Тайна – такая же составляющая нашей жизни,
как небо, солнце, любовь. Возможно, она существует
для того, чтобы мир, в котором мы живём, раскрывался
перед нами постепенно, в соответствии с внутренней
готовностью человека эти знания принять.
Реальность может оказаться фантастичнее
любых бредовых фантазий.
В философском сочинении, трактате любого выдающегося мыслителя, философа, в котором исследуются вопросы о происхождении жизни, разума и человека на Земле, всегда существует тайна, неизменно привлекающая исследователей. Даже понимание того, что тайна никогда не будет раскрыта, часто не останавливает, а наоборот, разжигает любопытство.
Но бывает и тайна в творчестве мыслителя, философа, которая страшит исследователей. И они прилагают максимум усилий для того, чтобы замолчать её. Даже если тайна стоит в центре всего трактата, учения и является камнем преткновения для любого его исследования. Если без её хоть какой-то интерпретации просто невозможно обойтись, осторожные учёные и предубеждённые комментаторы умудряются ограничиться невнятным намёком или скудным и бессодержательным её упоминанием.
Такова тайна философско-аналитических сочинений и работ выдающихся российских мыслителей и философов В.С. Соловьёва, А.Ф. Лосева, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского, А.Л. Чижевского, В.А. и других. Подавляющее большинство исследователей творчества указанных мыслителей и философов предпочитали и до сих пор предпочитают не касаться вопросов о происхождении земной жизни, земного разума и человека, уходя в различные теоретические рассуждения или обходясь комментариями к соответствующим фрагментам из их работ.
Между тем, эти вопросы принадлежат к числу самых фундаментальных научных проблем, не получивших удовлетворительного разрешения до настоящего времени. Они имеют крайне важное значение не только для академической науки, но и для каждого человека вообще, так как содержат в себе, прежде всего, мировоззренческий смысл. Как и откуда появилась сама жизнь? Что есть разум? Что есть сознание? Как и откуда появился разум? Что есть человек? Можно ли человека считать разумным? Как и откуда появился человек? Что есть смерть? Каково будущее человека и человечества в целом? Одинок ли человек во Вселенной? Эти и многие другие вопросы порождает человеческое сознание, когда оно задумывается о происхождении жизни, разума и человека на Земле. Ответы на эти вопросы прямо или косвенно влияют на жизнь человека, на всё человеческое бытие, определяя отношение к себе подобным, к своему собственному существованию, к своему будущему и к своей смерти. Как и другие мировоззренческие проблемы, они влияют на выбор целей и средств жизни человека и человечества.
Какие ответы сформулировало человеческое познание на вопросы о происхождении жизни, разума и человека на Земле? Долгое время вопрос о происхождении разумной жизни на нашей планете решался на основе теологического креационизма – то есть религиозной концепции сотворения человека Богом. Однако теологи не смогли привести убедительных аргументов в пользу креационизма. Поэтому в европейской науке Нового времени нарастающее недовольство религиозной метафизикой постепенно привело к утверждению новой концепции антропогенеза – концепции биологической эволюции человека.
В XIX и XX веках концепция биологической эволюции человека получила своё развитие и некоторое обоснование. Основные положения эволюционного учения английского естествоиспытателя Чарлза Дарвина и его сторонников всем хорошо известны. Суть этого учения в том, что развитие животных видов и человека рассматривается как естественный природный процесс без вмешательства каких-либо сверхъестественных (божественных) сил. Главные факторы этого процесса понимаются как биологические законы наследственности, изменчивости и естественного отбора. Немецкий философ-материалист Фридрих Энгельс добавил к ним ещё один фактор – социальный. Он полагал, что труд сделал человека человеком разумным.
В то же время одновременно с концепцией биологической эволюции человека стала утверждаться концепция космической эволюции человека, которая является пока теоретической гипотезой, имеющей под собой определённые философские и эмпирические основания. Впервые её базовые положения были представлены научному миру в конце XIX века в переписке группы индийских мыслителей (Махатм) с английскими корреспондентами, а также в фундаментальной работе русского мыслителя и философа Елены Блаватской «Тайная Доктрина», которая была написана в сотрудничестве с той же самой группой индийских мыслителей. В XX веке эта концепция получила развитие в произведениях американских теософов Франчиа Ла Дью и Уильяма Дауэра (Учение Храма), а также в философском учении Живая Этика, разработанном семьёй Рерихов в сотрудничестве и под руководством индийских Махатм.
Из указанных источников можно установить, что концепция космической эволюции человека уходит своими корнями в далёкую глубь столетий. Её идеи были представлены, например, в малоизвестных восточных манускриптах, получивших в теософской литературе название «Книга Дзиан», и древних тибетских комментариях сакрального символизма этих манускриптов. «Тайная Доктрина» и «Учение Храма: Теогенезис» приводят некоторые фрагменты текстов «Книги Дзиан», переведённые индийскими мыслителями с малоизвестного восточного диалекта (сензар) на английский язык. Эти фрагменты весьма символичны и малопонятны без соответствующих познаний в сфере древней эзотерической герменевтики.
«Тайная Доктрина» по своему концептуальному замыслу как раз и была написана как научно-философское разъяснение древних зашифрованных воззрений о прошлом и будущем человека. При этом следует заметить, что концепция космической эволюции человека, несмотря на некоторые созвучия, по своей сути находится в стороне от основных течений классической индийской философии и тесно связана с традицией Сокровенной Мудрости (эзотерической мысли) Востока. Причём в данном случае мы имеем в виду не эзотеризм как распространённое явление древней культуры вообще, но его конкретное историческое воплощение в так называемой «Школе Адептов», более известной в восточном фольклоре и различной литературе как легендарная «страна Шамбала».
Концепция космической эволюции человека включает проблемы антропогенеза и перспектив человеческой эволюции. Примечательно, что по своей общей мировоззренческой ориентации она занимает промежуточное положение между теологическим креационизмом и биологическим эволюционизмом. Эта концепция не отвергает религиозные описания происхождения человека (Божественное сотворение человека), характерные для некоторых теологических учений. Вместе с тем, индийские мыслители, их ученики и последователи данной концепции полагали, что Священные Писания содержат не буквальную, а зашифрованную Истину, подлинный смысл которой доступен лишь при использовании определённых герменевтических ключей, то есть только для Посвящённых. Помимо Священных Писаний, учения близкие философии Сокровенной Мудрости (теософия, Учение Храма, Живая Этика) признавали и идею эволюции. Однако они рассматривали её не только в биологическом аспекте, но трактовали более широко – как универсальную космическую эволюцию, в которой биологическая стадия выступает лишь одним из этапов развития жизни, разума и человека на Земле.
Очевидно, гипотеза космической эволюции человека опирается на несколько иные философские основания, нежели биологический эволюционизм Дарвина и его сторонников. Все они исходили из физиологического материализма, плоского позитивизма, сомнительного редукционизма и усечённой диалектики. Эти философские постулаты практически не претерпели никаких изменений и в XX столетии. Хотя правомерность таких оснований науки подвергалась суровой критике ещё на заре формирования позитивизма в первой половине XIX века. С годами эта критика только усилилась.
Следует отметить, что в основе концепции космической эволюции человека находятся следующие философские и научные постулаты: вечность и всеобщность существования жизни, многообразие и изменчивость её форм и разновидностей. Такое понимание жизни в философии называется гилозоизмом. Жизнь здесь понимается как форма бытия космической субстанции, сопряжённая с её движением и преобразованиями. Причём движение рассматривается как всякое взаимодействие, изменение и преображение субстанции (духоматерии) вообще.
Что же заставляет современных исследователей реанимировать древнюю метафизику и обращаться к концепции космической эволюции человека? Парадоксальное развитие самой науки! Космический эволюционизм жизни, разума и человека оказывается не такой уж и бредовой идеей, когда исследователь начинает принимать во внимание определённые научные достижения, которые поразительно подтверждают гипотезу космической эволюции человека.
Для современной науки характерны следующие тенденции:
Развитие концепции глобального эволюционизма, предполагающей непрерывную линию постепенного возрастания степени организованности явлений и объектов Природы.
Философское и естественнонаучное переосмысление понятий «жизнь», «разум», «человек», а также границ между живым и «неживым» веществом.
Нарастает переосмысление физиологического редукционизма разума человека на основе энергоинформационной концепции сознания, предполагающей его полевые субстраты.
Наблюдается постоянный пересмотр представлений о длительности биологической эволюции человека в сторону её увеличения, в пользу чего свидетельствуют новые археологические находки.
Философия всё активнее инспирирует переосмысление ортодоксальных научных представлений о перспективах дальнейшей эволюции человека.
Происходит рост количества эмпирического материала, подтверждающего не только физическое или химическое, но и психическое воздействие Космоса на земные процессы.
Наблюдается укрепление позиций сторонников существования жизни, разумной жизни и её различных форм и разновидностей в Космосе.
Наблюдается укрепление позиций сторонников концепции Бога и Божественного происхождения (сотворения) жизни, разума и человека на Земле.
Указанные тенденции современной науки охватывают огромное количество фактов, мягко говоря, не укрепляющих фундамент классических представлений о возникновении, развитии и перспективах разумной жизни. Многие из них достаточно хорошо известны специалистам, несмотря на то, что наука прошлого столетия, как правило, не стремилась к их широкому обсуждению. Причина понятна: факты, которые не вписываются в господствующую научную парадигму, к сожалению, либо подвергаются гиперсомнению, либо замалчиваются, либо вовсе выводятся за периметр академической науки.
В официальной науке всегда существуют достаточно жёсткие ограничения в виде утверждённых программ, официальных парадигм и точек зрения. Выход за рамки этих ограничений, смена теоретических позиций практически невозможны в академических структурах науки. Однако творческая мысль определённой части учёных всегда живёт. Происходит выход на новые теоретические положения, нестандартные технологические решения. Это естественный процесс эволюции знаний, но слишком труден путь их реализации в государственных структурах. Кроме того, учреждённая при Российской академии наук Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований не дремлет, «научной работы» под лозунгом «этого не может быть, потому что не может быть никогда» у неё предостаточно. Сейчас, когда начинается активная трансформация классической научной парадигмы и происходит выработка новых научных гипотез и концепций, внимание к подобным «ненормальным» и «ненаучным» фактам имеет важное значение.
Сегодня, мы вправе полагать, концепция космической эволюции человека имеет хорошие перспективы и высокий эвристический потенциал. В чём состоит её главное преимущество? Не отрицая идею эволюции, она учитывает значительно большее количество факторов антропогенеза и преодолевает наивное биологизаторство и плоский антропологический материализм классической науки. Утверждая активное участие и влияние Космоса на развитие жизни, разума и человека на Земле, данная концепция заставляет нас переосмысливать важнейшие мировоззренческие понятия, всю человеческую историю и возможные перспективы развития разума и эволюции человеческого сознания. Человеческого разума, сознания, способного к беспредельному духовному совершенствованию в условиях бесконечного, нетленного бытия Космоса [1].