Глава 3. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СВОБОДЫ ТРУДА

Если, не вдаваясь в подробности, проследить историю труда человека, и обобщить ее, мы увидим, что отношения работодателя и работника начинаются с бесправного положения подчиненного в процессе коллективного тяжелого подневольного труда в период первобытнообщинного строя. Далее, в рабовладельческую эпоху, усиливается угнетение свободы действий и желаний работника, который назывался просто-напросто рабом, вплоть до состояния абсолютной беспрекословной подчиненности одного человека воле другого. Кстати, вы уже наверняка знаете, что слово «работник» происходит от слова «раб», а «рабочий», соответственно, от – «рабский».

С давних времен люди делились на сословия (касты, классы) – социальные (общественные) группы, выстроенные в иерархическую лестницу, со строго определенными законом, или народными обычаями, правами, обязанностями, привилегиями и нормами поведения. Обычно, общество делилось на: два высшие сословия: дворянство (аристократию) и духовенство; и, несколько непривилегированных сословий: ремесленников, купцов, крестьян, мещан и воинов. Постепенно, с течением веков, касту воинов упраздняли и расформировывали, ввиду ее могущества и высокой опасности для правящей элиты. При такой сословной системе, строго запрещалось заниматься делом другого сословия. Ремесло (профессия), как и сословие передавалось по наследству. Уклонения от долга заниматься делом своего отца или матери наказывались не только общественным порицанием, но и государственным взысканием. Сравните с сегодняшним днем, когда вы вольны стать, кем вам заблагорассудится, – футболистом или программистом, журналистом или антиглобалистом, сварщиком, или пиарщиком. Все, что вам для этого нужно, – желание и знания. Знания можно получить для любой профессии. Так что, основой, опять-таки, оказываются наши с вами желания.

Позднее, происходит постепенное ослабление рабской зависимости при феодализме, в основе которого межличностные отношения: вассала и сеньора, подданного и сюзерена, крестьянина и крупного земельного собственника, права которых утверждены законодательно.

Восточноевропейский аналог феодального строя называется Крепостным правом, и основывается на праве помещика распоряжаться личностью, трудом и имуществом принадлежащих ему крестьян.

Если в Западной Европе правовые отношения феодала и его вассала закрепились в ІХ-ХІІІ веках, то в Восточной Европе юридически их оформили в кон. XV–XVII вв.

Противостояние религиозной и светской ветвей власти, порожденное системой сдерживаний и противовесов, создавало пространство для утверждения личной свободы в Западной Европе. Это постепенно раскачивало сословно-иерархические основы феодализма, благодаря чему буржуазные революции XVI–XVIII веков смогли его полностью разрушить. С того времени, процесс либерализации прав и свобод подчиненного перед начальником стал неумолимо развиваться, что происходит и по сей день, с перерывами на коммунистические этапы стагнации.

В Центральной и Восточной Европе в эти же века распространились суровые формы крепостного права, с которыми безуспешно «сражались» несколько царей и императоров на протяжении нескольких сотен лет.

Решающий удар по крепостной зависимости нанес в 1861 году Александр II Манифестом «О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей», который считается стержнем крестьянской реформы. Однако, окончательно крестьян одарили свободой в конце XIX века, а на окраинах временнообязанное состояние (фактическое крепостничество) сохранялось вплоть до 1913 года.

Глоток свободы оказался коротким. Октябрьская революция забрала эту свободу назад путем коллективизации, национализации имущества и обязав отрабатывать трудодни в колхозах и совхозах.

Социалистический строй ликвидировал сословное деление и уравнял в правах людей любого сословия декретом ЦИК от 23 ноября 1917 года. И, тут же, опять, поделил всех на классы: рабочий, крестьянский, мещанский, купеческий, дворянский и другие. Более того, он развернул кровопролитную межклассовую борьбу во главе с, «правящим», рабочим классом, где каждый класс, должен был «воевать» против всех остальных, а, в основном, против интеллигенции и кулачества.

Парадоксально, что диктатура пролетариата, т. е. рабочего класса, не расширила, а ограничила права и уменьшила количество свобод, своего же, рабочего класса. Получается, трудящиеся посоветовались между собой и, единогласно, как настоящие большевики, решили сами себе стать на горло?! Самоуничижение какое-то?! Корень противоречия кроется в слове диктатура. Любая диктатура – это, прежде всего, диктатура власти. Потому как, всякий авторитаризм, тоталитаризм, а, тем более, диктатура, да, любое усиление власти, происходит за счет ущемления прав и ограничения свобод простых граждан, причем всех классов, в том числе и рабочего.

В 1936 году произошла попытка объединить все противоборствующие классы в два дружественных: рабочие и крестьяне, и прослойку интеллигенции. Однако, это реформирование структуры общества привело к скрытому вычленению, т. е. образованию нового отдельного класса – партийной бюрократии, который фактически взял на себя функцию кулачества – управлять простыми людьми и угнетать их.

Полномочия и обязанности, как и права и свободы – это, образно говоря, содержимое сосудов. Согласно простому закону физики о сообщающихся сосудах, эти права и свободы, либо находятся в руках директоров, начальников, или чиновников, при тоталитарном режиме; либо делегируются, попросту говоря, перетекают, в руки простых людей при условии либерализации.

Либеральная политическая и экономическая система предоставляет расширенные полномочия подчиненным, в частности, дает возможность жаловаться в профессиональные союзы, ассоциации своей отрасли, в суды и другие инстанции с положительной практикой удовлетворения таких исков. Подобная идиллия возможна только в демократическом обществе в правовом государстве. Причем, либерализм – это не окончательный факт. Это – переменная величина, прямопропорциональная количеству и объему прав и свобод всего общества, включая простых рабочих, которую нужно постоянно поддерживать. Особо сильное влияние степень либеральности государства оказывает на предпринимателей. Чем она выше, тем легче им заниматься бизнесом, и, тем счастливее и богаче становится все общество, и каждый человек по отдельности. Только широкомасштабная либерализация создает благоприятные условия для формирования полноценно обеспеченного среднего класса.

Протестантизм с его новой этикой и системой ценностей благоприятствовал развитию предпринимательской деятельности капиталистического типа. Именно при капитализме произошло невиданное расширение прав граждан и улучшение условий труда. Причем, процесс этот неукоснительно набирает обороты. В демократических странах, стремящихся к либерализации, в различной очередности отменялась дискриминация: по признаку расовой принадлежности, классовой принадлежности, по цвету кожи, по национальности, по вероисповеданию, по гендерному признаку и т. д.

Загрузка...