общаясь с Богом, вы никогда не приближаетесь к небесам больше, чем в те минуты, когда поклоняетесь Ему и восхваляете Его. Обитатели неба непрерывно восхваляют своего Царя: «И ни днем ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Отк. 4:8). Мы, народ Божий на земле, должны подражать нашим небесным собратьям. Чем больше вы поклоняетесь Богу за то, что Он есть, и восхваляете Его за то, что Он совершил, тем больше Его духовное сияние озаряет вашу душу. Ваш голос сливается с голосами тех, кто поет перед Господом новую песнь (Отк. 5:9). Разве это не лучший способ подготовить себя к царству небесному?
Какое место следует отводить поклонению в ваших личных и совместных молитвах?
Какие из многочисленных имен и титулов Бога вы используете, обращаясь к Нему?
Что говорит Библия о «красоте» Бога?
«Пойте все разумно» (Пс. 46:7; ср.: 1 Кор. 14:15). В чем состоит связь между восхвалением и пониманием?
Я взыскал Господа, и Он услышал меня и от всех опасностей моих избавил меня (Пс. 33:5).
Когда вы молитесь или присутствуете на богослужении, вы должны сознавать, насколько вы зависите от Бога. Да, люди не склонны признавать свою зависимость от Бога, особенно в наше время, отмеченное всеми этими непрерывными достижениями в науке. Современные люди готовы скорее восхвалять человека, а не Бога: хвала и слава человеку, хвала и слава науке!
В конечном счете, однако, нам придется вспомнить простой и отрезвляющий факт. Мы не сами создали себя. Нас создал Бог. Будучи тварными созданиями, мы смертны; наш Создатель-Бог ничем не ограничен, тогда как в нашей жизни существуют разнообразные ограничения, которые мы не в силах преодолеть. Задумайтесь на мгновение о себе. Вы не можете перестать испытывать голод или усталость. Ваши знания, какими бы обширными они ни казались, на самом деле весьма ограничены. Если вы христианин, то даже ваша религиозная жизнь имеет свои пределы; вы пытаетесь стать ближе к Богу, но вскоре в полном истощении снова оказываетесь на бренной земле. И вы вынуждены признать: «Как я слаб, ничтожен и невежествен!»
Именно тогда, когда вы осознаете свое бедственное положение, вы открываете еще один из «духовных цветов» молитвы – тот, который я назвал «прошением». Под этим подразумевается обращение к Богу с просьбой дать вам то, в чем вы нуждаетесь. Чувствуя свою слабость, вы обращаетесь к Богу с просьбой дать вам немного Его безграничной силы. Понимая, как мало вы знаете, вы обращаетесь к Богу с просьбой поделиться с вами частицей Его совершенной мудрости. Осознавая свою беспомощность и неспособность мира помочь вам, вы прощаетесь с собой и миром; вы обращаетесь к своему милосердному Создателю, чтобы Он дал вам помощь, утешение и покой, которые может дать только Бог.