Первопричина страха.
Пейрафо́бия, страх сцены (страх публичных выступлений, страх аудитории) – патологическая боязнь выступать на публике. Является одним из распространенных социальных страхов. Симптомами страха сцены являются сильное сердцебиение, потливость, дрожание голоса, тремор губ и конечностей, зажатость голосовых связок, подташнивание и др. В некоторых случаях страх сцены может быть частью более общих психологических проблем (фобий), но многие люди испытывают страх сцены, не обладая какими-либо другими психологическими проблемами. В психологии боязнь публичных выступлений называется глоссофобией. По оценкам психиатров, испытывают страх перед выступлением 95 % людей.
Страх публичных выступлений – это вторая по популярности фобия после страха смерти. Секрет популярности этого страха в том, что он является проявлением более глубоких, подсознательных фобий. Например, человек может бояться сделать ошибку, потерять авторитет, быть высмеянным или не принятым сообществом. Внутренние предубеждения формируют негативный настрой на ситуацию, когда худший сценарий из ваших снов может стать реальностью. Выступление перед большой и незнакомой публикой, которая несомненно будет вас оценивать, как раз подходит под это описание.
Факторы, которые запускают страх публичных выступлений, можно описать тремя триггерами.
Неизвестность. Человека всегда пугает перспектива столкнуться с непонятной и непривычной для него обстановкой, незнакомыми людьми. Новизна лишает нас чувства контроля над положением, а значит и уверенности в себе.
Риск. Чувство тревоги нарастает, если вы готовитесь к ответственному выступлению, когда многое стоит на кону. Например, вам предстоит презентация проекта, над которым вы долго работали, защита диплома или представление бизнес-идеи инвесторам, тогда с большой вероятностью вы будете волноваться, даже если раньше спокойно выступали перед небольшими группами.
Условия. Не стоит списывать страх на обстоятельства, но и они играют важную роль в его формировании. Даже если вы хорошо знаете тему и несколько раз отрепетировали свою речь, вы можете начать волноваться. Например, если в момент выступления за окном начались шумные ремонтные работы, в аудитории стало невыносимо жарко или прямо перед вашим докладом организаторы предложили сменить локацию – то есть изменились условия выступления.
Страх нарастает постепенно. Если рассматривать его по шкале от 1 до 10, где 1 – это легкое волнение, 5 – реальный страх, а 10 – паническая атака, то со всеми уровнями напряжения до пятой отметки человек должен уметь справляться самостоятельно.
Поэтому ваша главная задача – не допустить перерождения страха в панику, которая напрочь вас парализует.
Главный тезис этих занятий – свободный гармоничный человек свободно мыслит и свободно излагает свои мысли. Но что есть свободный человек? Что есть гармоничный человек? Что есть мыслящий человек? Это вечные вопросы, ответы на которые можно получить, развивая свой голос и работаю со своим телом.
Голос и речь даны человеку для выражения мыслей и чувств. Природа рождения речи – психологическое действие, мотивируемое действиями говорящего. Отсюда вытекает основной принцип речи, который заключается в том, чтобы подчинить все элементы техники – действию.
Большинство людей играют роли и носят маски (роль матери, роль дочери, роль работника, роль подруги и т.д.). И даже когда человек думает, что он никого не играет, в этот момент он играет того, кто никого не играет!
С истинным собой знакомы единицы. В основном люди не знают себя и не любят себя. При этом глубоко убеждены в обратном. Чаще всего наблюдаются следующие подмены: знаю себя – знаю образ, навязанный средой (отсюда неестественные, часто завышенные и “зажатые” голоса), люблю себя – уважаю, жалею, нравится собственный визуальный образ (отсюда мышечные зажимы, которые несовместимы с естественным речевыми актом).
В первую очередь Вы сами должны получать удовольствие от своего выступления и слушатели это удовольствие и энергия точно передается.
Рекомендации по тренировке голоса по самоучителю:
1). Сделать правильную настройку: «Я готов(а) к обучению», «Этот тренинг гармонизирует меня, развивает мой голос и раскрывает мою природу», «Я наполняюсь новыми чистыми знаниями».
2) заниматься по выбранному набору упражнений необходимо минимум 21 день по 15-20 минут, далее 1 раз в неделю по 30 мин. Желательно: в течение 2–4 месяцев по 15 минут в день (а лучше, но не обязательно, было бы заниматься дважды в день по 15 минут).
2). Не перегружайте себя! Не торопитесь! Здесь работает поговорка «Тише едешь – дальше будешь». Важно не перегореть.
3). Не ждите результатов, научитесь наслаждаться каждым процессом обучения. Умение ценить момент – делает нас по-настоящему счастливыми. Ожидание, чаще всего, приносит разочарования.
4). Помните, что в вас есть всё для достижения лучшего результата! Вы источник энергии и талантов. Просто нужно осознать это.
5). Сохраняйте настроение радости и внутренней гармонии на протяжении всего тренинга. Если у вас что-то не получается, скажите себе: «Я все могу, просто мне нужно немного времени для получения опыта».
6). Не позволяйте себе произносить отрицательные слова и установки. Это сильно влияет на голос, сознание и судьбу. Будьте бдительны!
7). Помните – вы уникальны! Других таких как вы нет! И ваш успех – это проявление вашей уникальности!
После того как Вы пройдете весь тренинг по самоучителю, у вас в арсенале будет готовый индивидуальный набор упражнений для занятия с Вашими голосовым аппаратом.
Последствия страха – внутренние (психологические) и внешние (телесные, физические) зажимы.
При зажатых мышцах брюшного пресса, мы не можешь правильно дышать. А дыхание – это жизнь, основа всего, в том числе и речи. Нам нужно, чтобы мы ощущали свое тело. Тело – наш друг. Тело – наш инструмент. Речь – это река, с поворотами, изгибами, глубинами, отмелями, заводями.
Если речь невнятная, значит мы не уважаем партнера, зрителя или слушателя, потому что при этом мы заставляем их напрягаться, чтобы понять нашу нечеткую речь, чтобы они услышали Вас?
Для начала, необходимо полюбить не только свой интеллект, но и тело и свой голос. Тело должно стать столь же активным и мобильным, как и ум.
Методы устранение зажимов
Перед выступлением или перед любой работой с голосом необходима подготовка тела к звучанию, освобождение мышц, воспитание правильного фонационного дыхания, голосоведение и дикция.
Описанная методика была изучена и экспериментально апробирована на актерских и режиссерских факультетах театральных вузов, а также в работе с представителями самых разных профессий, требующих публичных выступлений. Результаты практического применения методики говорят о том, что данное пособие может оказаться полезным широкому кругу читателей, желающих улучшить свою речь. Ведь речь – это сильнейшее средство воздействия на человека.
Чтобы тело стало проточным и отзывчивым, необходимо делать разминку и артикуляционную гимнастику
Снятие мышечных зажимов (упражнения на освобождение мышц и для гармонизации течения энергии в теле):
1. Осанка и правильное положение тела для красивого звукоизвлечения.