Лист и Древо: размышления о поэзии Романа Полуэктова

Я познакомился с талантливым поэтом из города Тольятти (Самарская обл.) Романом Полуэктовым (1976 года рождения) почти случайно: в одной из посвященных атеизму и материализму групп в социальной сети «ВКонтакте» было опубликовано стихотворение «Похороны атеиста». Оно – это стихотворение – до того мне понравилось, что я связался с автором. Так началось мое общение с замечательным самобытным поэтом – творцом оригинальных стихов: философской и пейзажной лирики, гражданской поэзии. Впрочем, такое деление стихов Р. Полуэктова «по темам» – довольно условно. Как правило, разные – на первый взгляд – темы органично сочетаются в рамках одного стихотворения. Приведем в пример стихотворение «Осеннее небо»:

Люблю осенний день с далёких лет…

Когда я вслушивался в глубину себя,

Пытался тот или иной найти ответ —

Мне отвечало небо октября!

Мне нравились безлюдные места,

Туман с реки, ветвей простой узор,

И разноцветная, опавшая листва,

Что обращалась в праздничный ковёр!

Бывало, встану, в небо посмотрю:

Сквозь кроны серых туч покров!

Я и поныне так смотреть люблю

В осеннее движенье облаков…

Здесь мы видим не только вдохновляющее описание природы, но и лирического героя, погруженного в задумчивость, пытающегося постичь «глубину себя». Из развивающих такие мотивы других стихотворений поэта становится понятно, что это «постижение себя» – есть также постижение всего окружающего мира «через себя». Лирический герой Р. Полуэктова не замыкается в границах узколичных переживаний – а смело говорит об окружающем, потрясающем своим многообразием, мире, устремляет дерзкий взгляд в необъятный Космос. Между человеком (лирическим героем) и Вселенной существует неразрывное единство, как между Листом и ветвью Древа (Лист и Древо – важнейшие образы-символы в поэзии Р. Полуэктова). По смелой мысли поэта, человек – это высшая точка в развитии мироздания. Человек – это разумный элемент Космоса. «Космос нами мыслит», через нас познает самого себя – такая идея красной нитью проходит через творчество поэта.

Я знаю долгий путь, историю Свою,

Мне миллиарды лет, слагались век за веком, —

И вот Я слышу, размышляю, говорю

Волной Своею совершенной – Человеком!

(из стихотворения «Океан»)

Из того, что я сказал здесь о творчестве Р. Полуэктова легко сделать вывод, что перед нами не только тонкий лирик, а поэт-философ, мыслящий крупными масштабами. И действительно, философские взгляды Р. Полуэктова не противоречивые и размытые – как это бывает у некоторых поэтов – а вполне определенные. Р. Полуэктов прямо говорит о своем атеизме и приверженности социалистическим идеям, называет в числе любимых книг «литературу с уклоном в диамат» (диалектический материализм). Не зря к одному из своих стихотворений, которое воспевает человека как «венец бытия», и так и называется – «Человек» – автор избрал эпиграфом слова Фридриха Энгельса: «Собственная сущность человека много величественнее и возвышеннее, чем воображаемая сущность всех возможных «богов…». Эти слова – можно сказать – кредо поэта, который считает ложными все религии и всех богов, кроме единственного истинного бога – самого человека, являющегося наиболее совершенным (и главное: разумным, мыслящим) творением Природы. Вполне закономерно, что Р. Полуэктов солидаризуется с Энгельсом не только в оценке религии, но и в неприятии общества, построенного на насилии, угнетении и эксплуатации:

Звериный двадцать первый век,

В котором деньги – смысл и бог,

Где одичалый человек —

Не друг, не брат, а враг и волк.

(из стихотворения «Звериный 21 век»)

Постепенно акценты в творчестве поэта смещаются. От восторга перед необъятностью «мыслящего нами» Космоса Р. Полуэктов переходит к описанию мира как довольно-таки враждебной, опасной среды. Впрочем, речь тут идет не о Вселенной вообще, а о несправедливых, жестоких, поистине звериных устоях общества, с которым поэт отказывается себя ассоциировать. Он предпочитает удалиться «за Стену», в «Край Иной», избежать контактов с ведущими себя, как звери, людьми и уединиться для бесед с Наставником – то есть с самим собой. Такой решительный индивидуализм приводит Р. Полуэктова к идее сологамии. «Плоды твои прекрасны, Сологамия!» – так и озаглавлен один из сборников поэта. Мне трудно вдаваться в теорию или обсуждать практику сологамии – об этом явлении я узнал только благодаря Р. Полуэктову. Могу лишь сказать, что сологамию часто определяют как «брак с самим собой». Невозможно не заметить, что крайний индивидуализм ведет к возрастанию пессимизма. К примеру, уже процитированное мною стихотворение «Звериный 21 век» полностью звучит так:

Звериное начало века,

Где можно всё продать, купить,

Являет сущность человека,

Что в глубине не изменить.

Звериный двадцать первый век,

В котором деньги – смысл и бог,

Где одичалый человек —

Не друг, не брат, а враг и волк.

Природой так заведено,

Иного, видно, не дано —

Приму как норму для себя

Борьбу в картине Бытия.

Воспевавший человека – вершину мироздания – поэт говорит теперь о «зверином начале века, // Где можно все продать, купить» как о проявлении неизменной глубинной сущности хомо сапиенса, которую невозможно изменить. Здесь хочется не согласиться с Р. Полуэктовым. Разве капитализм, господствующий на протяжении, самое большее, нескольких сотен лет – не есть лишь миг в истории развития человечества?.. Разве человек, в общих чертах, не сформировался в условиях первобытнообщинного строя, когда только взаимовыручка, альтруизм, готовность даже жизнью пожертвовать на благо сородичам – обеспечивали выживание «человеческих стад», групп, племен среди дикой и опасной природы?..

Завершая этот обзор, скажу: Р. Полуэктов – яркий, лишенный всякого эпигонства, поэт, живущий напряженной и богатой духовной жизнью, которая отражена, как в незамутненном зеркале, в великолепных стихах. Стихи Р. Полуэктова нельзя «пробегать глазами» – а надо читать вдумчиво, давая себе время поразмыслить о прочитанном после каждого стихотворения. Я могу только порадоваться тому, что «его величество Случай» свел меня с Р. Полуэктовым.

Степан Сказин, писатель. Москва

Загрузка...