Огненное копьё

Было время, когда человек не боялся ничего, кроме злых духов и богов, которых сам себе навыдумывал. Люди верили, что солнце, земля, вода, деревья и трава, и даже обыкновенная тень – живые. Верили, что всё кругом видит, слышит, чувствует и может влиять на их жизнь и судьбу. Народы жили большими и малыми племенами. Каждое племя молилось своему богу.

В те самые времена напал на одно из тех племён страшный великан. Он разорял жилища, угонял стада и поедал скот. Тех, кто пытался вступить с ним единоборство, безжалостно убивал.

Много смелых воинов погибло от рук злодея. Их копья для великана были не страшнее, чем шило для сапожника, а стрелы не опаснее, чем игла для портного.

Так продолжалось до тех пор, пока не вышел на поединок молодой вождь большого племени по имени Боир. Племя Боира молилось истинному Богу, Создателю земли и неба. Они не знали Его имени, но по преданию предков исправно преподносили Ему дары, хлеб и мёд, в знак благодарности и чтобы всегда находиться под Его защитой. Вера в Бога была, но церквей и священников тогда ещё не было, а были жрецы и шаманы, и только им позволялось общаться с Создателем.

В тот день вождь Боир позвал к себе жреца и сказал, что желает обратиться к Создателю земли и неба. Жрец развёл костёр, принёс в жертву хлеб и мёд. Затем он исполнил танец обращения к духу земли, чтобы вызвать его для разговора со своим вождём.

Когда жрец упал, словно сражённый невидимой стрелой, и заговорил нечеловеческим голосом, молодой вождь понял, что с ним говорит дух земли. Тогда Боир заговорил в ответ:

– О, дух земли, я приветствую тебя! Ты даёшь воду и пищу мне, моему племени и нашим стадам. Мы благодарим тебя за твою милость. Но ты знаешь, что на нас нападает злой великан. Он разоряет жилища, угоняет скот и пожирает его, оставляя нас в нужде. Мои самые смелые воины выходили на поединок и все погибли от его безжалостных могучих рук. Сегодня я сам выйду на бой с ним! О, дух земли! Дай мне удачу и всели в меня твою силу. Дай мне мужества выйти на поединок и победить.

Дух земли ответил храбрецу так:

– Дары и жертвы твоего племени приятны мне, и поэтому я всегда с вами. Ты просишь у меня силы и мужества, но они у тебя есть. Твоей силы и твоего духа достаточно, чтобы победить великана. Я, дух земли, рядом с тобой, значит, и удача благоволит тебе. Иди на поединок и ничего не страшись!

Вождь Боир горько покачал головой.

– О, дух земли! Лучшие мои воины, равные мне по силе и мужеству, пали в бою с великаном. Он так велик, что моё копьё не долетит и не поразит его в сердце. Я знаю свои силы.

– Ты уже не веришь мне?! – возмутился дух земли.

– О, дух земли! Не гневайся на меня, неразумного, – спохватился молодой вождь. – Конечно, верю. Да свершится всё, как ты пожелаешь!

– Кто верит, тот не сомневается. Иди и не о чём не заботься. Вера спасёт тебя. Твоё копьё поразит великана в голову, – сказал Дух земли и вошёл сердце храброго воина.

Ещё какое-то мгновение Боир находился в сомнениях и замешательстве:

«Как же я смогу поразить злодея в голову, если не могу добросить своё копьё даже до его груди? Наверное, дух земли даст мне сил повалить соперника на землю, а потом я нанесу ему удар копьём! Но разве возможно человеку повалить на землю целую гору?!»

Но тут молодой воин услышал зов сердца:

– Иди и выполняй свой долг! Ни о чем не заботься – вера спасёт тебя!

Вождь Боир отбросил прочь сомнения и решительно вскочил на боевого коня.


Великан, увидев юношу с копьём, громко расхохотался:

– Где же твоё войско, жалкий человечишко?!

– Рано смеёшься, чудовище! – ничуть не испугался юный вождь. – Уходи прочь с нашей земли, или я проткну тебя копьём, как ящерицу!

Великану не понравилась такая дерзость. Словно пучок травы, схватил он юношу, оторвал от земли вместе с боевым конём и поднёс к глазам.

– Что-то я плохо тебя вижу, человек-кузнечик!

– Сейчас ты будешь видеть ещё хуже! – крикнул смельчак, изловчился и метнул копьё.

Великан взревел, будто стадо диких быков, выпустил Боира и обеими руками схватился за раненый глаз. Как он просчитался! Он знал, что молодому вождю даёт свою силу самый великий на земле дух. Поэтому-то хитрый злодей и оторвал соперника от земли, думая, что только стоя на земле, можно брать из неё силу. Он был невежественен и не предполагал, что такой могущественный дух может войти и уместится даже в маленьком человеческом сердце!

Долго не показывался великан, залечивал рану. Люди облегчённо вздохнули. Они славили храброго вождя, плясали вокруг костров победные пляски. Приносили хлеб и мёд в дар Создателю земли и неба и духам предков.

Но прошёл месяц. За ним – другой. И одноглазый великан вернулся! Помня боль и обиду, он рушил всё и убивал всех, подвернувшихся под руку.

Старейшины племени собрались на совет. Думали три дня и три ночи. Наконец, решили оставить обжитые места и уходить в край, где восходит солнце.

Навьючив нажитым добром лошадей и быков, взвалив на плечи мелкий скарб, люди двинулись в путь. Много недель длился их путь на Восток по дремучим лесам, обходя буреломы и зыбкие болота. Великан преследовал по пятам, отнимал скот, убивал людей.


Однажды утром кто-то воскликнул:

– Смотрите! Смотрите! Край земли!

Все оглянулись на кричавшего человека, потом устремили взоры туда, куда тот указывал рукой.

Вечером прошедшего дня многие всматривались в туманную даль. В сумерках им виделись грозовые облака. А сегодня в лучах восходящего солнца все ясно увидели: там, впереди, лежит огромный дракон. Туловище дракона такое длинное, что ни головы, ни хвоста не видно – лишь острозубый панцирь, на котором держится небо.

Так показалось людям, впервые увидевшим молодые Уральские горы. Только названия у них тогда ещё, конечно же, не было. Люди из того племени назвали их просто Камень.

– Мы пришли на край земли, дальше идти некуда, – произнёс вождь Боир после долгого молчания. Спрыгнув с коня, он повелел. – Развьючивайте лошадей и быков. Разбивайте стойбище. Здесь будем жить и мы, и наши потомки.

Люди, позабыв усталость долгого пути, с радостью принялись развьючивать животных.

Но не успели они сделать и полдела, как вдруг завыли собаки, заржали кони, замычали коровы. Земля под ногами загудела. Затряслась. Люди в страхе пали ниц и начали молиться. Им показалось, что край земли, на который они ступили, откололся от Земли и летит в бездну!

Три дня и три ночи молились люди, боясь поднять головы. И только плач голодных детей привёл их в чувство. Они открыли глаза, выпрямили спины, посмотрели вокруг и не узнали окрестностей. Там, откуда они пришли, выросла огромная гора. За ней зияла чёрная пропасть. А недалеко от их нового стойбища образовалось большое, чистое озеро.

Но главное, что земля осталась под ногами, а небо – над головой. Люди успокоились, накормили детей, собрали в стадо, разбежавшихся во время землетрясения, животных, потом обратились к жрецу:

– О, умеющий разговаривать с богами! Объясни нам, почему чужие боги трясут землю? Неужели они хотят стряхнуть нас с края земли в бездну? Чем мы так прогневали их? Какие дары мы должны принести богам, чтобы добиться их благосклонности?

Жрец развёл костёр, принёс в жертву хлеб и мёд. Затем он исполнил танец обращения к богам, чтобы вызвать для разговора дух земли.

Когда жрец упал, словно сражённый невидимой стрелой и заговорил нечеловеческим голосом, люди поняли, что с ними говорит дух. Они обнажили головы и упали лицом на землю.

– Слушайте и не ослушайтесь, – вещал жрец не своим голосом. – Я Бог и Создатель неба и земли. Я обустроил для вас эту долину. Я разрешаю вам и вашим потомкам остаться здесь жить. Я разрешаю вам охотиться в окрестных лесах на зверя и дичь, добывать мёд, собирать грибы и ягоды, коренья и целебные травы. Я разрешаю вам распахать долину и посеять хлеб. Я разведу для вас в новом чистом озере много разной рыбы. Вода в этом озере целебная и приятна для питья. Пользуйтесь всем, что я даю вам и вашим потомкам на долгие века, но во всём знайте меру. А что бы злой великан больше не преследовал вас, я воздвиг на его пути огромную гору и скалистую пропасть у её подножия.

Весь народ племени лежал на земле, не шелохнувшись. Только молодой вождь Боир, имевший в своём сердце божественный дух, стоял, преклонив колени и почтительно склонив голову перед Создателем неба и земли.

Дух продолжал вещать:

– Один раз в год, в тот самый день, когда вы ступили на эту благодатную землю, вы должны приносить на вершину этой горы мне в дар хлеб и мёд. Отныне эта гора для вас – священное место. Но не поклоняйтесь месту, а поклоняйтесь мне. Всё делайте во Имя Моё. Я всегда буду рядом с вами. Живите с миром!

Дух умолк. Жрец замолчал. Народ возликовал – пришёл конец их мучениям! Люди собрали все оставшиеся запасы мёда и хлеба и принесли их в дар Создателю неба и земли на вершине Священной горы.

Проснувшись утром, они увидели чудо – все, оставшиеся к тому времени, скудные припасы пищи увеличились в десять раз. Теперь все видели, что этих запасов хватит до будущего урожая. И люди снова возликовали, громко восклицая и восхваляя Создателя неба и земли.


Три человеческие жизни прошли с тех пор. Племя людей, поселившихся у подножия Священной горы, выросло, стало большим и могущественным. Стада их были не считаны, поля – не меряны. Жили они свободно и счастливо. У них не было врагов, и со временем люди забыли, как владеть боевым оружием и как его ковать. Так продолжалось до тех пор, пока вновь не пришла беда.

Одноглазый великан после землетрясения потерял из виду измучившихся людей. Он долгие годы бродил вокруг, питаясь, чем придётся. Но однажды, он догадался забраться на гору и посмотреть поближе, что за костры горят на ней раз в году, и чем так вкусно пахнет, когда они горят?

Люди племени к тому времени, как водится, начали забывать обычаи предков. Они начали поклоняться Священной горе, забыв о её Создателе. Новые жрецы, стараясь прославиться среди соплеменников, придумывали новые обряды поклонения. С некоторых пор вошло в правило один раз в год проводить на вершине горы пир: пить хмельной мёд, жарить на кострах мясо, скармливать слетавшимся птицам хлеб. Люди пили, ели, веселились, устраивая пляски вокруг костров. Как раз этот-то шум пиров, запах жареного мяса и привлёк злого, голодного великана.

Увидев людей, он вспомнил давнюю обиду и снова принялся грабить и убивать, мстить им за потерянный глаз. Люди не могли справиться с великаном, и обратились за помощью к Священной горе:

– О, сестра моя, Священная гора спаси нас! Защити от страшного одноглазого великана! – Так просил молодой жрец, умевший обращаться к духам, и от этого возомнивший себя полубогом. Он плохо усвоил уроки своего деда. Дед-жрец учил его, что за помощью нужно обращаться не к священному месту, а к создателю этого священного места. Но мудрый дед к тому времени уже умер, а внук-жрец был честолюбив и жаден.

Гора услышала обращённые к ней мольбы человека и возгордилась. Она хотела сбросить великана в пропасть, но тот ухватился руками за её вершину и пригрозил:

– Если ты, жалкий холмик, будешь мне мешать, я развалю тебя по камешкам!

Испугалась гора, присмирела, отказалась защищать людей.

Тогда молодой жрец, стараясь всё-таки спасти людей своего племени, применил колдовство и обратился за помощью к ветру:

– О, брат мой, могучий ветер. Ты – друг моего народа. Ты вращаешь крылья наших мельниц, приносишь на наши поля дожди, наполняешь силой паруса наших лодок на озере, веешь зерно и раздуваешь огонь в наших кострах! Помоги мне прогнать одноглазого великана!

Ветер услышал обращённые к нему мольбы человека и возгордился. Собрал он весь свой дух, разбуженный колдовством жреца, превратился в ураган и двинулся на великана. Но великан исхитрился, спрятался за Священную гору, и сидит-посмеивается. Ураганный ветер не смог обойти оказавшуюся на пути гору и ударился об неё своею могучей грудью! Да не гору, а грудь свою богатырскую расшиб. Упал ветер в пропасть и затих. А жрец перепугался до смерти и убежал, куда глаза глядят.

Люди племени в страхе разбежались, кто куда и попрятались кто где.

Великан почувствовал безнаказанность, совсем рассвирепел, никого не щадит: ни старого, ни малого.


Дело дрянь. Собрались тогда старейшины племени во главе с праправнуком вождя Боира на совет. Думали-думали, ничего не придумали. Назад дороги нет – великан на пути. Вперёд дороги нет – край Земли. А посредине оставаться – смерти дожидаться, великан всех погубит. Не знают, как быть, повесили носы и головы. И тут праправнук вождя Боира вспомнил:

– Мой прадед как-то говорил мне про своего деда, что тот, когда не знал, как быть, вставал на колени и молил о помощи Бога, который создал небо и землю. Так давайте последуем примеру нашего пращура.

Но тут старейшины заспорили между собой. Одни поддержали молодого вождя, а другие подняли его на смех.

– Что толку молиться!

– Бог далеко, а великан близко.

– Не услышит нас Создатель неба и земли, потому что мы забыли Его. Пусть жрец вызовет дух славного нашего предка-победителя Боира! Предание гласит, что его сердце было исполнено Духом земли.

– Верно! Духи бессмертны, и дух вождя Боира заступит пути врагу!

– Хорошо, – согласился праправнук вождя Боира и приказал своим слугам: – Найдите жреца, пусть он вызовет дух моего славного предка.

Жрец услышал, что его ищет вождь племени. Испугался, подумал, что тот хочет наказать его за то, что жрец не смог прогнать великана. Опять применил колдовство – слуги вокруг да около него бегают, ищут, а не находят – не видят, и всё тут! Скрылся с глаз без всякой шапки-невидимки!

А земля уже вздрагивает под ногами – это злой, голодный великан приближается. Обезлюдели окрестности, все до единого схоронились, спасаясь от великана. И слуги разбежались и старейшины разошлись по домам. Один праправнук вождя Боира стоит посреди площади с поникшей головой.

Загрузка...