Глава 1 Совсем не мой мир

Если вы проснулись не в своей постели и при этом не помните, как в ней оказались, что вы почувствуете? Вот и я почувствовала себя не в своей тарелке. Были и другие ощущения. Известно, что, если в сорок лет вы проснулись и у вас ничего не болит, значит, вы умерли. Увы, мне уже давно не сорок. И тем не менее сейчас у меня ничего не болело. Но вроде бы пока была жива. Правда, с головой все-таки был непорядок. Мысли путались. Лишь спустя минуту до меня дошло, что я, оказывается, не только не в своем доме, но еще и не в своем теле.

Вот подвалило старухе счастья: помолодеть сразу на пять десятков лет! А путаница в мыслях была от того, что прежняя хозяйка этого тела никуда не делась и в настоящий момент пыталась молитвой изгнать демона, то есть меня.

– Не старайся, голубушка, я не демон, меня молитвой не прогонишь.

Ответом на мою мысленную реплику, был целый рой разнообразных мыслей моей «соседки». В основном, панических. Что же, пришлось применить весь свой богатый воспитательный опыт, успокаивая испуганное дитя. Получилось не слишком здорово. Прежде всего потому, что я сама еще не совсем понимала, что же такое произошло? А ребенку требовался четкий и недвусмысленный ответ.

– Послушай голубушка, давай сперва познакомимся, а потом вместе разберемся, что с нами творится.

Хоть тут согласие получила! Хозяйку тела звали Маша Миронова, и ей сейчас было восемь лет. Находились мы в Петербурге в районе Обухова. В квартире, кроме нее, жили папа, мама и старший брат Иван.

В свою очередь, представилась и я. Миронова Ирина Павловна, недавно исполнилось шестьдесят, и живу я тоже Петербурге, только в районе Парка Победы.

– Так мы, значит, однофамильцы? А Парк Победы – это где?

Сперва я решила, что девочка просто плохо знает город. С нынешними детьми это не редкость. От такого моего предположения Маша обиделась, и мы начали друг друга экзаменовать на знание улиц Петербурга. Результат меня ошеломил. Маша действительно хорошо знала город, но как-то избирательно. Ну невозможно знать, где находится Гостиный Двор, и при этом понятия не иметь о канале Грибоедова! Про Невский проспект знают все, но про Площадь Восстания или улицу Марата Маша впервые в жизни слышала. Ничего она не слышала ни про Кировский завод, ни про проспект Обуховской Обороны (это живя в Обухово!), а про Вантовый мост вообще заявила, что такого в Питере нет! Похоже, что мы с ней жили в разных измерениях. Я продолжила экзамен. Странным образом в ее памяти отсутствовали названия, связанные с советским периодом нашей истории. Раз зародившись, мысль о том, что я нахожусь в совершенно другом измерении, продолжала крепнуть. Вот только как в этом убедиться? На глаза попался предмет, напоминающий персональный компьютер. Только дизайн незнакомый.

– Маша! А у вас есть интернет?

– Тетя Ира, а что это такое? – Все-таки когда мысли девочки отвлеклись на спор со мной, она перестала бояться того непонятного, что творилось сейчас в ее голове.

– Глобальная информационная сеть…

– Нет, такого у нас нет. Есть КРОСЕТ.

– А теперь, Маша, ты мне объясни: что это за зверь такой?

– Тетя Ира, это так называют Кругосветную осведомительную сеть. А у вас разве ее еще нет?

– Погоди пока с вопросами. Давай включим твой комп, и я кое-что посмотрю.

Включив комп, я убедилась в том, что действительно нахожусь не в своем мире. Никакой «Винды» и в помине не было. Был «Мир-2000». Про отсутствие «Гугла» или «Яндекса» говорить излишне. Зато существовал просто «Поиск». Ну а вместо привычной «Википедии» оказалась «Всемирная энциклопедия». Зато все остальное было знакомым и понятным. И вот я, старая дура в молодом теле, взялась проверять свои догадки.

С чего начать? С изучения карты. Как говорил наш дачный знакомый, бывший военный топограф: «Любой непонятный вопрос начинай решать, изучив сперва карту местности». Тут для меня не было никаких трудностей. Я хоть и натуральная блондинка, но все-таки до самой пенсии работала метеорологом. Поэтому с чтением карт у меня всегда был полный порядок. Топографический кретинизм – это точно не ко мне.

Начала я с изучения физической карты мира. Очертания суши и рельеф оказались привычными. Правда, некоторые названия не совпадали со знакомыми. Просмотрев физическую карту, я занялась изучением политической карты мира. И вот тут меня ждал сюрприз: ничего общего с тем, что я видела, когда последний раз смотрела подобную карту. Вместо Российской Федерации я увидела Российскую империю, включавшую в себя, помимо привычных мне территорий, часть Польши, Финляндию, Аляску, Гавайские острова, Синцзян, Монголию и Маньчжурию. В Европе с Австро-Венгерской империей соседствовали Османская и Германская империи. Франция и Италия были королевствами, а Норвегия входила в состав Швеции.

Еще интересней выглядела карта Америки. В Южной Америке находилась Бразильская империя и отсутствовала Панама. А в Северной Америке я обнаружила Мексиканскую империю, зато США отсутствовали совсем. На месте мирового гегемона моего времени было два образования: Конфедерация и Подмандатные территории Северной Америки!

Про Африку и Азию я даже не говорю. Сплошные протектораты да территории!

Все это вместе взятое убедило меня в том, что этот мир не мой. Как и для чего я сюда попала, тоже было пока не ясно. Приняв случавшееся как данность, я решила взяться за изучение России. Не вышло. Стоило Маше разобраться, что ее посетила вовсе не нечистая сила, а гостья хоть и из другого, но похожего мира, как она меня сразу замучила множеством вопросов. Пришлось отложить дальнейшее знакомство со здешней Россией на потом. Я старалась как можно полней отвечать на Машины вопросы. Вот только, в конце концов, «пришел лесник и всех разогнал».

В роли лесника выступила Машина мама, явившаяся будить дочь. Увидев Машу в пижаме и за компьютером, она немедленно погнала ее мыться, одеваться и завтракать. За завтраком я увидела всю семью в сборе. Если заранее не знать, то не поймешь, что ты находишься в параллельном мире. Обычная питерская квартира и обыкновенная питерская семья среднего достатка. Меня, естественно, заинтересовала сама кухня. Что тут скажешь? Просторней, чем у меня дома. Бытовая техника мало чем отличается от той, что у нас. Продукты – примерно те же самые.

– Маша! Ты чего вертишься? Ешь быстрей! У нас на сегодня большие планы!

– Хорошо, мама.

Да, стара тетка, а не удержалась. Дай все рассмотреть да нос везде сунуть! А что у нас дальше?

Дальше был поход всей семьей в церковь. Как оказалось, здесь, как и у нас, – воскресенье. Отроду не была в церкви! И если для Маши все это было привычно, то я с трудом дождалась окончания службы. Мне не терпелось побыстрей добраться до компа и продолжить изучение здешнего мира. Увы! У Машиной родительницы были совсем иные планы. После окончания службы мы пошли в гости к приятелю Машиного отца. А там… Боже мой! Целый детский сад! И все младше моей Марии! И зачем им в тридцать лет иметь целых пять детей? Я продолжала подмечать различия в мелких деталях, которые интересны всякой женщине. Как и у нас, здесь гостей приглашали за стол. Но, Боже мой, это только здесь или везде так принято угощать? Сплошной фастфуд! Неужели трудно к приходу гостей приготовить что-нибудь вкусненькое? Маша, понявшая мое возмущение, подтвердила: да, здесь так принято.

А дальше, когда, мы закончили есть, настроение уже испортилось у моей юной «хозяйки». Ее огорчило то, что взрослые образовали целых два клуба по интересам: мужской и женский. Братец Иванушка еще по дороге догадался отпроситься у родителей «в гости к пацанам». Поэтому не вся малышня свалилась на нас с Машей. А Маше было не интересно возиться с этой мелкотой. Она училась уже во втором классе гимназии, а тут сплошной детский сад! И чем ей с ними заниматься?

Эх, Маша! Ничего ты в жизни не понимаешь! Ты серьезно считаешь, что с ними не интересно? Смотри и учись! Я быстро взяла ситуацию в детской комнате под контроль и занялась привычным для меня делом: начала их учить лепить из пластилина. Когда мне пришло время выйти на пенсию, Управление гидрометеослужбы Балтийского флота, проводя очередную реорганизацию, сократило мою должность. Жить на одну пенсию, если твой муж хорошо зарабатывает, можно, но скучно. И я нашла себе другую работу. Я всегда неплохо рисовала и лепила. Поэтому, когда мне предложили заниматься детьми с задержкой в развитии, обучая их рисованию и художественной лепке, я согласилась. Немалое значение для меня имел и довольно-таки приличный заработок. И хотя занятость была неполная, по существующим расценкам выходило не хуже, чем у мужа. Главное – иметь такт и терпение. Вопреки опасениям, работа оказалась не очень трудной и даже приносила мне временами радость.

Вот я и занялась привычным для себя ремеслом уже здесь. Думаете, трудно развить в ребенке художественный вкус и фантазию? Ничуть не бывало. Задержка в развитии – это еще не препятствие к успеху. Дети бывают либо развитые, либо недостаточно развитые. Последнее – это в основном вина родителей, которые и сами не занимаются своими чадами, и другим не позволяют с ними заниматься.

В общем, как всегда, меня на этом поприще ждал успех. Малышня оказалась буквально зачарованной, когда увидела, что задуманные ею кошечки, овечки, собачки, человечки… получились «совсем как в мультике». Естественно, что вся орава с визгом понеслась хвастаться своими успехами перед взрослыми.

– Леночка! Какая прелесть! Неужели это ты сама так?

– Меня Маша научила.

Вот так, выхваляясь успехами, они все твердили, что «это меня Маша научила».

Родительский шок и последующие за ними восторги были для меня делом привычным. Когда мы организовывали выставки детского творчества, то родители занимавшихся у нас детей с трудом верили, что увиденную ими красоту создало собственное чадушко. И их можно понять. Ведь раньше они ничего подобного за своим ребенком не замечали. Наоборот, дитя с трудом могло что-то сделать приемлемо или довести до конца, если бралось делать что-то самостоятельно. А тут всего одно занятие, и результат радовал взгляд. Часто звучало нечто вроде того:

«Ирина Павловна, скажите честно: это ведь сделали вы, а не наш Андрюша, у него просто так не выйдет!»

«Элеонора Петровна я могу скопировать в детском стиле что угодно, но для этого должна видеть образец. У меня просто фантазии на такое не хватит…»

Кто-то верил моим объяснениям, кто-то нет. Тем не менее о потраченных на развитие ребенка деньгах никто не жалел. Потому что даже самым недоверчивым приходилось верить своим глазам: убогий малыш вдруг превращался в обычного ребенка с хорошо развитым воображением и моторикой…

Маша, на чью долю пришлись похвалы и восторги в этот раз, оказалась потрясенной. Она словно впала в ступор. До конца вечера она никак себя не проявляла, и мне приходилось отдуваться за нее. Вот тут ее мать и заподозрила: с дочкой творится что-то неладное. Какая-то она не такая, как всегда. Последовали вполне естественные вопросы о самочувствии. Пришлось отговориться тем, что я устала, не выспалась и вообще хочу отдохнуть. Родители вняли и, извинившись перед приятелями, повели меня домой.

Слава богу, что дома меня с Машей оставили в покое, и я опять села за комп. Стала изучать, на примере России, что в этом мире не так, как у нас. Я, конечно, не специалист в области истории, но школьный ее курс еще помнила. Чтобы не погрязнуть в болоте мелких событий и не перегружать лишней информацией детские мозги, я взялась за школьный курс истории. Через полчаса стало понятно, что до 1815 года все шло так же, как и у нас. Совпадало все: рисунок событий, памятные даты, участники событий, имена действующих лиц. А вот после битвы при Ватерлоо все пошло совсем не так. В этом мире Наполеон ее выиграл. Интересно было и то, что в качестве причины поражения англичан называлась привычка этой нации воевать чужими руками. Я не знаю, как обстояли дела в моем мире, но здесь Веллингтон командовал сборной солянкой из двадцати четырех тысяч англичан, из которых только семь тысяч имели достаточный боевой опыт. Остальная армия состояла из семнадцати тысяч голландцев и двадцати шести тысяч немцев из разных германских государств. Именно недостаточная стойкость немецких солдат и явилась, по мнению автора учебника, причиной разгрома армии Веллингтона. После этого роль англичан в компании 1815 года свелась к осуществлению морской блокады Франции. Тем не менее победа при Ватерлоо не спасла Наполеона от окончательного поражения. Он, конечно, сумел разгромить пруссаков в ряде битв, но для противостояния армиям Австрийской и Российской империй сил у него уже не хватало. Медленно, но верно, войска Седьмой коалиции вытеснили его армию на французскую территорию, а затем последовал стремительный бросок Русской армии на Париж. А дальше вообще все стало непонятно. Каким-то образом, несмотря на полное господство англичан на море, Наполеону удалось эвакуировать в Гвиану и остатки своей армии, и часть своего двора, и даже немалую свою казну. Укрепившись там, он сумел создать дееспособное государство, куда эмигрировали многие его сторонники. Автор учебника прозрачно намекал на свойственную части британской аристократии продажность и коварство. Так это или нет, но Гвианское королевство существует до сих пор. Правит там династия Бонапартов – потомки самого Наполеона от его третьего брака. Кстати, прожил он дольше, чем в моем мире. Как раз до совершеннолетия своего наследника дотянул. И до конца жизни он был пугалом для всей Европы.

Этот фактор и повлиял на судьбу всего мира. Созданный в конце 1815 года Священный Союз больше всего мне напоминал блок НАТО. Здесь он не распался и продолжал действовать и совершенствоваться. Возможно, что благодаря этому в этом мире не было ни Крымской, ни Русско-японской, ни двух мировых войн. Хотя революционных потрясений хватало везде. Кроме России. Вот это и было для меня самым интересным. Нет, заговор декабристов был и в этой России. Было довольно мощное движение либералов. И даже социалисты упомянуты. Но Питер не стал городом трех революций. И крепостное право, оказывается, до сих пор не отменено! Естественно, что уцелело в России и самодержавие. И вообще, в изложении автора статьи вся история России после наполеоновских войн если и была не совсем благостной, то обошлась без великих потрясений. Огромные успехи во внешней политике, прогресс в общественной жизни и благоденствие всех без исключения подданных. Сплошной хруст французской булки!

Все это прекрасно звучит, но… Товарищи! Где космос? Где Королевы и Гагарины? Где наши луноходы? Или хотя бы Циолковский? Стоп! Набираю в поисковике К. Э. Циолковский. Есть такой! Вот только никакого упоминания о его увлечении космосом нет. Местная энциклопедия его представила мне как оголтелого расиста, чьи взгляды противны цивилизованному человечеству, а исповедание его учения является преступным деянием.

Итак, на дворе XXI век. Человечество так и не вышло в космос. А чем оно вообще занято?

Дальше думать над этим не пришлось, ибо у хозяйки тела прошла задумчивость и проявилось любопытство:

– Тетя Ира! А расскажите мне что-нибудь о том, как люди живут у вас дома!

– А что тебе, Маша, будет интересно?

– Ну что-нибудь… ну, во что вы играете там или истории забавные.

Вот же выпала бабке судьба, с чужим ребенком нянчиться! Но деваться было некуда. Мы теперь одним телом и одним мозгом повязаны. И все же что ей рассказать? А вот что!

– Я расскажу тебе сказку, которая называется «Девочка, с которой ничего не случится…».

То, что вместилищем наших личностей служил один мозг, давало мне преимущество, которым не обладают даже самые даровитые сказочницы. Я могла вспомнить и показать Маше весь сюжет сказки в виде ярких и образных картинок. Правда, сам рассказ получился рваным, ибо у слушательницы моей возникала тьма вопросов. Что делать, если мы не можем контролировать мысли так же, как контролируем речь? Приходилось часто прерываться и объяснять те детали нашей жизни, которые непонятны или незнакомы здешним жителям. Вот тогда я и поняла по-настоящему, насколько мы разные. Вроде и говорим друг с другом на русском языке, а все равно иногда даже смысл одинаковых слов бывает разным. Так что затянулась наша сказочка на ночь. А потом пришлось готовиться ко сну, ибо завтра у нас понедельник, и детям Машиного возраста надо идти в школу.

Когда уже ложились спать, мне пришла в голову мысль: «А что я вообще тут делаю?»

Хорошо, что Маша быстро уснула, а то лезущие мне в голову мысли лишили бы ее сна и покоя. Мне было непонятно, кто и зачем перебросил мое сознание в этот мир, да еще в тело ребенка? Вполне возможно, что какая-то сверхсущность просто развлекалась, не заботясь о последствиях своих поступков. А если все-таки существовала сверхзадача? То, что мне предстояло прожить еще одну жизнь, да еще в молодом теле, – это, конечно, бонус. Кстати, тело это, хоть и молодое, мне не шибко-то нравится. Девочка явно была не знакома со спортом. Ладно, это как раз поправимо. Но что вообще я тут делаю? Хоть бы тот тип, который все это затеял, заодно подсказал мне, что все это значит? Или я должна догадаться сама? Хорошо, сподобилась понять, где я. Остался вопрос: зачем? И еще: как все это выполнить? До этого дня я была самой обыкновенной женщиной средних способностей. Воздействовать получалось только на близких мне людей. Ну, еще на соседей. Менять жизнь целой страны или даже города я никогда не была способна. Не получалось дома, значит, не выйдет и здесь.

Черт! Я ведь совсем ничего не знаю про здешнюю жизнь. Один день мало что мне рассказал. Сколько нужно будет потратить времени, чтобы получить полную картину происходящего?

Еще одна мысль: кто сказал, что я должна тут что-то глобально менять? Вдруг сверхразум поставил на Машу? Просто мне к тому моменту, когда она вырастет и сумеет действовать, нужно будет воспитать ее в «своем» духе? А ведь похоже на то! Тогда нет никакой необходимости ставить передо мной сверхзадачу. Волей-неволей, но я воздействую на девочку. Значит, нужно в ней развивать те качества, которые мне кажутся нужными, но которые не смогут воспитать в ней ни родители, ни прочие люди.

Ладно, будет день, будет и пища. А пока лучше спать. И хорошо бы проснуться в своем доме, в своей постели, в своем родном мире. Стоп! Давай не думать о детях и внуках. А то совсем расклеишься.

Загрузка...