Простой тест на умение общаться с людьми состоит всего из одной фразы.
Вы задаете вопросы?
Если да, то, может быть, ваши вопросы попадают точно в цель и помогают людям раскрыться, показать себя (или, наоборот, сбивают спесь и ставят собеседника на место). Может быть, они обрывают коммуникацию, потому что несвоевременны и неуместны.
А вот если вы вопросов не задаете, вердикт однозначен: с вашим общением что-то не так.
Даже если вы выступаете на сцене или читаете лекцию, вы все равно должны (именно должны!) время от времени задавать аудитории вопросы – хотя бы для того, чтобы вас продолжали слушать. А в идеале – еще и запоминать то, что вы говорите.
Всем известно: лучше всего мы обмениваемся информацией во время беседы. И вести ее можно даже в одни ворота: вы задаете вопрос аудитории, держите паузу, а потом сами же на этот вопрос отвечаете.
Если вопрос задан грамотно, если он острый, интересный, неожиданный, в паузах аудитория тоже будет искать на него ответ и с нетерпением ждать вашей версии.
Однажды Нина Зверева, один из авторов этой книги, оказалась в одной компании с человеком научного склада ума. Настолько научного, что человек постоянно из компании «выпадал», хотя дело было в байдарочном походе – сложно придумать ситуацию более свободного общения. Люди и общались – то и дело перебрасывались фразами, вопросами, ответами.
– Ну, как тебе тушенка с макаронами?
– О, это ж пища богов! Лучшая походная еда. А ты здорово гребешь. Ты где-то специально учился?
– Да у меня отец байдарочник. Посадил меня в лодку в пять лет и сказал: «Греби!»
Только один человек – тот самый ученый – не задавал никому вопросов. Он, как и все, греб, разводил костер и ставил палатку. Он вовсе не отлынивал от дел, даже делал их лучше, чем многие. Но об него разбивался любой разговор.
Сначала он молча слушал. Затем, зацепившись за какое-то слово или фразу, вступал в беседу, но не спрашивал других ни о чем – просто вещал, как диктор центрального телевидения. Он цеплялся за любую возможность показать себя – и чем активнее цеплялся, тем меньше у остальных возникало желания его слушать.
Вопрос – это проявление интереса к другому человеку. Даже банальное «ты завтракал?» уже означает: вас заметили, вами интересуются.
Эта книга – об искусстве задавать вопросы и отвечать на них.
С помощью вопросов можно поддержать, уничтожить, натолкнуть на мысль, сбить с мысли… С помощью ответов – продемонстрировать симпатию, выстроить между собой и собеседником стену отчуждения, выставить другого дураком или повысить его самооценку до небес…
Вопрос – это еще и возможность разобраться в себе и ситуации.
Мы обе – и Нина Зверева, и Светлана Иконникова – много лет проработали журналистами: Нина – на телевидении, Светлана – в газетах и журналах. Мы взяли сотни (если не тысячи) интервью у самых разных людей, и наши герои время от времени говорили: «Ой, вы меня сейчас натолкнули на интересную мысль!» Или: «Ой, вот сейчас я понял, что…» Или: «Ой, откуда вы это знаете?»
Мы не знали, не подсказывали и не наталкивали. Мы просто задавали вопросы, которые стимулируют мыслительную деятельность. Можно сказать, преследовали личные цели: зрителям и читателям всегда интересно наблюдать, как герой «думает в кадре».
Нередко такие вопросы задавали и нам.
В онлайн-школе Нины Зверевой есть разные курсы, так или иначе связанные с общением, но у каждого курса своя специфика. Один посвящен публичным выступлениям, другой – общению со сложными собеседниками, третий – деловой переписке… Какие-то из курсов оказываются более популярными, какие-то – менее.
Среди тех, что не получили массового признания, был курс, на который мы делали большую ставку. Были уверены – его, что называется, «оторвут с руками». Но, увы, ошиблись и решили было: что ж, это нормально. Не все курсы одинаково удачны. Значит, будем реже выставлять его на продажу.
И вдруг один из членов команды спросил:
– А что мы сделали для того, чтобы наша целевая аудитория узнала про этот курс?
Вопрос перевернул отношение к маркетингу. Мы проанализировали свою работу и поняли: новый курс мы продвигали по старой схеме, но целевая аудитория была совсем другой – значит, и методы продвижения требовались иные.
Так один вопрос спас все дело. Мы изменили принципы работы, и о новом курсе узнали именно те, для кого он был предназначен.
Надеемся, что вас не нужно убеждать в ценности вопросов и ответов. Иначе бы вы не купили эту книгу.
Что ж, тогда не будем затягивать – перейдем сразу к первой главе!