Создайте сайт

Я бы очень советовала всем завести-таки себе хотя бы на коленке собранный простенький сайтик, где были бы указаны все ваши товары и услуги, реквизиты и номера телефонов. Если вы не в Москве, а бизнес локальный, укажите город! Если бизнес не локальный, то не надо. Москвичам тоже не надо: они думают, что за МКАДом жизни нет, их научить указывать город невозможно, поэтому тут даже и стараться не будем.

Вы скажете: зачем мне сайт, это долго, дорого и трудно, мы вон и в нельзяграме хорошо продвигаемся.

А я скажу: чтоб был. Сегодня ваша любимая соцсеть есть, завтра – нет, но у людей должно быть место, где можно вас всегда найти. А у вас должна быть одна главная площадка, где собирать народ. На сайте вы поставите метрику, чтоб всяко-разно измерять свою аудиторию, и потом уже точнее настраивать рекламу. Имея сайт, вы сможете сами настраивать цели в метрике, чтоб понимать, как двигается аудитория по воронке: сразу ли уходит с сайта, или смотрит несколько страниц, какой процент от зашедших на сайт, жмут на кнопку "Купить", и сколько из них реально покупает. Дадут ли вам такую информацию соцсети или даже маркетплейсы? Дай бог, конечно, но очень сомневаюсь.

Плюс, если вы ведёте аудиторию по воронке продаж на чужой площадке, будь то соцеть или маркетплейс, то вся информация о поведенческих алгоритмах ваших потенциальных клиентов видна и владельцам этой площадки. Где гарантия, что они сами или кто-то, кто имеет доступ к этой информации, не воспользуется этим в своих целях, открыв аналогичный бизнес и настроив рекламу на вашу горячую аудиторию? На тех, кто у вас ПОКУПАЕТ?

Вы за свои деньги на этой площадке прогреете аудиторию с нуля, а кто-то будет иметь возможность сразу целиться в горячую. И что-то мне подсказывает, что это слишком большой соблазн, чтоб им не воспользоваться.

А ещё, если вы продаёте что-то дорогое, вы можете поставить на сайт пиксель и определять номера телефонов тех, кто заходил на ваш сайт. Это платно, но, в принципе, можно обойтись и без него. Потому что тут может возникнуть естественное торможение двигателем, если вы начнёте тратить деньги и на рекламу, и на определение пикселем телефонных номеров всех случайных людей, зашедших к вам на сайт просто посмотреть. Я сама столкнулась с этим на первых порах и поймала себя на том, что раздражаюсь от того, что "ходют тут всякие". Хотя должна была бы радоваться так-то. Органика же. На самом деле проблема решается очень просто, о чём я весьма подробно рассказываю в своём "Гайде по взлёту". Там чисто техническая информация, и не всем её надо знать.

Но зато, если вы давно работаете, и у вас есть клиентская база из номеров телефонов и прочей информации о клиентах, можно совершенно бесплатно создать свой сегмент аудитории по этой базе и пустить рекламу конкретно по ней. Раз уж люди пришли на ваш сайт за какой-то нуждой, пусть их таргет догоняет теперь. Ибо нефиг.

Вообще я считаю, что вся активность должна быть на основном сайте. Как раз потому, что только там вы – сами с усами. Соцсети любят менять правила, показывать вам, кто из вас двоих тут главный (намекаю: это не вы), и вечно лезть в ваш контент, чтоб нервировать вас снижением показов или теневыми банами то за намёк на женскую грудь, то за то, что ваши заголовки похожи на кликбейт, то за то, что вы своим контентом хотите своей аудитории что-то продать (с ума сойти какая наглость!), то за то, что вы вообще хотите перевести народ в другое место (в интернет-магазин, например, чтоб таки не только соцсеть на вас зарабатывала, но и вы что-то зарабатывали тоже).

И вообще, как только алгоритмы (или модераторы) поймут, что вы тут не безвозмездно народ развлекаете, вам будут резать показы, чтоб вы потратились на внутреннюю рекламу. Честная органика? Нет, не слышали.

Вот как пример баннер при попытке ухода из одной очень популярной соцсети:



То есть тут уже не просто предупреждение, а вовсе перейти никуда нельзя. На самом деле ссылка была вполне обычная, не фишинговая, не реферальная, и вела на весьма солидный и довольно популярный фрилансерский сайт. Просто не на главную страницу, а на один из его разделов. А где гарантия, что эта соцсеть (и любая другая) выпустит своих пользователей на ваш сайт? Сказала бы я в рифму, про нигде, да лучше промолчу.

Таким образом, вместо того, чтоб спокойно рассказывать о своих продуктах то, что вы считаете нужным, вы будете биться головой о стены от отчаяния, потому что: то ваши посты никто не видит, даже подписчики (потому что ВК, например, применяет теневые баны к постам со ссылками, а когда люди научились это обходить, то теневые баны стали применяться к любым постам с призывами посмотреть, узнать, купить, ознакомиться, даже если ссылку вы потом скинете в комментарий под постом); то кто-то из ваших подписчиков и пост всё-же увидел, но по ссылке никуда уйти не сможет, потому что никто его никуда не отпускал. Упс!

А ещё разные соцсети будут хотеть от постов уникальности, и вместо продаж вы будете заняты развлечением публики и удовлетворением чувства собственной важности каких-то неизвестных вам админов, а набранная этими стараниями аудитория при этом, возможно, вообще никогда в ваших покупателей и не перерастёт.

Ну, посчитайте теперь затраты времени и денег: или вы занимаетесь этими танцами сами, не занимаясь именно бизнесом, или вы нанимаете людей, которые кучу этих ваших соцсетей ведут. За деньги, кстати, тоже. За ваши. И дешевле ли выйдет такой штат сотрудников, пусть даже если удалённых, чем просто бюджет на рекламу? Честно – не думаю.

А вы конверсию от этих танцев считали? Может, проще сверстать на каком-нибудь максимально простом и дешёвом (а лучше – так совсем бесплатном) конструкторе сайт, все деньги пустить в рекламу, а время – в продажи? Да, там тоже покупать будет не каждый первый, не каждый десятый, и, может быть, не каждый сотый даже. Но греть вы их будете на одном сайте, не перекидывая из одной соцсети в другую, как учат многие гуру (Сначала сторисы и рилзы, тик-ток и шортсы, потом полноценное видео, потом длинный пост…

Да к тому времени, как вы меня по всей своей воронке продаж проведёте, уже явно ляпнете что-то такое, что я у вас покупать откажусь по морально-этическим причинам, а не потому, что у вас продукт плохой. Просто все мы – разные, и попробуй угадай, кого на чём там триггернёт).

Кстати, про бесплатный сайт. Видела тут недавно прекрасное. Сидит человек, зарабатывающий рекламой, и говорит: "Никогда. Никогда! НИКОГДА! Не покупайте сайт за тридцать тысяч рублей. Потому что продаёт не реклама, а сайт. Сам я, конечно, давно уже сайтами не занимаюсь – скучно. Бросил это дело на цифре два миллиона за сайт. Но порекомендовать, к кому можно обратиться – смогу".

Очень жаль, что этот прекрасный человек не показал мне свои сайты за два миллиона, которые сами продают. И не рассказал, как они это делают, и сколько времени начинающий бизнесмен будет эти расходы отбивать (мы же бизнесом занимаемся, тут любой расход должен в итоге окупиться и в прибыль нас вывести). Так вот, ребят, если вы эти два миллиона потратите на рекламу своего продукта на бесплатном сайте или на сайте за условных тридцать тысяч, я не знаю, что вам надо будет делать, чтоб в плюс не выйти. А, нет. Знаю: не отвечать на письма и звонки.

И ничего смешного. Пока я писала эту книгу и ходила по сайтам, я узнала, к своему удивлению, что многие именно так и поступают: сайт есть, формы для связи есть, а никто не отвечает! Зато у чувака, который обещает пиар-акцию за миллион, ищут волшебную таблетку для взрывного роста. Рука-лицо. Ей-богу. Да хоть бы автоматические ответы настроили в вотсапе и телеграме, это ж дел минут на десять! Ладно. Советский сервис не навязчив, чего это я в самом деле. Разбушевалась тут.

Современное рабство и подушка безопасности

И всё же, почему именно сайт и честная реклама в лоб, а не мягкий прогрев через соцсети? Ну, в качестве примера. Есть в сети одна мадам, которая ведёт всех по длинной воронке в свой университет на дорогие курсы по продажам. Маркетинг – это то, что мне всегда интересно, поэтому грелась я довольно быстро и уже начала даже поглядывать по ссылкам, сколько ж у гуринюшки цена за обучение, вдруг мне тоже надо, а я не знаю. И если стоимость приемлемая, то чё бы и не купить. И вот, прогревая дальше будущих миллионеров-предпринимателей, мадам и говорит примерно следующее человеческим голосом: ищите, мол, на удалёнку себе людей из маленьких провинциальных городов. Им много платить не то что не надо, а даже вредно: заплатишь девочке тысяч семьдесят – она и работать перестанет, мол, сломается, ведь больше тридцати никогда в жизни не видела. Так что начинайте ей платить с десятки, за хорошую работу будете платить тридцать, за отличную – сорок, и вот она уже первая баба у себя на деревне, и всем счастье. Не надо портить нам работников, мол.

Я, которая как раз в таком маленьком населённом пункте уже до смерти заколебалась на единственном в городе заводе от подобного отношения своих работодателей, остыла сразу и к мадам гурине, и к продуктам её, и к РАБоте вообще. В принципе. К любой. Даже удалённой.

Потому что горе-предпринимательница озвучила по глупости своей то, что озвучивать на публику ни в коем случае нельзя: хоть вывернись кишками наружу от усердия при работе на кого-то, никто никогда тебе по заслугам не заплатит.

Не потому что не может – нет, потому что никто даже и не собирается! Ну зачем тебе деньги? Деньги нужны только им! А тебе всегда заплатят ровно столько, чтоб ты с голоду не сдох, но на завтра не смог бы отложить и копейки. А то ведь оглянешься так в недельном отпуске с отложенного полтинника-то и поймёшь, что не глупее нанимателей. А кому это надо? Правильно: никому. Вот и сиди со своей тридцаткой, ни в чём себе не отказывай.

Надо ли говорить, что я у этой дамы теперь никогда ничего ни при каких обстоятельствах не куплю? Не то чтоб прям обиделась, просто не хочу своим рублём поддерживать настолько скотское отношение к людям. Какие б она там бизнесы ещё ни открывала, я всегда теперь вижу внутренним взором этих несчастных одиноких мам, которым она платит за честную работу суммы на грани прожиточного минимума, чтоб у неё работницы вдруг "не испортились".

И что б она при этом ни вещала, это мерзкое послевкусие от её позиции теперь уже не изменить. И не думаю, что такая я одна, кому девушка эта вмиг опротивела, и перестала казаться достаточно интересной и компетентной, чтоб у неё учиться: экономить на фонде заработной платы может любой идиот, а ты попробуй вбелую всех оформить, честно по рынку платить и в минус не уйти – вот это был бы фокус, этот опыт было б интересно перенять. Так что лучше б она просто в таргет эти деньги слила, ей-богу, чем так прогрев зафейлить. Остудила потенциальную аудиторию – уже лояльную и тёплую до состояния айсберга на раз. Молодец, ничего не скажешь. А ведь она – не нанятый пиарщик, а владелец. Пиарщику бы за такое голову бы открутили, раз всё равно по назначению не пользуется.

Нет, вообще я знала это правило, давайте буду до конца откровенной. Меня ещё в девяностые в кооперативном техникуме этому учили. Техникум был молодец и быстро сориентировался в рынке: вместо ставшей никому не нужной в те времена специальности "товаровед" люди стали на той же базе учить менеджеров, добавив к товароведению экономику, бухучет, маркетинг и другие очень пригодившиеся мне потом в жизни специальности. Чтоб будущий ларёчник предприниматель если и не умел в своём бизнесе всё сам, то хотя бы обо всём имел представление. Очень мудрые были те сильные женщины, люблю до сих пор.

Так вот, нам говорили буквально следующее: "Вы – будущие предприниматели, и имейте в виду, что лучше всего ВСЕГДА, при любых раскладах работают приезжие, одинокие мамы и прочие проблемные слои населения, потому что им твоя зарплата и эта работа нужна для физического выживания. Нет работы, нет денег – значит, неминуемая смерть от голода и холода, и эта неприятная перспектива заставляет и хвататься за любую работу, и крепче держаться за имеющуюся. Если у человека базовые потребности закрыты, и он может, не умерев с голоду, прожить без зарплаты хотя бы месяца два, то он, скотина такая, будет водить жалом в поисках, где и платят больше, и условия получше. И это точно будете уже не вы. А если человек может прожить без работы хотя бы полгода – пиши пропало. Это ещё римляне в своих победоносных войнах по завоеванию мира проверили: как разрешили своим воинам грабить и мародёрить, так не смогли потом на следующие мероприятия никого собрать – зачем богатым людям, у кого золота на несколько поколений награблено, идти умирать за чужие идеалы".

От себя добавлю, что сегодня, кстати, очень удобными работниками являются ещё и ипотечники. До тех пор, пока не расплатятся. Так что поощряйте своих работников влезать в ипотеки. Мол, берите, не бойтесь, пока не расплатитесь, под сокращение не попадёте, увольнять будем только в крайних случаях, если уж очень сильно умудритесь накосячить. А ипотека – это лет так двадцать-тридцать, если что. Гарантированный РАБ на четверть века. Изумительное изобретение капитализма, просто изумительное! А вы думали, это всё придумано, чтоб помочь нам решить свои жилищные проблемы? Ха-ха три раза.

В общем, как говорили нам те старые мудрые преподавательницы в техникуме – мародёрство тогда запретили вовсе не по этическим причинам, а очень даже по экономическим, и с тех пор правило, что зарплата должна быть чуть выше грани выживания строжайше блюдётся всеми работодателями. И не разбалтывается на широкую публику. (Ещё нам говорили, что законы и бухучёт специально написаны так запутанно очень сложным языком, чтоб трактовать можно было по-разному и стричь с народа больше штрафов, но сделать с этим ничего нельзя, и надо просто принять этот факт, как данность. Ничего с тех пор не изменилось и вряд ли изменится когда-нибудь, а привыкнуть нифига не получается. Ну да ладно, мы тут не об этом.)

Нет, я, конечно, знала, что физическое рабство сменилось экономическим, для меня никогда это не было сюрпризом. Но что уровень выживания должен позволять воспроизводить себе подобных, почему вдруг все забыли? Воин должен иметь возможность содержать семью так, чтоб его жена вырастила в тылу таких же воинов, врач должен иметь возможность дать прекрасное образование своим детям, чтоб вырастить если не врачей, то других работников умственного труда, и т.д., и т.п.

Условные тридцать-пятьдесят тысяч дадут возможность заплатить коммуналку, поесть и как-то более-менее прилично приодеться. А вот купить компьютер, хороший телефон, нормальные курсы, съездить в отпуск – с такой зарплатой уже роскошь. Особенно, если есть дети. Будет ли человек отдаваться работе на вас на все 100%, если ему надо выделить время и силы, чтоб поработать ещё на двух-трёх работах и не сдохнуть при этом? Нет. Даже не надейтесь. Сможете ли вы вырастить лояльность сотрудников к себе обязательными корпоративами, скидками в спортзал и кулером с водой, если явно своим людям не доплачиваете? Нет. Даже не надейтесь. Бросят вас при первой же возможности, и забудут, как звали.

Мой-то работодатель (уже бывший, разумеется) хоть врёт все эти годы, что денег нет, всем очень трудно в эти непростые времена, и надо туже затянуть пояса. Туже. Туже. Ещё туже. Времена, что характерно, сложные у работодателя всегда. Ни одного года удачного не было. Умом, правда, и он не блещет, поэтому тут же громко хвастает, сколько новых заводов построил на сэкономленные на зарплате деньги. Самое смешное, когда оба эти тезиса стоят рядом в одной новости: "Пункт первый: денег нет, но вы держитесь" и "Пункт второй: мы построили ещё один завод за ваш счёт, и теперь вы будете работать ещё и на этот завод без доплат, потому что смотрите пункт первый – денег нет. На вас. Держитесь там, счастья, здоровья, всего доброго вам".

Господи, в Древнем Риме даже рабы могли иметь своих рабов, а сколько рабов может позволить себе средний будто бы "свободный" человек нашего времени? Ноль? Да. Потому что он сам раб. А байку о том, что труд облагораживает, кажется, придумали те, кто никогда не работал, для тех, кто никогда не отдыхал.

Я очень любила и город, и завод, какой-то странной необъяснимой никак любовью (стокгольмский синдром, не иначе), но в какой-то прекрасный момент тумблер, наконец, перещёлкнулся на режим "Выкл" и всё. Как бабка отшептала. Каждый день стал просто пыткой какой-то: рабочий – потому что надо на работу, выходной – потому что скоро на работу, и только в отпуске – то, что похоже на жизнь. Жалуюсь как-то коллегам: "Не могу я больше ходить на эту ненавистную работу", они удивляются: "А с каких пор это ты у нас на работу пешком ходить стала? Ты же всю жизнь только на такси ездила???", а я, нисколько не смущаясь: "Я уже и на такси сюда ездить больше не могууууу".

Ржут. Уволилась, в общем. И сразу в отпуск. Счастьееее! Потом – на фриланс. О том, чтоб снова хоть в какой-то найм, не простой, а золотой, верите – даже думать не могу. Тошнит прямо физически. А на фрилансе я сама себе хозяйка. Как потопала – так и полопала. И у меня теперь каждый, каждый, каждый день – счастливый.

Так бывает, да. Но я никогда не смогла бы себе этого позволить, если б однажды не посмотрела на свой банковский счёт и не поняла б, что в принципе, месяца три, а если скромно, то примерно шесть я вполне могу жить, не работая. Совсем. Можно ж просто дать себе подумать, отдохнуть. И я дала. Первые месяца три каждое утро просыпалась с чувством неземной какой-то эйфории и с мыслью "Какое счастье, что мне не надо на РАБоту!" Потом – с мыслью: "Какое счастье!" И очень надеюсь, что так теперь будет – всегда.

Именно поэтому все гуру финансовой грамотности учат первым делом на свободные деньги не закрывать все существующие кредиты, если они есть, а копить подушку безопасности, которая позволит вам, не работая, месяцев шесть хотя бы жить, не падая в уровне жизни, и спокойно эти кредиты выплачивая. Да, вы переплачиваете в это время проценты по кредитам, но вы покупаете себе время на вдох. Один лишний вдох – и вы ещё сколько-то можете держаться на плаву. И это время может полностью изменить вашу жизнь. Всю вашу жизнь. Полностью. Как когда-то изменил мою.

А если вы уже предприниматель и решили собрать команду, то избавьтесь, пожалуйста, от комплекса господа бога и определитесь-таки, кто вам нужен – сотрудники или партнёры, чтоб не выглядеть смешно. Если вам нужны люди на полный рабочий день и вы реально претендуете на то, что человек будет каждый будний день или по определённому графику определённое количество часов заниматься только вашими задачами, вы обязаны за это платить.

Да-да, за время, которое человек на вас тратит, тестируя ваши, возможно, провальные бизнес-гипотезы. Никто не должен слушать ваши, несомненно, очень ценные указания и выполнять их, если вы за это не платите. Нет денег на постоянных сотрудников, которыми можно командовать – делите свои хотелки на задачи, под задачи ищите исполнителей. Оплачивайте эти задания по факту выполнения и не удивляйтесь, что с вас могут взять предоплату. Это рынок, деточки, и он решает. Да, очень хочется, чтоб квалифицированные (или не очень) специалисты работали на вас совершенно бесплатно, тратя при этом свои ресурсы на то, чтоб ваш бизнес взлетел, но, извините. За то время, что они тратят на вас, они могли бы построить свой бизнес.

А то меня умиляет просто, когда меня начинают приглашать на работу. Мол, видно, что вы ответственная, давайте вы у нас поработаете, а то что-то никто не хочет, обленился народ совсем. Спрашиваешь, чего ждут от работника, а от работника ждут раба. Который будет доступен в режиме двадцать четыре на семь, если он на фрилансе, и работать по старым скрипящим скриптам ради возможной комиссии, если будет хорошая сделка, или чтоб в офис ходила красивая каждый рабочий день, и потом на телефоне была, и тоже без оклада.

Ребята, вам самим-то не смешно? Я не для того с завода уходила, чтоб соглашаться на ваши очень забавные предложения. Бесплатно, за дружный коллектив, печеньки и за перспективу, что ваша фирма вдруг взлетит и мне когда-нибудь заплатят, работайте сами, пожалуйста. Я работаю только за деньги. Рабство так-то давно отменили.

И – да, не озвучивайте эти ваши "интересные" предложения нигде в публичном пространстве. Это звучит ещё хуже, чем от пламенный спич от гурини, о которой говорила выше. Про девочек, которые ломаются как будто бы, если им больше тридцатки заплатить.

В общем, к чему это я: вы там как хотите, но мне кажется, что надо как-то это разделить: хотите продавать – продавайте. Хотите выступать – выступайте. Но не удивляйтесь потом, что слово, которое не воробей, вылетит – извиняться перед потенциальными покупателями устанете. Итак, договорились: для продаж – свой сайт, туда реклама. Стендап – пожалуйста, никто не запретит, но лучше не на ту аудиторию, которой продаёте. Аминь.

Чем сайт лучше соцсетей и маркетплейсов

Вы скажете: но ведь рекламу можно пустить и внутри соцсети на группу или сообщество! За деньги – да. Но всё будет хорошо ровно до той поры, пока вы рекламу там ведёте на контент, который в этой соцсети и находится. А как только ваш потенциальный клиент захочет перейти по ссылке дальше, добрая соцсеточка заботливо вашей аудитории намекнёт, что уходить никуда не надо, потому что там может быть небезопасно, и если что, то все последствия клиент берёт на себя. А то и вовсе из своих лап не выпустит, как я рассказывала выше. И если реклама идёт на холодную аудиторию, то рискнёт ступить на скользкую дорожку ухода из любимой соцсети далеко не каждый, заинтересовавшийся вашим продуктом. А догадается скопировать "страшную" ссылку и вставить в браузерную строку, чтобы узнать, куда вы там любезно приглашаете, так и вообще каждый тысячный, дай бог.

И это, блин, даже в том случае, когда "уплочено"! И модераторы вдоль и поперёк ваше объявление проверили и, кроме денег, ещё и расписку с вас взяли, что вы жизнью и свободой отвечаете за содержание вашего рекламного объявления. И что получается? Контент дай, людей привлекай, денег за рекламу заплати, но всё равно твои подписчики – не очень и твои. Интересное кино. Так, может, лучше сразу на сайт народ рекламой и вести? Чтоб не терять огромную часть аудитории при переходе из одной соцсеточки в другую? А там уж под блогом-то кнопку "Подписаться на новости" и вставить? Пусть получают уведомления лично! И если ваши посты будут интересные и полезные для ширнармасс, а не а-ля "Мы такие офигенные, вы не поверите!", то на вас будут подписываться, чтоб ничего важного не пропустить.

И тут я опять топлю за то, что сайт (хотя бы первый, пока вы не разбогатели) должен быть максимально простым, максимально дешёвым, и чтоб вы, как владелец, сами были в состоянии там разобраться. Ну и права на доменное имя и на сам сайт должны быть у вас. Потому что делегирование – это важно. Но кто ж откажет себе в удовольствии "развести лошка"? Мало кто, будем откровенны. Поэтому, прежде, чем вы делегируете кому-то ведение сайта (то есть назначите специального человека администратором), вы должны сами представлять, сколько времени на самом деле уходит на один пост, какие нужны скиллы для его написания, и сколько может стоить такая работа. Только, я вас умоляю, не пишите роботизированные посты там, где их могут увидеть живые люди! "Продаю продам дёшево консультация бесплатно скидки подарки" разместите где-то на скрытой странице: чтоб боты видели, а люди – нет. Люди покупают у людей, будьте живыми настолько, насколько на это у вас хватает сил. И честными, насколько хватит смелости.

Какой бы сайт вы ни делали, дорогой или дешёвый, на конструкторе или с нуля, там главное – периодически делать бекапы. Мало ли что случится, надо всегда иметь возможность восстановить контент на другом ресурсе.

У меня был случай: посмотрела, как разные литературные порталы требуют вести рекламу на их сайты, но никаких ссылок на себя нельзя, сказать, что тебе тут разонравилось, и ты уходишь на другой сайт – нельзя, иметь на одном портале первую книгу цикла, а все остальные на другом – нельзя, и решила сделать свой книжный сайт под свои книжки и рекламить только и исключительно его. А то приводить аудиторию на чужой сайт – можно, а за увод собственноручно приведённой (и даже за всё, что не увод, но сайт посчитает уводом – бан без объявления войны и возможности что-то восстановить).

Ну, это не первый мой сайт, за ночь быстренько сайтик сварганила (понимая, что, пока встаёт реклама, я его ещё доделаю и переделаю сто раз), спать легла, и думаю: ой, вдруг это по мнению какого-нибудь книжного маркетплейса, теперь тоже увод аудитории, надо бэкапнуться на всякий случай. Встала, сделала бэкап, снова легла спать с чистой совестью. Просыпаюсь утром довольная и думаю – дай взгляну на свой сайтик свежими глазами, чтоб понять, что надо переделать, и аж мороз по коже: нет такого сайта. Открываю почту, а там от этого конструктора письмо: "Ваш сайт заблокирован за распространение порнографии с несовершеннолетними и восстановление невозможно". Что? Что???

Нет, ну тут же совершенно очевидно (посмотрите на эти книги и обложки к ним), что сами админы этого конструктора просто не могли прийти к светлой мысли, что у меня на сайте детская порнография. Это явно кто-то очень хороший, добрый, светлый в каком-то писательском чатике дал пастве команду "Фас!" и прям со ссылкой, куда именно надо жаловаться, и, ясен красен, с примерным текстом сразу, что нужно написать в жалобе, чтоб гарантированно мой сайт закрыли.

И админы площадки, на которой я сварганила свой сайтик, получив шквал одинаковых жалоб на только-только созданный ресурс, конечно, даже заглядывать туда не стали – просто заблокировали меня от греха подальше, перекрестясь, да и всё.

Ну я такая: "Надо же, какая неожиданность!" (Нет. К сожалению). Вздохнула, остановила рекламу, и, ни на что особо не надеясь, написала таки в службу поддержки конструктора моего, что мой сайт – про мои книжки, и там никакая порнография и рядом не лежала, тем более – детская. Знаете, что? Меня разблочили за пару часов. И даже контент весь на месте остался, бэкап не понадобился. А если б не разблочили, пришлось бы сделать новый сайт из бэкапа и перенести доменное имя на него. Просто среди коллег писателей больше о сайте не рассказывать. Ну ещё б день ушёл на всё-про всё вместе с нервами.

Тем временем мои книги на этом моём сайте:



А теперь представьте, что грохнули б не только что созданный сайт, а тот, которому год или больше? Все посты восстанавливать сколько б времени и сил бы ушло? И хватило бы запала? Бэкапьтесь, господа, берегите нервы.

И даже если вы сделали сайт на конструкторе, который потом сам грохнулся (или двинулся мозгами и требует теперь охреллионы за ваше размещение на нём, как у меня было с несколькими фотохостингами – блин, даже блокчейны умирают, которые, якобы, бессмертны по определению), домен в таком случае всё равно ведь останется за вами. Сутки-двое, и перенесёте сайт в другое место, ничего страшного. Клиентам скажете для важности, что вас заддосили конкуренты и пришлось срочно переезжать на более надёжную площадку.

Но в любом случае вас не потеряют ваши поклонники: найдут по вашему доменному имени (оно ж останется за вами) или по названию сайта из поиска, или перейдут привычно из закладки в браузере, в крайнем случае – кликнут на ссылку по знакомой рекламе. Даже объявление переделывать не придётся. А теперь представьте, что блокнули всю вашу страницу в соцсети или сама соцсеть вдруг приказала долго жить. Всё пропало, шеф, всё пропало. Всё придётся начинать с нуля: заново собирать аудиторию, заново наполнять страницу контентом, заново создавать и обучать рекламу. Вы правда этого хотите? Вам в вашей жизни что, заняться больше нечем?

Нет, свой сайт – это свой сайт, каким бы он смешным или дешёвым ни был. И даже если сначала он крутится в рекламе очень плохо, то со временем статистика будет накапливаться и алгоритмы улучшаться, а у вас в метрике будут расти данные о вашей целевой аудитории, на которую вы потом сможете настраиваться. И это будет только ваша аудитория. Ну, почти. Перехватить, конечно, можно и её, но как минимизировать ущерб, я расскажу вам в своём "Гайде по взлёту".

Когда к вам придут "настоящие айтишники" и начнут позорить вас за то, что сайт у вас лоховский и на конструкторе, вы не тушуйтесь, а спросите, сколько бы вам стоил такой же, но по-пацански ровный сайт с нуля, сколько времени бы его вам настоящие специалисты делали, сколько бы в месяц вам стоила поддержка (размещать новые материалы, новости, что-то подвигать-перекрасить, даже без продвижения и рекламы), и ещё уточните, как быстро вам что-то нужное на вашем сайте будут делать. Когда вы все эти цифры услышите, я вас уверяю, вас попустит. На раз, причём.

Я вот так наслушалась, и что? И ничего. Как любила свой конструктор, так и люблю. И не променяю его ни на каких айтишников в очёчках, делающих сайты за охреллионы. Не, я сначала, конечно, тоже попыхтела, несколько разных конструкторов поменяла, пока не нашла оптимальный для себя вариант (спасибо парням с одного из блокчейнов, подсказали идеальное решение). Зато теперь, если я занялась чем-то новым для себя, я любой сайт могу создать за день (обычно за ночь), тут же могу купить и привязать к нему домен, если он нужен, и начать работать. Реклама не всегда "встаёт" сразу, поэтому лучше включить её с самого начала появления сайта на небольшой бюджет и потихоньку тестировать. А потом уж, по мере понимания, что мне ещё от этого сайта надо, я могу сама что-то добавлять, убирать, перекрашивать и менять местами. В ту самую секунду, как у меня это "зачесалось".

Зачем мне писать на каждый чих техническое задание программистам, объясняться с ними, правильно ли мы понимаем, чего мне хочется, ждать недели и месяцы, пока мне что-то сделают, подписывать акты приёма-передачи, доплачивать за работу, которая, оказывается, не входит в пакет услуг (а почти никакая не входит, насколько знаю по знакомым, аха-ха), если на конструкторе я могу себе любое обновление сделать за день, а некоторые вещи – прям сию секунду, как в голову пришли, прямо с мобильного, даже до компа не доползая! И никто мне не соврёт, что то, что я хочу "технически невозможно", потому что я сама проверю. И вот пока было возможно практически всё, что мне было надо. Даже закрытые от всех аудитории читальных залов для книг по абонементам придумала, как сделать. На очень ограниченную аудиторию, правда, но то такое. А уж любую новость я могу на своих сайтах разместить минут за тридцать вместе с написанием поста, если мне это надо. А время в бизнесе, это, как известно – деньги.

Хотя на один из своих сайтов я уже посадила администратора и вообще не захожу туда практически – всё работает и без меня. И каждый раз благодарю мысленно тех людей, которые меня надоумили делать сайты самой на конструкторе: огромная команда специалистов уже поработала над тем, чтоб сделать мне удобно, так неужели один какой-то разработчик-самоучка сможет лучше? Честно – не думаю.

В общем, отбросьте понты и первый свой сайтик забацайте сами. И совсем не обязательно делать прямо интернет-магазин со всеми товарами и услугами – для начала сделайте хотя бы сайт-визитку, но пусть он у вас будет. Главное, проверьте, работают ли телефоны и форма обратной связи (прям сами позвоните и напишите, да, посмотрите, куда летит письмо и кому – звонок, и отвечают ли ваши специалисты на эти письма и звонки). Подрастёте и почувствуете необходимость в "настоящем" сайте или интернет-магазине – купите и это, хотя для тех, кто дочитает эту книгу до конца, расскажу, как можно продавать со своего сайта, пользуясь сторонними площадками.

И – да. Если есть возможность размещать на сайте новости какие-то – я бы размещала и там тоже. Особенно – горячие в вашей отрасли. По ним к вам на сайт будут приходить из поиска, сами. Это сегодня нельзяграм только вслух называть нельзя, а использовать можно, а завтра как начнут конские штрафы выписывать за присутствие там, что вы делать будете?

Свой сайт нужен, чтоб у вас там все ваши нельзяграмы, ютуб, тик-токи, телеги, ВК, одноглазнеки и прочие соцсети на нём указаны были. А там в профилях – наоборот, везде должны быть ссылки на сайт. И если вы в соцсети не ответили (менеджер, который ведёт эту соцсетку, пробакланил, или вы вообще её когда-то для прикола завели, и забросили), у людей должна быть возможность перейти к вам по прямой кликабельной ссылке на ваш сайт и убедиться, что вы ещё живы.

Но не забудьте делать сайт на той площадке, где вы можете прикрутить к нему свой домен, где вы можете вносить изменения в код и откуда сможете выгружать информацию время от времени на сторонний носитель на случай форс-мажора. Доменное имя стоит недорого, и я очень-очень рекомендую, если вы работаете в России, не выделываться, и купить домен в зоне .ru.

Ох, ну вот и всё пока для начала. А в соцсетях, если у вас это работает – развлекайте, продавайте пока. От работающих инструментов отказываться нельзя ни в коем случае.

Загрузка...