5 Целый нецелый Как протянуть шарф сквозь шею


Вы наверняка видели, как фокусник распиливает свою ассистентку, волшебным образом сгибает ложку или протягивает кусок веревки через шею. Возможно, вы даже видели этот последний трюк в нашем шоу, но с шарфом вместо веревки. Может показаться, что вышеприведенные примеры – совершенно разные фокусы, однако все они основываются на одном и том же принципе. Чтобы понять его суть, сначала познакомьтесь с этими тремя женщинами. Внимательно посмотрите на картинку. Что вы видите? Вернее, чего вы не видите?




Не ожидали такого? Форменное безобразие! Несмотря на то что на первом изображении женщины прикрыты накладкой намного сильнее, чем на втором, они все же кажутся полностью раздетыми, хотя это не так. Этот пример показывает, что наш мозг зачастую делает слишком быстрые и при этом неправильные выводы. В нейробиологии такое явление называется «амодальным завершением». Это происходит, когда некоторые части изображения отсутствуют, и тогда мозг автоматически добавляет их к картинке. Получая неполную информацию о том, что все три женщины одеты в раздельные купальники, мозг достраивает картинку самостоятельно и думает, что они голые.

Знаменитый фокус с распиливанием девушки также работает по принципу амодального завершения. В конце представления с неуловимыми игральными картами и вылетающими из рукава фокусника голубями приглушается свет и звучит захватывающая барабанная дробь. Очаровательная помощница фокусника смело забирается в деревянный ящик. Из одного конца ящика она высовывает голову, а из другого – ноги. Затем фокусник достает устрашающего вида пилу и начинает пилить ящик до тех пор, пока не дойдет до самого дна. Публика сидит затаив дыхание, ведь прелестная помощница выглядит так, будто ее действительно распилили. Фокусник может даже разделить ящик на две половинки и показать их по отдельности зрителям. И все же помощница улыбается, а ее ноги шевелятся!

На самом деле помощница, конечно, не ложится в ящик во всю длину, и ее не распиливают по-настоящему. Она лежит, поджав ноги, в одной половине ящика, а ее напарница, тоже согнувшись, высовывает ноги из другой половины. В этом случае зрителю сложно разглядеть двух девушек, и он продолжает думать, что в ящике лежит только одна.



Иллюзионисты с удовольствием используют тот факт, что мозг дополняет изображения, точно не зная, соответствует ли результат действительности.

Даже «экстрасенс» Ури Геллер, прославившийся на весь мир сгибанием ложек с помощью силы мысли, пользуется этим явлением. Во время своего трюка Геллер держит две ложки между большим и указательным пальцами. Затем он пристально смотрит на столовые приборы. Кажется, что под воздействием мысленной концентрации Геллера ложки медленно размягчаются и сгибаются. При этом он не оказывает на них никакого видимого физического воздействия.

Загрузка...