“Творчество значит изобретать, экспериментировать, расти, идти на риск, нарушать правила, делать ошибки и получать удовольствие.”
Мэри Лу Кук.
Глава 1. Становление мастера.
Есть такое замечательное культурное мероприятие, как выставки творчества народных умельцев, приуроченные к различным знаменательным датам и городским праздникам. И я, пока могла ходить своими ножками, многократно принимала участие в них, как мастер декоративно-прикладного искусства. На них народные мастера "золотые ручки" демонстрируют посетителям публичных мероприятий своё творчество для всеобщего обозрения. Я всегда восхищаюсь этими мастерами, открывая для себя новые восхитительные таланты-самородки.
Но вместе с тем, явление, однажды увиденное мной, на подобной выставке в 2020 году в Ростовской области, потрясло, возмутило и обескуражило одновременно, и не только меня. Многие стали свидетелями очевидного проявления одной важной проблемы в воспитании наших детей, которые будут формировать будущее общество и нашу старость. А век наш, ой, как короток, – поверьте мне старушке! В молодости даже страшновато от того, что кажется нам, что впереди невероятно длинный путь. Но это в молодости, а мне в мои 70, так даже и не понятно жила я или нет, – так быстро жизнь пролетело.
Так вот, возвращаясь к теме. – Взрослых истинные ценители ручной работы мастеров, всегда традиционно радуют на этих встречах мастеров и самих себя. Они вдохновляют нас на дальнейшее творчество своими отзывами, приобретениями и заказами. И что удивительно, у многих в это время просыпается спавшее до этого желание творить самим. Не выразить, как приятно мне, мастеру видеть изумлённо распахнувшиеся глаза остановившегося около моей экспозиции человека любого возраста и положения. Но рассказать необходимо не о взрослых посетителях этих мероприятий, а о детях с проблемными мамами. Как это ни странно, сегодня не дети проблемные, а их мамы. Дети этих мам создадут проблемы позже, при чём, самим мамам первым…
Сразу признаюсь, что я не дипломированный художник, писатель, или педагог с высшим образованием. Я самоучка во всех трёх ипостасях. Так уж сложилась моя непростая жизнь, долго рассказывать (об этом написала другие книги). И я имею свой личный очень продолжительный практический опыт во всех перечисленных сферах. Приобретала я его с детства и по настоящее время. К тому же я одна воспитывала и поднимала троих, как мне говорят окружающие, хороших детей, что очень тешит мою материнскую гордость. Поэтому беру на себя смелость надеяться, что мой опыт, безусловно пригодится педагогам и родителям, воспитывающим детей. А может даже воодушевит начинающих мастеров, а особенно, пенсионеров, которые пока не знают чем бы заняться полезным для себя и окружающих.
Расскажу немного, что и откуда взялось в этой книге. Вот выросли мои дети и покинули родной дом, потому что создали свои семьи и разъехались от меня кто куда. Мои руки и сознание совершенно высвободились, а с выходом на пенсию, у меня появилась ещё и масса свободного времени. Вопроса чем себя занять у меня никогда не стояло, и совсем уж не от скуки, я занялась любимым делом. Раньше я могла только мечтать о творчестве, потому что у меня на него времени катастрофически не хватало. Его целиком поглощали заботы о семье. Десятилетиями я выжидала этот волшебный момент, совсем преобразивший всю мою дальнейшую жизнь. Мои будни теперь превратились в ежедневный творческий бум и праздник буйства фантазии. Я счастлива от того, что дарю себе и людям большую радость.
Признаюсь в том, что я любила мастерить и творить с раннего детства. В детстве много чего делала: шила костюмы для дворового детского театра, который сама же создала, была в нём и сценаристом и режистёром; до этого восхищала одноклассников своими рисунками; до школы радовала подружек кукольными домиками из картонных коробок из-под обуви. Дети все талантливы, только не все родители понимают важность развития этих способностей в их детях В моём далёком детстве это были самодельные бумажные куклы советские «Барби» со съёмными яркими фантастическими нарядами и домики для них из старых обувных коробок с картонной мебелью. Теперь я делаю замки ночники, напольные вазы, корзины, настенные панно, то есть предметы декора интерьера. Почитателей моего творчества, восхищает, что всё сделанное мной, сделано из обычного бытового мусора. Они сами приносят мне вышедшие из строя бытовые приборы, сломанные детские игрушки и т.д. Ещё я любила рисовать и мама, даже была вынуждена отдать меня в детскую художественную школу города Альметьевск в Татарстане, где мы жили, но не потому, что она увидела во мне талантливого ребёнка… Увы!
Таким способом мама спасала нашу большую трёхкомнатную квартиру от моего вандализма, когда я изрисовала все стены в квартире. Элементарные уроки рисования я успела получить там в первый год обучения, но закончить «художку» не удалось, так как родителям нечем было оплачивать моё обучение. После восьмого класса я поступила художественное отделение в художественно-педагогическом училище в соседнем городе Лениногорск, которое так же не смогла закончить по семейным обстоятельствам. Так уж получилось, потому что мама долго и тяжело болела, получив осложнение после перенесённого ею гриппа, который сегодня называют Ковид, а отец не нашёл ничего лучше, чем топить своё горе в бутылке, оставив нас троих детей без своего попечения.
Естественно, что наша многочисленная семья стала испытывать сильную нужду во всём. В сложившихся обстоятельствах состоялся семейный совет, на котором мои несостоявшиеся родители решили и постановили, что я, как старшая из трёх детей, должна идти работать. То есть родителями они числились номинально, а кормилицей стала я. Надо было помочь маме поднимать младших брата и сестру. Вердикт был однозначным: ну и что же, что шестнадцать лет мне ещё не исполнилось, надо, значит надо! Мне стало совсем не до художеств, потому что работа и одновременная учёба в вечерней школе рабочей молодёжи занимали всё моё время.
А свой талант я позже ещё глубже и надолго закопала сама своим дурацким неудачным замужеством, мысли о котором мне упорно насаждались родителями чуть не с десяти лет. Замуж я неохотно вышла в девятнадцать лет, сама не понимая, зачем мне это было нужно. С высоты прожитого, мне уже ясно, что после убедительной регулярной обработки родителями моего сознания, я просто уступила им. Так же уступила и настойчивым и длительным, на протяжении целого года, ухаживаниям будущего мужа с которым мы работали на одном заводе. Наверно ещё потому, что не осознавала до конца, что я просто устала от возложенной на девичьи плечи семейной ноши и разочарования, что не осуществилась моя мечта получить образование и стать художником-модельером. Мой муж оказался несносным эгоистом и занимался только собой. Поэтому он, работа и забота о детях в одиночку, снова отнимали все мои силы на протяжении долгих лет замужества. Не своей жизнью я жила, не своей!
Только спустя больший период времени, я до конца осознала, что я с собой сотворила, своими руками испортив себе жизнь. Инфантильный и эгоистичный муж даже не поддержал меня в стремлении закончить моё обучение в художественном училище, к кторому я стремилась всей душой. Может, поэтому я совсем разочаровалась и в нём тоже, да и не любила я его никогда, если быть честной до конца. Потому и ушла, точнее, сбежала от него, прихватив детей, после семи лет безрадостной совместной жизни, которые не хочется вспоминать. А он и рад был, беги себе, беги, главное, что квартира ему осталась, и поэтому он скоренько женился. В общем, все остались довольны таким моим жизненным разворотом.