Ант (Трипольский) Владимир Николаевич (1908–1980) – поэт, художник-график

Родился в Киеве в семье директора женской гимназии. Отец умер рано и его с сестрой воспитывала мать. Получив техническое образование, работал инженером-гидротехником на строительстве речного порта.

В сентябре 1943 г. вместе с потоком беженцев оказался в Германии, а в 1951 году эмигрировал в США: жил в Нью-Йорке, а с 1964 в Сан-Франциско, принимал деятельное участие в общественной и в работе кружка поэтов и писателей «Литературные встречи»

Стихи начал писать еще в Советском Союзе, но не печатал.

В 1964 вышел его первый сборник стихов «Мои танки: лирические миниатюры» с рисунками С.Л. Голлербаха и предисловием Вяч. Завалишина. «Танка» – форма японского стиха, означает «короткая песня». Танка не знает рифмы, но имеет ритм и состоит из пятистишия и 31 слога. В своих лирических миниатюрах Ант не соблюдает этих требований, но стремится сохранить философский характер стиха, придать японской лирической танки русский дух, внести в ее содержание радости и скорби жизни русского эмигранта.

Несколько стихотворений Анта посвящены животным, в том числе, маленькая поэма «Двугорбый», построенная на реальном факте спасения его заболевшего отца в степных сугробах на санях, запряженных обозным верблюдом.

Ант едва ли не единственный в литературе послевоенной эмиграции, кто создал стихотворную сказку для детей «Мал-Кок-Тит» (1966) – рассказ про желудевых человечков. Отпечатанная в Испании на мелованной бумаге с 28 черно-белыми рисунками художника А. Бобра, она является образцом книгоиздательства.

В дальнейшем Ант работал в таких поэтических жанрах, как поэмы, баллады, сонеты и басни.

В 1971 году он выпустил книгу «Песни Космоса и Земли».

В 1977 с предисловием проф. М. Губерта издана книга стихов – «По следам Баяна», куда в цикле «Бессмертные» вошли поэмы «Достоевский», «Драматург Островский», «Русский гений Пушкин», «Великий Петр». Цикл «Наша романтика» утверждает красоту мира вопреки злу и ужасам бытия. «Ищите красоту не только там, где чисто, – пишет Ант, – Но даже средь руин, где пауки и прах». Исторический интерес представляет стихотворный рассказ поэта о переезде ди-пийцев в США («Исход из Старого Света»). Точностью наблюдений и оригинальностью формы отличается цикл «Собачьи сонеты» («Овчарка», Дворняжка», «Бульдог», «Такса» и др.). Завершается книга циклом романтическим «Песни бриза», включающим в себя «Флоридские мелодии» и «Гавайские мелодии».

После смерти поэта в 1982 его вдова Людмила Владимировна Трипольская (Стоцкая) издала сборник неопубликованной лирики поэта «Прощальный ветер», куда вошли стихотворения о Киеве, поэма о Лермонтове и басни-сатиры.


Сочинения

Мои танки. Лирические миниатюры. – Н.-И., 1964

Мао-Кок-Тит. – Сан-Франциско, 1966

Песни Космоса и Земли. – Сан-Франциско, 1971

По следам Баяна. – Сан-Франциско, 1977

Прощальный ветер. – Сан-Франциско, 1982

О танке и танке (Вместо вступления)

Японская лирическая танка

Весьма отлична от стального танка.

Танк – это злой и грубый великан,

Который ходит всюду гибель сея,

А танка – бабочка дальневосточных стран,

А танка – нежная лирическая фея!..

Журавли

Летят на юг высоко журавли,

И листья желтые шуршат в моем саду,

И грустно мне уйти с моей земли,

И знаю я, что больше не приду…


Катастрофа

Я катастрофу видел проезжая,

Нагромождение вагонов и колес.

Казалось, то страна моя родная

На полной скорости сорвалась под откос.

Одиночество

Мычат коровы. Сизый пар

Клочками тянется с реки.

Весенний вечер. – «Ты не стар,»

«Но одинок…» Жужжат жуки…

Стриж

Подбитый стриж по берегу болота

Поспешно ковылял и волочил крыло.

Он мне меня напомнил отчего-то.

Не так ли я подбит невидимой стрелой?

Камень

Лежит здесь камень, видимо, давно,

А я стою и думаю над ним.

Пройдут века, но камню все равно,

А думавший рассеется как дым…

Сказка

Всплыла луны серебряная маска.

Мелькнул летучей мыши силуэт.

Казалось мне, сейчас начнется сказка.

Я ждал и ждал, а сказки нет как нет…

Тень Апокалипсиса

Как жаль, что славный город Сан-Франциско

На берегу холодных бурных вод

Впал в мерзость запустенья и невзгод.

По улицам ходить нельзя без риска,

Как по губам у пасти василиска,

Что стал гнездом пороков, гнусных мод,

Лохматых лбов, чудовищных бород,

С моралью, павшей небывало низко,

С господством разрушительных идей,

С людьми, что непохожи на людей.

И ждешь, как для Содома, наказанья

И веришь, что наступит страшный миг,

Как говорят индейские сказанья,

Когда в волнах исчезнет материк.

Сенбернар

Он роста колоссального и силы,

Косматый, вислоухий великан,

В стране, где высится средь гор Монблан

И где солдат суворовских могилы.

Там тропы горные таят обман,

А пропасти туманны и унылы.

Но начеку бывают старожилы,

Когда в метель сигнал тревоги дан.

Давно в горах суровые монахи

Породу этой вывели собаки.

И путника, застрявшего в снегах.

Она находит с сумкой санитара.

За ней спешат и горец, и монах,

Благословляя службу сенбернара!..

Тихий Океан

Он, верно, «Тихим» назван был в насмешку,

Холодный, бурный этот океан,

Над чьими побережьями туман

С беснующимся ветром вперемешку.

Неукротимый в ярости титан,

За кем луна ведет ночную слежку

И чьи приливы двигает, как пешку,

К далеким берегам различных стран.

Он опьянен чудовищными снами…

Родятся в нем тайфуны и цунами!

Вулканами, как стражей, окружен.

От мыса Горн до пасмурной Камчатки,

Он всюду дерзко лезет на рожон

И проявляет хищные повадки!..

Загрузка...