Глава 10. Урмас Сыырумаа, создание квартала Ротерманн и 5 лет в US іnvest

Я ненавижу «интриги и сплетни в виде версий» и потому просто скажу, что совпало несколько моментов, и я ушла из Фонда к частному инвестору Урмасу Сыырумаа в его фонд US іnvest.

Урмас Сыырумаа начал свою рабочую карьеру, организовывая охрану высших правительственных гостей Президента. Он до этого дошел своей работой, без высокопоставленных кумовьев и «папы, который подарил квартиры». Наоборот, он вырос без отца, и было совсем не просто, он сам рассказывал об этом несколько раз в интервью.

Вскоре Урмас создал свое охранное предприятие ESS. Охранное предприятие ESS выросло в крупнейшего игрока в Эстонии, потом – в Прибалтике, потом стало крупнейшим в Восточной Европе. В итоге ESS, переименованное в Falck, было продано мировому лидеру G4S, но с крутым условием: «Мы вас купим, но в течение 10 лет вы продолжите управлять им, у вас это хорошо получается».

Никаких государственных денежных потоков или «наколядовал миллионы». Можно и так.

К тому времени, когда я пришла в US іnvest, маленькая империя выросла уже в большую и стоимость активов фонда составляла на пике более 300 миллионов евро. Это были и охранные предприятия, и электростанция на возобновляемых источниках энергии, и частный медицинский центр и скорая помощь, сотни тысяч квадратов недвижимости в центре Таллина и Риги, художественная галерея, оператор WіMax и многое другое.

За 5 лет работы в US іnvest и с Урмасом я просто очень многому научилась, даже не знаю, с чего начать перечисление.

Хотя начну с самого начала – со дня, когда я пришла в его мир. И это, в самом деле, мир US. Урмас – инвестор с большой буквы из глянцевых журналов, бизнес-газет и всевозможных топов. История Золушки, или как там это называется, правда, Золушка – мужчина. Но при этом он и один из самых простых и хороших людей.

Мы познакомились на каком-то бизнес-мероприятии, у меня были непростые времена в отношениях с руководителем инвестиций Фонда Развития, которого потом уволили, и тут все совпало и во времени, и в ситуации. Сейчас, когда я гуглила даты для книги, нашла даже статьи о том, как «Фонд потерял Урмасу инвестиционного эксперта», то есть меня. Не знаю, была ли я потерей для Фонда, но для меня переход к Урмасу был началом нового пути развития, и не только в том, как делать правильные эксел-таблицы расчета будущей стоимости, хотя и это тоже.

«Ваши крутые эксели, конечно, крутые, но иногда не надо усложнять, все сходится к простым показателям и логике. Базовая потребность в продукте есть? Есть. Рынок растет? Растет. Примерно сколько?» Еще пару вопросов, и на салфетке можно прикинуть, что случится дальше. Мы даже думали сохранять эти салфетки – в итоге расчеты на них отличались от реальности в среднем всего процентов на 5. Простое иногда не надо усложнять. «Искусство салфеток».

Как не надо и усложнять общение с людьми. Любыми. Урмас знает практически всех, и все знают его. Он также знает и дни рождения сотрудников – от руководителей до уборщиц. И он обязательно поздравит. Хотя в US я не работаю с 2012 года, Урмас позвонил и поздравил меня и в этот день рождения. Как иногда звонит и просто пообщаться. Тепло и приятно.

В один из первых месяцев работы в US, Урмас подошел к моему столу и попросил: «Слушай, позвони, пожалуйста, ему и скажи что-то», – не помню уже что. Тот, которому надо было сказать что-то, был лицом с тех обложек, на которых не было Урмаса.

«Так как я позвоню, я же не знаю его?» – я была в растерянности.

Он посмотрел на меня и улыбнулся: «Ну вот и познакомитесь».

И постепенно я перестала думать о статусах или рангах. Просто люди. Если надо, пообщайтесь. Не предполагайте, а предложите и спросите. Тоже урок Урмаса, когда я что-то самоуверенно утверждала. «Ты знаешь или предполагаешь?» Намек понят. Теперь уже и мои помощницы привыкли, что я могу передать самый удивительный номер со словами: «Позвони ему». И не задают вопросов. Позвонить так позвонить. Познакомиться так познакомиться.

Урмас, который после периода запрета конкуренции создал уже новые охранные предприятия, до сих пор может вечером зайти в супермаркет, чтобы посмотреть, корректная ли и чистая форма у охранников, или зайти на стройку, чтобы пообщаться со строителями. Есть люди, которых реально власть не портит.

Но, возможно, самый важный пример он показал с реновацией квартала Ротерманн. Мечты обязательно сбудутся, когда ты веришь, работаешь и показываешь пример.

Квартал Ротерманн находится в самом центре Таллина, и мы называли его «новым сердцем Таллина». Именно тут должно было возродиться старое в новом образе. Ротерманн был создан в царские времена, еще в 1850-е годы, купцом Кристияном Ротерманном: торговый дом, вокруг него маленький промышленный квартал с соляными и мучными складами, производством спирта. Визиткой квартала стала заметная издалека кирпичная труба.

Во время оккупации Эстонии здания были национализированы и стали потихоньку разваливаться, как и многое другое. К 1979 году здания были в таком ужасном, даже призрачном состоянии, что Андрей Тарковский снял в них часть фильма «Сталкер». Ту часть, которая показывала безнадежность. Советская эпоха настолько истребительно повлияла на исторический квартал, что многие здания считались не подлежащими реконструкции. Но они просто еще не знали Урмаса. А у него было ви́денье, как из старого с помощью лучших архитекторов создать такой квартал, куда люди придут проводить свободное время, где будет ощущаться жизнь, а сам квартал станет домом для креативщиков и всех, кто ценит качество и стиль. Обязательно сохранить старое, просто реновируя, сделать что-то новое.

«Это никогда не получится», – говорили даже оптимисты, видя настоящие руины.

«Это никогда не окупится», – говорили с ужасом финансисты, когда Урмас объяснял свое ви́денье и что он не будет на Ротерманне экономить.

«Хорошо», – согласился Урмас, чтобы не спорить с теми, кто еще не понимает. Он сделает, и они сами все поймут. «Пусть оно не окупится, но я имею и право сделать что-то для сердца, не экономя на мечте, и для будущих поколений».

И так постепенно, здание за зданием, начали возрождаться купленные Урмасом более 70 000 квадратов в центре Таллина. Я пришла в US іnvest как раз тогда, когда началась реконструкция первого дома.

Дом за домом стали обретать новый образ с помощью местных и международных архитекторов, и каждый дом начал жить своей жизнью. Разной и своеобразной. По принципу – сохраняя старое, добавить что-то новое и архитектурно крутое. В 2009 году первое здание попало в финал архитектурной премии Евросоюза, немного спустя следующее здание получило главную награду Muіnsuskaіtse, как лучшее реставрированное здание Эстонии.

К концу 2010-го, то есть за 10 лет, квартал Ротерманна ожил именно так, как это видел Урмас, и во что не верило большинство. Центральная маленькая площадь была восстановлена, также как и дома вокруг нее. Принцип был таким: квартал может ожить только тогда, когда там продолжается жизнь. Днем – это бизнес и магазины, вечером – это рестораны и бары, а ночью – это люди, живущие на верхних этажах и пришедшие домой. Они включают свет, и в квартале продолжается маленькая жизнь. Каждая деталь имела значение – где находятся кубики для сидения, где пешеходный переход, где реально проходят люди, и что там находится.

Дом за домом Ротерманн стал самым популярным центром для аренды офисов іT-компаниями, рекламными агентствами и другими креативщиками, как и было задумано десять лет назад. На офисы очередь, а квартал – это то место, где можно показать гостям крутую современную архитектуру или вечером посидеть с друзьями в крафтовых пивоварнях.

Следующим Урмас выкупил оборонную крепость царских времен, которая долго использовалась как тюрьма, и получила название «Батарея». Это тот случай, когда хранители исторических зданий облегченно вздохнули – исторический памятник в хороших руках. Урмас уж точно сможет старый депрессивный комплекс у моря превратить в новое светлое пространство, сохранив его историю.

Это история одной мечты и предвидения, в которые создатель верил, когда все вокруг оставались скептиками. И говорил: «Пусть твоя работа будет твоим творчеством, и исходя из этого, деньги сами придут». Такие истории из реальной жизни учат больше, чем любой учебник.

Загрузка...