Глава 4. Заречье

Поразив солдат и Леверопа своим выпадом, Анарей затих и пробормотал пару слов в качестве извинений, посчитав их необходимыми, в отличие от меня.

– Так зачем ты прибыл сюда, Бавлер? – негромко спросил он меня.

– У меня много причин для этого, – ответил я. – И несколько людей, которые хотят от меня якобы правильных решений, жаждут ответов.

– С каких пор правитель Бавлер вдруг стал зависимым человеком? – удивился капитан. – Я думал, что южнее Нируды нет никого, кто мог бы тебя подчинить! А почему ты так криво стоишь? – нахмурился он.

– Лишние дырки появились, – опередил меня Левероп, но под моим суровым взглядом он быстро увял. – Напали.

– Надеюсь, что они не пережили этого?

– Не пережили. Ни в первом случае, ни во втором, – ответил я.

– И раз тебе хватило сил для того, чтобы добраться сюда, значит, у тебя со здоровьем нет никаких проблем? – уточнил капитан.

– Как видишь. Только мы потеряли двух лошадей из-за нападения симулята, – пожаловался я. – Это, пожалуй, самая большая наша проблема на данный момент.

– Поправимо, – ответил капитан. – У нас тут все прекрасно, если тебе интересно это узнать.

– Да уж! – оживился я. – Если отбросить желания других…

– Давно пора, – поддакнул капитан. – Лошадей для тебя и твоего… телохранителя, надо полагать, мы найдем.

– Хорошо, но сперва скажи, где мы находимся, – попросил я. – Что это за деревня?

– Рядом с нами находится Излучина, чуть севернее. Южнее стоит форт. Тоже Южный. И он пока не наш, но это временно, потому что мы иногда совершаем вылазки, перехватываем повозки с провиантом, которые идут в этот форт. Один раз даже разгромили небольшой отряд.

– Потери у вас есть? – уточнил я один из самых важных моментов.

– Символические, но пополнения стало больше с тех пор, как я объявил эту землю принадлежащей Рассвету! – радостно заявил капитан Анарей. – И да, я в курсе, что Миолин умер. Наши товарищи из форта сообщили, что ситуация меняется. Поэтому мы и действовали быстро. За нами сейчас уже четыре деревни. Излучина, Западные Холмы, Старый порт и Простор.

– А Старые Холмы еще нет? – спросил я, радуясь тому, что четыре деревни по эту сторону реки – довольно неплохой результат.

– Старые Холмы заняты врагом, причем заняты так, что… – осекся Анарей. – Войск там очень много. Я еще опасаюсь, что через Беларь на нас выйдут прямо с Мордина. Но большая часть вражеских сил пока что держит армию Пакшена. Стоит им развернуться в нашу сторону, хотя бы несколько сот человек – что было бы достаточно для успешного нападения на нас, как солдаты нашей бывшей родины сомнут их!

Меня немного покоробило от сочетания «бывшая родина», но капитан Анарей видел ситуацию немного иначе, не так, как я. И оттого родина для него могла быть бывшей – он уже не первую неделю видел себя жителем Рассвета, который своими действиями расширяет наши территории.

– Я могу продолжать? – спросил Анарей.

– Лучше – на улице. И про лошадей не забудь, – сообщил я. – Если нам надо будет объехать все деревни, чтобы посмотреть на твои успехи.

– Тогда… Дерода! – рявкнул капитан. – Двух лошадей правителю и его спутнику! Живо!

– Слушаюсь! – почти так же ответил ему Дерода и исчез.

– А мы подышим свежим воздухом, – сообщил капитан. – Ваши вещи высушили. Позавтракаем у меня.

Воодушевленные тем, что скоро можно будет набить животы, мы с Леверопом быстренько собрались, натянув похрустывающие кожаные доспехи, теплые и пропахшие дымом, а потом выскочили на улицу.

– Форт – вон там, – Анарей махнул рукой направо. – Позади вас – Краля. Где-то между ними в нескольких километрах за фортом – слияние рек. Все рядом, но летом здесь перебраться почти невозможно. Похоже, что вы заплатили жизнями своих лошадей, чтобы переплыть Кралю? Тогда вам повезло, что сами выжили.

– Я его отговаривал! – заявил Левероп.

– Нам надо было спешить, – ответил я, даже не думая оправдываться. – Ситуация не терпит, ответов от меня ждали уже несколько дней тому назад. Но дела в Рассвете приняли не тот оборот, так что я задержался. К тому же Севолап…

– Эта мерзкая крыса? – не сдержался капитан Анарей. – Чего он хочет от тебя? Чтобы ты отдал ему все свои земли и провозгласил правителем Рассвета?

– Не до такой степени, – поморщился я. – Но он сильно давит. Он хочет, чтобы я сделал то, что нужно ему. Чтобы ты отступил.

– Что? – снова закричал Анарей. – Отступить отсюда???

– Тише, я не хочу, чтобы твои люди слышали даже слово об этом! Тем более, что есть и другая сторона.

– Которая хочет, чтобы я остался?? – не унимался Анарей. – Ты правитель или нет!

– Я – правитель, иначе бы я не прибыл сюда сам, – состояние капитана меня сердило куда больше, чем причины путешествия. – И я намерен оставить тебя здесь, дать тебе по возможности людей и создать еще одну переправу, если твои дела здесь действительно так хороши!

– Хороши? То есть, оправдывают чьи-то запросы? – прищурился капитан.

– Нет, исключительно мои. Анарей! – я начал серьезно сердиться. – Неужели ты думаешь, что мне от тебя надо что-то, нужно другим людям? Я занят Рассветом и в первую очередь стремлюсь к тому, чтобы как можно большее количество людей жило в мире и согласии. Посмотри, вот Левероп. Он из этих земель, отлично знает, чем жил Мордин, пока не перебрался к нам. И он хорошо себя ощущает также и в Рассвете! Как и десятки других людей из Мордина! Среди сотен пакшенцев!

– Ты орешь, – заметил капитан.

Я попробовал успокоиться. Стиснул в кармане руну – одежду просушили, но не вытащили камень. Да и в водах реки я его не потерял. А сейчас этот камень не мог мне помочь своей магией, но зато прекрасно справлялся с тем, чтобы меня немного успокоить.

– Хорошо. Давай поговорим спокойно. Я уже понял, что ты захватил четыре деревни. Пятую деревню держат большие силы Мордина и меньше их там не будет, потому что рядом находится линия фронта с Пакшеном. Так что от проблем тебя здесь отделяет одно подписание мирного договора с Мордином?

– Верно заметил, – охотно ответил мне Анарей. – Но только все чуть сложнее. На самом деле, много людей теперь оттягивает еще и северная граница.

– А что на востоке от Мордина? Если к западу от Пакшена – безжизненная пустыня, то что дальше? Горы?

– Непролазные и непроходимые. Но перед ними – неплохие долины. Как и здесь. В отличие от истощенных из-за последних сражений земель Пакшена, здесь уже несколько лет как мирно. Люди верили, что к ним никто не придет из-за реки.

– Но все же они тебя приняли, – усомнился я. – И приняли, как я вижу, без особых проблем?

– Про Рассвет знают. Про тебя знают. Слышали только хорошее. И пока что не видят в тебе зла, как видит его в тебе Севолап и его ручной Совет. Слухи из Пакшена до меня доходят.

– Значит, Старый Форт надо взять, – предложил я, – чтобы получить больше возможностей.

– Его не отдадут так легко, как деревни. Мы и с Южный не можем взять, хотя там человек тридцать сидит. Думаю, нам пригодились бы камнеметные машины, но чтобы их переправить, потребуется что-то более серьезное, чем наш временный мост.

– Но Краля не меньше тридцати метров шириной! – воскликнул я.

– У меня нет строительных войск, которые обладают должными навыками, – вздохнул капитан. – Я ищу, но не уверен, что здесь, в деревнях, живут такие. Следует поинтересоваться в Полянах. В Пакшене. Или среди людей Рассвета, почему бы и нет! Толковые мастеровые уже живут у тебя.

– Если я смогу перебраться на ту сторону Нируды – я непременно займусь этим. Что нужно тебе, чтобы удерживать эти земли? Не все хотят воевать, ты знаешь. А солдаты заняты строительством форта в Валеме.

– Солдаты мне бы тоже не помешали.

– Но ты сказал, что потери незначительные…

– У меня было около ста человек. Я потерял пятерых. Узнав, что мы из Рассвета, к нам присоединилось еще человек тридцать, – взялся перечислять Анарей. – Потом, когда мы заявили о своей власти над тремя первыми деревнями официально, прибыло еще около восьмидесяти человек из близлежащих деревень. Из Оплота, Беларя и Равена – насколько я знаю. Они же поделились информацией о том, где какие силы врага расположены.

– И про Южный форт ты от них же узнал?

– Да, – удовлетворенно проговорил капитан. – Мы и не думали двигаться в ту сторону. Как видишь, только поставили несколько дозоров. Сколько людей из форта двинется сюда? Десять-двадцать? Дозоры легко справятся с этой волной. К тому же наш тыл – Краля. Она безопасна. В Простор идет большая дорога из Беларя – я бы ожидал нападения оттуда. Мы успели поставить четыре башни, где расположили лучников. В общем и целом мы защищены с запада, прикрыты с юга, но восточное и северное направление у меня вызывает больше всего вопросов, – капитан закончил свою продолжительную речь.

– Значит, если я направлю тебе сотню человек или хотя бы человек пятьдесят – ты получишь достаточно сил для собственного успокоения?

– Да, я полагаю, – ответил Анарей. – Но есть одна проблема – Севолап сразу же узнает о том, что ты явно не в его пользу действуешь.

– Мне все равно! – громко воскликнул я. – Севолап мне не указ – я давно ему об этом сказал. А Конральд еще и навалял ему!

– Это зря, – цыкнул Анарей. – Этот крысеныш очень злопамятный. Он не любит, когда с ним так обходятся. Может припомнить тебе при удобном случае поведение твоих людей. Ты же сам не делал так?

– Я его молнией шарахнул, – признался я. – Он потерял сознание из-за этого.

– Тогда твои дела еще хуже, чем ты думаешь! – воскликнул капитан. – В этом случае Севолапа проще убить.

– С удовольствием! – оскалился Левероп, который до того попросту молча ехал с нами.

– Капитан! – серьезно ответил я. – У нас и так еле-еле начали налаживаться отношения с другими селениями. А ты предлагаешь мне такое!

– Какое – такое? – невозмутимо спросил Анарей. – Севолап – крыса. Он якобы был помощником Миолина, который не знал еще, что пригрел на груди змею.

– Такой зверинец во главе Пакшена! – фыркнул Левероп. – Еще бы его дела не были так плохи! Змея и крыса в одном лице.

К счастью, в ответ на это Анарей ничего не сказал. Мы от южных дозоров добрались до первой деревни, которую капитан представил нам, как Излучину. Мне же она напомнила Бережок, но только в каком-то промежуточном положении между его старым форматом и новым, когда за дело взялся Кирот.

Дома стояли не первый год, уже не выглядели свежими, но смотрелись добротно и крепко. Древесина не везде потемнела, но смотрелась при этом настолько качественно обработанной, словно ее вообще по другим технологиям заготавливали.

Обычные земледельцы жили в этой деревне, но их было немало – в селении со слов старосты, имя которому было Ратакан, проживало не меньше сотни человек. И при этом ни о каком частоколе и речи не было. А когда я спросил, почему такое большое селение не защищено, он ответил довольно просто:

– Если придет армия, нас и стены не спасут. Их сожгут вместе с домами и нашими семьями. А так – просто пройдут насквозь, может, и не тронут никого.

После такого ответа я не удержался, чтобы не посмотреть на капитана:

– Хорошо, что здесь не Простор, правда?

– Они в чем-то правы. По их землям прокатывалась война и Ратакан это помнит, – ответил он мне, стараясь сделать это незаметно для старосты. – Но ты должен понять, Бавлер, что эти деревни, даже в отличие от Ничков огня давно не видели. И не хотят видеть. Им проще не оказывать сопротивления.

– Но сейчас расклад в их пользу.

– Да, в их, – кивнул капитан мне, попрощался со старостой и тронул коня. А через несколько десятков шагов сказал мне: – Я знал об этом. И первым делом пришел сюда. Излучина сдалась без боя. В Просторе нашлась пара не слишком метких психов. А вот Западные Холмы уже дали бой. Не самый тяжелый, но пришлось поманеврировать теми силами, что у меня остались.

– И чем же ты взял Старый Порт?

– Слухами, сплетнями и отрядом из пяти человек вместе со мной, – без зазнайства проговорил Анарей. – Можешь передать Конральду, что я не так плох, как он обо мне думает.

– Боги! – выдал Левероп. – Да про вашу свару весь Рассвет твердит, что военачальники у нас пере… простите, пересрутся рано или поздно.

– Может, вам прилюдно помириться? – предложил я капитану.

– С чего бы вдруг?

– Ты же хочешь остаться в этих землях?

– Я? Здесь? – изменившимся тоном спросил меня Анарей. – А в каком же статусе я здесь должен остаться по-твоему?

– По-моему, ты заслуживаешь хорошего места правителей Заречья.

– Заречье… А что, звучит! Но какие размеры будут у этих территорий?

– От впадения Крали в Нируду и до Северных Холмов, – заключил я.

– Беларь, Равен и Оплот?

– Тоже будут входить в этот район.

– Умеешь уговаривать. Ради этого я готов помириться даже с самим чертом, не то что с Конральдом!

На том и порешали. По дороге к Простору Анарей рассказал мне о том, что я и сам отчасти видел. Возле Излучины стояло несколько ферм, где мирно пасся скот. Козы, коровы, овцы, лошади – деревня вроде бы и небольшая, но поголовье скота имелось достаточное. Где-то меж домов кудахтали куры, галдели гуси и утки, а склон холма, на котором расположилась Излучина, располагался так, что еще не окончательно пожелтел, подогреваемый солнцем.

– Хорошее место, – заключил я.

– Это ты еще Простор не видел.

Вот там деревня была действительно большой. Имелся рынок, таверна, лавка аптекаря и даже кузница, откуда не сбежал мастер, как в Полянах. Убедившись, что в Просторе люди тоже настроены дружелюбно, а Левероп находится поблизости, я слез с лошади поговорить с кузнецом.

Уточнил, откуда поставляется металл, как идет работа и есть ли помощники. В итоге выяснил, что даже если новых помощников ему не дадут, он сможет ковать как инструмент, так и оружие – лишь бы поставки были. А в Простор металл идет из самого Мордина. Поэтому поставки прекратились уже с неделю как.

Но были и плюсы – из нашего нового Заречья в столицу шла пятая часть продовольствия, которое затем распределялось и на армию. Поэтому в скором времени, даже если мы не захватим новых земель, Мордин останется без приличной части провианта.

– Вот, если бы вы сами поставляли нам металл, я бы работал и жил без бед. Еда имеется, а вот работа… Да и говорят, что у вас деньги не в ходу? – спросил кузнец внезапно, застав меня врасплох.

– Не пользуемся, – ответил я.

– И как же, всем всего хватает?

– Готовят еду, что-то создают. Мебель, инструменты. Лекарства. Что-то меняем. Торгуем. Деньги нам если и понадобятся, то только для того, чтобы в Рассвете были товары, которых мы сами произвести не можем, – честно ответил я кузнецу.

– Сколько же стоит у вас дом построить? Вдруг я захочу к вам перебраться.

– У нас пока проблемы с материалом – бревна почти все расходятся на стройки. А по цене – ничего. Кузнецы нам нужны.

– Ничего?

– Ровным счетом, – ответил я. – Думай. Меня устроит оба варианта – и чтобы ты был здесь, и чтобы перебрался в Рассвет. Хорошие кузнецы сегодня – на вес золота.

Ошарашенный кузнец остался позади, мы втроем прошли через Простор и выбрались на его восточную окраину. Там стояло десятка два солдат Анарея, которые занимались оборонительными сооружениями: копали рвы, ставили колья, собирали еще башни.

– А откуда здесь лес?

– С северной части Мордина его много, – сообщил капитан. – Не столько, сколько у тебя растет, но достаточно. Сюда его поставлять не нужно. И еда есть. Эти славные земли нужно только оборонять и местные будут благодарны, – заключил Анарей.

– Отдать людей, чтобы защитить и пользоваться благами…

– Здесь есть еда. Мясо, шкуры. Растительность. Если Излучина выращивает зерно, то Простор больше создает льна и хлопка, пеньки и прочих – небольшие плантации заложили три года назад, так что урожаи приличные. Ячмень – здесь есть неплохая альтернатива пиву Арина, – как будто бы даже подобрев проговорил капитан Анарей.

– Это прекрасно, – я даже губы поджал. – Но у нас есть угрозы, которые надо устранить. Однако если с севера на вас навалятся, а с востока зажмут, то уткнут в Южный форт, который надо как можно скорее взять. Если за вами будет только Нируда – в лодки и домой. Но если будет форт, вас раздавят всех.

– Поэтому нам нужен мост. И время, – заявил капитан.

– И Севолап, которого нужно убрать, – поддержал его Левероп.

– Это не выход. Его надо обмануть. Провести обмен солдатами так незаметно, чтобы… Я подумаю, как это проще всего провернуть, – заявил капитан. – Мы заменим людей. Приведем мирных отсюда, а сами половину заменим солдатами. Из форта в Валеме. Не думаю, что там будут схватки в ближайшее время. Мы оттянули на себя внимание врага. Поэтому если и будут стычки, то только в Заречье. Я даже готов отдать бревна на стройку моста! Чтобы это было незаметно для тебя.

– Но мост нужен широкий, – напомнил я.

– Уж я разберусь, – Анарей вошел в роль правителя, заставив меня улыбнуться.

– Что ж, тогда ты точно знаешь, что нужно делать, – ответил я ему. – И раз так, стоит ли нам ехать в Западные Холмы? И тем более Старый порт.

– Бавлер, не ленись, – подначивал меня Левероп. – Ты должен знать свои земли, молодой правитель.

– На Старый Порт тебе нужно посмотреть. Это великолепное селение, похоже, на остатках старого города. Настоящее великолепие!

– Надо бы перекусить, а потом поедем, – решил я. – Капитан, в местной таверне накормят ли нас бесплатно или нужно будет платить?

– Правителей этих земель здесь везде кормят бесплатно! – заявил Анарей. – Пойдем, попробуешь, что здесь готовят! Наваристо – в такое время года будет отличный обед!

Я усмехнулся, Левероп посмеялся в голос. Простор выглядел отличной деревней, которая на голову превосходила Нички и смотрелась не такой густо застроенной, как Поляны.

– Раз ты угощаешь! Идем!

Загрузка...