ВВЕДЕНИЕ
Концерты, спортивные матчи и игры, а также политические митинги могут собирать большое количество людей. Когда вы посещаете одно из этих событий, то знаете только тех людей, с которыми вы пришли, но при этом вы также можете испытывать чувство связи с группой. Вы один из толпы. Вы приветствуете и аплодируете, когда это делают все остальные.
Это может быть совсем иначе, если вы путешествуете за границей, и вы оказываетесь в толпе, движущейся по улице. Вам может быть трудно понять, что происходит. Является ли такое движение людей обычным утром в этом районе или это какой-то политический протест? Возможно, произошла какая-то авария или катастрофа. Безопасно ли быть в этой толпе или нужно поскорее выйти из нее? Как вы можете узнать, что происходит? Хотя вы находитесь в толпе, вы можете не ощущать себя частью этой толпы. Вы можете не знать, что делать или как себя вести.
Даже в одном типе толпы существуют разные группы и демонстрируется разное поведение. Например, на рок концерте некоторые могут любить петь вместе с исполнителями, другие предпочитают сидеть и наблюдать, в то время как третьи могут присоединиться к фан зоне и начать танцевать. 28 февраля 2010 года «Сидней Кросби» забил победный гол против команды США в хоккейной игре с золотой медалью на зимних Олимпийских играх в Ванкувере. Двести тысяч ликующих людей заполнили улицы в центре Ванкувера, чтобы отпраздновать победу. Чуть более года спустя, 15 июня 2011 года, «Ванкувер Кэнакс» проиграл седьмую хоккейную игру финала Кубка Стэнли против «Бостон Брюинз». Сто тысяч человек смотрели игру на уличных экранах. В итоге 155000 человек заполнили улицы в центре города. Беспорядки и мародерство привели к сотням раненых, сожженным автомобилям, разбитым витринам и повреждению имущества на общую сумму около 4,2 млн. долл. США. Почему реакция толпы на два события была такой разной?
Основное понимание социологии заключается в том, что простой факт пребывания в группе меняет наше поведение. Группа – это феномен, который больше, чем сумма его частей. Почему мы чувствуем и действуем по-разному в разных социальных ситуациях? Почему люди одной группы могут демонстрировать разное поведение в одной и той же ситуации? Почему люди, действующие подобным образом, не чувствуют себя связанными с другими, проявляющими такое же поведение? Вот некоторые из многих вопросов, которые социологи задают, изучая людей и общества.
1. ЧТО ТАКОЕ СОЦИОЛОГИЯ?
Социологи узнают об обществе в целом, изучая индивидуальные и групповые взаимодействия.
Словарь определяет социологию как систематическое изучение общества и социального взаимодействия. Слово «социология» происходит от латинского слова socius (компаньон) и греческого слова logos (речь или разум), которые вместе означают «аргументированную речь или дискурс в общении». Как можно выразить словами или объяснить опыт общения или единения? Хотя это отправная точка для дисциплины, социология на самом деле намного сложнее. Она использует множество различных теорий и методов для изучения широкого спектра предметов и применяет эти исследования в реальном мире.
Социолог Дороти Смит (р. 1926) определяет понятие социальный как «постоянное согласование и координация действий отдельных лиц» (Smith, 1999). Социология – это систематическое изучение всех тех аспектов жизни, которые обозначаются прилагательным «социальный». Они касаются взаимоотношений и касаются того, что происходит, когда вовлечено более одного человека. Эти аспекты общественной жизни никогда не происходят просто – это организованные процессы. Они могут быть самыми короткими из повседневных взаимодействий – например, сдвиг вправо, чтобы позволить кому-то пройти по оживленному тротуару, – или самые крупные и самые устойчивые взаимодействия, такие как миллиарды ежедневных товарных обменов, которые составляют контуры глобального капитализма. Если вовлечены хотя бы два человека, то существует социальное взаимодействие, которое влечет за собой «постоянное согласование и координацию действий». «Почему человек движется вправо по тротуару? Какие коллективные процессы приводят к решению, что движение вправо, а не влево, нормально? Подумайте о своих вещах в шкафу у себя дома. Каковы последовательности связей, обменов и социальных отношений, которые связывают ваши вещи с опасными и сверхэксплуатируемыми швейными фабриками в сельских районах Китая или Бангладеш?
Что такое общество и культура? Микро, Макро и Глобальные Перспективы
Социологи изучают все аспекты и уровни общества. Общество является группой людей, члены которой взаимодействует между собой, находится в определенной области, и имеют общую культуру. Культура включает общие практики группы, ценности, убеждения, нормы и наследие прошлого. Один социолог может анализировать видео людей из разных обществ, когда они ведут ежедневные разговоры, чтобы изучить правила вежливого общения из разных мировых культур. Другой социолог может взять интервью у репрезентативной выборки людей, чтобы узнать, как электронная почта и обмен мгновенными сообщениями изменили способ работы организаций. Еще один социолог мог бы изучить, как миграция определяет способ распространения и изменения языка с течением времени. Четвертый социолог мог бы изучить историю международных учреждений, таких как Организация Объединенных Наций или Международный валютный фонд, чтобы выяснить, как мир разделился после окончания колониальной эры.
Эти примеры иллюстрируют способы изучения общества и культуры на разных уровнях анализа: от детального изучения взаимодействия лицом к лицу до изучения масштабных исторических процессов, затрагивающих целые цивилизации. Обычно эти уровни анализа делятся на различные градации в зависимости от масштаба взаимодействия. Социологи разбивают изучение общества на четыре отдельных уровня анализа: микро, мезо, макро и глобальный. Основные различия, однако, между социологией микроуровня, социологии макроуровня и социологии глобального уровня.
Изучение культурных правил вежливости в разговоре является примером социологии микроуровня. На микро- уровне анализа основное внимание уделяется социальной динамике интимных, непосредственных взаимодействий. Исследование проводится с определенным набором людей, таких как собеседники, члены семьи, рабочие партнеры или группы друзей. В примере изучения разговоров социологи могут попытаться определить, как люди из разных культур интерпретируют поведение друг друга, чтобы увидеть, как различные правила вежливости приводят к недоразумениям. Если одни и те же недоразумения происходят последовательно в ряде различных взаимодействий, социологи могут предложить некоторые обобщения правил вежливости, которые будут полезны для снижения напряженности в динамике смешанных групп (например, во время встреч персонала или международных переговоров). Макро– социология высокого уровня фокусируется на свойствах крупномасштабных, общесоциальных взаимодействий, которые выходят за рамки непосредственного окружения отдельных взаимодействий: динамики институтов, классовых структур, гендерных отношений или целого населения. Приведенный выше пример влияния миграции на изменение моделей использования языка является феноменом макроуровня, поскольку он относится к структурам или процессам социального взаимодействия, происходящим вне или за пределами тесного круга отдельных социальных знакомств. К ним относятся экономические, политические и другие обстоятельства, которые приводят к миграции; образовательные, медиа и другие коммуникационные структуры, которые помогают или препятствуют распространению речевых паттернов; классовые, расовые или этнические различия, которые создают различные сленги или культуры использования языка; относительная изоляция или интеграция различных сообществ в популяции; и так далее. Другие примеры исследований на макроуровне включают изучение того, почему женщины гораздо реже, чем мужчины, достигают влиятельных позиций в обществе или почему христианские религиозные движения фундаменталистов играют более важную роль в американской политике, чем в канадской. В каждом случае место анализа смещается от нюансов и деталей межличностной жизни на микроуровне к более широким, систематическим паттернам макроуровня, которые структурируют социальные изменения и социальную сплоченность в обществе.
На глобальном уровне социологии основное внимание уделяется структурам и процессам, которые выходят за пределы государств или конкретных обществ. Как указал Ульрих Бек (2000), во многих отношениях мы больше не «живем и действуем в замкнутых пространствах национальных государств и их соответствующих национальных обществ». Проблемы изменения климата, внедрения новых технологий, инвестиций и отток капитала, образы массовой культуры или напряженность межкультурного конфликта и т. д. все чаще вовлекают нашу повседневную жизнь в дела всего земного шара, минуя традиционные границы и, в некоторой степени, дистанцируются. Пример того, как мир разделился на богатые страны первого мира и обнищавшие общества третьего мира, отражает социальные процессы – формирование международных институтов, таких как Организация Объединенных Наций, Международный валютный фонд и, например, неправительственные организации, которые имеют глобальный масштаб и глобальный эффект. С бумом и спадом потребления нефти или других экспортных сырьевых экономик, ясно, что на их повседневную жизнь влияют не только их близкие отношения с людьми вокруг них, ни только провинциальные и национальные корпорации и политика и т. д., но и глобальные рынки, которые определяют цену нефти и глобальные потоки капиталовложений. Контекст этих процессов должен быть проанализирован в глобальном масштабе анализа.
Взаимосвязь между микро, макро и глобальным остается одной из ключевых концептуальных проблем, стоящих перед социологией. Какова связь между жизнью человека и жизнью общества? Немецкий социолог Георг Зиммель указал, что процессы макроуровня на самом деле являются не чем иным, как суммой всех уникальных взаимодействий между конкретными людьми в одно и то же время (1908/1971), но у них есть свои собственные свойства, которые будут упущены если социологи сосредоточены только на взаимодействии конкретных людей. Классическое исследование самоубийства Эмиля Дюркгейма (1897/1951) является тому примером. Хотя самоубийство является одним из самых личных, индивидуальных и интимных действий, которые можно себе представить, Дюркгейм продемонстрировал, что показатели самоубийств различаются между религиозными общинами – протестантами, католиками, и еврейскими группами – таким образом, что не может быть объяснено отдельными факторами, вовлеченными в каждый конкретный случай. Различные уровни самоубийств должны были быть объяснены переменными макроуровня, связанными с различными религиозными верованиями и практиками религиозных общин; степенью социальной интеграции этих сообществ. Мы вернемся к этому примеру более подробно позже. С другой стороны, феномены макроуровня, такие как классовые структуры, институциональные организации, правовые системы, гендерные стереотипы, рост населения и городской образ жизни, обеспечивают общий контекст для повседневной жизни, но не очень хорошо объясняют его специфические нюансы и микро-изменения. Структуры макроуровня ограничивают ежедневные взаимодействия интимных кругов, в которых мы движемся, но они также фильтруются через локализованные представления и «живут» множеством изобретательских и непредсказуемых способов.
СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ
Хотя масштабы социологических исследований и методы их проведения различны, участвующие в них социологи имеют что-то общее. Каждый из них смотрит на общество, используя то, что социолог-пионер К. Райт Миллс (1916—1962) назвал социологическим воображением. Иногда его также называют «социологической линзой» или «социологической перспективой». В некотором смысле это был способ Миллса разрешить дилеммы макро / микро разрыва в социологии. Миллс определил социологическое воображение как люди понимают свою и чужую жизнь в связи с историей и социальной структурой (1959/2000). Это способность видеть личные проблемы человека в контексте более широких социальных процессов, которые их структурируют. Это позволяет социологу исследовать то, что Миллс назвал «личными проблемами среды» как «общественные проблемы социальной структуры», и наоборот.
Миллс полагал, что личные проблемы, такие как избыточный вес, безработица, семейные проблемы или чувство бесцельности или депрессии, могут носить чисто личный характер. Они могут быть рассмотрены и поняты с точки зрения личных, психологических или моральных качеств – как своих, так и людей в ближайшей среде. В индивидуалистическом обществе, подобном нашему, на самом деле это наиболее вероятный способ, которым люди будут рассматривать проблемы, с которыми они сталкиваются: «Я не могу остаться без работы», «Мой муж не поддерживает меня» и т. д. Однако, если частные проблемы широко распространяются среди других, они указывают на то, что существует общая социальная проблема, источником которой является структурирование социальной жизни. На этом уровне проблемы недостаточно понимаются как просто личные проблемы.
Например, ожирение все чаще признается растущей проблемой как для детей, так и для взрослых в Северной Америке. Майкл Поллан приводит статистику о том, что трое из пяти американцев имеют избыточный вес, а каждый пятый страдает ожирением (2006). В Канаде в 2012 году почти каждый пятый взрослый (18,4%) страдал ожирением, по сравнению с 16% мужчин и 14,5% женщин в 2003 году (Статистическое управление Канады, 2013). Следовательно, ожирение – это не просто частная проблема, связанная с медицинскими вопросами, диетой или физическими упражнениями отдельных людей. Это широко распространенная социальная проблема, которая ставит людей под угрозу хронических заболеваний, таких как гипертония, диабет и сердечно-сосудистые заболевания. Это также создает значительные социальные издержки для системы здравоохранения.