Многие православные в нынешнее время при одном упоминании о посте приходят в уныние. Наступает пост – не знаем, что и делать. Поститься по-настоящему, как полагается, мы не можем. В самом деле, возможно ли, например, на первой неделе одно сухоядение по однажды в день, и потом весь пост без рыбы, – с маслом только в субботу и воскресенье! Какое здоровье в наше время может вынести такое голодание? Так думаем мы и так толкуем; и выходит по нашему нынешнему толкованию, что пост вполне по Уставу содержать невозможно.
Правда ли это? Верно ли, что пост вредит здоровью и угрожает жизни? Надобно испытать. Попробуйте, попоститесь для Господа, с молитвой. Тогда увидите, вредит ли пост.
Несколько молодых людей поступили в царский дворец. «И назначил им царь ежедневную пищу с царского стола и вино, которое сам пил, и велел воспитывать их три года и потом представить ему. Но один из юношей положил в сердце своем не вкушать пищу, недозволенную законом Божиим, и не пить вина, – и просил начальника своего, чтобы ему и его товарищам давали только овощи в пищу, а для питья одну воду. Но начальник не соглашался; он говорил, что от постной пищи они похудеют, и тогда царь накажет его за это. Тогда юноши стали просить, чтобы он испытал их: попробовал сначала кормить постной пищей и водой десять дней. Если в этот срок от такой пищи они отощают, тогда они станут есть мясное, а если не отощают, тогда можно будет продолжать употребление одной постной пищи. Начальник согласился. И через десять дней оказалось, что от постной пищи юноши не только не похудели, но сделались еще красивее и телом полнее. Это были Даниил, Анания, Азария и Мисаил, которые за любовь к воздержанию и за верность закону Господню потом получили от Бога знание и разумение всякой книги и всякой мудрости, а Даниилу еще даровал Бог разуметь всякие видения и сны (Дан. 1 гл.).
Лучшим доказательством того, что пост не угрожает нашему здоровью и жизни, служит долголетняя жизнь святых подвижников Церкви Христовой, претерпевших всевозможные физические лишения, мужественно подавлявших порывы своей воли и направлявших все свои помыслы к Богу. Они почти не знали никаких болезней, всегда были бодры духом и телом, хотя на вид они были – только кожа да кости. А жили они – вот поскольку: прей. Павел – отшельник, живший в дикой пещере и соблюдавший строжайший пост, достиг 93-х лет; преп. Антоний почил 113-ти лет; св. Афанасий и св. Иероним преставились, имея свыше 80-ти лет. Симеон Столпник стоял на столпе 80 лет, а всего прожил 103 г.; Кириак Отшельник – 109 лет, Алипий Столпник – 118, Иоанн Молчальник – 104, Антоний и Феодосий Великие – по 105, Павел Фивейский – 113, наш русский подвижник Павел Комельский – 112, Анин – 110, Макарий Александрийский – 100, Марк Фракийский только в пустыне провел 95 лет, не считая того, сколько жил в мире. А сколько святых и богоугодных людей жило по 90, по 80 лет – трудно и перечесть. Да и теперь, где вы больше встретите благолепных старцев, украшенных сединами – в миру ли или в монастырях? Недавно в Троицкой Лавре почил от трудов своих простец-старец 104-х лет; он даже и пострижен не был, ничего не искал, с раннего утра до позднего вечера приметался в Божьем храме. Лет сорок носил тяжелые вериги. Питался только куском хлеба и ковшом кваса в день. В 2 часа утра он уже был в соборе, стоял утреню, потом раннюю обедню; затем, отдохнув в притворе церковном на теплых чугунных плитах над духовой печью, стоял позднюю обедню, и только после сего шел в богадельню, где ему отведен был уголок. А к вечерне он первый приходил в церковь, потом шел ко всенощной, оттуда – на правило и тогда только домой… И так изо дня в день, много лет…
Где брал силы этот хилый, маленький старичок?.. Бог подкреплял его, и подкрепляет всех таких.
А как и чем питались эти великие подвижники? Илларион Великий принимал пищу обычно через три-четыре дня; Савва – через пять, Симеон Дивногорец еще шести лет от роду уже постился по шести дней, а во всю жизнь вкушал через три – семь, десять дней. Он вкушал раз в неделю; также постился и Макарий Александрийский по Великим постам. Патриарх Константинопольский
Иоанн Постник во все время своего святительства вкушал только раз в неделю – в воскресенье, принимая немного овощей. Паисий Великий вкушал только в субботу и воскресенье, а к концу жизни стал вкушать через две недели. Виссарион и Симеон Юродивый часто постились по целой неделе, а иногда проводили без пищи и сорок дней. Симеон Столпник, Герасим Иорданский, Анин, Феодор Сикеот, Антоний и Феодосий Великие, Мария Египетская, Даниил Столпник и многие другие обычно всю четыредесятницу проводили без пищи…
Их пища была: смоквы, финики, разные огородные овощи, самым простым образом приготовленные, без всяких приправ, разве только с солью, очень редко – с маслом. Одному подвижнику в день Пасхи ученик приготовил пищу с маслом, он посмотрел на нее, залился слезами и сказал: «Господь мой вкусил оцет с желчью, и я ли буду есть с маслом?» – велел подать себе обычную пищу без масла. Ели вареные зерна пшеницы, ячменя, чечевицы, – что у них называлось сочивом. Те, что жили в монастырях, питались кроме овощей, конечно, и хлебом; запасались хлебом и те пустынники, которые жили близ монастырей, сберегая запас сухарей на несколько дней, даже месяцев, лет, но были и такие, которые много лет не вкушали и хлеба. Марк Фракийский, 95 лет не видавший лица человеческого, открылся посетившему его Серапиону, что голод заставлял его иногда наполнять чрево землей и пить морскую воду. Пустынники питались тем, что давала им пустыня: дикими растениями, корнями разных трав, мхом, дубовой корой… Было бы странно и упоминать о вине… Один подвижник, когда его принуждали выпить немного вина, всегда наказывал себя тем, что весь следующий день не давал себе ни капли воды. И при таком-то скудном питании они еще никогда не ели досыта: у них было правило
– оставлять пищу, когда еще есть некоторый остаток голода. Фунт[1] хлеба в сутки – вот самая обычная мера их питания. Но многие и эту меру сокращали до четверти фунта. Макарий Александрийский сделал себе сосуд с узким отверстием, так, чтобы только могла проходить рука, и клал в этот сосуд мелко нарезанные сухари: сколько можно было за один раз захватить рукой, столько и брал он, когда хотел подкрепить себя пищей. Это было не больше осьмушки фунта. Многие из наших Киево-Печерских подвижников питались одной просфорой в день.
Приведенные примеры убеждают нас в том, что строгое воздержание не сокращает жизнь, а способствует ее долголетию.
Покайтеся, приближибося Царствие Небесное.
Слова о покаянии особенно часто слышатся нами в эти дни. Еще за несколько недель до святого поста Церковь умоляла о нас Господа, воспевая: «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», а когда мы достигли святых дней, то слова о покаянии слышатся уже почти в каждом песнопении и каждой молитве. Но что такое покаяние, которого так настойчиво от нас требует св. Церковь? Покаяние не следует смешивать с исповедью. Исповедь есть уже завершенье или проявление покаяния. Покаяние начинается с осуждения человеком самого себя, осуждения своих греховных мыслей, слов и дел, ясного уразумения того, что доселе мы вели жизнь худую, и что многое из нашего поведения необходимо оставить. Когда человек поймет свое душевное греховное состояние и увидит, что продолжать прежние грехи не только опасно, но и погибельно, тогда в нем является сердечное решительное намерение переменить свое поведение. Если в нас является такое твердое намерение вести жизнь лучшую, то это намерение не может оставаться без действия, но немедленно проявляется во всем: в мыслях, словах и поступках. В ком произошла эта благодетельная перемена, тот в словах делается весьма осторожным, во всех поступках осмотрительным и в особенности ревностен в богоугождении, проявляя оное в молитве и добрых делах. Кто так переменился, о том можно сказать, что он снискал душе своей покаяние: он исполнил слова св. Предтечи: «Покайтеся».
Но для нашего спасения еще недостаточно одного душевного сознания своей греховности и твердого намерения исправить свою жизнь. Если бы мы и исправили свою жизнь, то еще между нами и Господом стоят, как стена, наши прежние еще не прощенные грехи; нам нужно прощение, помилование: нужно, чтобы Господь простил нас. Кроме того, нам нужны еще силы подняться, выбраться из той греховной душевной нечистоты, в которой мы так глубоко погрязли: своими душевными силами нам не выбраться из этой бездны. В самом деле, отчего же бывает так, что и видишь, что худо делаешь, постоянно грешишь, – и опять впадаешь в те же грехи: опять те же суетные и нечистые помыслы, неосторожные слова, непохвальные дела. Отчего же?
Оттого, что без помощи Божией нам не выбраться из греховной бездны. Так зачем же после этого и покаяние, если оно только открывает глаза, только указывает на наше погибельное состояние, только расстраивает наше спокойствие и повергает в страх? Да, покаяние без помощи Господа только мучительно. Но не будем смущаться: сила покаяния в том и заключается, что оно снискивает нам милость Божию; оно приводит к нам Самого Господа. Посему-то св. Предтеча, сказав: «Покайтеся», – тотчас же присовокупляет: «Приближибося Царствие Небесное», т. е. лишь только вы сознаете свое душевное греховное состояние и решитесь перемениться к лучшему, тотчас приближается к вам Господь. Он дарует прощение всех прежних грехов, когда вы исповедуете их перед духовным отцом своим. Он подаст свою Божественную благодатную помощь на новую богоугодную жизнь.
«Приближибося Царствие Небесное». Царства нет без Царя. Если приблизилось к нам, сошло на землю Царство Небесное, то значит приблизился к нам Сам Царь Небесный со всем воинством небесным, с добрыми ангелами, хранителями душ и телес наших. Теперь не смущайтесь, что покаяние вам бесполезно. О нем знает Сам Господь: Он так близок к нам, что слушает каждое слово: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое!» Се, Христос стоит и прощает и благословляет на добрую жизнь. Так приблизился к нам Царь Небесный и Царство Небесное. Но где нет покаяния, т. е. сознания и сокрушения о грехах своих и твердого намерения исправить свою жизнь, там нет и Царствия Божия, нет прощения грехов, нет благодатной помощи на добрые дела; там грех во всей ужасной своей силе, а человек там погиб – погиб, если не опомнится и не покается.
Ныне силы небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Царь Славы. Се жертва тайная совершенна дориносится.
Веруешь ли ты, православный христианин, что действительно теперь здесь с нами силы небесные? Веруешь ли, что к тебе приблизился в этих Пречистых Тайнах Господь, Царь Славы? Следовало бы в такие великие минуты молчать со страхом и трепетом. Но меня, недостойнейшего, Господь поставил раздаятелем Сего пренебесного Дара Пречистых Св. Таин. Мне Господь повелел блюсти, чтобы преподаваемые Св. Тайны были достойно принимаемы, поэтому мой долг – употребить все силы, чтобы возбудить в вас благоговение и сердечное желание достойно носить преподанное сокровище. Итак возвещаю вам, возлюбленные, что здесь – силы небесные, “се бо входит Царь Славы”. Зачем же Сам Царь Славы с небесными силами пришел сюда в скорбную юдоль нашу?
Читаем в Св. Евангелии, что ходил Иисус Христос по градам и весям, исцелял всяк недуг и всяку язю в людях, видев народ, милосердовал о нем. По той же любви и милосердию и к нам ныне входит Царь Славы: Он видит нас и милосердует о нас. Видел Он, как мы, оставив все занятия, ходили в Его святой храм на богослужение, слышал Он наше покаяние, видит Он наше сердце, сокрушающееся о грехах и жаждущее оправдания и исправления; видит Он все немощи наши, видит, как возгорается в сердце желание лучшей святой жизни; видит, как скоро сердце наше ослабевает от немощи. Видит все Милосердый Господь и Спаситель и Сам приходит, ища нас, заблудших, чтобы подать нам Свою спасительную десницу. Он грядет к нам, чтобы миловать и спасать нас и пребыть всегда с нами. О, возлюбленные братие! Приидите и припадем здесь ко Христу. Спаси нас, Сыне Божий, как спасал Ты самых отчаянных грешников: разбойника, мытарей и блудниц; вот мы перед Тобой со всеми закоренелыми страстями, грехами и немощами. Иисусе Сыне Божий, помилуй нас! Предстоя ныне перед Тобой и перед страшными и святыми Твоими ангелами, одно вопию к Тебе: не возгнушайся моей нечистотой, но милостив буди мне грешному.
Ныне силы небесные с нами – се бо входит Царь Славы: грядет миловати и спасати нас. Но, помилованные и освященные, мы скоро оставим святой храм и понесем сокровище Пречистых Даров в свои грешные жилища. Вот тогда-то, братия, храните принятое сокровище. Не выпускайте из мысли Господа Иисуса: да будет сердце ваше богоносным. Читайте Его Св. Евангелие, услаждайтесь повествованием о делах Господних, непрестанно мыслями устремляйтесь ко Господу, благоугождайте Ему делами добрыми. Умоляйте Господа, дабы не отлучался Он от душ наших, но пребывал неотступно – вразумляя, просвещая, укрепляя и избавляя от всякого зла.
Прииди же во юдоль душ наших, Господи Иисусе, и спаси нас.
И будите Ми свидетели…
Что такое этот мир, как не поле непрестанной борьбы добра со злом, благочестия с пороком? Зло представляет столь страшную силу, что для борьбы с ним требуется мудрость и сила особенная. Веруя во Христа и принадлежа к Его св. Церкви, мы по самому званию своему должны быть борцами против греха и нечестия. В этой непрестанной борьбе мы имеем нашим Началовождем и Главой Самого Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Он сказал нам: «Дерзайте, Я победил мир, князь мира сего изгнан будет вон. Будьте мужественны и тверды в этой непрестанной борьбе добра со злом, не предавайтесь беспечности, но воинствуйте десными и шуиими», т. е. всеми способами утверждайте добро, не щадя своих сил. В этой опасной борьбе, где враг злобный, лукавый и могущественный на каждом шагу подставляет нам сети да погубит нас, где самая борьба столь непосильна для наших испорченных и ограниченных способностей, Господь наш не хочет нас оставить одних, беззащитных против всей страшной силы зла и несчастья. Он не только посылает ангелов для помощи нам и руководства; Он Сам желает быть с нами и вот – не духовно только, но и вещественно вселяется в нас. Свое Пречистое Тело и Честную Кровь Он дает нам есть и пить, как завет самой тесной неразрывной связи с Ним. «Сия чаша – Новый Завет Моею кровию». Это завет в том, что Господь нас принимает в Свое ближайшее общение, как единокровных чад своих, купленных Его честной кровью. А с нашей стороны это завет в том, что, принимая Тело и Кровь Христову, мы добровольно, но решительно и бесповоротно, всецело, всем существом своим отдаем себя на служение Господу, в Его святую волю и власть. Теперь мы – Его достояние, Его род, Его слуги и дети. Мало сего: мы с Ним едино тело, мы Его члены, а Он – Глава наша, мы – часть Его; мы уже не себе живем, но живем Им и для Него. Посему-то теперь во всем нашем поведении, во всех делах, поступках, словах и мыслях – везде должно сказываться то, что мы Христовы. Будите Ми свидетели,