КЛИМОВ Иван Дмитриевич

Советский военачальник. (11(24).06.1904 г,, с, Волосово-Звягино Калужской губ,, ныне Козельского района Калужской обл. – 29.10.1978 г. Москва). Русский. В РККА с мая 1926 г.

Окончил Военно-теоретическую школу ВВС РККА в Ленинграде (1927) , 1-ю военную школу летчиков им. А.Ф. Мясникова в пгт Кача (1928) , Высшую военную академию им. К.Е. Ворошилова (1948). До службы в армии И.Д. Климов в 1920 г. окончил школу ученичества связи при ст. Тула и с июня работал железнодорожным телеграфистом на той же станции, одновременно был секретарем ячейки Общества добровольного Воздушного флота и членом губернского совета по планерной секции. В мае 1926 г. он был командирован в Ленинград на учебу в Военно-теоретическую школу ВВС РККА, по прохождении теоретического курса в июле 1927 г. переведен в 1-ю военную школу летчиков им. А.Ф. Мясникова в пгт Кача (Крым). В декабре 1928 г. окончил ее и был назначен в 17-ю авиационную истребительную эскадрилью 15-й авиабригады ВВС Белорусского военного округа в г. Брянск, где проходил службу младшим летчиком и командиром звена. В апреле 1932 г. назначен командиром звена 13-й авиационной эскадрильи этой бригады, затем через месяц вновь переведен на ту же должность в 17-ю истребительную авиационную эскадрилью (в это время входила в состав ВВС Московского военного округа и дислоцировалась в пгт Монино). С сентября 1932 г. И.Д. Климов командовал звеном в 71-м отдельном авиаотряде. В ноябре того же года переведен командиром отряда в 118-ю авиационную истребительную эскадрилью ВВС этого же округа, которая дислоцировалась сначала в г. Воронеж, затем в г. Люберцы. С февраля 1934 г. по май 1938 г. был командиром авиаотряда в авиационной эскадрилье особого назначения ВВС (Монино – Щелково – Переславль-Залесский). В мае 1936 г. «за успехи в учебно-боевой и политической подготовке и овладение в совершенстве техникой» он был награжден орденом Красной Звезды. В1937 г. трудящимися Ростовского избирательного округа Ярославской обл. И.Д. Климов был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва. С реорганизацией ВВС и формированием полков в мае 1938 г. назначен командиром 27-го истребительного авиационного полка ВВС Московского военного округа в г. Клин. С 8 августа 1940 г. полковник И.Д. Климов и.д. заместителя командира 24-й истребительной авиационной дивизии ВВС Московского военного округа. Приказом НКО от 11.02.1941 г. назначен командиром этой дивизии. В начале Великой Отечественной войны в той же должности. В конце июня 1941 г. дивизия пошла на формирование 6-го истребительного авиационного корпуса ПВО Москвы, а полковник И.Д. Климов 4 июля был назначен его командиром. В ночь на 22 июля 1941 г. части корпуса отразили массированный налет авиации противника на Москву (более 220 тяжелых бомбардировщиков), к городу удалось прорваться лишь одиночным самолетам. С 9 ноября 1941 г. по 20 марта 1942 г. генерал-майор авиации И.Д. Климов и.д. заместителя командующего Войсками ПВО территории страны по истребительной авиации, он же командующий истребительной авиацией ПВО Красной Армии. В марте – апреле 1942 г. состоял в распоряжении командующего ВВС Красной Армии, затем был назначен командующим 15-й ударной авиационной группой Северо-Кавказского стратегического направления. С июня того же года командовал 236-й истребительной авиационной дивизией в составе 5-й воздушной армии Северо-Кавказского фронта. В этих должностях участвовал в операциях Красной Армии в Крыму и на Северном Кавказе. В июле 1942 г. он был ранен и находился на лечении в эвакогоспитале № 2901 и доме отдыха «Востряково». По выздоровлении в октябре 1942 г. назначен начальником отдела истребительной авиации Инспекции ВВС Красной Армии при заместителе наркома обороны СССР. С 15 февраля 1943 г. вступил в командование 5-м истребительным авиационным корпусом, с которым в составе Воронежского фронта участвовал в Харьковской, Ржевско-Вяземской, Орловской и Брянской наступательных операциях. С сентября 1943 г. генерал-майор авиации И.Д. Климов вновь командовал истребительной авиацией ПВО Красной Армии, одновременно был заместителем командующего артиллерией Красной Армии по истребительной авиации. После войны с апреля 1946 г. был командующим истребительной авиацией, он же заместитель командующего Войсками ПВО страны по истребительной авиации. С декабря 1946 г. по февраль 1949 г. генерал-полковник авиации И.Д. Климов учился в Высшей военной академии им. К.Е, Ворошилова, затем был назначен генерал-инспектором истребительной авиации Главной инспекции ВС СССР. С июля 1950 г. ищ. заместителя главного инспектора Советской армии по ВВС, с мая 1953 г. был генерал-инспектором ВВС Главной инспекции МО СССР. С августа 1956 г. занимал должность старшего военного советника командующего ПВО и ВВС и заместителя главного военного советника по ПВО и ВВС Министерства народной обороны Народной Республики Болгария. Приказом МО СССР от 29.12.1958 г. уволен в запас. Похоронен на Кунцевском кладбище Москвы. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Воинские звания: капитан; майор (1938); полковник (17.02.1939); генерал-майор авиации (28.01.1941); генерал-лейтенант авиации (16.11.1943); генерал-полковник авиации (21.08.1944). Награды СССР: 2 ордена Ленина; 3 орденами Красного Знамени; орденами Кутузова 1 -й степени; орден Суворова 2-й степени; 2 ордена Красной Звезды; медали.

КЛОКОВ Василий Яковлевич

Советский военачальник. (28.03.1902 г. Мариуполь ныне Донецкой области – 1968). Русский. Член ВКП(б). В РККА с 1924 г. на рядовых и командно-начальствующих должностях. В Великую Отечественную войну: Участник боев на Халхин-Голе и Финской войны. В 1940 году за успешные действия в Бело-Финской войне получил звание бригадный комиссар и орден Красного Знамени. Знания Василия Яковлевича по взлому дотов линии Маннергейма использовались командованием при штурме крепости Бреслау. С 19.09.1940 – начальник отдела политпропоганды и заместитель начальника по политической части Липецких высших авиационных курсов усовершенствования командного состава. С 05.07.1941 по 28.12.1941 военный комиссар ВВС Западного фронта, координировал противовоздушную оборону Москвы в 1941 г, участвовал в создании воздушно-десантных войск. С 16.12.1942 по 09.05.1945 – член военного совета 6-й армии. Участник контрнаступления 6-й армии под Сталинградом (1942); и разгрома итало-немецких войск на Среднем Дону (16.12-30.12.1942); оборонительного сражения левого крыла Воронежского фронта на Харьковском направлении (22.02.1943 – 23.03.1943); освобождение Донбасса (18.8-22.9.1943); Никопольско-Криворожская наступательная операция (30.1-22.2.1944); разгрома немцев на правобережной Украине (февраль-март 1944); разгрома Одесской группировки противника (28.3-14.4.1944); разгрома немцев в Польше (январь-февраль 1945). 9 июля 1945 года приказом НКО СССР №0139 генерал-лейтенант В.Я. Клоков освобожден от должности члена Военного совета 6-й армии и назначен членом Военного совета Бакинского ВО. Заместитель главнокомандующего ВВС по политчасти, заместитель начальника Государственного лётно-испытательного центра по политической и воспитательной работе в г. Ахтубинск, заместитель начальника Института авиационной и космической медицины по тылу. Был один из организаторов советской космической программы. Последние 7 лет Василий Яковлевич работал заместителем по тылу и политчасти начальника Института авиационной и космической медицины. Клоков помогал строить Центр имени Гагарина. С 07.1968 в отставке. Воинские звания: бригадный комиссар (19.09.1940); дивизионный комиссар; генерал-майор авиации (06.12.1942); генерал-лейтенант (27.06.1945). Награды СССР: 2 ордена Ленина (14.02.1943; 21.02.1945); 2 ордена Красного Знамени (1942; 03.11.1944); орден Богдана Хмельницкого 1-й степени (19.03.1944); орден Отечественной войны 1-й степени; орден Суворова 2-й степени (26.10.1943); орден Кутузова 2-й степени орден Красной Звезды; медаль «ХХ лет РККА» (22.02.1938); медаль «За оборону Москвы (29.08.1944)»; медаль «За победу над Германией» (05.09.1945). Труды: Гвардейцы // Сталинский сокол 7.12.1941.

КОБЕЛЕВ Павел Прокофьевич

Советский военачальник. (28.07.1897 с. Олень-Колодезь ныне Воронежской области – 1971 г. Москва). Русский. Из крестьян. Образование: Олень-Колодезянская школа. Работал на железной дороге – шахтером забойщиком. Военное образование: Бурятская кавалерийская школа №117 (1925); Оперативные курсы по подготовке, высшего командного состава ВВС при командном факультете Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е.Жуковского (1934); 1-я Качинская школа военных летчиков имени А.М.Мясникова (1936). В РИА: С 1916 г. младший унтер-офицер на Юго-Западный фронте. Должности в РККА С 1918 г. командир и комиссар на разных фронтах. С ноября 1924 г. в курсант школы младшего комсостава в Ново-Березовке при 5-й Кубанской кавалерийской бригаде, позже получившая наименование «Бурятская кавалерийская школа младшего командного состава № 117». Она стала первым формированием национальной воинской части в Бурятии. Директивой штаба РККА в 1927 году был создан на базе школы 1-й отдельный Бурят-Монгольский кавалерийский дивизион. В него входили два сабельных эскадрона, пулеметный взвод, взвод связи, взвод управления и школа младшего командного состава. Командиром дивизиона стал Леонид Андреевич Бусыгин (погиб в 1942 году под Симферополем), комиссаром Павел Прокофьевич Кобелев, начальником штаба Николай Дмитриевич Замянин. Впоследствии дивизион переформировали в бригаду, которая дислоцировалась в Забайкалье и Сибири. Бригада входила в состав 18-го стрелкового корпуса. С ноября 1927 г. военный комиссар 1-й Бурято-Монгольского кавалерийского дивизиона Приморской оперативной группы. Кобелев сражается с белокитайцами на КВЖД. Его кавалеристы освобождают Хайлар, участвуют в Сунгарийской наступательной операции, входят в Харбин. За боевые заслуги Павел Прокофьевич награжден почётным революционным оружием. На ремне кавалериста сияла шашка с вызолоченным эфесом, с наложенным на эфес знаком ордена Красного Знамени. Это в те годы была высшая награда в Красной Армии. Она присуждалось ВЦИК, его Президиумом и Реввоенсоветом республики за особые боевые отличия, оказанные высшими начальствующими лицами в действующей армии. С 1929 – военком 85-го кавалерийского полка. В связи со строительством и развертыванием Военно-воздушных сил, формированием новых авиационных соединений потребовались стране кадры командиров и штабных работников. С 1931 – военком 42-й тяжелобомбардировочной авиаэскдрильи. С 1 января 1933 г. слушатель оперативных курсов по подготовке, высшего командного состава ВВС при командном факультете Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н.Е.Жуковского. С 1934 г. командир 91-й тяжелобомбардировочной авиаэскадрильи. С 1935 г. слушатель 1-й Качинской военной школы лётчиков имени А.Ф.Мясникова. Здесь бывший кавалерист научился летать. С 1937 – военком 21-й авиабригады г. Ростов на Дону СКВО. С 1938 г. член военного совета армии особого назначения (АОН-3). Штаб армии дислоцируется в г. Ростове на Дону. В этом же году Постановлением № 1083-268с Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 7 октября 1938 года его вводят в состав Военного совета при Народном комиссаре обороны СССР И.В.Сталине. С ноября 1938 г. председатель Центрального Совета ОСОАВИАХИМА (Союз обществ содействия обороне и авиационно-химическому строительству). В короткий срок комдиву Кобелеву необходимо было восстановить разрушенную систему управления обществом, найти новые кадры, взамен репрессированных, перейти от приема сдачи нормативов на оборонные значки к военному образованию по армейским и флотским специальностям. В ноябре 1940 года, уже в звании генерал-майора авиации, Павел Прокофьевич утверждает программу организации и проведения тактических учений и военизированных походов, где закреплялись военные знания, полученные в учебных группах по комплексным программам 1940 года. Составленные методические пособия не потеряли актуальности и в наше время. В самом начале 1941 года в Центральном аэроклубе имени В.П.Чкалова начали подготовку женской команды к установлению мирового рекорда дальности по трассе Москва – Владивосток. Самолет «САМ-5-2бис» изготовили по заказу ОСОАВИАХИМа в Конструкторском бюро талантливого авиаконструктора Александра Сергеевича Москалева в Воронеже. Генерал-лейтенант П. П. Кобелев поручил заместителю командира эскадрильи, летчику-испытателю 1-го класса Владимиру Михайловичу Малюгину обучить женский экипаж – командира Раису Васильевну Беляеву и штурмана Антонину Цапову. После подготовки старт перелета назначили на 25 июня 1941 года. Все планы прервала начавшаяся Великая Отечественная война. С 03.09.1941 – одновременно заместитель командующего Ленинградским фронтом по тылу. Примечательно, что старший лейтенант 586-го истребительного авиационного полка Раиса Беляева погибла 19 июля 1943 года в Воронеже, защищая воронежское небо. Фашисты, используя превосходство в авиации, безнаказанно бомбят мирные города и села. Под редакцией Кобелева выпускается пособие «Будь готов к ПВХО». В книге даны сведения о противовоздушной и противохимической обороне, необходимые каждому гражданину для сознательного и умелого выполнения правил ПВО в городах Советского Союза. Павел Прокофьевич напоминает читателям: «Долг советских патриотов – быть готовыми в любую минуту превратить каждое предприятие, учреждение, жилой дом в крепость обороны, чтобы надежнее защитить нашу родину и наш народ от налетов воздушных пиратов». Сейчас уже не посчитаешь людей, которые её прочитали и сколько объектов, домов спасено благодаря полученным знаниям. 17 сентября 1941 года Государственный Комитет обороны, учитывая тяжелое положение на фронте и сознавая важность подготовки воинских резервов, принял Постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР». Осоавиахимовцы приступили к ускоренной подготовке стрелков, пулеметчиков, истребителей танков, связистов, минеров, подрывников, шоферов, военных специалистов, в которых так нуждались армия и флот. С 03.09.1941 – заместитель командующего ВВС Ленинградского фронта по тылу и одновременно председатель ЦС ОСОАВИАХИМа. медаль «За оборону Ленинграда» После освобождения Воронежа от врагов 23 мая 1943 года помогает в организации и проведении оборонного актива в городе. Он посылает специалистов- инструкторов для подготовки в отрядах ПВХО саперов. Инструкторы и саперы, обученные в организации ОСОАВИАХИМа, с апреля по июнь 1944 года на территории Воронежской области сняли 57 тысяч мин, обезвредили 200 тысячи снарядов и бомб, проверили и очистили от боеприпасов и сдали в пользование колхозам более 15 тысяч квадратных километров земельных угодий. Бригадами по сбору вооружения и военного имущества собрано более тысячи танков, пушек, минометов, около 200 тысяч снарядов. Каждый день, во вне рабочее время, члены общества участвуют в восстановлении разрушенного в годы войны народного хозяйства. Постановлением Совмина СССР от 05.07.1946 N 1472 «О присвоении воинских званий офицерскому составу, генералам и адмиралам вооруженных сил СССР» Кобелеву было присвоено звание генерал-лейтенанта авиации. В год своего двадцатилетия ОСОАВИАХИМ был награжден орденом Красного Знамени – за успешную работу в деле укрепления обороны страны. В мае 1948 года общество прекратило существование в связи с разделением на три самостоятельных общества – ДОСАФ, ДОСФЛОТ и ДОСАРМ. На следующий год был уволен из армии, по болезни, и его председатель. Находясь на пенсии, генерал-лейтенант Кобелев каждый год, пока позволяло здоровье, пирезжал на родину. Помогал материально племянникам. Приходил в родную школу, делился с учащимися воспоминаниями о прожитой жизни, дарил детям подарки. В 60-х годах вместе с ребятами посадил у школы клены. В 1971 году он умер. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Воинские звания: полковник (14.03.1936); комбриг (22.02.1938); комдив (09.02.1939); генерал-майор авиации (04.06.1940); генерал-лейтенант авиации (05.07.1946). Награды СССР: 2 ордена Ленина (21.02.1945); 3 ордена Красного Знамени (03.11.1944); орден Красной Звезды; медаль «За оборону Ленинграда» (08.1943). Книги: «XX лет ОСОАВИАХИМа».

КОБЯШОВ Николай Александрович

Советский военачальник. (30.10.1902 ст. Богоявленск ныне Ленинская ж.д. Тамбовской области – 1979). Русский. Член ВКП(б) с 1927 г. В РККА с 15.06.1921 г. на рядовых и командно-начальствующих должностях. Участник борьбы с басмачами в Средней Азии на Туркестанском фронте в 1924-1927 гг. В Великую Отечественную войну занимал должности: С 1941 врид – начальника штаба 6-го авиационного корпуса, заместитель начальника штаба 6-го авиационного корпуса. С 05.12.1942 – начальник штаба 2-й гвардейской истребительной авиационной дивизии ПВО. С 02.1944 – начальник оперативно-разведывательного отдела и заместитель начальника штаба 2-й гвардейской истребительной авиационной дивизии ПВО. С 20.06.1962 в отставке. Воинские звания: полковник; генерал-майор авиации (22.08.1944). Награды СССР: орден Ленина; орден Красного Знамени (03.11.1944); орден Кутузова 2-й степени (17.11.1945); орден Отечественной войны 1-й степени (12.08.1943); орден Отечественной войны 2-й степени (22.08.1944); медаль «ХХ лет РККА» (22.02.1938); медаль «За победу над Германией».

КОВАЛЕВ Сергей Павлович

Советский военачальник. (24.09.1901 г. Астрахань – 15.01.1988 г. Москва). Русский. Член Член ВКП(б) с 1919 года. В РККА с 1919 г. Военное образование: Егорьевская военно-теоретическая школа Красного Воздушного флота (1921); Школа летнабов в Петрограде (1922);1-я военная школа лётчиков имени А. Ф. Мясникова (1922); Харьковские высшие повторные курсы старшего комсостава РККА (1924); Военная школа спецслужб ВВС РККА (1926); КУНС при Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского (1932); особая группа (факультет авиационного вооружения) Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского(1938);ВАК при Высшей военной академии им. К. Е. Ворошилова (присвоено право окончившего) (1952). В Гражданской войне участвовал с августа 1919 года красноармейцем воздухоплавательного отряда 11-й армии Царицынского фронта, а с весны 1920 года в авиации 9-й армии Южного фронта. Воевал против антисоветских вооруженных формирований на Северном Кавказе. С конца 1920 года приступил к теоретическому обучению в Егорьевской военно-теоретической школе ВВС РККА, затем с конца лета 1921 года в 1-й военной школе летчиков, продолжил обучение в Ленинградской школе летнабов. С февраля 1923 года проходил службу на летных должностях на Украине и в Крыму. Окончив в феврале 1932 года КУНС при Военно-воздушной академии им. профессора Н. Е. Жуковского назначен инспектором по вооружению Управления ВВС РККА. Занимался системами вооружения авиации. С 1938 года проходил службу в Военно-воздушной академии им. проф. Н. Е. Жуковского в качестве начальника учебной части факультета авиационных штурманов, затем с 1940 года – преподавателя кафедры огневой подготовки Военной академии командного и штурманского состава ВВС Красной Армии, далее – начальника огневой подготовки и начальника цикла 1-й Рязанской высшей школы штурманов. С началом Великой Отечественной войны Ковалев Сергей Павлович назначен начальником штаба 1-го дальнеразведывательного авиационного полка резерва ВГК, созданного на базе 1-й Рязанской высшей школы штурманов. Далее занимал последовательно должность начальника штаба: 139-й авиационной дивизии, ВВС 4-й армии, 1-й ударной авиационной группы , 222-й бомбардировочной авиационной дивизии ДД (преобразована в 4-ю гвардейскую авиационную дивизию дальнего действия), 4-го гвардейского авиационного корпуса дальнего действия, 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса. В период с 3 июля 1943 года по 25 апреля 1944 года исполнял обязанности командира 4-го гвардейского авиационного корпуса дальнего действия. Штаб корпуса под руководством полковника Ковалева С. П. планировал и принимал непосредственное участие в операциях: Курская битва – с 5 июля 1943 года по 23 августа 1943 года. Смоленская операция – с 7 августа 1943 года по 2 октября 1943 года. Белгородско-Харьковская операция – с 3 августа 1943 года по 23 августа 1943 года. Духовщинско-Демидовская операция – с 13 августа 1943 года по 2 октября 1943 года. Гомельско-Речицкая операция – с 10 ноября 1943 года по 30 ноября 1943 года. Крымская операция – с 8 апреля 1944 года по 12 мая 1944 года. Воздушная операция против Финляндии – с 6 февраля 1944 года по 27 февраля 1944 года. Львовско-Сандомирская операция – с 13 июля 1944 года по 29 августа 1944 года. Ясско-Кишиневская операция – с 20 августа 1944 года по 29 августа 1944 года. Нижне-Силезская операция – с 8 февраля 1945 года по 24 февраля 1945 года. Восточно-Померанская операция – с 20 февраля 1945 года по 4 апреля 1945 года. Венская операция – с 16 марта 1945 года по 15 апреля 1945 года. Берлинская операция – с 16 апреля 1945 года по 8 мая 1945 года. За отличие в боях по освобождению города Гомель корпусу под руководством полковника Ковалева С. П. присвоено почетное наименование «Гомельский». После войны С. П. Ковалев в прежней должности – начальник штаба 4-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса. С августа 1946 года продолжал службу в должности начальника штаба 2-й Воздушной армии Дальней авиации, а апреля 1948 года – – старший преподаватель стратегической авиации авиационного факультета Высшей военной академии им. К. Е. Ворошилова, в декабре 1952 г. ему было присвоено право окончившего эту академию. С июля 1954 г. в отставке. Проживал в Москве, умер 15 января 1988 года. Воинские звания: полковник; генерал-майор авиации (17.08.1944). Награды СССР: орден Ленина (21.02.1945) 3 ордена Красного Знамени (24.02.1942; 03.1942; 03.11.1944); орден Суворова 2-й степени (18.09.1943); орден Кутузова 2-й степени (18.08.1945); орден Александра Невского (10.04.1943); орден Отечественной войны 1-й степени (06.09.1985); медали: «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии» (1938); «За оборону Ленинграда»; «За оборону Кавказа»; «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» «За взятие Вены»; «За взятие Берлина»; «Ветеран Вооружённых Сил СССР» знак «50 лет пребывания в КПСС»

КОВАЛЕВ Степан Корнеевич

Советский военачальник. (08.01.1900 г. Гадяч Миргородского уезда Полтавской губернии – 1964). Русский. Член ВКП(б) 1921. В РККА с 15.05.1919 – на рядовых и командно-начальствующих должностях. В Великую Отечественную войну занимал должности: начальник штаба 169-й авиационной базы особого назначения ВВС КА. С 09.07.1945 – в штабе СВАГ. С 04.03.1959 в запасе. Воинские звания: полковник; генерал-майор авиации (26.10.1944). Награды СССР: орден Ленина (21.02.1945); 2 ордена Красного Знамени (1942; 03.11.1944); 2 ордена Отечественной войны 1-й степени (25.03.1944; 06.11.1944); медаль «ХХ лет РККА» (22.02.1938); медаль «За оборону»; медаль «За победу над Германией» (20.06.1945).

КОЗЛОВ Дмитрий Степанович

Советский военачальник. (05.10.1897 с. Долгое Орловского уезда Орловской губернии – ?). Русский. Член ВКП(б). В РККА с 09.1918 г. на рядовых и командно-начальствующих должностях. Участник Гражданской войны на Юго-Восточном и Западном фронтах 1918-1921. В Великую Отечественную войну занимал должности: С 22.06.1941 по 17.03.1942 – начальник штаба 20-й смешанной авиационной дивизии. С 17.03.1942 по 06.05.1942 – начальник штаба ВВС 18-й армии. С 06.05.1942 по 06.09.1943 – начальник штаба Главного управления истребительной авиации ПВО ТС. С 06.09.1943 по 09.05.1945 – начальник штаба 12-й воздушной армии. Воинские звания: полковник; генерал-майор авиации (10.11.1942). Награды СССР: орден Ленина (21.02.1945); 3 ордена Красного Знамени (14.02.1943; 07.10.1943; 03.11.1944); орден Кутузова 2-й степени (31.08.1945); орден Красной Звезды (1941); медаль «ХХ лет РККА» (22.02.1938); медаль «За победу над Германией» (30.08.1945).

КОККИНАКИ Владимир Константинович

Советский военачальник. (12(25).06.1904 г. Новороссийск – 07.06.1985 г. Москва). Грек. Член ВКП(б). В РККА с 12.1925. лётчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза (1938, 1957). Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959). В 1921 году окончил три класса начальной школы. Работал в колхозе на виноградных плантациях, был матросом и грузчиком в порту. С декабря 1925 года – в РККА, до июля 1927 года служил в пехоте. В 1928 году окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1930 году – Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС МВО. В апреле-декабре 1931 года – лётчик-инструктор Ленинградской военно-теоретической школы ВВС. 20 апреля 1936 года впервые в мире выполнил петлю Нестерова на тяжёлом двухмоторном бомбардировщике ЦКБ-30. 27—28 июня 1938 года на самолёте ЦКБ-30 «Москва» экипаж в составе лётчика В.К. Коккинаки и штурмана А.М. Бряндинского совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва – Дальний Восток (город Спасск-Дальний, Приморский край) протяжённостью 7580 километров (6850 километров по прямой). Стартовав 27 июня в 8 час. 36 мин. с подмосковного аэродрома в Щёлково, 28 июня в 16 час. 12 мин. по местному времени самолёт приземлился в г. Спасск-Дальний. Полёт продолжался больше суток (24 часа 36 минут). Коккинаки и Бряндинский установили рекорд скорости на двухместном самолёте, одновременно проложив новый кратчайший путь от Москвы к берегам Тихого океана. За выполнение этого перелёта лётчику-испытателю Коккинаки Владимиру Константиновичу и штурману Бряндинскому Александру Матвеевичу 17 июля 1938 года были присвоены звания Героя Советского Союза. 28—29 апреля 1939 года на самолёте ЦКБ-30 «Москва» с штурманом М.Х. Гордиенко совершил беспосадочный перелёт Москва – Северная Америка (по маршруту Москва – Новгород – Хельсинки – Тронхейм – Исландия – мыс Фарвель (южная оконечность Гренландии) – остров Мискоу) протяжённостью 8000 километров. Полет Чкалова через Северный полюс в США позволил закрепить приоритет за советскими летчиками, однако регулярную линию полетов установить над полюсом было нельзя – слишком сложны были метеорологические условия и недостаточно надежна техника. Поэтому возникла идея маршрута по вышеописанной ортодромической дуге «большого круга». Впоследствии Коккинаки писал в своих воспоминаниях, что полет дался очень тяжело, так как немалую часть маршрута летчики шли на высоте 6000 метров и выше, где невозможно было дышать без кислородных масок. После чего у пилота образовались болезненные мозоли от штурвала на руках. Кроме того, летчик жаловался на американских и канадских журналистов, которые после приземления атаковали измученный экипаж, требуя интервью. 14 января 1965 года Коккинаки В.К. по решению Международной авиатранспортной ассоциации награждён бриллиантовым ожерельем «Цепь пионера розы ветров», как первопроходец кратчайшего авиационного пути между Европой и Америкой. 2 января 1963 года экипаж под командованием В.К. Коккинаки совершил первый испытательный полёт на лайнере Ил-62. Владимиру Константиновичу принадлежат также 20 мировых рекордов. Руководитель испытаний новых типов самолётов (1941—1945). Вице-президент (1961), президент (1967—1968), с декабря 1968 года – почётный президент Международной авиационной федерации. Мировые авиационные рекорды: 17.07.1936 – рекорд высоты на самолёте ЦКБ-26 с грузом 500 кг – 11 294 метра. 26.07.1936 – рекорд высоты на самолёте ЦКБ-26 с грузом 1000 кг – 11 402 метра. 03.08.1936 – рекорд высоты на самолёте ЦКБ-26 с грузом 500 кг – 12 816 метров. 07.09.1936 – рекорд высоты на самолёте ЦКБ-26 с грузом 2000 кг – 11 005 метров. 26.08.1937 – рекорд скорости полёта на самолёте ЦКБ-26 на 5000-км замкнутом маршруте без груза и с грузом: 500, 1000 кг – 325,26 км/ч (командир экипажа). 14.11.1958 – рекорд высоты на самолёте Ил-18 с грузом 15 000 кг – 12 471 метр (командир экипажа). 15.11.1958 – рекорд высоты на самолёте Ил-18 с грузом 10 000 кг – 13 154 метра (командир экипажа). 19.08.1959 – рекорд скорости полёта на самолёте Ил-18 на 2000-километровом замкнутом маршруте с грузом: 1000, 2000, 5000, 10 000, 15 000 кг – 719,50 км/ч (командир экипажа). 25.11.1959 – рекорд высоты на самолёте Ил-18 с грузом 20 000 кг – 12 118 метров (командир экипажа). 02.02.1960 – рекорд скорости полёта на самолёте Ил-18 на 5000-километровом замкнутом маршруте без груза и с грузом: 1000, 2000, 5000, 10 000 кг – 693,55 км/ч (командир экипажа). Неофициальный и официальный мировой рекорд. 21 ноября 1935 года на самолёте И-15 достиг высоты 14 575 метров (неофициальный мировой рекорд). Мировой рекорд был выполнен в крайне неблагоприятных условиях. С самолёта для снижения веса были сняты почти все приборы, кроме альтиметра. Вместо сиденья установлена тоненькая дощечка, а сам лётчик был одет только в утеплённую куртку с унтами и кислородную маску. Рекорд был установлен при шестидесятиградусном морозе и в не герметичной кабине. Официально мировой рекорд не был зарегистрирован, поскольку СССР в тот момент не состоял членом Международной авиационной федерации (ФАИ). Зато 17 июля 1936 года, когда Владимир Коккинаки на самолёте ЦКБ-26 поднял на высоту 11294 метра уложенные в бомболюки металлические болванки общим весом 500 килограммов, Международная авиационная федерация (ФАИ) зарегистрировала первый официальный советский мировой авиационный рекорд. Воинские звания: капитан (1936); майор; комбриг (16.07.1938) минуя звание полковника; генерал-майор авиации (30.04.1943). Награды, звания и премии СССР: медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 77 (17.07.1938); медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 179 (1957); 6 орденов Ленина (25.05.1936, 17.07.1938, 11.06.1939, 16.09.1945, 17.05.1951, 22.06.1984); орден Октябрьской Революции (03.07.1974); 3 ордена Красного Знамени (29.04.1944, 30.04.1945, 12.07.1957); орден Отечественной войны 1-й степени (20.09.1947); орден Отечественной войны 2-й степени (19.08.1944); 4 ордена Красной Звезды (5.03.1939, 25.11.1941, 3.11.1944, 2.10.1969); медаль «За отвагу» (11.06.1939); медали. Иностранные награды; Золотая авиационная медаль ФАИ (1965); Заслуженный лётчик-испытатель СССР (1959); Заслуженный мастер спорта СССР (1959); Ленинская премия (1960).

Загрузка...