Цели:
– сформировать у детей понятия «космос», «Вселенная»;
– объяснить, что представляет собой Вселенная;
– ввести понятия «звезды», «галактика»;
– воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения общей цели.
Оборудование и материалы:
– разрезные картинки на космическую тему (на обратную сторону картинок с изображением планеты, космической ракеты наклеить лист цветной бумаги так, чтобы у каждой картинки «рубашка» получилась своего цвета, картинки разрезать на фрагменты);
– изображение различных видов галактик, Вселенной;
– тонированные черным цветом листы бумаги формата АЗ;
– конфетти, клей, кисти для клея.
Игра «Разрезные картинки»
Разрезные картинки раскладываются на столе лицевой стороной вверх. Детям предлагается взять по одному фрагменту картинки и взглянуть на их обратную сторону. Для составления картинки дети объединяются в группы по цвету выбранной «рубашки». Когда все картинки собраны, детям предоставляется возможность сделать вывод, что на занятии речь пойдет о космосе. (На данном этапе дети не сидят за столами, а работают стоя.)
Рассказ воспитателя
Что мы можем увидеть ночью и днем на небе? (Солнце, звезды, луну.) Все это находится в космическом пространстве. Слово «космос» означает «все на свете», Вселенная – это все, что существует. Земля – часть Вселенной, так же как Солнце, Луна и все другие планеты. Звезды, облака газа и пыли – это тоже Вселенная.
Ученые используют телескопы и космические автоматические станции для изучения Вселенной. Они считают, что она образовалась в результате огромной вспышки, названной Большим Взрывом. Вселенная непрерывно расширяется, громадные скопления звезд, называемые галактиками, постепенно отдаляются друг от друга.
В лунную ночь можно увидеть белую полосу, проходящую через все небо. Это Млечный Путь – наша галактика – одна из миллиона галактик, имеющая форму спирали, похожую на пропеллер. Галактики бывают разной формы и размеров.
Показывает иллюстрации с видами галактик.
На ночном небе мы видим звезды. Они очень разные и по размеру и температуре. Звезды – огненные шары, одни более горячие, другие – менее, поэтому и цвет у звезд разный. Самые горячие – белые, чуть менее горячие – голубые, потом желтые и красные. Самые яркие звезды на нашем небе – голубые и белые.
А какая звезда к нам ближе всего? Солнце – это звезда. Она считается самой близкой к нам звездой во Вселенной. Солнце – шар, состоящий из раскаленных ярко светящихся газов. Оно дает нашей планете свет и тепло, без него не было бы жизни на Земле.
Коллективная работа «Создание Вселенной»
Детям раздаются листы бумаги формата АЗ черного цвета. Воспитатель помогает детям нарисовать клеем разные формы галактик (спиральную, круглую и неопределенной формы). Поверх клеевого слоя насыпаются блестки. Чтобы открыть изображения, дети берут бумагу за края и стряхивают лишние блестки. Полученные виды галактик объединяются в «часть Вселенной».
Цели:
– уточнить представления о космосе, Вселенной;
– развивать познавательную деятельность: умение понимать проблемно-познавательную задачу и устанавливать причинно-следственные связи;
– развивать стремление к познанию нового.
Цели:
– обучить детей новому способу рисования с помощью метода отпечатывания;
– развивать навыки симметричного вырезания из листа бумаги, сложенного пополам;
– развивать у детей чувство композиции: учить гармонично размещать детали на листе бумаги, создавать красивую композицию.
Материалы и оборудование:
– листы бумаги формата АЗ, тонированные акварелью в темно-синий цвет;
– цветная бумага;
– ножницы;
– гуашь разных цветов;
– кисти для рисования;
– кисти для клея;
– клей;
– листы бумаги (бросовый материал).
Далекие звезды
Воспитатель предлагает детям вспомнить, какими маленькими кажутся дальние звезды, и рассказывает, как можно их изобразить способом разбрызгивания краски кистью.
Воспитатель
. Берем большую кисть с жесткой щетиной, обмакиваем в гуашь желтого или оранжевого цвета. Одной рукой держим кисть ворсом вверх, указательным пальцем другой руки наклоняем ворс по направлению к себе и резко отпускаем. От этого движения краска мелкими брызгами разлетится по листу. Если вы считаете, что «звезд» получилось недостаточно, этот способ можно повторить.
После такого рисования руки следует вымыть с мылом или хотя бы вытереть влажной салфеткой из ткани.
Загадочные планеты
Воспитатель объясняет детям, что с помощью комка плотно сжатой бумаги можно получить необычные изображения.
Воспитатель
. Сжимаем плотно листы бумаги (разного размера), чтобы получились комки. Обмакиваем комок в приготовленный раствор гуаши любого яркого цвета. После этого плотно прижимаем его, как печать, к листу темно-синего цвета и осторожно поднимаем.
Необходимо отметить, что комок надо поднимать вверх, а не сдвигать в сторону. Благодаря отпечатку, на листе получается изображение планеты, либо покрытой какими-то удивительными облаками, либо в густой сети кратеров. Это могут быть и астероиды неправильной формы – все зависит от размера и формы получившегося комка и фантазии детей.
Космический корабль
Воспитатель
. Чтобы исследовать это «космическое пространство», мы пошлем к звездам и планетам корабли.
Воспитатель предлагает детям из листа бумаги, сложенной вдвое, вырезать силуэты космических кораблей (изобразить на них иллюминаторы, другие детали корабля) и разместить их в «космическом пространстве».
Работа детей может сопровождаться музыкой группы «Зодиак».
Цели:
– побуждать детей широко и творчески использовать в играх знания об окружающем;
– воспитывать умение согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
– продолжать формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
Роли:
– командир звездолета – направляет работу экипажа;
– штурман корабля – прокладывает путь космического корабля на карте, управляет полетом;
– врач экспедиции – следит за здоровьем экипажа, оказывает первую медицинскую помощь;
– космический турист – фотокорреспондент;
– бортинженер – контролирует работу техники на корабле.
Игровые действия:
– постройка звездолета;
– составление маршрута путешествия;
– выполнение условий пребывания на планете.
Расширение сюжета за счет сюжетно-ролевых игр:
– «Поликлиника»;
– «Фотостудия»;
– «Космодром».