Смартфоны, ноутбуки, планшеты, коммуникаторы – все эти устройства, называемые еще гаджетами, так прочно вошли в нашу повседневную жизнь, что, кажется, обойтись без них уже невозможно. А на самом-то деле «эпоха смартфона» по-настоящему началась всего лет пятнадцать назад. Совсем не так давно, и мы еще даже не успели до конца осознать, как эти устройства на нас влияют, что они привнесли в нашу жизнь, а чего нас лишили.
Но у наших детей более тонкая нервная организация, на них легче повлиять, и на их примере многое ясно уже сейчас. Ясно, что смартфон с его широким дисплеем, яркими картинками внутри и соблазнительно богатыми возможностями обладает почти что непреодолимой силой притягивать к себе внимание и мысли ребенка – почти как кольцо всевластья в знаменитой трилогии Толкиена. Что виртуальный мир, разработанный тысячами программистов, зарплаты которым платят десятки богатых международных IT-корпораций, моментально затягивает в себя ребенка, а мир действительный, созданный Богом для того, чтобы мы его возделывали и улучшали, довольно быстро становится исследователю виртуальных пространств скучным и неинтересным. Такими же неинтересными и тусклыми оказываются в его глазах и обитатели этого мира – мы с вами.
Перед нами всё больше печальных примеров, когда подростки и молодые люди так углубляются в компьютерные игры и виртуальное общение, что практически полностью выключаются из реальной жизни. А потом – заболевают и гибнут, причиняя своим близким боль и страдания.
Есть популярное мнение, будто бы не пользоваться смартфонами сегодня уже невозможно. Может, оно и так – если живешь в городе в окружении множества друзей, знакомых, коллег и партнеров. Но это касается только взрослых, работающих людей: ведь именно на них рассчитаны те полезные, деловые функции мобильной техники, о которых так любят рассказывать их производители. Детям же не нужна ни мобильная электронная почта, ни мессенджер, ни планировщик дел. Смартфон для них – почти всегда средство развлечения. Пользы в этом качестве он не приносит, а вот вреда…
Как сделать так, чтобы эти устройства не оказались в зоне доступности ребенка слишком рано? До какого возраста еще «слишком рано», а когда «уже пора»? И как действовать, если по нашей родительской беспечности гаджеты все-таки оказались в руках наших детей, еще не окрепших ни физически, ни умственно, ни духовно? Авторы этой книги – психологи, священники, многодетные родители – делятся с вами опытом и советами. Мы искренне надеемся, что с их помощью вы сумеете избежать многих ошибок, которые допускают в этой ситуации родители, и вырастить детей, свободных от «экранной» зависимости, которую специалисты всё чаще сравнивают с наркоманией и алкоголизмом.