Несколько лет назад на своем YouTube-канале я выложил видео под названием Realism Challenge: Crumpled Paper. Начиналось оно с демонстрации листа белой бумаги, который я брал в руки и слегка сминал. Затем на протяжении двухминутного ролика, снятого в ускоренном режиме, я рисовал этот смятый лист, причем оригинал оставался в кадре.
Идея была довольно проста, но чем-то она зацепила внимание аудитории. Видео набрало сотни тысяч просмотров, что подтолкнуло меня к созданию похожего упражнения, только вместо смятой бумаги я взял нарезанный ломтиками шампиньон. Это видео оказалось не менее популярным, и я записал третий урок, в котором нарисовал порванную игральную карту. Этот урок стал самым успешным из всех – к моменту написания этих строк его посмотрели шесть миллионов раз. Я вдруг понял, что эти видеоролики давали людям зрительный опыт, которого у них никогда не было.
Делал ли я в этих видео что-то принципиально новое? И да и нет.
Довольно часто наше зрение обманывает нас, и мы принимаем искусно сделанный рисунок за реальный трехмерный объект. Примеры изображений с использованием приема тромплёй, суть которого заключается в создании оптического обмана, можно найти уже в эпоху Античности. Художник, работавший над фресками где-нибудь в Помпеях, мог создать иллюзию открытого окна, просто нарисовав его. Подобные фокусы гиперреализма практиковались и совершенствовались на протяжении многих веков и существуют по сей день. Значит, с этой точки зрения я не сделал ничего принципиально нового: столетиями художники-реалисты стремились изобразить объект настолько правдоподобно, чтобы зритель непроизвольно потянулся к нему, желая потрогать, приняв нарисованное за настоящее.
Но моя попытка создать изображение предмета не менее достоверное, чем сам предмет, находящийся в кадре во время процесса рисования, была действительно чем-то новым. Намеренно оставляя объект перед глазами, я словно бросал вызов реальности и проверял свое умение в точности воспроизводить то, что вижу. Я даже предлагал зрителям самостоятельно сравнить оригинал и его изображение и сказать, насколько правдоподобно мне удалось воссоздать реальность.
И все же меня не покидало чувство, что вся эта история с бросанием вызова реальности таит в себе несравнимо больший потенциал, нежели просто развлечение зрителей. Это возможность приоткрыть завесу тайны и позволить людям увидеть, как создаются рисунки, от начала и до конца. Готов поспорить, что вам приходилось восхищенно восклицать, глядя на какую-нибудь реалистическую картину: «Как он это нарисовал?!»
Считаю, вы имеете полное право узнать ответ. Не вижу причины, почему процесс создания картины должен держаться в секрете. Я знаю многие секреты, потому что делал это сам. И мне бы хотелось, чтобы этот процесс освоили и вы, поэтому я решил написать эту книгу.
Здесь вы найдете тридцать уроков, каждый из которых – это очередной вызов реальности. В начале урока размещена фотография объекта изображения – предмета, который будет воссоздан на бумаге. Далее следуют ключевые этапы процесса рисования, каждый из которых я постарался описать максимально просто и доступно.
Обучая рисованию, мастер не должен ограничиваться шаблонными фразами о том, что главное – смотреть на предмет и рисовать его. Необходимо понимать, какие изобразительные средства были использованы. Важно знать, в какой последовательности эти средства применялись. А еще нужно, чтобы наставник обращал ваше внимание на то, что вы видите, и пояснял, какие изменения были сделаны на конкретном этапе и почему. Именно эти нюансы я и отразил в книге, которую вы держите в руках.
Могу ли я обещать, что из начинающего, пусть и амбициозного, но не слишком терпеливого художника, вы как по волшебству превратитесь в мастера мирового уровня? Нет. Но, если вы проявите терпение и аккуратность, рисуя именно то, что видите, у вас есть все шансы овладеть искусством вызова реальности.
Учителя рисования частенько повторяют: «Чтобы нарушать правила, сначала их нужно усвоить». Но попросите объяснить, в чем именно состоят эти правила, и ваша просьба введет их в ступор. И все же одно можно сказать наверняка: обрести навык рисовать каждую деталь предмета, который вы видите перед собой, точно запечатлеть падающую от него тень или передать отражение света от его поверхности – это действительно то, к чему нужно стремиться. Человечество совершенствовало это искусство с незапамятных времен.
Итак, я верю в вас и ваши успехи! Я буду по-настоящему счастлив, если сумею помочь вам раскрыть все секреты мастерства и ответить на вопрос «Как он это нарисовал?». Но сначала пообещайте мне, что не ограничитесь простым постижением сути процесса, а повторите этот опыт сами.
Мне всегда казалось, что люди придают слишком много значения принадлежностям для рисования. Весьма заманчивой кажется идея, будто покупка материалов, которые используют профессиональные художники, даст огромное преимущество и гарантирует незамедлительные впечатляющие результаты. Однако навык не купишь. Так же, как не купишь и годы практики. Нельзя купить способность видеть, что в твоем рисунке производит желаемый эффект, а что – нет.
Поэтому я рекомендую зайти в ближайший магазин художественных товаров и приобрести недорогие принадлежности для рисования. Разумеется, лучше не покупать третьесортные принадлежности в маленьких магазинчиках, торгующих всем на свете. Однако не стоит проматывать целое состояние на покупку первоклассных материалов, если вы пока не профессионал, получающий деньги за свою работу. Консультанты магазина помогут вам с выбором принадлежностей, используя которые вы сможете справиться с заданиями и сберечь бюджет.
БУМАГА
Первое, чем начинающие художники склонны пренебрегать, – это правильной бумагой. Ни одной иллюстрации для этой книги невозможно было бы сделать на тонкой офисной бумаге. От акварельных красок такая бумага сморщивается и превращается в насквозь промокшее месиво. Выход один – купить гладкую бумагу для рисования Bristol. Эта прочная бумага по плотности сопоставима с карточной бумагой или ватманом, благодаря чему выдержит все испытания творческого процесса. Сам я покупаю ее в склейках по двадцать листов форматом 11×14 дюймов[1]. Убедитесь, что берете именно гладкую бумагу. На шероховатой бумаге типа веленевой проработать детали цветными карандашами будет сложнее.
АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ
Я бы посоветовал воздержаться от покупки набора акварельных красок в кюветах, представляющих собой ряды ячеек с маленькими засушенными кусочками акварели, напоминающими мини-пирожные. Они редко бывают приличного качества, и вы потратите массу сил и времени, чтобы добиться с ними хоть сколько-нибудь чистого оттенка. Попросите, чтобы в магазине художественных товаров вас отвели к полке с акварелями в тубах. Вас может несколько озадачить цена этих красок, причем они быстро дорожают. Но в большинстве магазинов представлены акварельные краски в тубах для начинающих – такие материалы дешевле, поэтому вы не разоритесь на их покупке.
У каждого художника есть свои цвета-фавориты. Я расскажу о тех, которые использую сам, но в этом вопросе я предоставляю вам свободу для экспериментов. Находите свои сочетания цветов, которые покажутся вам наиболее подходящими. Здесь я перечислю «официальные» названия цветов и поясню, как они выглядят.
КРАПЛАК КРАСНЫЙ: глубокий, темно-красный цвет
КАДМИЙ КРАСНЫЙ: более теплый оттенок красного, тяготеющий к оранжевому
КАДМИЙ ЖЕЛТЫЙ: насыщенный желтый цвет, цвет школьного автобуса (на Западе), цвет шафрана
ЛИМОННЫЙ: больше соответствует в моем представлении настоящему желтому цвету
ТРАВЯНАЯ ЗЕЛЕНАЯ: желтовато-зеленый цвет
ВИРИДОНОВАЯ ЗЕЛЕНАЯ: более темный зеленый цвет, тяготеющий к синему
УЛЬТРАМАРИН СИНИЙ: насыщенный синий цвет, тяготеющий к фиолетовому
ЦЕРУЛЕУМ: более светлый оттенок синего, цвет голубого неба, лазоревый
ДИОКСАЗИН ФИОЛЕТОВЫЙ: темно-лиловый цвет, тяготеющий к красному
УМБРА ЖЖЕНАЯ: теплый коричневый цвет
СИЕНА ЖЖЕНАЯ: коричневый цвет с примесью красного
ОХРА ЖЕЛТАЯ: коричневато-желтый цвет
СЕРАЯ ПЕЙНА: темно-серый цвет
КОСТЬ ЖЖЕНАЯ: чистый черный цвет
КИСТИ
Все акварельные работы в этой книге выполнены всего лишь двумя кистями: № 0 и № 6. Кисть № 6 более толстая, обычно я использую ее для относительно крупных участков, которые нужно закрасить минимальным количеством мазков. Вы удивитесь, какой точности можно добиться этой кистью, но, если вам предстоит рисовать мелкие детали, лучше взять кисть поменьше. Кисть № 0 виртуозно справляется с прорисовкой тончайших линий и расстановкой мельчайших бликов там, где это необходимо. Не сомневаюсь, что многие художники используют куда больше видов кистей, чем я. Но по опыту могу сказать, что этих двух вполне достаточно, чтобы создать рисунки вроде тех, что представлены в этой книге.
ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ
Покупка хорошего набора цветных карандашей тоже не должна вас разорить. Весь вопрос сводится к тому, сколько вы хотите цветов. Для создания рисунков в этой книге я использовал примерно тридцать-сорок разных цветных карандашей (за годы работы у меня образовался целый ящик, поэтому довольно сложно назвать точную цифру!). Выбирая цветные карандаши, обратите внимание, чтобы в вашем распоряжении было много приглушенных цветов, например серых и коричневых. Эти оттенки вы будете использовать постоянно, а вот яркие цвета вроде лилового и бирюзового нечасто будут в деле, ведь в природе их встретишь редко.
Цветные карандаши той марки, которую использую я, выпускаются с двумя разными типами грифеля: пожестче и помягче. Если вы встанете перед выбором, я бы порекомендовал взять более жесткий стержень. Он рисует тоньше, поскольку дольше остается острым между затачиваниями. В остальном любой добротный набор цветных карандашей, купленный в магазине художественных товаров, будет служить вам верой и правдой.
БЕЛАЯ ГУАШЬ
Я бы с радостью сказал, что больше ничего не потребуется, – при помощи акварели и цветных карандашей вы сумеете выполнить 95 процентов заданий в этой книге. Но все же есть еще один – последний – инструмент, который вам пригодится. Я говорю о белой гуаши. С помощью этой непрозрачной белой краски вы сможете поставить яркие белые блики – крайне важный завершающий штрих во многих из предлагаемых упражнений. К счастью, вам потребуется всего лишь одна туба, и стоит она недорого.