В руническом строе каждая руна занимает определенную позицию (рис. 1), а весь ряд обычно называют футарком по начальным буквам его первых шести знаков (fuÞark): Феху, Уруз, Турисаз, Ансуз, Райдо, Кеназ. Рунический алфавит получил свое наименование по тому же принципу, что и азбука. Хотя само слово «футарк» традиционно пишется через «т», руну Турисаз правильнее соотносить не с Т, а с D (Д) или буквенным сочетанием th. При таком подходе оба названия рунического алфавита (Fudark или Futhark) верны. Иногда можно встретить и наименование «футорк». Это связано с тем, что в ряде младших футарков 3-я руна Ансуз означала звук «о», а не «а» и называлась Осс (англосаксонский рунический строй).
Рис. 1. Футарк и его структура
Футарк состоит из трех подразделов – эттиров, или аттов (исл. Ættir – эттир, норв. Ætt – атт). Во всех аттах старшего футарка по 8 рун, всего же их 24.
Принято считать, что каждый атт посвящен определенному скандинавскому богу, в честь которого названа руна, открывающая эту группу: первый – Фрейру (Фрейе), второй – Хеймдаллю, третий – Тюру. Особенность изображения рун связана с удобством их начертания на твердых материалах: в прошлом рунические надписи наносили на камни или деревянные дощечки. Если у вас возникнет вопрос, как правильно рисовать руны, возьмите деревянную плашку и попробуйте вырезать на ней символы – и вам станет все понятно.
В современной традиции руны принято разделять на четыре группы по положению, которое они занимают относительно своей оси. Симметричные руны – Уруз, Альгиз, Тейваз, Эваз, Манназ, Отал – могут читаться вверх ногами, поэтому называются обратимыми, или переворачиваемыми (рис. 2). Считается, что в инвертированной позиции их значение становится противоположным. В таких случаях перевернутое положение обозначается как «п. п.».
Рис. 2. Обратимые руны
Несимметричные руны – Турисаз, Кеназ, Перт, Беркана – не меняются при переворачивании, но могут поворачиваться справа налево. Это называется зеркальным положением – «зерк. п.» (рис. 3). Их значение при этом тоже становится другим, но необязательно противоположным.
Рис. 3. Зеркальные руны
Руны Ансуз, Лагуз, Вуньо, Райдо, Феху, входящие в третью группу, и поворачиваются, и переворачиваются (рис. 4). Их толкование также изменяется при этом. В рунескриптах/вязях такие позиции чаще всего обозначаются как «п. п.» – перевернутое положение.
Рис. 4. Перевернутые и повернутые руны
Также есть девять рун, не имеющих обратных позиций: Гебо, Хагалаз, Наутиз, Иса, Иера, Эйваз, Соуло, Ингуз, Дагаз (рис. 5). Их значение постоянно. Но я встречала рунические работы, в которых автор прописывает необратимую руну в перевернутом положении, например Ингуз в формуле «Проклятье местности».
Иногда выпускают руны в виде карт. Трактовки непереворачиваемых рун к таким картам могут содержать описание руны в перевернутом положении. Поэтому использовать в своей работе или нет перевернутые значения непереворачиваемых рун – личное дело каждого. Среди рунологов нет однозначного мнения на эту тему. Хотя большинство поддерживает идею о том, что непереворачиваемые руны имеют только одно значение – в прямом положении.
В описании таких рун я пишу, что руна необратима, и значения в перевернутой позиции не имеет. Но если вы в каком-то источнике встретите трактовку к п. п., то помните, что это допустимо.
Если придерживаться аутентичности, ни одна руна не имеет перевернутого положения, так как в рунических поэмах есть описание только прямых позиций. Но, как я уже говорила, система развивается, и вполне вероятно, что в дальнейшем нас ожидает много «открытий чудных», основанных на личных инсайтах, а может, и научно обоснованных.
Рис. 5. Необратимые руны
Смысл зеркальных и перевернутых рун может меняться, но практически всегда он характеризует отрицательные моменты, проблемы и неприятности.
А теперь перейдем непосредственно к значениям рун, принятым в современной практике. Я буду давать краткие современные трактовки символов параллельно с аутентичными из Англосаксонской рунической поэмы в переводе Кирилла Горбаченко. Не привожу лишь толкования дополнительной «пустой руны», понятие которой возникло уже в наши дни и выходит за рамки древней рунической традиции. Напомню еще раз, что названия символов могут различаться в зависимости от перевода. Чаще всего встречаются германские названия рун. В своей работе я также предпочитаю использовать их.
Германское название: Феху (Fehu)
Англосаксонское название: Феох (Feoh)
Древнескандинавское название: Фе (Fe)
Фонетическое соответствие: Ф (F)
Традиционное значение: крупный рогатый скот, богатство
«Англосаксонская руническая поэма» гласит:
Богатство – утешение всем людям,
но должен человек каждый щедро им делиться,
если он хочет перед Господом славу обрести.
«Норвежская руническая поэма»:
Богатство вызывает раздор родичей;
волк кормится в лесу.
Само название руны – Fehu – означает «имущество; богатство», а первоначальное значение слова – «скот (мелкий)», поскольку до появления денег расплачивались скотом. В этом смысле руну можно использовать для обозначения не только богатства, имущества, но и денег вообще (в современном мире символом богатства стали деньги).
Стоит отметить, что в древней Скандинавии сложилось своеобразное отношение между вещью и ее обладателем. На вещь как бы переходила частица личности ее владельца, отчего она приобретала некоторые его черты. Право собственности определялось не юридическим законом, а фактической причастностью человека к данному предмету. В этом понимании отражается представление людей того времени о неотделимости человеческого мира от мира природы. Право владения собственностью предполагало ее обязательное использование. Имущество человека не представляло собой «богатства» в современном понимании, потому что не было средством накопления и экономического превосходства перед другими людьми. Богатство было средством социального влияния, оно поднимало престиж и давало личную власть. Вождь демонстрировал собственное могущество, раздавая блага вассалам, так он добивался почитания и расширял границы своего влияния. Собственность, за исключением самого необходимого для жизни, постоянно переходила из рук в руки. Богатство в раннем Средневековье выполняло прежде всего социальную функцию: передача имущества способствовала приобретению и повышению общественного престижа и уважения. В некоторых случаях передача собственности другим людям приносила больше влияния и уважения, чем ее сохранение или накопление. Обмен вещами был нерациональным, с нашей точки зрения, и не соответствовал реальной обменной стоимости. В этом случае ценность представляли не сами предметы, а люди, которые ими владели, и акт передачи имущества из рук в руки. Вещи и собственность служили средствами социальных контактов, это нужно учитывать и при современном понимании и использовании рун и рунической магии.
Таким образом, Феху хоть и означает богатство, но не способствует его накоплению. Если вы применяете эту руну в ставе для получения какой-либо прибыли, то, вероятно, придется поделиться ее частью, а может, и отдать всю. Феху способствует скорее приобретению личного влияния, чем накоплению платежных средств.
Феху я использую для обозначения материального предмета (то, чем мы можем «делиться», – согласно рунической поэме). Руна благоприятствует получению денег, товаров, может служить идентификатором бизнеса. В перевернутом положении означает недостаток, отсутствие или лишение материальных ценностей, денежные проблемы, финансовые потери и неудачи, а также погруженность в материальное, стяжательство, ограничение интересов материальным миром.
Германское название: Уруз (Uruz)
Англосаксонское название: Ур (Ur)
Древнескандинавское название: Ур (Ur)
Фонетическое соответствие: У (U)
Традиционное значение: тур (первобытный бык)
«Англосаксонская руническая поэма» гласит:
Тур яр и великорог,
свирепейший зверь, сражается рогами
прославленный скиталец пустошей.
Это отважное существо.
«Норвежская руническая поэма»:
Шлак – от плохого железа;
часто северный олень бежит по насту.
(В этой поэме Уруз означает «шлак».)
Словом «ur» англосаксы называли крупное рогатое животное, дикого быка – Bosprimigenius. В «Записках о галльской войне» (книга 6, главы 26–28) Гай Юлий Цезарь рассказывает об удивительном животном в Герцинском лесу на территории древней Германии (примерно от Рейна до Карпат), которое называет «тур» (ūrus): «Третья порода – это так называемые туры (uri). Они несколько меньше слонов, а по внешнему виду, цвету и строению тела похожи на быков. Они очень сильны и быстры и не щадят ни людей, ни животных, которых завидят».
Со времен позднего палеолита в пещерном искусстве бык является символом жизненной активности и энергии. У скандинавов бык – атрибут Тора, бога грома, бури и плодородия, сам он изображался с бычьими рогами. Кроме того, быка посвящали богине красоты и любви Фрейе, а еще – богу плодородия Фрейру, чтобы вымолить дождь, благоприятствующий урожаю.
В современной традиции Уруз принято трактовать как силу, энергию, мощь, напор. Волевое усилие. А также физическое здоровье.
В перевернутом положении руна указывает на усталость, болезнь, лишение сил, отсутствие самоконтроля, неуверенность в себе, слабоволие, отсутствие мотивации и желания что-либо делать. Упущенные возможности.
Германское название: Турисаз (Thurisaz)
Англосаксонское название: Торн (Thorn)
Древнескандинавское название: Турс (Thurs)
Фонетическое соответствие: Т (Th)
Традиционное значение: великан
«Англосаксонская руническая поэма» гласит:
Шип (терн?) – жестоко остр, тану каждому
схватившемуся – он зло, безмерно суров
к человеку любому, что на нем отдыхает.
«Норвежская руническая поэма»:
Турс вызывает болезнь у женщин; немногие
радуются неудаче.
(В этой и Исландской поэме Турс означает «великан».)
Древнеанглийское þorn (откуда – современное английское thorn) означает «колючка; терн; терновник».
Раньше значение руны соотносили с исландским словом «thurs» – великан, по другой версии Турисаз – древнее имя скандинавского бога Тора, наподобие древних вариантов имен Водана (Одина) и Тюра – Воденаз и Тейваз. Может, именно с этим связано использование руны Турисаз в активном нападении и защите.
По-моему, суть руны хорошо раскрывает в своей книге Фрейя Асвинн: «В “Речах Сигрдривы” Один уколол Сигрдриву шипом сна, из-за чего она погрузилась в сон и лишилась бессмертия. В вагнеровском “Кольце нибелунга” Вотан также погружает Брунгильду в сон в наказание за то, что она исполнила его истинное желание (как сказано выше, истинное желание – одно из проявлений руны Турисаз). Отменяя свой приказ спасти Зигмунда, Вотан идет тем самым против собственного истинного желания и подчиняется воле супруги Фригг, которая в данном сюжете символизирует консервативное начало. Брунгильда понимает это и действует соответственно. Но ее благим намерениям не суждено осуществиться: Вотан вмешивается в битву и сам убивает Зигмунда. Брунгильду же он погружает в сон (тем самым лишая ее сознания собственной воли) и, по ее просьбе, окружает стеной огня место, где она лежит в беспамятстве».
Ассоциируя Турисаз с терновником и его шипами, мы можем посредством этой руны нападать на врагов и, образно говоря, обездвиживать их. Ко всему прочему, викинги наделяли терновник мудростью и даром предвидения.
Некоторые связывают руну Турисаз с любовной магией. Существует английская легенда о том, что в зарослях терновника, в укромных лощинах, живет Ганконер – фейри, которого называют «ласковый любовник». Перед девушками этот эльф предстает в облике симпатичного мужчины, играющего на флейте красивые мелодии. Ни одна девушка не может устоять перед этой музыкой. Ганконер обольщает ее, а потом бесследно исчезает. Несчастная же остается тосковать по нему до самой смерти. Может, как раз с этим поверьем и связано использование руны в любовной магии.
В еще одном варианте Турисаз – молот. Молот под названием «Мьёлльнир» (Мьёллнир) (в переводе с древнескандинавского – «сокрушитель») был непременным атрибутом одного из самых могущественных скандинавских богов – Тора. Это не только грозное оружие, но и жреческий жезл: например, Тор освящает им погребальный костер бога Бальдра. В некоторых датских надписях на камнях содержится призыв к Тору «освятить этот памятник» или «освятить эти руны». Стилизованный Мьёлльнир на протяжении многих веков был самым популярным амулетом у скандинавов. Молоточек на шее оберегал владельца от всякого зла, словно связывая его с одним из самых могущественных богов их пантеона.
Руна Турисаз – это защита, как активная, так и пассивная. Защита от порчи, пресечение враждебных колдовских влияний. Противопоставление всему, что угрожает естественному ходу событий. Руна проявляет истинное желание. Может использоваться для нападения.
В перевернутом положении трактовка руны неоднозначна. Обратный символ говорит о преградах, закрытости, беззащитности, но при этом может использоваться и как оберег. Символизирует также реальные угрозы, исходящие как извне, так и от поступков самого человека.
Германское название: Ансуз (Ansuz)
Англосаксонское название: Ос (Os)
Древнескандинавское название: Асс (Ass)
Фонетическое соответствие: А (A)
Традиционное значение: бог
«Англосаксонская руническая поэма» гласит:
Бог (Ас) – источник (князь) всей речи,
опора мудрости и утешение мудрецам,
и каждому эрлу – благо и надежда.
«Норвежская руническая поэма»:
Осс – источник большинства путешествий;
но ножны – это мечи.
Устье реки – большинства путешествий путь;
как ножны мечу.
(В этой поэме Осс означает «устье реки».)
Ansuz на прагерманском означает – «бог» или «представитель рода асов». В скандинавских мифах мудрость была скрыта в источнике, расположенном под одним из корней мирового древа Иггдрасиль. Этот источник охранял великан Мимир (вероятно, этимология этого имени совпадает со значением слова «память»). Когда бог Один пришел и попросил дать ему напиться из источника мудрости, Мимир потребовал в качестве платы за знания его глаз. Глаз, который Один отдал, великан скрыл в источнике мудрости. Как верховный бог, Один, конечно, и так знал все тайны мира, но ему нужна была особая, магическая власть. Заслужить такую власть можно было только после прохождения ритуала, равнозначного смерти, который давал способность увидеть и познать нечто большее за пределами нашего мира. Когда задумываешься над этой легендой, становится понятнее выражение «знание – сила».
Знания не приходят и не даются просто так. За них нужно платить, быть готовым пожертвовать чем-то важным, отказаться от привычного образа жизни, пройти пусть даже через символическую смерть. Только так можно познать магию.
Руна Ансуз – это мудрость, знания, отношения и связь между людьми в аспекте общения. Магия заговорного слова. Помогает достичь взаимопонимания и донести нужную информацию. Ее используют для улучшения коммуникации и речевых способностей, она дает уверенность и в некотором смысле покровительство ВС (Высших Сил). Воплощение божественной власти, сохранение естественного порядка на земле.
В перевернутом положении руна имеет противоположный смысл: неумение общаться, глупость, дезинформация, провокация, слухи, клевета, откровенная ложь. Убеждения и мысли, не соответствующие реальности и ограничивающие человека в его взглядах.
Германское название: Райдо (Raido)
Англосаксонское название: Рад (Rad)
Древнескандинавское название: Рейд (Reid)
Фонетическое соответствие: Р (R)
Традиционное значение: езда
«Англосаксонская руническая поэма» гласит:
Верховая езда в чертоге воину каждому
сладка и тяжка для того, кто, сидя на
коне могучем, в многомильном пути.
«Норвежская руническая поэма»:
Говорят, что рейд – худшее для лошадей;
Регин выковал лучший меч.
Дорога – это место передвижения людей и транспорта, а также символ жизненного пути, на котором проявляются судьба, удача, встречи с людьми, и не только с людьми, но и с сущностями и ВС. В древности существовал ритуал выбрасывания на дорогу различных предметов, чтобы избавиться от негатива. Это называлось «перегораживать дорогу».
Отсюда и поверье, что ничего нельзя поднимать с земли. Дороги «перегораживали» не только для того, чтобы отнять у человека здоровье, счастье и другие блага, но и, наоборот, с целью защиты от злых духов. Также на дорогах проводились и другие ритуалы, помогавшие сдвинуть дела с мертвой точки, изменить судьбу и т. д. Поэтому руну Райдо мы используем как в ритуалах избавления от негатива, так и для открытия новых возможностей и привлечения благ. Дорога неразрывно связана и со средствами передвижения по ней. В древности же единственным средством передвижения были лошади. В скандинавской мифологии лошадь ассоциируется со многими богами, в том числе с Одином, который ездил на восьминогом Слейпнире.
Мировое дерево называется Иггдрасиль (древнеисландское Yggdrasill), что буквально означает «конь Игга», то есть конь Одина (Игг – еще одно имя Одина). Он объединяет подземный, земной и небесный миры и таким образом связан с мирозданием в целом. Богу Фрейру посвящен конь Фрейфакс, символизирующий плодовитость.
Райдо – это дорога, путь, поездка. Активность и деятельность любого рода. Устранение препятствий, обеспечение нормального хода процесса. Изменение существующего положения вещей.
В перевернутой позиции Райдо означает закрытие дорог, преграды, неудачи в пути. Неожиданные неприятные события, непредсказуемые результаты ваших действий.
Германское название: Кеназ (Kenaz)
Англосаксонское название: Кен (Cen)
Древнескандинавское название: Каун (Kaun)
Фонетическое соответствие: К (K или твердый C)
Традиционное значение: факел, свет
«Англосаксонская руническая поэма» гласит:
Факел всем живым существам известен огнем,
яркий и ясный – горит чаще всего
там, где этелинги отдыхают дома.
«Норвежская руническая поэма»:
Каун смертелен для детей; смерть делает
труп бледным.
(В Исландской и Норвежской рунических поэмах Кеназ означает язву.)
Kenaz (cēn) – древнеанглийское «факел», kauna – от древнескандинавского «язва».
В символическом аспекте факел символизирует стихию огня, который высвечивает скрытое, открывая дорогу к знаниям, просвещению и пониманию – и в науках, и в эзотерике. Но огонь как дарует жизнь, так ее и отбирает. Передача факела символизирует преемственность традиций. Пламя имеет фаллическую символику, а древесина – женскую, что дает основание использовать Кеназ в рунескриптах для отношений – как пламя любви. В древности во время свадебного обряда горящий факел символизировал мужскую силу и плодородие.
Руна Кеназ означает осознание, высвечивание чего-либо. Защита и нападение (попробуйте факелом помахать перед чьим-то лицом – и убедитесь). Способность преобразовывать. Знания.
В зеркальном положении – затухание, угасание, в том числе сексуальности. Неудача, уход из вашей жизни какого-либо аспекта. Нечто отжившее.
Германское название: Гебо (Gebo)
Англосаксонское название: Гифу (Gifu)
Древнескандинавское название: нет
Фонетическое соответствие: Г (G)
Традиционное значение: дар
«Англосаксонская руническая поэма» гласит:
Дар для людей – честь и хвала,
поддержка и почет, и бродяге любому
милость и средства к существованию,
которых иначе он лишен.
В Норвежской и Исландской рунических поэмах эта руна отсутствует.
В рунескриптах – помощь, поддержка, сотрудничество, партнерство. Гармонизация, устранение конфликтов. Дар, подарок.
В представлениях древних скандинавов дар, на который нет ответа, равноценного ему, ставит одаренного в унизительную зависимость от дарителя. Это происходило потому, что, как я уже говорила раньше, люди не считали вещи мертвыми, каждая вещь несла отпечаток бывшего владельца. Поэтому между дарителем и тем, кому дарят, устанавливалась некая мистическая связь.
Обмен дарами имел в глазах древних людей магическую силу, и на того, кто принял дар, налагалась определенная ответственность.
В «Речах Высокого», одной из наиболее известных песен цикла «Старшей Эдды», мы читаем: «На дар ждут ответа» (145) и ранее:
«Не знаю радушных
и щедрых, что стали б
дары отвергать;
ни таких, что, в ответ
на подарок врученный,
подарка б не приняли». (39)
И еще:
«Надобно в дружбе
верным быть другу,
одарять за подарки». (42)
В норвежском судебнике Гулатинга мы находим подтверждение этого обычая: «Каждый имеет право [отобрать] свой подарок (giöf), если он не был возмещен лучшим платежом: дар не считается возмещенным, если за него не дано равного». То есть нормой для древних скандинавов был принцип равноценной компенсации за полученный дар. О существовавшем правиле обязательного возмещения дара и о том, что люди не желали безвозмездно принимать чужое имущество, так как это могло поставить в зависимость от дарителя, мы можем прочесть и в исландских сагах. Знать, переселявшаяся в Исландию, предпочитала земли купить, отобрать, но никак не принять в дар от первопоселенцев. Я считаю, что в этом случае наши предки были намного мудрее нас и понимали, что любая «помощь» чревата возникновением неких кармических долгов.
Руна необратимая, в перевернутом положении не используется.
Германское название: Вуньо (Wunjo)
Англосаксонское название: Винн (Wynn)
Древнескандинавское название: неизвестно
Фонетическое соответствие: В (W или иногда V)
Традиционное значение: совершенство
«Англосаксонская руническая поэма» гласит:
Радостью наслаждается тот, кто знает мало бед,
страданий и тревог. И сам имеет
процветание (жизнь, дух, разум)
и блаженство, а также достаточно
крепкую обитель.
В Норвежской и Исландской рунических поэмах эта руна отсутствует.
В рунескриптах – благополучный результат, радость от него или от самого действия, гармония.
С радостью и счастьем неразрывно связана удача – Auja. Удача проявляется в поступках человека, в решительном, активном поведении. Чем знатнее и благороднее человек, тем большей удачей он обладает и, соответственно, имеет больше причин радоваться. Вуньо – это не беспричинная радость, а награда, полученная в результате активных действий.
В перевернутом положении – тоска, депрессия, кризис; отказ от своих интересов в пользу другого человека; неудачи, неудовольствие. Реализация планов и проектов откладывается.
Германское название: Хагалаз (Hagalaz)
Англосаксонское название: Хель (Haegl)
Древнескандинавское название: Хагалль (Hagall)
Фонетическое соответствие: Х (H)
Традиционное значение: град
«Англосаксонская руническая поэма» гласит:
Град – белейшее зерно, выпадает оно с небесной выси,
мечут его бури с ливнями, обращается оно в воду затем.
«Норвежская руническая поэма»:
Град – холоднейшее зерно;
Христос создал мир издревле.
Хагалаз (град) – неконтролируемые происшествия, непредвиденные события. Разрушения. Руна неизбежности и трансформации. Может использоваться и для магического нападения, но не длительного, а лишь одномоментного воздействия. В конфликтах, например, действие руны проявится одной большой ссорой, а не постоянным выяснением отношений.
Помогает также скрыть следы воздействия.
Еще руна олицетворяет энергию погодной стихии. И поскольку погода для скандинавов – не просто состояние атмосферы, а события жизни, непредсказуемо меняющиеся по несколько раз на дню, то выживать в таких условиях помогало обращение к этой стихии посредством магии. Считалось, что град может ударить только в то место, где есть негатив, и не пойдет там, где люди принимают специальные защитные меры.
На самом деле Хагалаз во многом очень полезная руна: ведь чтобы построить что-то новое, нужно разрушить старое, избавиться от прошлых влияний и привычных стереотипов. Хагалаз помогает это сделать быстро, особенно когда самостоятельно не можешь решиться на такой шаг. «Лучше ужасный конец, чем ужас без конца» – эти слова Фердинанда фон Шилля можно считать своеобразным девизом руны Хагалаз.
Руна необратимая, в перевернутом положении не используется.
Германское название: Наутиз (Nauthiz)
Англосаксонское название: Нид (Need)
Древнескандинавское название: Наудр(Naudr)
Фонетическое соответствие: Н (N)
Традиционное значение: нужда
«Англосаксонская руническая поэма» гласит:
Нужда тесна на груди, но становится она часто сынам человеческим
и в помощь, и в спасение – если она услышана заранее.
«Норвежская руническая поэма»:
Нужда создает гнетущее положение;
нагому холодно в мороз.
Нужда она и есть нужда. Однако у слова есть два значения: необходимость (потребность) что-нибудь иметь или отсутствие чего-либо. Но я использую Nauthiz не для принуждения, а скорее для создания такой ситуации, когда у объекта появляется крайняя необходимость что-то получить, то есть «ну очень хочется!» (как в пословице – «нужда крепче закона»).
Наутиз также может означать стойкость, волю и самоконтроль. В некоторых источниках эта руна в перевернутом положении означает несоответствие потребностей имеющимся возможностям.
Германское название: Иса (Isa)
Англосаксонское название: Ис (Is)
Древнескандинавское название: Ис (Is)
Фонетическое соответствие: И (I)
Традиционное значение: лед
«Англосаксонская руническая поэма» гласит:
Лед очень холоден, безмерно скользок,
сияет ясным стеклом, подобно драгоценностям,
настил, морозом созданный, прекрасен видом.
«Норвежская руническая поэма»:
Лед зовется широким мостом;
слепой нуждается в ведении за руку.
Согласно скандинавской мифологии, из тающего льда появилась корова Аудумла, которая в дальнейшем вылизала из глыбы льда Бури (Имира) первое антропоморфное (человекообразное) существо. Изо льда и инея созданы также «инеистые великаны» – хримтурсы. Замерзание воды равнозначно проявлению стойкости, твердости характера, а холод олицетворяет чувство презрения. Лед, по поверьям северян, был чрезвычайно могущественной и коварной стихией: он мог быть опасен, но мог принести и благо.
В рунескриптах – остановка какого-либо процесса. Это значит именно «остановка на этом месте», а не прекращение (например, как пауза между вдохом и выдохом). В этом смысле руну можно использовать как пассивную защиту – она замораживает любые действия нападающего, тем самым давая возможность проанализировать ситуацию и принять решение о том, как ее исправить. Иса может также помочь в тех случаях, когда нужно что-то остудить (лед есть лед).
Руна необратимая, в перевернутом положении не используется.
Германское название: Йера (Jera)
Англосаксонское название: Гер (Ger)
Древнескандинавское название: Ар (Ar)
Фонетическое соответствие: Й (J или Y)
Традиционное значение: год, урожай
«Англосаксонская руническая поэма» гласит:
Год – людям надежда, если Бог позволит,
святой небесный конунг, земле дать
славные плоды и благородным, и бедным.
«Норвежская руническая поэма»:
Урожайный год – людей благо;
полагаю я, что щедрым был Фроди.
Год является прототипом всех циклических процессов: дня, человеческой жизни, любого процесса. К сезонным изменениям природы приурочены восемь основных праздников – «колесо года». В языческих традициях, в том числе и современных, праздники и ритуальные церемонии, связанные со сменой сезонов, занимают главное место. В древности считалось, что перемены, происходящие на протяжении жизни человека, сходны с изменениями окружающего мира во время смены времен года. Приверженцы «традиции» стремятся к гармонии с окружающим миром, стараются жить в едином ритме с природой.
С одной стороны, Йера – руна урожая, свершения, полученных результатов, а с другой – она связана с цикличным движением, круговоротом. Это и деятельность, направленная на достижение цели (планирование, пахота, посев, прополка, вызревание, сбор урожая и т. п.), и урожай – сама цель, достигнутая правильно спланированной и произведенной деятельностью.
Руна необратимая, в перевернутом положении не используется.
Германское название: Эйваз (Eihwaz)
Англосаксонское название: Эох (Eoh)
Древнескандинавское название: неизвестно
Фонетическое соответствие: Э (E)
Традиционное значение: тис
«Англосаксонская руническая поэма» гласит:
Тис снаружи – грубое дерево,
стоек в земле и крепок, хранитель огня,
корнями укреплен – радость вотчины.
«Норвежская руническая поэма»:
Тис – самое зимой зеленое дерево;
обычно пламенеет, сгорая.
Тис посвящен богу Тюру, из его древесины было сделано магическое копье Тюра.
У тиса сильная и яркая энергетика, которая активно влияет на человека, находящегося рядом с ним. Древесина активизирует деятельность нашего организма, продлевает срок жизни, способствует физической крепости и выносливости. Это дерево благотворно влияет на состав крови и лечит от аллергии, благоприятствуя медленной и безболезненной трансформации.
Правда, тис может усилить такие черты характера, как агрессивность, ярость, злость, и провоцировать на ссоры и скандалы из-за пустяков. Положительное влияние энергетики тиса усиливается во время прогулки или какой-нибудь физической работы, тогда мы выбрасываем собственную энергию наружу и замещаем ее энергией дерева.
Его сила помогает добиваться успеха, славы, материального благополучия при условии, что человек прикладывает к этому собственные усилия.
Мы получаем от мира ровно столько, сколько отдаем: от объема энергозатрат зависит и количество благ. Во многих традициях тис связан с бессмертием, а полые стволы этих деревьев считались воротами в иной мир. Эйваз – это трансформация, применяемая как во благо, так и во вред. В этом же аспекте он используется для защиты. Рост, развитие, хотя и более медленное, чем при помощи Берканы. Руну можно задействовать для общения с потусторонним миром, в том числе с предками.
Руна необратимая, в перевернутом положении не используется.
Германское название: Перто (Pertho)
Англосаксонское название: Пеорт (Peorth)
Древнескандинавское название: нет
Фонетическое соответствие: П (P)
Традиционное значение: роды (?)
«Англосаксонская руническая поэма» гласит:
Peorþ – вечно игра и смех
гордых (…), где бойцы сидят
в пивном чертоге, счастливы вместе.
В Норвежской и Исландской рунических поэмах этой руны нет. Смысл текста, описывающего руну, не совсем понятен, и по поводу значения руны Peorth специалисты расходятся во мнениях. Возможно, Перт символизирует судьбу, жребий, ситуацию перехода событий из тонкого мира в проявленный.
Понятие судьбы у древних скандинавов индивидуализировано, в первоисточниках говорится о собственной «удаче» или «неудаче» каждого человека, личность которого и определяет его судьбу. Знание своей участи обязывает человека с честью выполнить предначертанное, не уклоняться от судьбы, а мужественно и достойно принять свой жребий. В сагах часто упоминаются люди, похваляющиеся тем, что не нуждаются в поддержке богов и полагаются исключительно на собственные силы – á máttsinnokmegin – они «верят только в самих себя». На мой взгляд, это высшая степень человеческого достоинства – быть самодостаточным. В скандинавской традиции боги – могущественные существа, но их судьба тоже предопределена.
Узнать свою долю, свое будущее – значит преодолеть эго, слиться с судьбой. В эддических текстах герой сам формирует грядущие события, интуитивно следуя зову судьбы.
В рунескриптах – судьбоносные моменты. Работа с сознанием и подсознанием. Ограничение пространства и времени. Тайное, которое должно проявиться в реальности.
Зеркальное положение означает недоступные тайны и знания. Закрытие.
Германское название: Альгиз (Algiz)
Англосаксонское название: Эольх (Eolh)
Древнескандинавское название: Ир (Yr)
Фонетическое соответствие: З (Z)
Традиционное значение: защита
«Англосаксонская руническая поэма» гласит:
Лось – осока живет чаще всего на болоте,
растет в воде, ранит жестоко,
кровью красит (жжет, освещает) человека каждого,
который ее, так или иначе, схватить дерзнет (?).
В Норвежской и Исландской рунических поэмах этой руны нет.
Защита. Покровительство той традиционной системы, в которой находится человек. Усиление жизненной силы и удачливости. Защитные свойства осоки основаны на ее строении: листья растения имеют острые края, снабженные микроскопическими пилообразными зубчиками. Они предохраняют траву от поедания животными и небезопасны для человека, потому что оставляют на теле долго не заживающие царапины и порезы. Осоку практически невозможно вырвать с корнем. Магические же свойства растения в том, что это хорошее средство от любовных и приворотных чар. Цветы осоки помогают увидеть избранника в истинном свете, а не таким, каким он старается казаться.
Перевернутое положение говорит об отсутствии защиты, ослаблении, уязвимости, плохой энергетике, зависимости от обстоятельств. Обманет тот, от кого не ожидаете ничего подобного.
Германское название: Совуло (Sowulo)
Англосаксонское название: Сигиль (Sigil)
Древнескандинавское название: Соль (Sol)
Фонетическое соответствие: С (S)
Традиционное значение: солнце
«Англосаксонская руническая поэма» гласит:
Солнце морякам всегда в радость,
когда они идут над купальней рыб,
пока морского скакуна к земле не приведут.
«Норвежская руническая поэма»:
Солнце – земли сиянье;
я склоняюсь перед священной реликвией.
Энергия, в том числе и та, которая дает и поддерживает жизнь, здоровье. Успех, удача. Защита. Руна придает уверенность и обеспечивает ясность. Ясновидение. Сила воли и духа, сознательное их использование. Согласно традиционной символике, Солнце отвечает за положение человека в мире, за славу и победу, за силу воли и жизненный потенциал. Персонификацией Солнца в мифологии скандинавов была богиня Соль (Суль, Сунна). Скандинавы считали Соль источником жизни, света и богиней победы. Не исключено, что древним северянам солнце представлялось не только своего рода щитом, оберегающим мир от стужи и темноты, но и защитником в битве с силами тьмы. Богиню Соль можно призывать на помощь как защитницу, оберегающую от болезней и от всякого зла. Она является олицетворением плодородия, безопасности, защищенности, силы и победы. В отличие от Сунны, другие боги не дают таких осязаемых свидетельств своего существования и влияния на нашу жизнь, но путь солнца по небу мы можем видеть, и дары его всем очевидны.
Руна необратимая, в перевернутом положении не используется.
Германское название: