О. Л. Зверева, Л. Ю. Культина Воспитание детей раннего и дошкольного возраста в семье учебно-методическое пособие

Глава I Роль семьи в воспитании детей

1.1. Особенности семейного воспитания

Семья – первый социальный институт становления личности. Именно в семье ребенок приобретает опыт общения с людьми, формируются его вкусы и привычки, навыки поведения. Семья – это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной моральной ответственностью.

По определению А. И. Антонова, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества, родительства и родства, тем самым в семье осуществляется воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализация детей и поддержка существования членов семьи.

Фундамент личности ребенка закладывается в семье. Формирование мировоззрения, отношения к окружающим людям во многом зависит от того, в какой семье растет ребенок. Именно в семье ребенок усваивает базовые нормы поведения, ценностные ориентиры, получает нравственное воспитание, приобщается к духовным традициям.

В общественном укладе России семья всегда занимала первостепенное место, так как от ее благополучия зависело и воспроизводство населения, и рост материального благополучия страны, и сохранность культуры, и психическое состояние человека. Исключительную роль в вопросах воспитания педагоги ХIХ в. Н. И. Пирогов, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, И. А. Ильин, П. Ф. Лесгафт отводили семье, где закладывается фундамент нравственности, а пример родителей составляет основу воспитания.

Семья – один из первых и наиболее устойчивых институтов традиционного общества. Процессы формирования личности требуют стабильного жизненного ритма, особой глубины и длительности межличностного общения, направленного, прежде всего, на становление и укрепление социальных и духовных связей.

Семейное воспитание – одна из форм воспитания подрастающего поколения, сочетающая в себе целенаправленные действия родителей с объективным влиянием жизнедеятельности семьи. К целенаправленным действиям родителей относятся целенаправленные действия и поступки, смысл которых состоит в том, чтобы научить, дать образец, побудить к подражанию, объяснить и пр.

Наиболее полно потенциал семейного воспитания определен в работах И. А. Ильина, который считает семью «первичным лоном человеческой культуры» [25, с. 201]. Философ говорит, что значение влияния родительской семьи настолько велико, что в течение всей своей жизни любой человек остается духовным представителем отеческо-материнской семьи, символом ее семейственного духа [там же, с. 199].

Фундаментом семейного воспитания и системы ценностей И. А. Ильин считал духовную общность – «взаимное чувство личной незаменимости, которое связывает родителей с ребенком и ребенка с родителями таинственной связью кровной любви». Это чувство, изначально будучи присуще семейной общности, способно развиваться и со временем обретать все большую глубину. По сути, семья становится школой любви, взаимопомощи, взаимопонимания, сотрудничества для всех своих членов.

Настоящий гражданин своей Родины воспитывается в семье, где впервые испытывает чувство солидарности, совестливости, где взаимная любовь превращает долг и труд в радость, где развивается способность к доверию и сотрудничеству.

Индивидуальный аспект выражается в том, что только семья способна дать ребенку самое важное – открыть путь к любви, совести, верности, самостоятельности, внутренней свободе – ко всему, что, по мнению И. А. Ильина, составляет источник личного духовного характера. В здоровой семье ребенок с раннего детства научается относиться к домашним с любовью, уважением и почтительным вниманием. Семья для ребенка – первое понимание «мы», которое вырастает из любви и доверия.

Определяя основные задачи семейного воспитания, философы как главное выделяют необходимость «заложить основы духовного характера ребенка и довести его до способности самовоспитания», из этих основ в будущем формируется характер человека, строится его счастье и общественное благополучие.

В. В. Зеньковский уделял большое внимание ценности труда как объединяющей основы семейной жизни и важного средства семейного воспитания, отмечая, что труд созидает «семейную атмосферу, уют и поэзию семьи – драгоценнейшие для детской души питательные силы» [16, с. 55]. Уход совместного труда из жизни семьи привел к постепенному нарушению духовной связанности ее членов – «рассечению семьи», что, по мнению В. В. Зеньковского, было главным показателем кризиса семьи ХХ в.

В трудах Н. И. Пирогова даны важные характеристики нравственного воспитания в семье. Анализируя воспоминания своего детства, наблюдая за развитием детей, Н. И. Пирогов видел основу нравственного воспитания в становлении «внутреннего человека», способного «подчинять материальную сторону жизни нравственной и духовной». Он считал, что необходимо развивать «присущую детской натуре» склонность с уважением и вниманием относиться к проявлениям нравственного и духовного в жизни [35, с. 324]. Н. И. Пирогов отмечал, что именно нравственное воспитание, ориентирующее человека на милосердие, служение, самопознание и вдохновение, способствует проявлению лучших сторон как индивидуального, так и национального характера. Н. И. Пирогов предупреждал об опасности пускать на самотек и оставлять нравственное воспитание без пристального внимания, объясняя, что даже при отсутствии целенаправленного руководства «своего рода нравственный кодекс» ребенка сформируется, но происходить это будет стихийно, с риском принятия за основу негативных и сомнительных образцов.

Теория семейного воспитания ребенка занимает существенное место в работах К. Д. Ушинского. Среди значимых черт русского характера К. Д. Ушинский называет гражданственность и бескорыстную человечность, которые формируются и развиваются при условии традиционного воспитания. Неформальный семейный характер, по словам Ушинского, способствует осуществлению первоначального нравственного воспитания детей, и по мере их взросления к семейным элементам нравственности могут добавиться элементы «гражданственные и общечеловечественные» [39, с. 33]. Формулируя методические основы дошкольного воспитания и первоначального образования, К. Д. Ушинский выделяет важный методический принцип: «…чтобы развивать дитя во всей его живой, гармонической природной целостности, не должно никогда терять из вида места и времени воспитания» [39, c. 355–356]. Эти два условия определяют осмысление ребенком любого жизненного факта, проживания любого события. Результаты воспитания напрямую зависят от того, насколько получаемые впечатления будут проверены детскими чувствами и личным опытом.

Вопросы семейного воспитания нашли широкое отражение в трудах русского педагога П. Ф. Лесгафта [33, c. 57]. Педагог большую роль отводил семейному воспитанию, гуманной семейной педагогике, включающей в себя целостное представление о природе ребенка, сочетающей теорию с практикой. [33, c. 57]. Педагог приходит к мысли о том, что полное развитие всех природных задатков способностей, формирование разумной, свободной человеческой личности возможно для каждого здорового человека, детство и юность которого проходят в нормальных человеческих условиях.

Необходимо отметить, что уважение и послушание родителям было единым требованием для детей и дворянской и крестьянской семей.

Базовые нормы поведения и ценностные ориентиры ребенок усваивал в семье, в семье получал нравственное воспитание и через семейные устои и традиции приобщался к духовной традиции своего народа.

Говоря о влиянии среды на формирование личности, российские просветители отводили ей значительную роль. Они указывали на обстоятельства, «не составляющие самого воспитания», но «имеющие превеликое влияние в образовании детей». В частности, они подробно останавливаются на таких обстоятельствах семейного воспитания, которые могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие: образ жизни родителей, домашний быт, личные качества воспитателей, взаимоотношения родителей с ними и др.

Российские педагоги второй половины XIX в. отводили разностороннему и гармоничному воспитанию главенствующую роль. Базовые нормы поведения и ценностные ориентиры ребенок усваивает в семье, в семье получает нравственное воспитание и через семейные устои и традиции приобщается к духовной традиции своего народа. Отечественные педагоги выделяли три главные части воспитания: физическое, нравственное и умственное. По вопросам «образования сердца», т. е. нравственного воспитания, российские просветители не только обобщают мысли предшественников, но во многих случаях дополняют их новыми правилами, по-иному трактуя отдельные вопросы. По мнению Е. Н. Водовозовой, «воспитание можно назвать разумным только тогда, когда оно направлено сообразно с природою человека, то есть когда физические, моральные и интеллектуальные силы ребенка развиваются равномерно» [6, c.159].

Основу воспитания они видели в формировании высокообразованного, высоконравственного, трудолюбивого, физически здорового человека, который своей активной деятельностью будет содействовать развитию государства.

В основу успешного семейного воспитания педагоги ставили необходимость соблюдения следующих условий: авторитет родителей, гуманистические межличностные отношения в семье, единство требований родителей к детям, режим жизни, распорядок семейного уклада, педагогическое образование родителей, их просвещенность.

Авторитет взрослых основывается на любви и уважении к ним ребенка, что создает благоприятную для семейного воспитания обстановку, вызывает у детей стремление прислушиваться к советам, просьбам старших, охотно их выполнять. В семье воспитание осуществляется на основе авторитета взрослых, их примера. Одна из наиболее примечательных особенностей психического склада ребенка – постоянное стремление иметь перед собой авторитет, к которому в любую минуту можно обратиться за помощью, советом, поддержкой. Главные основания авторитета: жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, знание жизни, помощь ребенку и ответственность за него. Разрушают авторитет чаще всего использование двойной морали. А. С. Макаренко писал о разных видах авторитета: истинный и ложный. Ложный авторитет возникает, когда единственной целью родителей становится лишь послушание детей и их собственное спокойствие. Такой авторитет неустойчив и недолговечен. По мнению А. С. Макаренко, корни истинного авторитета лежат в поведении родителей, включая сюда все отделы поведения, работу, мысль, привычки, чувства, стремления.

Идея уважения к детям в семье звучит в работах П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, А. С. Макаренко и др. В работах П. Ф. Лесгафта говорится о необходимости проявления к детям индивидуального подхода, уважения к личности, развития его самостоятельности и творчества. При этом цель своей педагогической деятельности он видел в воспитании в обществе гуманного отношения к детям, укоренении уважения к личности растущего человека. Сила мягкого, любящего слова так велика, по мнению П. Ф. Лесгафта, что с нею не может сравниться никакое наказание.

П. Ф. Каптерев писал, что к детям, даже самым маленьким, следует относиться с осмотрительностью, бережно, уважать в них человеческую личность и не нарушать право их… «Семья, построенная на таких принципах, будет представлять благоприятную почву для гражданского развития дитяти» [26, с. 109].

А. С. Макаренко считал, что необходимо проявлять требовательность и уважение к личности ребенка.

Педагогические рекомендации для родителей ХIХ в. проникнуты уважением к внутреннему миру ребенка. Педагоги писали, что необходимо беречь здоровье ребенка, раскрывать ему красоту природы, научить его доброжелательности к людям, внушать «веру в Бога и вечность». Родителям советовали поощрять детей, бережно относиться к выполненным детьми работам, сохранять их. Говорилось о том, что нельзя держать ребенка в страхе и допускать несправедливое отношение к нему, любовь и уважение побуждают человека предпринимать и совершать самые трудные дела [18].

Эти мысли звучат у Т. А. Марковой: необходимо уважать ребенка. В воспитательных воздействиях взрослых должны исключаться авторитарность, давление на ребенка, лишение его самостоятельности, инициативы. Наоборот, гуманный характер педагогического воздействия, не исключающий требовательности, определенной регламентации деятельности, поведения ребенка, предусматривает и разумную для него свободу.

Необходимость соблюдения единства требований к детям объясняется тем, что ребенок усваивает нравственные нормы в семье, он подражает взрослым, механизмом социализации является подкрепление, т. е. повторяющиеся воздействия на ребенка со стороны взрослых изо дня в день. Если у взрослых имеются разногласия, то дети это чувствуют, начинают хитрить и приспосабливаться.

Безусловно, родителям необходимо иметь педагогические знания. Сейчас имеется доступ к знаниям на основе многочисленных сайтов, педагогической литературы, периодики и т. д., но в то же время наличие знаний не означает их применение родителями на практике. Порой родители сетуют, что «вроде бы и знания есть, но они не знают, как их применить по отношению к своему ребенку». Поэтому акцент в общении с родителями педагогам следует строить не только на сообщении им знаний, но и умении их применить.

Семейное воспитание имеет достоинства, неповторимые характерные особенности. К ним относится эмоциональный, интимный характер отношений. Его главной предпосылкой является родительская любовь к детям и соответствующее ответное чувство детей к родителям. Семья – первая школа чувств для ребенка. Незаметно для себя ребенок впитывает в себя интересы окружающих его членов семьи, приобретает те или иные симпатии.

Для семейного воспитания характерны сравнительно «мягкие» отношения между родителями и ребенком, эмоциональная насыщенность отношений. Вместе с тем большинство семей недостаточно реализуют свои воспитательные функции, в частности функцию общения родителей с ребенком.

Уникальность семейного воспитания объясняется, прежде всего, его первичностью, особой значимостью близких взрослых в жизни ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них.

Отличительной особенностью семейного обучения и воспитания является индивидуальность. Для воспитания в семье характерна индивидуальная обращенность педагогических воздействий к ребенку. В семейной среде родители имеют возможность максимально учесть особенности развития своего ребенка, его здоровье и физическую развитость, готовность к восприятию, почувствовать его эмоциональное состояние и настроение. Другое отличие состоит в особенностях личности самих родителей, их эрудированности, воспитанности, понятий о морали и нравственности, познаний в вопросах обучения и воспитания детей и стиля отношений в семье.

Семейное воспитание отличается постоянством, длительностью воспитательных воздействий на ребенка со стороны родителей и других взрослых членов семьи. Оно осуществляется постоянно словом и делом, интонацией, личным примером.

Наиболее благоприятным периодом для образования хорошей эмоциональной связи между матерью и младенцем называют два последних месяца перед родами. Плод развивается в осмысленном матерью состоянии защищенности. Развитие пренатальной педагогики показало, что процесс воспитания ребенка начинается еще до его рождения. Исследователи подчеркивают, что ребенок внутри матери не только развивается физически, но и уже является чувствующим и эмоционально реагирующим существом. Ученые считают, что зародыш очень чувствителен к нервным стрессам матери. Поэтому важен эмоциональный климат в семье, психическое здоровье женщины во время беременности, общение с неродившимся еще ребенком.

К положительным сторонам семейного воспитания можно отнести общение людей разного возраста с различными интересами и профессиональной деятельностью. Члены семьи имеют разную жизненную позицию, идеалы, убеждения, один и тот же человек может быть как воспитуемым, так и воспитателем. Члены семьи оказывают друг на друга комплексное влияние. В семье создается обстановка общения с детьми – родственниками разных возрастов. Семья создает для ребенка определенные модели социального поведения. Оценивая то, что происходит в обществе, ребенок опирается, прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. В дальнейшем он будет организовывать свое взаимодействие с другими людьми, в значительной степени используя модели семейных коммуникаций.

Как отмечает Т. А. Маркова, игры и занятия старших дошкольников с младшими братьями и сестрами, а также соучастие в домашнем труде родных, в их общественно-трудовой деятельности, опосредованное приобщение старших дошкольников к производственному труду родителей создают большие возможности для организации воспитательного процесса.

Внутрисемейные отношения для ребенка – первый специфический образец общественных отношений. В условиях семьи ребенок рано включается в систему этих отношений.

В семье ребенок получает представление о семейных ролях, супружеских, родительских функциях, он усваивает навыки социального поведения, подражая поведению родителей. Стержнем личности является нравственная позиция человека, в формировании которой решающая роль принадлежит семье.

К достоинствам семейного воспитания относится наличие объективных возможностей для включения детей в бытовую, хозяйственную «воспитательную» деятельность семьи, опосредованное приобщение их к труду родителей.

В исследованиях Д. О. Дзинтере, Л. В. Загик, Т. А. Марковой отмечается: если ребенок-дошкольник, как и другие члены семьи, выполняет трудовые обязанности, живет интересами и заботами семьи, то он становится действительно полноправным членом семейного коллектива, привыкает уважать труд матери, отца, что способствует воспитанию у него заботливости, ответственности, трудолюбия. Это способствует гармонизации семейных взаимоотношений, повышает возможности педагогического влияния родителей на ребенка.

По мнению ученых, чем сплоченнее семья, тем эффективнее ее воздействие на ребенка. Сплоченность семьи предполагает ценностное единство, приоритеты семьи, подчинение интереса индивида семейным нормам. Однако если эта приоритетность абсолютизируется, то происходит формирование конформистского поведения, когда личность ничего не делает без постоянной оглядки на доминирующих членов семьи. Отсутствие сплоченности, дезорганизация семьи, по мнению А. И. Антонова, открывает двери для внесемейных влияний.

Помимо сознательного, целенаправленного воспитания, на ребенка воздействует вся семейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности (И. С. Кон). Практически нет ни одного социального или психологического аспекта поведения подростка или юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом. И. С. Кон считает, что семейные условия, включая социальное положение родителей, вид их занятости, материальный уровень и уровень образования, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка.

Загрузка...