С детства для познания мира мы набираем свой понятийный словарь. Нам показывают стул и присваивают ему название. Мы связываем понятие с визуальным образом стула. Т. е. какая-то библиотека визуальных образов существует у каждого человека. Причём, образ стула на базовом уровне распознавания достаточно прост – это поверхность с четырьмя ножками и спинкой. Чтобы сказать, что это стул, нам не нужно думать о материалах, текстуре ткани и уникальностях разных форм. Достаточно нескольких простых признаков.
При формировании своего визуального словаря можно использовать тот же механизм – совмещения образа и понятия. И не заморачиваться красивой отрисовкой, достаточно нарисовать основные признаки. А это может сделать каждый, кто сумеет нарисовать набор простых форм: круг, квадрат, треугольник и линию.
Понятия можно разделить на реальные и абстрактные. В этой главе мы сосредоточимся на приёмах рисования реальных понятий. Реальные – это те, что присвоены объектам, существующим в окружающем нас визуальном мире.
Чтобы изобразить объект из реального мира, нам достаточно вспомнить, как он выглядит в реальном мире, и очень упрощенно его нарисовать.
Часто участники моих тренингов возражают: «Да я так нарисую, что и не поймёшь, что это такое!» И тогда я рассказываю про магический приём, которым и с вами (читателями) сейчас поделюсь. Используя этот приём, вы сможете нарисовать что угодно, даже если не умеете рисовать.
Для иллюстрации этого приёма я всегда предлагаю поспорить, что за 5 секунд нарисую любой объект из реального мира, причём, ни у кого не возникнет сомнений, что именно этот объект и нарисован. Чего я только не рисовал, и всегда выигрывал.
Однажды попросили нарисовать собаку. Ну, я и нарисовал за несколько секунд, как смог, собаку. Сразу посыпались возражения: да это больше похоже на лису или волка, или вообще на неведому зверушку. И тогда я, как заправский фокусник, произнёс: «А теперь, внимание, магия!» И дорисовал над собакой «гав-гав» или просто подпись «собака»:)
Это действо всегда вызывало смех в аудитории, и не у кого не возникало сомнения, что это, действительно, собака.
Берите на вооружение этот «магический» приём с названием «магия подписи». Не знаю, почему так происходит, но при визуализации люди часто забывают про такое простое «магическое действие», как добавление подписи, и это иногда, действительно, выглядит, как магия. Благодаря которой можно нарисовать что угодно.
Правило визуализации реальных понятий:
Вспоминаем, как объект выглядит в реальном мире, рисуем простыми формами и добавляем подпись.
Мы разобрались, что нет ничего сложного в том, КАК нарисовать что-то из реального мира. Но в визуальном словаре гораздо важнее понимать, ЧТО нужно рисовать для передачи нужных смыслов. И здесь нам поможет описанная выше модель Дэна Роэма. Далее разберём, как через вопросы визуализировать смыслы в визуальном словаре.
Вспоминаем, что в модели 6W при ответе по смыслу на вопрос «Кто/Что?» в качестве базового образа мы можем использовать Портрет.
Иначе говоря, если в визуальном словаре нам нужно отобразить какой-то объект или вещь, следует рисовать Портрет. Например, если по смыслу нужно визуализировать имя или название человека, объекта, концепции, то рисуем портрет.
Портреты показывают визуальные особенности объекта, отличающие его от других объектов по форме, размеру или иным признакам. Поэтому, рисуя портрет, нужно задуматься, какими отличительными признаками он обладает, чтобы его смогли узнать или отличить от других.
В качестве портретов могут выступать объекты, окружающие нас в реальном мире, например, люди, животные, вещи или продукты.
При рисовании людей можно отражать их качественные характеристики. Старый, молодой, в очках, узнаваемой национальности и другие отличительные особенности. Если те, для кого вы рисуете (ваша целевая аудитория), знают уникальную черту человека, то вместо человека можно рисовать отличительную особенность. Например, ваш знакомый или сотрудник имеет усы необычной формы, можно нарисовать только усы. Аудитория всё равно поймёт, о ком идёт речь.
Чтобы похоже нарисовать известных людей, образы которых узнаваемы, совсем не обязательно быть художником. Достаточно нарисовать немного похоже или добавить к образу какие-то их отличительные фишки.
Логотипы тоже являются портретами, ведь они напрямую ассоциируются с компаниями. Используя логотипы, нужно учитывать их узнаваемость у целевой аудитории. Для известных логотипов подпись не обязательна. Для не особо известных логотипов нужно обязательно использовать магию подписи.
Через портреты также можно визуализировать различные места. Для этого можно рисовать достопримечательности, однозначно ассоциирующиеся с этим местом. Страны тоже являются местом, но здесь всё гораздо проще. Есть флаги и можно рисовать их, главное помнить, что не все флаги узнаваемы и может потребоваться магия подписи.
Концепции и идеи тоже могут отвечать на вопрос «Кто?/Что?».
Обычно для визуализации концепций используются более сложные образы, состоящие из нескольких Портретов. Для визуализации концепций хорошо помогают метафоры. Про метафоры мы более подробно поговорим дальше. Часто для передачи смыслов концепции рисуют в сравнении.
Например, для донесения концепции лидерства можно сравнить лидера и деятеля. Лидер указывает куда идти, а деятель идёт. Две концепции решения проблем можно визуализировать следующим образом. Бросаемся на решение проблемы сразу с ходу или думаем, как найти более эффективное или альтернативное решение.
Моя практика показала, что при визуализации у многих часто возникают сложности при рисовании людей. Поэтому для вас, уважаемые читатели, решил привести несколько подсказок на иллюстрациях ниже. В четвёртой главе книги будет приведено ещё больше лайфхаков и ресурсов для рисования.
При рисовании людей можно использовать пять способов: линейный человек, квадратный человек, человек-звезда, человек-стакан и П-человек. Выбирайте способ, какой вам больше подходит.
Используя выбранный способ, можно экспериментировать и рисовать людей в разных позах или в движении. Мне, например больше нравится линейный человек и человек-стакан.
Конечно, при рисовании людей не обойтись без отображения эмоций. И вот вам подсказка по рисованию эмоций.
Ещё бывают ситуации, когда людей нужно рисовать в деталях или когда нужно просто нарисовать много людей. Для детализации людей есть пять способов, для отображения большого количества людей можно использовать вообще максимально упрощённые формы. Примеры есть ниже.
Закрепим. Когда нам нужно отобразить смыслы, отвечающие на вопрос «Кто?/Что?», то базовым образом будет портрет. При рисовании портретов фокусируемся на отличительных особенностях образов (форма, размер). Портретами могут быть: люди, животные, вещи, логотипы, места и концепции.
Тренируемся в сборке визуального словаря и идём дальше по модели 6W. При ответе по смыслу на вопрос «Сколько?» смело можно утверждать, что речь идёт о количестве чего-либо. В качестве базового образа мы можем использовать Диаграмму.
Вспомните бар из первой главы. Наша визуальная система в повседневной жизни умеет быстро распознавать количество объектов. Это свойство можно использовать при визуальном ответе на вопрос «Сколько?».
Такой способ можно назвать способом «прямой визуализации». Напрямую рисуем объекты, которые по смыслу нужно изобразить. Если в рецепте пирога говорится о трёх яблоках, просто рисуем эти три яблока. В ИТ-отделе пять программистов – их и нарисуем.
У прямой визуализации есть ограничение. Нашей визуальной системе трудно быстро распознать и посчитать больше пяти объектов. На рисунке ниже я нарисовал несколько кучек с разным количеством объектов. Гляньте быстро на картинку, попробуйте за 2 секунды сказать, сколько объектов в каждой кучке. В кучках, где количество кружков больше пяти, возникнут сложности с мгновенным подсчётом.
Т.е. до пяти объектов мы можем быстро визуально распознать. Но если количество объектов будет увеличиваться, то для наших глаз это будет просто «много». В быстром распознавании «много» помогают подсказки в виде цифр.
Перейдём к диаграмме. Например, отобразить большое количество объектов можно их прямой визуализацией. Нарисуем 100 крестиков. Быстрому ответу на вопрос «Сколько?» помогает цифра. Причём, когда добавляем цифру, не обязательно реально отрисовывать именно 100 крестиков. Глаза видят много крестиков, а цифра подсказывает, сколько их тут.
Но для наших глаз аналогичной по смыслу будет и такая картинка.
Получается, для отображения большого количества объектов не обязательно рисовать все эти объекты, а можно использовать диаграмму. А для идентификации отображаемых объектов используем одно изображение объекта или подписи (названия).
Диаграмма позволяет преобразовать абстрактные цифры в визуальную конкретную картинку, отражающую количество. Например, таблица даёт точное значение цифр, но утрачивает моментальность восприятия, которую даёт визуализация.
Сами цифры не несут для нас смысла, они абстракты. Чтобы как-то к ним отнестись, мы должны дать им количественную оценку. Для количественной оценки есть два основных способа: сравнить части с целым или одно число с другим. Иначе можно сказать, что сравниваем относительные или абсолютные величины.
При относительном сравнении целое легко представить в виде какого-то стандарта. Самым часто используемым является стандарт – 100 процентов, когда целое представляется в виде 100 процентов, а части будут являться долями от целого.
При абсолютном сравнении, разными способами сравниваются абсолютные цифры. Самый распространённый способ, конечно, использование разных видов диаграмм.
По визуализации количественных данных написано много книг, некоторые из них вы найдёте в списке литературы. В этой книге мы не будем подробно на этом останавливаться. Ведь нам нужен необходимый минимум, чтобы начать практиковаться.
Времени на всё не хватает, поэтому вам в помощь я написал небольшую шпаргалку по пяти основным видам диаграмм и вариантам их применения. Шпаргалку можно прочитать, перейдя по ссылке https://clck.ru/33thqu
Здесь нам важно запомнить, что при количестве объектов более пяти нам трудно их быстро посчитать. Поэтому нужно добавлять подсказки – цифры. А сами цифры для их количественной оценки нужно с чем-то сравнивать.
Отдельно хочу остановиться на способах отображения количества с использованием «измерителей» из реальной жизни. Например, если говорим об уличной температуре, можно нарисовать термометр с обозначением нужной по смыслу температуры. А если нужно визуализировать значение температуры, при котором стоит принимать жаропонижающие лекарства, то рисуем градусник. С помощью таких «измерителей» можно добавлять дополнительный визуальный контекст отображению количества.
Но, в отличие от изображений портретов, здесь делается фокус на количественной характеристике образа. Например, когда мы говорим об идеальной размерах девушки-модели, рисуем силуэт женщины. Но здесь фокус не на форме силуэта, а на количественных значениях объёмов. А если мы по смыслу хотели бы передать отличие от идеала, то отвечали бы на вопрос «Кто?/Что?», и в фокусе были бы формы объектов, а цифры второстепенны.
При визуализации количества можно пользоваться следующими рекомендациями. При рисовании диаграммы нужно всегда обозначать, что она измеряет. Для этого можно использовать подписи или образы. Если несколько диаграмм расположены на одной оси, то нужно назвать эту ось значений.
Количественные обозначения лучше подписывать рядом с диаграммой или в самом теле диаграммы. При визуализации цифр с большим количеством нулей, лучше использовать сокращённые подписи.
Итак резюмируем, базовым визуальным якорем при ответе на вопрос «Сколько?» будет выступать диаграмма. Слышим по смыслу «Сколько?» – рисуем диаграмму.
При составлении визуального словаря главными смысловыми вопросами являются «Кто?», «Что?», «Сколько?». Если визуализируем смыслы через вопросы «Кто?/Что?», фокусируемся на форме и отличительных качествах. Отвечая визуально на вопрос «Сколько?», фокусируемся на количественных характеристиках.
При визуализации «реальных» понятий мы можем использовать образы объектов из реального мира. Но как быть, если нужно нарисовать что-то абстрактное, например, ветер, ритм, опасность, дружбу? Сложности добавляет ещё и то, что за абстрактными понятиями у многих людей стоят разные смыслы.
Здесь нам на выручку приходит механизм действия визуальной метафоры. Наше визуальное восприятие так устроено, что сталкиваясь с чем-то новым, мы начинаем искать знакомые черты. Например, при встрече с новым человеком, наше сознание начинает вычислять, на кого он похож.
Через это свойство восприятия можно объяснить механизм действия визуальных метафор. Визуальная метафора помогает сознанию ответить на вопрос «Где я раньше это видел?»
При визуализации абстрактных понятий сложность заключается в том, что мы не можем представить, как они выглядят в реальном мире. Но, используя принцип действия визуальных метафор, можно решить и эту задачу. Нам поможет приём «объектной визуальной метафоры».
Суть приёма в следующем. Когда нужно визуализировать абстрактность, ищем некий объект (образ), через свойство которого можно раскрыть (донести) это понятие. Например, если нужно визуализировать ветер, вспоминаем, что в реальном мире есть объект – ветровой чулок. У него есть свойство, он устанавливается на аэродромах и показывает направление ветра. Т. е. через свойства объекта мы визуализируем абстрактное понятие – ветер.
Ритм можно визуализировать через барабан. Ведь на нём играют ритмичную музыку. Дружбу можно визуализировать через мем – рукопожатие. Здесь свойство, что проявлением дружелюбия может быть рукопожатие. Опасность можно выразить через объект из природного мира – акулу. Ведь это опасный хищник.
Обратите внимание, что при визуализации абстрактностей магия подписи тоже работает, и про неё не надо забывать.
Используя алгоритм «объектной визуальной метафоры», мы можем действовать технологичнее при сборке своего абстрактного визуального словаря. А когда в основу положен алгоритм, проще сформировать и отточить до интуитивного уровня навык использования визуального словаря.
Ок, можете сказать вы. Ясно, для визуализации абстрактностей нужно искать образ (метафору). А где их искать и как быть, если на ум ничего не приходит? И на этот случай есть опробованный на практике приём.
Дэн Роэм в своей книге «Бла-бла-бла. Что делать, когда слова не работают» предлагает искать метафоры в двух мирах: «Природном» и «Технологичном». Я добавляю третий мир – «Мир мемов».