Глава 3 Подмосковные приключения

Третьего шанса попасть в большой футбол я ждал три года.

В 2001 году в «Салюте» создали еще и команду КФК, где играли только молодые ребята. Я тоже за эту команду играл, мы провели хороший сезон, заняли четвертое или пятое место. И после завершения чемпионата КФК тренер той команды Николай Алексеевич Соловьев сказал мне: «Готовься, поедешь на просмотр». С тех пор я начал заниматься в усиленном режиме! Каждое утро вставал в 6 утра и бегал кроссы вместе с другом, он ко мне присоединился за компанию.

Конечно, сегодня так профессиональные футболисты не тренируются – столько кроссов не бегают, но к тому времени уже усвоил правило: «лишней работы не бывает, все идет к копилочку». Возможно, теми пробежками я стремился добавить себе мотивации – настроиться на большую работу.

А вечером тренировался с «Химиком» – игроки «Салюта» тогда были в отпуске.

О футболе я тогда читал все, что можно достать. Газета «Спорт-Экспресс» приходила в Белгород день в день, в Шебекино – на следующий. По прессе следил за новостями, читал все интервью, особенно с вратарями. Если газету купить не успевал, брал у приятелей. У нас три-четыре человека одну газету читали, иногда приходилось ждать своей очереди. Интернета еще не было, книг у меня тоже не было, за исключением автобиографии Льва Яшина.

Покупал и журнал «Спорт-Экспресс», запомнилось интервью с тренером вратарей «Спартака» Юрием Дарвиным, который рассказывал о своей методике. Когда с ним встретились в «Сатурне», я был счастлив – с таким тренером буду работать!

А услышав о предстоящем просмотре, я сначала даже не знал, в какую команду поеду! Соловьев только перед Новым годом сказал, что это «Сатурн». У меня был огромный настрой проявить себя по максимуму, я готов был тренироваться сколько угодно – лишь бы этот шанс реализовать. Два предыдущих просмотра (в ЦСКА и «Локомотиве») завершились безрезультатно, поэтому был намерен с третьего раза обязательно в клубе премьер-лиги закрепиться.

Я уже понимал, что из зоны «Черноземье» второй лиги попасть в премьер-лигу очень трудно – для этого много факторов должно совпасть. Шанса может больше и не появиться. Агенты? Тогда о них и не слышал. Узнал, что дела футболистов ведут агенты, уже в «Сатурне», когда с Лешей Медведевым познакомился. Я часто слышал его телефонные разговоры: «Николаич, Николаич…» Это он с Алексеем Сафоновым разговаривал. А перед просмотром в «Сатурне» я был намерен ухватить птицу счастья. Требовалось отбросить все остальное и выложиться на 115 процентов.


И вот 10 января 2002 года отправился в Раменское, в дубль «Сатурна», который сразу после завершения игровой карьеры возглавил Евгений Смертин. Вместе со мной на просмотр приехало еще несколько ребят, среди нас я оказался самый старый. Им было по 18–19 лет, мне уже за 20. Тренировались на стадионе, жили в профилактории, там база синхронисток находится. Они там тоже тогда были на сборе – мы вместе с девчонками кушали в столовой, общались немного.


Тренировались мы на снегу и в зале. О моих перспективах мне за две недели сбора никто ничего не говорил, но у меня крепла уверенность, что все может получиться. Ближе к окончанию просмотра я уже стал догадываться, что мечта близка к исполнению. Когда ежедневно тренируешься и живешь на базе, все равно какие-то разговоры со стороны тренерского и административного штаба доходят. К тому же и, глядя на ротацию вратарей, догадывался. Когда ты остаешься на сборе и через пять дней, и через десять, и через пятнадцать, можно сделать вывод, что на тебя рассчитывают.

Наконец сбор завершился. Меня позвал на разговор Евгений Геннадьевич Смертин и объявил, что со мной хотят подписать контракт, назвал условия. Что я ответил? По-моему, сказал: «Очень хорошо». Был счастлив, что мечта сбылась. Цель достигнута! Я в клубе премьер-лиги! Дальше все зависит уже от меня.

На радостях позвонил домой, сообщил приятную новость родителям. Даже не помню, съездил я домой за вещами или нет. Допускаю, что, может, и не ездил. Но празднования точно нигде не устраивал. Думаю, в Шебекино отпраздновали без меня. Уверен, мама всплакнула от радости, наверное, стол накрыла, родители, бабушки и родственники собрались за столом, наверное, рюмку за мой успех подняли. Думаю, отпраздновали и в Орле – там родственники живут.

Из всех вратарей, которые со мной приезжали на просмотр, запомнил только Диму Безотосного, мы с ним вдвоем и остались. Он потом из «Сатурна» ушел, много в украинских командах играл.

Контракт я подписал ближе к началу сезона. Тогда же выдали полную экипировку, чему я был безумно рад. Поселился на базе, а зарплату дали 300 долларов. В рублях за вычетом налогов выходило примерно восемь с половиной тысяч. Еще 100 долларов доплачивали премиальными за победы. Сейчас даже не помню, насколько моя зарплата выросла по сравнению с белгородским «Салютом». Приходил я туда на ставку 2400 рублей, но сколько было на момент отъезда? Не помню!

Зато помню, как я деньги в Раменском распределял. 100 долларов отправлял маме, 100 тратил на телефонные разговоры с девушкой – мы тогда с Машей еще только встречались. 100 долларов оставлял себе, мне хватало. А что? Я одет, обут, здесь тебя тренируют, кормят, крыша над головой есть. В Москву я выбирался редко, да там на 100 долларов и не разгуляешься. У меня тогда и мобильного телефона даже не было. На базе «Сатурна» стоял обычный таксофон, я постоянно покупал карточки с лимитом, по ним и звонил. Когда время было, разговаривал с родителями и Машей часами. А мобильный телефон у меня только в 2005 году появился, когда в «Анжи» играл. Сначала супруге подарил мобильный на день рождения, потом себе купил. Поженились мы с Машей на второй сезон в «Сатурне», в 2003 году. Стали в Раменском снимать квартиру за 200 долларов. 150 из них давали в клубе, остальные 50 просил у президента «Сатурна» добавить.


Подняли мне зарплату (до 700 долларов) только на третий сезон – когда я уже постоянно с основным составом тренировался. Сначала за дубль мы играли вместе с Димой Безотосным, иногда нам из основной команды присылали Сергея Котова. Тогда он и кто-то из нас играли по тайму.

Слово партнеру

Алексей Медведев, бывший нападающий «Сатурна» и «Рубина»:

Мы познакомились, когда Рыжиков появился в основном составе «Сатурна». Часто оставались вместе после тренировок поработать дополнительно, много общались и за полем. Сергей привлекал общительностью, позитивностью, любил шутить. У нас тогда сложилась интересная компания из очень известных, заслуженных в футболе людей. Собирались за картами и разговорами в одном номере с Виктором Онопко и Сергеем Горлуковичем – им всегда было что рассказать, Рыжиков слушал их с большим интересом.

А на футбольном поле он впечатлял работоспособностью. Может быть, вратарской школы Сереге не хватало, но он это компенсировал стремлением все сделать как можно лучше. Удар кажется неберущимся, а он изловчится – и как-то мяч все-таки вытащит! А сколько работал дополнительно! Тренировка заканчивается, но у него все продолжается. Работал очень много, в том числе самостоятельно. Рыжиков горел целью заиграть на высоком уровне, этому подчинял себя всего. Я не удивился, когда к Сергею пришел большой успех. Еще в «Сатурне» я предполагал, что футбол щедро Рыжикова отблагодарит. Поэтому все титулы и достижения Сергея, его статус в российском футболе я считаю закономерностью.

* * *

Осенью 2003 года в «Сатурне» произошло невероятное. Как мне сначала показалось. Команду возглавил Олег Романцев! Его назначение стало для меня сенсацией. В субботу вечером мы вернулись с выездного матча, в котором командой руководил еще Виталий Шевченко. В понедельник у нас была тренировка, и о предстоящей смене тренера не сообщали. На следующий день по пути на тренировку я, как обычно, купил «Спорт-Экспресс». Бабушка в том киоске меня уже знала – всегда мне откладывала газету. Беру ее в руки – и там на первой полосе написано: «Романцев – главный тренер “Сатурна”». Я чуть газету не выронил! Для меня это был шок! В хорошем, конечно, смысле. Человек, с которым в детстве ассоциировал футбол, теперь будет меня тренировать.

Но в том сезоне добиться высокого результата не получилось. Я вспоминаю это с сожалением – команда была очень хорошая. При Шевченко мы весь чемпионат шли наверху, но после прихода Романцева выиграли до конца турнира только один матч, в еврокубки не попали.


Поэтому большие надежды связывали с новым сезоном. Ходили разговоры, что в команде будет перестройка. Изменения бросились в глаза уже на сборах. Добавилось игровых упражнений, ударов по воротам, стало много квадратов, и команда заиграла! В товарищеских матчах на первых двух сборах мы ни разу не уступили и даже не пропустили ни одного мяча! Я тогда выходил на второй тайм – вместо Кински или Корнюхина. Лично поговорить с Романцевым не довелось, на это и не рассчитывал. Я тогда был птицей не того полета, чтоб со мной вел индивидуальные беседы главный тренер. Какой у него мог возникнуть повод для разговора с третьим вратарем? Олег Романцев – глыба российского футбола. Мне запомнилась аура, которая возникла в «Сатурне» при нем – аура тренера-победителя. В голосе Олега Ивановича всегда чувствовались уверенность и спокойствие. Потом я то же самое почувствовал, когда по телефону разговаривал с Валерием Карпиным. От него тоже исходила непоколебимая уверенность.


Все шло у «Сатурна» во время подготовки к сезону-2004 отлично, и вдруг новость – на третий сбор Олег Иванович не приехал! О причинах подробностей не рассказывали, но слышал, что у Романцева возникли разногласия с руководством клуба. Вроде Олег Иванович хотел пригласить знакомых ему людей, чтоб они работали на благо «Сатурна». Но договориться с его руководством не удалось. Поэтому на третьем сборе нам представили нового главного тренера – Бориса Петровича Игнатьева.

Со мной в то межсезонье разговаривал тренер Сергей Павлов, помощник Романцева. Сказал, что в «Сатурне» заинтересованы во мне, хотят, чтоб я остался, потренировался еще с опытными вратарями.

Конечно, я задумывался о будущем. Амбиции уже тогда были намного выше дублирующего состава – очень хотелось играть за основной состав в премьер-лиге! Но я понимал, что в «Сатурне» у меня перспектив заиграть нет. Все три сезона, которые провел в клубе, там были опытные и очень сильные вратари. У которых я многому научился, многое перенял. Впитывал все как губка. Те знания для меня оказались бесценны. На тот момент эта наука была даже важнее игровой практики.

Меня сильно впечатлило, как провел сезон 2003 года Евгений Корнюхин. «Сатурн» претендовал на место в еврокубках, а Женя играл потрясающе, был признан лучшим вратарем чемпионата. Я восхищался тем, как он в 36 лет держит столь высокий уровень! Что он творил в матчах?! Для меня это стало вызовом.

Василич был примером и в подготовке к матчам. Никогда не позволял себе выглядеть расхлябанным – всегда все чистенькое, одет с иголочки. Мог на базу в костюме-тройке приехать! Аккуратная бородка, косичка – Корнюхин выглядел стильно.

Привлекало и его прошлое. Он тоже до того, как на высшем уровне закрепиться, прошел сложные времена. Служил в армии, работал инкассатором, играл в низшем дивизионе. Байки о тех временах рассказывал – заслушаешься! Рассказчик Женя – отличный! Мы с ним тогда сдружились. Жаль, потом связь потеряли.


Валера Чижов восхищал игрой ногами, особенно левой (он левша). Для лучшего понимания, какой на моем фоне это был уровень, можно оценить по десятибалльной шкале. Чижов левой ногой владел на «девять», а я правой на «единицу». В «квадратах» Валера выглядел очень уверенно, надежно контролировал мяч. И это помимо всех его вратарских достоинств! Где он такой игре ногами научился? Я тогда у него не спросил. Наверное, из-за своей врожденной стеснительности. Но предполагаю, что помогла в этом Чижову спартаковская школа – участие в игровых упражнениях.


У Саши Помазуна, большого профессионала, я научился многим нюансам, включая уход за экипировкой. Впечатлило, когда увидел, как Саша после матча стирает перчатки. Я их тоже стирал, но Помазун делал это профессионально – приглаживал полотенцем. Всегда делился и другими секретами. Перед сезоном подарил мне перчатки, за что ему очень благодарен. Весь тот сезон в них отыграл!

И, конечно, Антонин Кински, вратарь сборной Чехии. Он пришел в «Сатурн», уже зная русский язык, – учил его в школе. С Кински мы оставались вместе после тренировок, он просил поделать с ним упражнения и учил иногда меня правильно выбивать мяч от ворот. Объяснял и показывал – как ставить ногу, как поворачивать корпус. Мне это почему-то не помогало – долго не получалось выбить мяч далеко. От Антонина узнал очень важный для этого нюанс – при разбеге нужно смотреть не вниз, не в сторону или вперед, а в точку, куда хочешь направить мяч!

Загрузка...