Прошло уже семь дней с тех пор, как привез Джакып сына к своему пастуху Ошпуру. Манас не должен был знать, что Ошпур – простой чабан. Поэтому Джакып поприветствовал Ошпура словно богатого бая и попросил оказать ему милость – взять сына в помощники пасти ягнят. В тайне от Манаса Джакып поручил Ошпуру и его помощнику Кадообаю присматривать за мальчиком. «Будьте с ним построже – пусть иногда и поголодает. А если дерзить будет, так и поколотите. Только на пользу строгость ему пойдет, может, возмужает дитя мое», – так говорил своим работникам бай.
Манас сразу сдружился с сыном Кадообая Чегебаем. Вдвоем они пасли ягнят, скрашивая медленно текущее время бесконечными разговорами.
Вот и сейчас они сидели на вершине небольшого холма, у подножия которого паслись их ягнята.
– Чеге, что за странная собака появилась в стаде – она схватила одного ягненка! – воскликнул Манас, дернув за рукав сидевшего рядом с ним мальчика. Чеге обернулся и увидел, что огромный волк, придавив ягненка, вырвал большой кусок из его тела.
– Ой-бой! Это не собака, это – волк! Пропали наши ягнята! – и Чегебай бросился к волку, размахивая палкой.
– Стой, Чеге! Может, он съест одного – и сам убежит! – попытался остановить товарища Манас, видя, что серый хищник намного больше, чем его друг.
– Он пока всех овец не перережет – не успокоится! – крикнул на бегу Чегебай, но тут же внезапно застыл на месте, остановленный пристальным взглядом желтых глаз волка. Хищник злобно рыкнул, и перепуганный мальчик опрометью пустился назад.
Какая-то сила подхватила Манаса, и он бесстрашно бросился на волка. Зверь закинул ягненка себе на спину и побежал в сторону гор. Манас – за ним.
– Манас, осторожно! Волк может и на человека напасть! – кричал вслед своему товарищу Чегебай. Но Манас твердо решил догнать зверя и отобрать его добычу.
Волк, перевалив небольшую гору, скрылся в узком скалистом ущелье. Мальчик потерял хищника из виду, но кровавый след, который оставляла его жертва на камнях, был отчетливо виден. Попетляв между огромными валунами, Манас оказался перед входом в пещеру. Кровавые следы вели туда. Поколебавшись мгновение, мальчик смело шагнул во мрак навстречу неизвестной опасности.
Манас остановился на секунду, чтобы дать своим глазам возможность привыкнуть к темноте. Как только мальчик различил впереди себя слабый свет, он, не раздумывая, бросился вперед.
Очередной узкий поворот привел мальчика в гигантский каменный зал. То, что увидел там Манас, привело его в изумление.
Зал был полон всадниками на крылатых конях. Роскошные одежды людей слепили глаза, все пространство было залито призрачным светом, исходившим от всадников. И, о чудо! – перед Манасом стоял ягненок, целый и невредимый. Манас подбежал к нему, оглядываясь по сторонам в поисках волка. Но серого хищника нигде видно не было. Прижав к себе ягненка, мальчик поразился тому, что на его шкуре не было ни ран, ни пятен крови. Манас вопросительно посмотрел на чудесных всадников.
– Моего ягненка притащил сюда волк. Я сам видел, как он разодрал это создание на части. Скажите мне, куда делся волк, как получилось, что ягненок остался цел. – Манас настолько был поражен происходящим, что ему казалось, узнай он, куда делся хищник и как воскрес погибший ягненок, то и остальное станет понятным.
– Не тревожься, дитя. Разве ты видишь ссадины или раны на своем ягненке? – проговорил один из всадников. – Выслушай нас…
Но Манас, казалось, не понимал обращенных к нему слов.
– Этот волк был похож на большую собаку, только он был серый и бежал большими прыжками. Уши у него торчком стояли. Я сам видел, как он разодрал моего ягненка пополам. Я бежал за волком по кровавым следам. И теперь я здесь, и мой ягненок цел и невредим. Кто вы? – мальчик во все глаза разглядывал необычных людей. Да люди ли это?
Один из всадников сошел с коня и приблизился к Манасу. Белые одежды дервиша и белая борода – мальчик узнал его, хотя видел только в своих фантазиях! Это он приснился его матери – Чыйырды. Это он появился на совете старейшин, чтобы дать ему имя «Манас».
Старик ударил посохом о землю и на глазах ошеломленного мальчика превратился в волка. Хищник встряхнулся, и перед Манасом опять стоял удивительный старец.
Это превращение видел и Чеге, пробравшийся следом за Манасом в пещеру.
– Я Хызр Илиас[10], – проговорил старец, подходя к Манасу. – Я искал тебя сорок дней. А это мои помощники – сорок чилтенов[11]. Настало время, я должен открыть тебе твое предназначение. Аллах создал тебя для сражений. Никогда ничего не бойся. Борись за справедливость. Всевышний будет всегда на твоей стороне. Я и мои чилтены поможем тебе, если потребуется тебе наша чудесная сила. Ты должен прославить свое имя, Манас!