«Джазират-ал-араб», или «Ал-Джазира», что означает «Полуостров арабов», или просто «Полуостров» – так сами арабы называют Аравию. Поверхность Аравийского полуострова равна около четверти Европейского континента. С запада он ограничен Красным морем, с востока – Персидским заливом, с юга – Индийским океаном, на севере полуостров соединяется с Азией. От Африки Аравию отделяет только Суэцкий канал. Главные части ал-Джазиры – Хиджаз (араб. – «преграда», «барьер»), горная цепь, отделяющая низменный берег Красного моря от плоскогорья Неджда, которое называют сердцем Аравии. Именно здесь возник ислам и образовалось мусульманское государство – халифат, простиравшееся от Атлантического океана до Гималаев. Хиджаз и Неджд стали священной страной ислама, с городами Меккой и Мединой, в которые и в XXI веке направляются миллионы мусульманских паломников.
Аравия с древнейших времен была занята арабскими племенами кочевников-скотоводов. Пустынные пространства Аравийского полуострова с редкими стоянками с финиковыми пальмами и возделанными полями арабы называли «бадия», а себя – бадави, бадауин, в европейском звучании – бедуин, бедуины.
Земли бадии наклоняются с северо-запада к юго-востоку. По местам, где бегут потоки дождей, весной в изобилии растет трава, вокруг источников и немногочисленных родников созданы оазисы, окруженные садами. Большая часть бадии, земля из покрытого песком известняка, совершенно бесплодна. Летом аравийские земли страдают от жары, зимой от холода. Летний «отравленный» ветер «самум» – ужасен, зимний ледяной ветер – страшен, восточный ветер «саба» – воспевался поэтами. Пальмы, верблюды и колодцы – вокруг них была сосредоточена жизнь бедуинов. На орошаемых землях выращивали ячмень, просо, кое-где рис и пшеницу. Финиковые пальмы всегда высоко ценились арабами (самоназвание «аль-араб»). Арабская литература полна описаниями финиковой пальмы и её плодов. Поэты посвятили множество стихов и верблюдам – «кораблям пустыни», главным средством передвижения, дающим мясо, молоко, шерсть. Множество легенд сложено вокруг колодцев и родников – «дающих жизнь».
С древнейших времен во всем мире известны чистокровные арабские лошади. Разведение и совершенствование породы всегда были очень дорогим делом, лошади требовали много воды и ячменя, за одну лошадь давали двадцать пять верблюдов. Особенно тяжело было содержать лошадей в годы страшных налетов саранчи на аравийские земли, происходившие каждые семь лет. Благосостояние бедуинов во многом зависело от дождей, которые называли «милостью Божьей».
Природа Аравийского полуострова наложила отпечаток на характер бедуинов, привычным к лишениям и невзгодам, неприхотливым в еде и одежде, храбрым и преданным своему роду. Несколько бедуинских шатров, каждый на семью, составляло клан, несколько кланов объединялись в племя. Обычай кровной мести накладывал обязательство мстить за убийство бедуина на всех членов племени, без исключения. Частной собственностью бедуина считались шатер и домашняя утварь. Вода, пастбища и обработанная земля были собственностью всего племени, все члены которого происходили от одного родоначальника. Племенами руководили избираемые шейхи, советовавшиеся по всем важным делам с представителями кланов.
В Южной Аравии, называемой «Счастливой», в глубокой древности были образованы богатые государства с разнообразной, развитой культурой. Минейское царство существовало между 1200 – 650 годами до нашей эры, его сменили Сабейское (950–115 годы до н. э.) и Химьяритское (115 г. до н. э. – 525 г. н. э.) царства. От них остались плотины, крепости, храмы, дворцы, надписи, монеты. На севере Аравии с VI века до н. э. по 115 год н. э. существовало Набатейское царство, став в эпоху императора Трояна римской провинцией Аравией. До наших дней дошли величественные руины Петры, столицы царства. В III веке н. э. властитель расположенной в центре Сирийской пустыни Пальмиры, дукс Востока Одейнат изгнал из Сирии шахиншаха Шапура I. Его наследница царица Зенобия разбила войско римлян, и только поход почти всех войск Рима во главе с императором Аврелианом привел к гибели великолепной Пальмиры.
В начале новой эры арабские государства в Аравии попали в зону влияния Византийской империи, образованной в 395 году из восточной части распавшейся Римской империи. В состав Византии вошли азиатские провинции Рима, Египет, Фракия, Дакия, Македония, Фессалия. Арабское княжество Гассанидов занимало земли к юго-востоку от Дамаска. Гассанидское государство разгромил персидский шахиншах Хосров II Парвиз в 614 году, захвативший у Византии Дамаск и Иерусалим.
На севере Сирийской пустыни арабское княжество Лахмидов, ставшее тогдашним центром арабского искусства и литературы, находилось в зоне иранского влияния.
Иранское нагорье было заселено людьми во второй половине II тысячелетия до нашей эры. Земли к середине I тысячелетия до н. э. были заселены племенами «парсуа», от названия которых и перешло от греков в Европу название «персы».
Создателем и первым царем могущественного Персидского царства был Кир (558–529 годы до н. э.) из династии Ахеменидов. Кир объединил иранские племена и подчинил себе Мидию, Вавилонию, Лидию. Победившее войско провозгласило Кира царем Персии и Мидии.
Лидийский царь Крез владел землями в Малой Азии, славившимися плодородием и обилием золотых и серебряных руд. Он вел обширную торговлю через греческие приморские города на Черном и Средиземном море. Крез по праву считался богатейшим монархом своего времени, при его дворе собирались выдающиеся ученые, историки, писатели, поэты, архитекторы. Крезу всё удавалось, во всем он добивался успеха. После нескольких сражений Кира и Креза, которые не выявили победителя, персидский царь неожиданно зимой осадил лидийскую столицу Сарды. У Креза была лучшая конница в Азии, однако Кир направил на лошадей верблюдов, запах и вид которых испугал лидийских лошадей, шарахнувшихся в разные стороны. Лидийцы отчаянно рубились в пешем строю, но воины Кира оттеснили их в Сарды, которые были неприступны. Через две недели персы взяли лидийскую столицу хитростью. Отчаявшегося Креза Кир назначил своим советником. В состав царства Кира вошли земли к востоку от Персии и Мидии.
Войско Кира двинулось на Вавилон, в котором неожиданно умер царь Навуходоносор. Вавилон весь был покрыт каналами, пересекавшими страну вдоль и поперек. Захватить страну, войско которой не знало проблем в снабжении, можно было только взяв его столицу. Вавилон так же, как и Сарды, был неприступен и обильно снабжен всеми необходимыми запасами. Вавилоняне со своих стен смеялись над персами, но Кир перекрыл плотиной течение Евфрата протекавшего через город. Евфрат изменил свое направление, и по старому руслу войска Кира ворвались в Вавилон. В состав царства Кира вошло все Халдейское царство, все земли в низовьях Тигра и Евфрата до Персидского залива и Сирия до Средиземного моря. Кир разрешил вернуться в Палестину израильтянам, ранее взятым в плен Навуходоносором, помог им в Иерусалиме восстановить храм Соломона.
Наследники Кира Камбиз завоевал Египет, а Дарий – часть Балканского полуострова. Было создано государство с территорией в половину Европы – держава Ахеменидов достигла на Востоке правого берега Инда, на северо-востоке – Сыр-Дарьи, на севере – Кавказских гор. Ему подчинялись Египет, Киренаика, Фракия, острова Эгейского моря.
На землях царства были не лучшие условия для земледелия, отсутствовали большие реки и плодородные долины. Первыми персами управляли племенные вожди, мужчины были свободными и полноправными людьми, воинами. Представители персидской знати долгое время считали себя равными царям. Знать имела свои войска, и именно воины провозглашали имя царя при смене власти. Дарий I Гистасп (522–486 годы до н. э.) разделил страну на области – сатрапии во главе с царскими наместниками – сатрапами, обладавшими очень большой властью. В таком виде государство Ахеменидов просуществовало 200 лет.
Распаду царства способствовали поражения, понесенные персами в войнах с греками 492–449 годов до нашей эры. Власть персидских царей подрывалась и восстаниями сатрапов. Персидское царство было в 329 году до н. э. завоевано Александром Македонским. На развалинах империи Ахеменидов появилось несколько государств, а коренные персидские земли вошли в состав сирийско-вавилонского царства Алевкидов.
Около 250 года до н. э. персидские земли вошли в состав Парфии, которая через полтысячелетия была завоевана Ардеширом, из рода Сасана. В 226 году н. э. Ардешир провозгласил себя шахиншахом – «царем царей» и стал основателем государства Сасанидов, просуществовавшем более 400 лет, до разгрома его арабами. Наивысшего могущества и расцвета царство Сасанидов достигло в правление Хосрова I Анушервана в 531–579 годах нашей эры. Хосров I завоевал херталитское царство, присоединил к своим владениям Южную Аравию.
В конце V века в Неджде возникло объединение арабских племен во главе с племенем кинда, влияние которого распространилось до восточного побережья Аравии. В 529 году киндиты были разгромлены, но их опыт вошел в арабскую историю – они впервые осуществили политическое объединение арабских племен.
Центром объединения арабов стали Хиджаз и Неджд. Мекка, находившаяся на путях из южноаравийских государств на север, была известна с древнейших времен. В Древней Аравии она стала религиозным центром арабов. Четырехугольное каменное здание со знаменитым черным камнем – Кааба – пользовалось особым почетом среди арабов. Недалеко от святого места протекал источник Замзам, вода которого обладала чудесными свойствами.
Недалеко от Мекки располагался оазис Ятриб, позднее получивший название Медина – «город Пророка». Торговые караваны через Мекку шли на юг и на север Аравии, что обеспечивало широкое взаимопроникновение культур. Владетели Мекки, племена курейшитов, занимали среди арабских родов привилегированное положение, обладали многочисленными связями во всей Аравии. В середине VI века арабы во главе с курейшитами успешно отбились от большого эфиопского войска, пытавшегося захватить Мекку. В 571 году Мекка выдержала осаду, а арабские отряды выбили противника из Хиджаза. В Южной Аравии укрепились представители Сасанидов.
В начале VII века в Мекке, в Хиджазе возникла новая религия – ислам, образовалось мусульманское государство – Халифат.
Основатель ислама пророк Мухаммед родился 20 апреля 571 года в Мекке. Лишившись в детстве близких родных, Мухаммед рос в семье деда, потом дяди Абу-Талиба. В 25 лет он женился на курейшитке Хадидже. Мухаммед начал проповедовать в Мекке единого бога, Аллаха. Проповедь в Мекке ислама – «предание себя Богу» – привела к обращению в ислам родственников и близких друзей Мухаммеда. В 622 году Мухаммед с обратившимися в ислам муслимами – от этого слова и произошло европейское «мусульманин» – переселился в Медину. 622 год стал первым годом мусульманского летоисчисления – эры Хиджры (переселения).
В Медине Мухаммед решительно и жестко боролся за создание большого арабского государства. Ему помогали переехавшие с ним из Мекки сторонники – мухаджиры и принявшие ислам мединцы – ансары. После нескольких конфликтов, битв и даже осад Медины мекканцами, в 628 году между курейшитами и Мухаммедом был заключен мир. Мекканские курейшиты признали пророка Мухаммеда и приняли ислам, который стал распространятся в Аравии.
В 632 году Мухаммед умер в Медине. Впервые в истории Аравии значительная часть арабов, ставших мусульманами, были объединены.
Пророк не оставил наследника мужского пола. После смерти Мухаммеда главой мусульман был избран его сподвижник шестидесятилетний Абу-Бекр, который принял титул халифа (арабск. «преемник, заместитель, наместник»). Основой будущего Халифата стала созданная Мухаммедом мусульманская община – умма. Под знаменем ислама объединялись разные племена и области Аравии.
Еще в 604 году начались войны сасанидов и Византии, длившиеся много лет. В 609 году персидские войска взяли Эдессу, в 613 году – Дамаск, в 614 году – Иерусалим, к 617 году заняли Египет, в 620 году осаждали византийскую столицу Константинополь. Император Византии собрал все силы империи и отбросил войско сасанидов. В 627 году он осаждал Ктесифон на Тигре – столицу Сасанидского государства.
В 633 году к халифу Абу-Бекру обратились арабы-бедуины из племен, кочевавших у западных границ Сасанидов. Десятитысячное мусульманское войско разгромило сасанидскую армию, в которой воины были связаны цепями. Между Басрой и Кирой мусульманские войска вновь разбили сасанидов. Перед ними открылась дорога на Ктесифон, но поход не состоялся – в Сирии с гвардией появился византийский император Ираклий, обеспокоенный арабским наступлением. Халиф отозвал своих воинов в Сирию. У реки Ярмук, восточном притоке Иордана, арабы разгромили византийцев.
Осенью 633 года три отряда по 7500 воинов в каждом вошли в Сирию и Палестину. Так начались арабские завоевания VII–VIII веков, завершившиеся созданием громадного халифата. При втором халифе Омаре ибн аль-Хаттабе, правившем в 634–644 годах арабские войска завоевали Сирию, Палестину, Египет, Ирак и часть Ирана. Омар I заложил основы арабской государственности.
В 635 году арабы взяли Дамаск. В августе 636 года мусульманские войска полностью разгромили пятидесятитысячное византийское войско. Арабы взяли Иерусалим, Антиохию, Эдессу. В том же году произошло сражение арабов с персами при Кадиссии. Сасаниды выставили против арабов все военные силы во главе с талантливым полководцем. Сасанидское войско было полностью разгромлено, арабские отряды взяли сасанидскую столицу Ктесифон. Последний из шахиншахов Сасанидов был убит в 651 году около Мерва. Арабам стала принадлежать вся Месопотамия. За десять лет до этого арабские отряды захватили Египет со столицей в Александрии.
Успехи арабских походов объяснялись не только силой бедуинских войск, но и поддержкой их населением Византии и Сасанидского государства, мучавшемся от непосильных налогов и сословных ограничений. Контрибуция взималась не с крестьянства, и городской бедноты, а с ненавидимой ими знати. Арабским походам сопутствовали мятежи и восстания в византийских и сасанидских владениях. Конфисковывались и земельные владения знати на захваченных территориях. Одна пятая добычи передавалась халифу, остальное распределялось по войскам и военачальникам. Али, женатый на любимой дочери Мухаммеда Фатиме, получил в собственность земли в Месопотамии, ранее принадлежащее Сасанидам. Завоеватель Сирии Муавия, занявший Египет Амр, также получили огромные землевладения. Они могли самостоятельно содержать войско.
Основы ислама пророк Мухаммед излагал как откровения, посланные ему Аллахом через архангела Гавриила. Во время проповедей слушатели записывали их на пальмовых листьях, даже на камнях. Собрание проповедей Мухаммеда было составлено во время правления третьего халифа Османа, правившего в 644–656 годах. Собрание проповедей получило название Коран – «Чтение». Коран, разделенный на 114 сур-глав, стал священной книгой мусульман. Каждая сура, разделенная на стихи-айяты, имеет собственное название и указание места, где её впервые произнес Мухаммед. Пять обязанностей мусульманина – исповедовать единобожие: «Нет бога, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк его», совершать молитву, соблюдать пост, вносить благотворительную милостыню, совершить паломничество к Каабе – стали столпами ислама. Службы проходили в мечети – «месте, где поклоняются». При создании государства Мухаммед обосновал необходимость государственной власти; 22 сура Корана гласит: «Если бы Бог не сдерживал одних людей другими, то было бы разрушение и монастырей и церквей, и синагог, и мечетей». В руках главы мусульманского государства соединялась светская и духовная власть; ислам с самого начала был государственной религией. Халиф стал светским государем, первосвященником и судьей, полководцем. Его могли называть и «Эмир ал-муминин» – «Повелитель правоверных».
В состав Арабского Халифата вошли древние государства с богатой историей и культурой. Нужна была мощная государственная власть, державшая в повиновении многие народы нового государства. Простые арабские воины не взяли большой добычи; контрибуции, земли и налоги получила арабская родовая аристократия. В правление третьего халифа Османа началась борьба рядовых воинов с аристократией.
Власть в Халифате была у родственников халифа Османа – курейшидском роду Омейя. Курейшиты приняли активное участие в военных походах, получили много земельных владений, приобрели большое влияние. Они получали большие доходы и с государственных земель, захватывали рабов, задерживали жалованья войскам. Недовольны были и рядовые арабы и покоренное население. Арабы-поломники, прибывшие в Медину и поддержанные местным населением, выступили против халифа с требованием снять с себя звание «повелителя верующих». Осман был осажден во дворце и убит ворвавшимися повстанцами. В 656 году последним избранным халифом стал Али, родственник Мухаммеда, женатый на его любимой дочери Фатиме, родившей ему двух детей – Хасана и Хусейна. Али поддержала небольшая группа его приверженцев – родственников, друзей, соратников, считавших его наиболее достойным руководить мусульманской уммой.
Избрание Али халифом не признали арабские аристократы, выдвинувшие в качестве претендента на главу мусульман наместника и командующего арабскими войсками в Сирии Муавию, происходившего из рода мекканских курейшитов, из колена Омейи. Мухаммед и Али происходили из колена Хашима. Муавиты объявили Османа мучеником, а Муавию – мстителем за убитого халифа. Пять лет продолжалась борьба за главенство в Халифате. Али, перенесшего свою резиденцию в Куфу, поддерживали арабские племена Ирана и Ирака, Муавию – сирийские племена.
Сохранилось предание, по которому в 657 году в сражении при Сиффине, на Евфрате почти победили сторонники Али. Сирийские воины, подняв на копьях рукописные листы Корана, призвали противников прекратить кровопролитие и решить спор между Али и Муавией на суде. Некоторые сторонники Али потребовали у четвертого халифа прекратить сражение и согласиться на третейский суд. Компромисс расколол соратников Али, часть из которых ушли из его войска.
В 661 году Али был убит на выходе из мечети. Муавия провозгласил наследственный Халифат Омейядов, столицей которого стал сирийский Дамаск.
В мусульманском мире произошел раскол – появились сунниты, шииты, хариджиты. В VIII они стали активно участвовать и в государственной жизни и в политической борьбе.
Династия Омейядов правила в Халифате с 661 по 750 год. При них арабы завоевали Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова, Среднюю Азию, острова Средиземного моря.
В 688 году омейядские полководцы разгромили берберские племена Северной Африки, действовавшие в союзе с византийцами. В 693 году арабские войска взяли Карфаген; к концу VII века вся Северная Африка вошла в состав Халифата.
В 710 году арабские отряды, в составе которых была берберская кавалерия, высадились на Пиренейском полуострове, совершив рейд по побережью. Через год 12 000 арабов высадились у мыса Пиренейского полуострова. По имени военачальника Тарика-ибн-Зияда мыс получил название Джебель Тарик – гора Тарика – Гибралтар. Арабы разгромили 25 000 вестготов, в битве погиб и последний король вестготов. В 712 году был взят город Толедо. В 725 году арабские войска перешли Пиренейские горы и в южной Франции в 732 году были разбиты при Пуатье армией франков Карла Мартелла-Молота. Многие годы арабы совершали набеги на Дофине и Бургундию.
В 90 – годах VII века арабы захватили Армению, Азербайджан и часть Грузии, дойдя до Дербента. По периметру владений Халифата были построены пограничные крепости.
В 681 году арабские войска вошли в Среднюю Азию. В 709 году была взята Бухара, затем Самарканд, в 712 году – Хорезм. Тогда же арабы захватили земли Афганистана. Арабы преодолели сопротивление Византии. Захватив в Средиземном море Кипр, Крит и другие острова, арабские отряды предпринимали морские походы на византийскую столицу Константинополь, сражались с имперскими войсками в Сирии и Малой Азии. Во время правления халифа Валида I Омейяда (705–715 года) на западе границей Халифата была Испания, на востоке – Афганистан и Средняя Азия. В состав Халифата входили Северная Африка, Египет, Аравия, Сирия, Палестина, Кавказ, Иран. Омейяды для управления этими землями создали несколько наместничеств.
Во главе каждого наместничества стоял эмир – (арабск. «повелитель») – военачальник и правитель. Эмир являлся военным губернатором, главным администратором, командующим войсками наместничества. Рядом с эмиром постоянно находились амиль – чиновник, руководящий сбором налогов, и кади (арабск. «судья»), мусульманский судья, принимавший решения по законам Корана, он же нотариус, ведавший делами по опеке, по использованию духовных завещаний. Кади представлял духовную власть халифа, возглавлявшего и всю администрацию Халифата.
В конце VII века сравнительно немногочисленные арабские племена подчинили миллионы персов, берберов, греков. К концу VII века во всем Халифате арабский язык был объявлен государственным, везде распространился ислам – государственная религия арабов. Вобрав все достижения персидской и византийской культуры, Халифат создал новую, арабскую культуру.
В Дамаске была возведена великолепная мечеть с большим куполом, кафедрой проповедника и минаретами. Богословы и юристы собирали предания о пророке Мухаммеде, комментировали Коран. Появилось мусульманское государственное и частное право, заменившее доисламские правовые нормы на территории Халифата. Шариат стал сводом мусульманских религиозных, гражданских, уголовных законов, основанных на Коране. В Дамаске и других городах действовали школы грамматики, филологии. Лингвисты переводили на арабский с древнегреческого и древнеперсидского языков научные и философские сочинения, сохранившиеся с древнейших времен.
Центр Халифата теперь находился не в Хиджазе, появились новые торговые дороги от Средиземного моря на восток. Омейяды боролись с оппозицией аристократии, опиравшейся на Мекку и Медину и выдвигавшей на главенство в Халифате семью зятя пророка Мухаммеда – Али. Претензии Алидов на верховную власть были обоснованы, приверженцы Алидов пользовались влиянием на персидских землях. В 680 году сын Али и Фатимы Хусейн с группой родственников и соратников двинулся из Мекки в Ирак. Он хотел поднять восстание против Омейядов. У небольшого города Кербела небольшой отряд Хусейна был окружен превосходящими силами местного наместника халифа. В яростной рубке погибли Хусейн и все его приверженцы. В Мекке и Медине началось восстание ибн-Зубейра – в 682 году главные города Хиджаза были осаждены и взяты омейядскими войсками. Омейяды пытались полностью подавить хиджазскую оппозицию.
Омейядская знать, разбогатевшая на войнах и на земельных налогах «харадж» и «джизия», стала превращать свободных крестьян в феодальнозависимых. Все города Халифата были обложены тяжелыми налогами, ремесла и торговля не развивались. Омейядами были не довольны оппозиция, купцы, ремесленники, крестьяне. Несколько раз восставали и эмиры – наместники халифа – правитель Хорасана, завоеватель Средней Азии, правитель Сирии. Общее народное недовольство выражалось с трудом подавляемыми властями восстаниями. В 717 году арабские войска впервые были разбиты византийской армией. Алидская оппозиция укрепилась в южнокаспийских регионах Ирана в малодоступных горных лесах. Халиф приказал местному наместнику завоевать эти земли, но эта попытка эмира Хорасана окончилась неудачей. Его войска попали в ловушку и оказались в тяжелом положении, пришлось заплатить большую контрибуцию южнокаспийским горцам, чтобы вернуться домой.
Омейяды попытались ввести налоговые льготы, но было уже поздно, восстания в Ираке и в Средней Азии продолжались около десяти лет, до 729 года. В 736 году опять восстал Ирак, в 741 году берберы восстали в Северной Африке. Город Куфа, бывшая столица Али в Месопотамии, перешла во власть Алидов, поднявших в 745 году восстание на северо-востоке Ирана. Время правления Омейядов подходило к концу.
В 747 году на востоке халифата поднял черное знамя восстания Абу-Муслим из рода дяди пророка – Аббаса. От Мерва восстание охватило весь Хорасан. Восставшие разбили армию, посланную из сирийского наместничества. Через два года восставшие заняли все иранские земли, бои шли по всему Халифату. В январе 750 года последний омейядский халиф Морван II из Дамаска бежал в Египет, где был убит. Омейядов убивали во всех наместничествах, включая не только мужчин, но и женщин и детей династии. Единственный из Омейядов, Абд-ар-Рахман через Северную Африку бежал в Испанию, где сумел в Кордове создать эмират, который иногда также называли Халифатом.
Халифат Аббасидов просуществовал половину тысячелетия, с 750 по 1258 год. Восстание, свергнувшее Омейядов, имело очень важное значение для Арабского государства. Его расцвет пришелся на время правления халифов аль-Мансура (754–775), Харун-ар-Рашида (786–809), аль-Мамуна (813–833).
Столицей Халифата Аббасидов стал основанный в 762 году город Багдад. Через полвека в нём действовала академия «Бейт-аль-Хикма» – «Дом мудрости», с большой библиотекой рукописных книг и обсерваторией. В столице были открыты первые на Востоке аптеки и больницы, жили и работали выдающиеся ученые, историки, географы, поэты, переводчики.
При Омейядах все господствующие должности в светской и духовной администрации занимались только представителями арабской аристократии. При Аббасидах на любых должностях могли оказаться члены знати всех народов Халифата, просуществовавшего в пять раз дольше Халифата Омейядов.
Официальным названием Багдада стало «Мадинат ас-Салям» – «Город мира и спокойствия». Город был построен в форме круга, защищен крепостной стеной с четырьмя воротами на все стороны света. На главной площади располагались дворец халифа, соборная мечеть, здания правительства и казна, казармы гвардии и оружейные мастерские. Багдад быстро стал крупнейшим торгово-ремесленным центром. Аббасидов стали называть «багдадскими халифами».
Вскоре после победы над Омейядами Аббасиды увеличили земельный налог, все орошаемые земли отдавали половину урожая, остальные отдавали треть и обязаны были содержать в порядке все ирригационные сооружения, все каналы. Землевладельцы жили по солнечному календарю, знать – по лунному; некоторые правители собирали налоги дважды в год, по двум календарям. Городское население также подвергалось постоянным поборам. В Халифате появились недовольные, выдвигавшие религиозные доктрины, провозглашали новые догматы или требуя отменить старые. Это была социальная форма протеста бедных. В Арабском государстве появились секты – группы мусульман, составлявших самостоятельную организацию верующих, отделившихся от главных ветвей ислама – суннитов и шиитов.
Учение суннитов, или правоверных, было наиболее распространено среди мусульман. Идеологи господского суннитского движения право наследования Халифата основывали на иджма – согласии общины; происхождение будущего халифа от пророка не было обязательным. Заместитель Мухаммеда и повелитель правоверных избирался. Этот принцип основывали на сунне – воззрении, возникшем при образовании ислама. Сторонников этой доктрины стали называть суннитами. Против официального учения с оружием в руках выступили две группы – шииты и хариджиты.
Хариджиты – «повстанцы» выдвинули формулу: «Нет халифа кроме, как по воле Бога и по воле народа». Хариджиты не признавали законность провозглашения принципа наследственной власти халифа. Они объявили безусловный суверенитет мусульманской общины верующих. Халиф, или имам – духовный глава мусульман, обладающий и светской властью, – должен выбираться членами общины. Это может быть любой благочестивый, знающий догматы ислама мусульманин. Хариджиты отвергали представление суннитов и шиитов, что халиф обязательно должен быть из племени курейш, к которому принадлежал пророк Мухаммед. Хариджиты считали, что избравшая халифа община может в любой момент низложить и даже убить его, если его политика не устраивает общину. В 658 году в сражении при Нахраване, в Западном Иране, войска четвертого халифа Али разгромили хариджитов. Именно хариджит убил в 661 году Али на выходе из мечети.
Отряды хариджитов боролись против Омейядов, но более активно против Алидов. Они нападали даже на большие города, а после столкновения с войсками халифа уходили в болотистые и горные районы Ирана. Хариджитов поддерживали крестьяне и бедные горожане. С течением времени хариджиты стали очень нетерпимыми к мусульманам, не принимавшим их учения, что привело к значительному уменьшению поддержки населения. Идеологи хариджитов выдвинули лозунг, что дело каждого члена движения – постоянная борьба за осуществление их программы. Все другие, не поддерживающие хариджитов мусульмане, не имели права на спасение. Фанатичное крыло хариджитов воевало не только против власти халифа, но и против населения. У хариджитов появилось восемь группировок, в свою очередь распавшихся на более мелкие группы. При Аббасидах хариджитское движение полностью лишилось народной поддержки и быстро пошло на убыль.
Шиизм возник в первом столетии существования ислама. Первое время шииты составляли особую группу (по-арабски «шиа»), состоявшую из приверженцев Али, родственника Мухаммеда – посланника Аллаха. Они заявляли, что Али, родственник и зять Мухаммеда, имеет преимущественное право на верховную власть среди мусульман; после его смерти это право распространяется на его потомков. Шииты верили в то, что «божественная душа» может воплощаться в определенный период только в одном человеке. Этим человеком по верованиям шиитов мог быть только потомок пророка Мухаммеда, происходивший от Али и дочери Мухаммеда Фатимы. Этот избранный получил у шиитов название «имам», понимавших это слово, как «мессия».
Наследование халифата шииты основывали не на свободном выборе мусульманской общины, а на божественном праве, принадлежащем роду пророка Мухаммеда, «святой семье Али». Наследственный принцип передачи верховной власти они противопоставляли и захвату власти силой.
Священными городами шиитов считались Кербела – место гибели великомученика Хусейна, сына Али, и Неджеф, где находилась могила Али.
Шиитское учение быстро распространилось по иранским землям. Шииты считали Омейядов и Аббасидов узурпаторами, захватившими власть. Своими повелителями они признавали Али и его потомков. Род Али образовал династию шиитских имамов, которые не обладали политической властью, но считались духовными руководителями шиитской общины. Шииты признают двенадцать имамов. Первый имам – Али, второй – его старший сын Хасан, третий – сын Али Хусейн. Остальные имамы – потомки Хусейна. Последний двенадцатый имам Мухаммед последний раз упоминается в летописях в 873 году. Шииты верят, что Мухаммед исчез в таинственном ущелье и скрыт Аллахом в некоем недосягаемом месте. Там он будет находиться до тех пор, пока Аллах не пошлет его к шиитам – «скрытый имам» вернется, чтобы установить совершенный строй равенства и справедливости. Учение о «скрытом имаме» стало одним из основных догматов шиизма. Все шиитские правители и наставники считались представителями «скрытого имама». Шиитские имамы считались у последователей непогрешимыми в делах веры.
Шииты отвергают Сунну, у них есть своё священное предание – ахбар. В Средневековье, когда шиитов стали притеснять турки-сельджуки, принявшие суннизм, шииты, преследуемое религиозное меньшинство, разработали особую тактику, спасавшую их от преследований. В случае опасности шииты могли отрицать свою религиозную принадлежность – на словах, оставаясь в душе верными своему учению.
У суннитов существует учение о «Махди» – «тот, кого Аллах ведет по истинному пути». Мусульманский мессия явится, когда это будет угодно Аллаху, и установит справедливый строй.
В 786 году халифом стал Харун-ар-Рашид. Для укрепления государственной власти он создал особое войско, преданное халифу и отделенное от населения воспитанием, дисциплиной и образом жизни. Опале в Халифате подверглось много знатных семей, включая род наследственных визирей – главных министров, державших в руках экономику государства. Борясь со знатью, Харун-ар-Рашид потерял земли в Северной Африке; все попытки вернуть потерянное оказались неудачными.
В 797 году началась война Халифата с Византией, продолжавшаяся пять лет. Арабские войска дошли до Эфеса и Анкары; Византия уплатила Халифату огромную контрибуцию. Харун-ар-Рашид расширил свои владения в Средней Азии.
После смерти Харун-ар-Рашида в 809 году в Сирии начались большие шиитские волнения, направленные против нового халифа Амина, лишившего своего брата аль-Мамуна, рожденного от персиянки, права наследования. В 813 году Амин был убит, новым халифом стал аль-Мамун, сын Харун-ар-Рашида. При его дворе шииты, сыгравшие главную роль в устранении от власти Амина, приобрели большое влияние.