Курс лекций, прочитанный в лекционном зале музея планеты Орлан известным академиком, заслуженным астрономом Василием Афанасьевичем Крыловым об этапах освоения космоса привлек всеобщее внимание жителей всех возрастов планеты. Лекции транслировались средствами массовой информации во всех уголках планеты, включая космические станции связи и производственные комплексы, обращающиеся на разных орбитах вокруг планеты.
Особый интерес вызвали лекции академика, когда он от общеобразовательной исторической информации о первом инструментальном этапе исследования космоса перешел к описанию событий второго этапа с непосредственным участием человека в посещении и преобразовании космических объектов. Этап этот начался в двадцатом веке, когда человек впервые облетел на космическом аппарате вокруг прародительницы человечества Земли, а затем ступил на поверхность спутника Земли Луну.
Двадцать первый век изобиловал достижениями космонавтики в части освоения планет Солнечной системы. На спутнике Земли Луне и спутнике Сатурна Титане появились станции наблюдения космической обстановки. На Марсе развернулись работы по разогреву его недр, созданию тяжелой атмосферы, обеспечивающей парниковый эффект и превращению ледового покрытия и глубинных льдов в реки, озера и моря. Появились подземные города. На вершине вулкана Олимп в свободном от атмосферы космосе возникла Марсианская обсерватория. На Венере, окутанной тяжелой атмосферой, на девяносто семь процентов состоящей из тепловой шубы углекислого газа, напротив, были созданы поселения, плавающие на высоте пятьдесят – семьдесят километров в огромных по размеру воздушных кораблях-городах, наполненных кислородно-гелиевым воздухом. Поселенцы на Венере приступили к ликвидации многокилометровой по высоте углекислотной атмосферы путем поглощения углекислого газа микроорганизмами, которые размножались в плавающих в атмосфере планеты искусственных озерах. Между орбитами Марса и Юпитера люди приступили к воссозданию планеты Фаэтон, по каким-то причинам разлетевшейся на осколки астероидов и метеоритов, образовавших пояс астероидов. На спутниках Юпитера Ганимеде и Европе, покрытых льдами из воды, метана, аммиака создавались базы производства пилотируемых космических кораблей для выхода в открытый космос к ближайшим звездным системам.
Бурный интерес к лекциям Василия Афанасьевича возник, когда он по просьбе лицеистов стал рассказывать о первой межзвездной экспедиции к тройной звезде Альфа Центавра, в которой он участвовал, с шестилетнего возраста.
Руководитель лицея, занятый организацией трансляции сегодняшней лекции академика был настолько занят разговорами с пунктами связи спутников планеты, космических станций и других объектов, что совсем забыл о досадных помехах, которые создавали ему лицеисты старшего уровня.
Дело в том, что лицеисты экспериментальным способом проверили особенности руководителя лицея. «Робот», – решили они, разработали аппарат дистанционного воздействия и уже на первой лекции академика, в самый торжественный момент, когда руководитель представлял учащимся лектора, нажатием кнопки заставили руководителя лицея громко гоготнуть. Тот стушевался и, не доводя представление до конца, исчез. Руководитель вынужден был подключить свой искусственный интеллект к автоматической многофункциональной системе, и разобрался в возможных вариантах, созданных лицеистами технических средств воздействия на его психику. Создать средства защиты от дистанционного воздействия на его мозг не составляло труда. И в следующий раз, когда один из лицеистов в нужный момент нажал кнопку, руководитель хитроумно улыбнулся, а тот, кто нажимал кнопку, вдруг почувствовал, что в животе у него предательски заурчало, и он вынужден был выскочить из зала, чтобы на высокой скорости пролететь по коридору к спасительной двери. Легкое похохатывание руководителя в коридоре объяснило лицеисту причину неожиданного возмущения живота.
Так началось соревнование в средствах нападения и защиты, в котором руководитель лицея, как более опытный в технических вопросах, всегда выигрывал. И вот сегодня в заботах о налаживании связей со средствами информации многочисленных объектов руководитель забыл об этом соревновании с лицеистами и вспомнил об этом за несколько секунд до выхода на подмостки.
Пространство на сцене рядом с трибуной подернулось туманом, потемнело и прояснилось двумя фигурами. Высокий, стройный руководитель лицея, а рядом с ним улыбающийся дедушка.
– Дорогие лицеисты, – прозвучал громкий голос руководителя лицея, – дорогие граждане планеты Орлан, сегодня уважаемый Василий Афанасьевич Крылов продолжит цикл лекций об освоении космоса. Должен сказать, что количество слуфателей, – …нижняя челюсть руководителя попыталась выскочить, но руководитель ловким движением губ поймал ее и водворил на свое место, – э… слушателей многократно увеличилось. Лекцию слуфа… – челюсть опять попыталась выпрыгнуть… – слушают за редким исключением все люди планеты.
Руководитель решил закруглить свою подготовленную речь и, улыбаясь, произнес свою последнюю фразу.
– Надеюсь, что эта лекция, так же как и предыдущие, будет интересна нашим слуфа… – руководитель чихнул, челюсть вылетела, но ловким движением левой руки была поймана и водворена на место, – будет интересна нашим слу-ша-телям, – повторил он. Руководитель неожиданно гоготнул на прощание и, смутившись, пропал в тумане.
Оставшись один, Василий Афанасьевич окинул взглядом зал и еще раз улыбнулся.
– Здравствуйте, друзья. Последние две лекции я посвятил путешествию экипажа корабля «Космос-1» к ближайшей к нам тройной звезде Альфа – Центавра в начале двадцать второго века. Этим путешествием можно зафиксировать подход к третьему этапу космических исследований. Предыдущий, второй этап, продлившийся с середины двадцатого до начала двадцать второго века, ознаменовался открытием ряда потухших звезд, вокруг которых на близком расстоянии обращались планеты. Мы открыли ряд различных форм жизни, существующих в различных температурных режимах.
Наиболее интересные из них были обнаружены на планете КХА, обращающейся вокруг белого карлика, которым мы назвали Рыжим, поскольку он за свою продолжительную жизнь значительно растратил накопленную когда-то тепловую энергию. Наиболее интересные существа, которые мы встретили на этой планете, по форме напоминали шары и находились на довольно низком уровне развития. Все живые существа на этой планете обладали распределенным в объеме тела мозгом, в котором сосредоточены ферромагнитные включения. При воздействии на них электромагнитных волн, возникает магнитострикционный эффект, за счет которого эти включения воздействуют на нервные окончания мозга. С помощью технических средств нам пришлось осваивать этот способ связи.
Но самым интересным оказалось то, что пятьдесят тысяч лет назад хозяевами этой планеты были высокоразвитые существа, сумевшие в поисках более надежной звезды сорвать с орбиты Рыжего карлика последнюю планету САХ и на спутнике этой планеты пуститься в путешествие к другому, более горячему карлику. Таким образом, основным кораблем при перемещении к другому светилу была большая водородная планета САХ, а пассажиры разместились на искусственном ее спутнике. Изучая оставленные этой цивилизацией материалы, мы решили предпринять попытку встретиться с ними. Это было опасно. Но, как я уже говорил в первой лекции, в основе третьего периода освоения космоса, который характеризуется встречами с высокоразвитыми цивилизациями, должно лежать новое мышление – умение удержаться самим и удержать партнеров от пренебрежения к нижестоящим на ступенях развития. Мы этот принцип выдержали на планете КХА в контактах с нижестоящими в развитии разума. Теперь мы надеялись на такое же отношение к нам со стороны более развитой цивилизации.
По пути к звезде Альфа Центавра мы обнаружили две группы белых карликов и надеялись среди планет этих схлопнувшихся звезд найти бывших хозяев системы Рыжего карлика, которых мы назвали могучими. Вот об этом я и буду сегодня рассказывать. А сейчас на пять минут перерыв, и продолжим. Академик растворился в тумане, а лицеисты выскочили из зала и, озабоченно переминаясь с ноги на ногу, выстроились к известной уже двери в коридоре с обозначением «00». Мимо них, весело улыбаясь, прошелся руководитель лицея.