Сноски

1

Иван Тургенев. 1850-е годы. © Getty Images.

2

Людвиг Бюхнер (1824–1899) – немецкий врач и философ. Одна из ключевых фигур вульгарного материализма – философского течения середины XIX века, согласно которому сложные психологические, духовные феномены можно свести к простым физиологическим причинам. Как социал-дарвинист, Бюхнер считал, что принципы естественного отбора можно распространить на человеческое общество. Его главный труд «Сила и материя» был крайне популярен в России 1860-х годов, до конца века он выдержал 17 изданий.

3

Кружок журнала «Современник». 1856 год. Сидят (слева направо): Иван Гончаров, Иван Тургенев, Александр Дружинин, Александр Островский. Стоят (слева направо): Лев Толстой и Дмитрий Григорович. © Getty Images.

4

Писарев Д. И. Базаров // Русское слово. 1862. № 3. Отд. II. – С. 1–54.

5

Страхов Н. Н. Критические статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом (1862–1885) / Н. Н. Страхов. – СПб.: Типография братьев Пантелеевых, 1885.

6

Николай Ярошенко. Студент. 1881 год. Государственная Третьяковская галерея.

7

Макс Штирнер (настоящее имя – Иоганн Каспар Шмидт; 1806–1856) – немецкий философ. В своем главном труде «Единственный и его собственность» Штирнер полагает, что собственное «я» превыше всего, поэтому у человека есть право отстаивать свои интересы, не оглядываясь на этические нормы. При жизни философ был практически забыт, но о нем вспомнили в связи с идеями Ницше: как оказалось, многие из них уже содержались в сочинениях Штирнера.

8

Иличевский А. В. Человек и темнота // Уроки русской любви: 100 любовных признаний из великой русской литературы. – М.: АСТ: Corpus, 2013.

9

Анатомия самки травяной лягушки. Из книги Альфреда Брема «Жизнь животных». 1911 год. Белгородская государственная универсальная научная библиотека.

10

Писарев Д. И. Указ. соч.

11

Иличевский А. В. Указ. соч.

12

Вайль П. Л., Генис А. А. Родная речь. – М.: КоЛибри, 2008. – C. 160.

13

Никольский С. А., Филимонов В. П. Русское мировоззрение. Как возможно в России позитивное дело: поиски ответа в отечественной философии и классической литературе 40–60-х годов XIX столетия. – М.: Прогресс-Традиция, 2009.

14

Сведение всего возможного знания к эмпирическим данным – к тому, что можно увидеть, потрогать или установить путем эксперимента. Любые идеи или теории, не строящиеся на этой основе, с точки зрения позитивистов, пустая фантазия, не имеющая отношения к науке.

15

Анатомический театр. Из книги «История Кембриджского университета». 1915 год. © Oxford Science Archive/Image State/East News.

16

Человеческий глаз. Из книги «Система человеческой анатомии» Эразмуса Уилсона. 1859 год. National Library of Medicine (U.S.) / Welcome Collection.

17

Набоков В. В. Лекции по русской литературе. – М.: Независимая газета, 1998. – C. 167.

18

Крылья бабочек. Из книги Bertuch’s Bilderbuch für Kinder. 1798 год. Heidelberg University Library.

19

Владимир Маковский. Вечеринка. 1897 год. Государственная Третьяковская галерея.

20

Вдовин А. В. Добролюбов: разночинец между духом и плотью. – М.: Молодая гвардия, 2017.

21

Панаева А. Я. Из «Воспоминаний» // Н. А. Добролюбов в воспоминаниях современников. – М.: Художественная литература, 1986. – С. 176.

22

Авдотья Яковлевна Панаева (девичья фамилия – Брянская; 1820–1893) – русская писательница и одна из первых российских феминисток. В 1837 году она выходит замуж за журналиста Ивана Панаева, потом влюбляется в его друга Николая Некрасова и живет с ним в гражданском браке почти двадцать лет. Разойдясь с Некрасовым, выходит замуж еще раз. Ее мемуары содержат много ценных сведений об общественной и литературной жизни середины XIX века.

23

Скабичевский А. М. Николай Добролюбов. Его жизнь и литературная деятельность // Кантемир. Белинский. Добролюбов. Писарев. Гончаров: Биогр. повествования / Сост., общ. ред. и послесл. Н. Ф. Болдырева. – Челябинск: Урал, 1997. – Жизнь замечательных людей. Биографическая б-ка Ф. Павленкова; Т. 20.

24

Вдовин А. В. Указ. соч. – C. 178.

25

Никольский С. А., Филимонов В. П. Указ. соч.

26

Набоков В. В. Указ. соч. – С. 137.

27

Дмитрий Петрович Святополк-Мирский (1890–1939) – публицист и литературовед. До эмиграции Святополк-Мирский выпускает сборник стихотворений, участвует в Первой мировой войне и в Гражданской войне на стороне Белого движения. В эмиграции с 1920 года; там издает «Историю русской литературы» на английском языке, увлекается евразийством и учреждает журнал «Версты». В конце 20-х годов Святополк-Мирский интересуется марксизмом и в 1932 году переезжает в СССР. После возвращения он подписывает свои литературоведческие работы как «Д. Мирский». В 1937 году его отправляют в ссылку, где он погибает.

28

Святополк-Мирский Д. П. История русской литературы. – Новосибирск: Свиньин и сыновья, 2014. – C. 309.

Загрузка...