Основной задачей экономической экспертизы (судебно-финансовой и судебно-бухгалтерской) является обеспечение получения доказательств в уголовном и судебном производстве, представляя его в широком смысле как процессуальное действие, направленное на выяснение существенных обстоятельств дела.
По существу, цель экономической экспертизы заключается в выяснении (вскрытии) фактов и обстоятельств нарушений законодательства в отношении сведений экономического характера, изложенных в документах, предоставленных на экспертизе по результатам финансового расследования в целях получения доказательств в уголовном, гражданском и административном судопроизводстве по делам об экономических преступлениях.
Примечательно, что на протяжении всего исследовательского процесса подготовки экспертного заключения, все современные возможности, предоставляемые специальными знаниями в областях экономики, в частности – государственные и корпоративные финансы, финансовый менеджмент, бухгалтерский учёт и аудит, а также финансовое право, используются одновременно.
Судебную экономическую экспертизу можно представить как институт доказательственного права, который может помочь сторонам, а именно – правоохранительным органам, судам, физическим и юридическим лицам установить или опровергнуть факты правонарушений. Экспертиза – это независимое расследование, проводимое в целях установления существенных обстоятельств, выявление которых требует специальных знаний, а не контрольных действий, связанных с выводами проверки. Посредством экспертизы проверяется исследовательская гипотеза, а не утверждения проверяющего как таковые.
В дополнение к вышеизложенному следует отметить, что заключение эксперта, мнение эксперта и показания эксперта считаются видами доказательств и в уголовном процессе и в судебном разбирательстве. В целом, экономическая экспертиза относится к проблемам, связанным с финансовой деятельностью и кредитованием хозяйствующего субъекта, нарушениями законодательства, регулирующего отношения с бюджетом, злоупотреблениями в процессе государственных закупок, сделками, связанными с вложениями в акции или доли коммерческих организаций, капитала и распределении прибыли организации, государственных органов и органов местного самоуправления, а также на выплату дивидендов организациями с совместным уставным капиталом с участием иностранных компаний и сделок иного финансового характера, в отношении которых экономическая (судебно финансово-экономическая и судебно-бухгалтерская) экспертиза назначается инициаторами в гражданских и административных судебных процессах, а также в рамках уголовных производств, возбуждаемых правоохранительными органами.
По сути, экономическая экспертиза представляет собой деятельность эксперта экономиста, основанная на проведении исследований и подготовки заключений, а также мнений, требующих специальные знания и навыки.
Общеизвестно, что объектами судебной экономической экспертизы фактически являются документальные носители информации, содержащие сведения об операциях, имущественном и финансовом положении организации, на основании которых производится судебно-экспертное исследование.
При проведении финансово-экономической и бухгалтерской экспертиз, эксперты сталкиваются с необходимостью исследования как полноценных документов – отвечающих всем требованиям бухгалтерского учёта и правильно вовлечённых в систему документооборота хозяйствующего субъекта, так и неполноценных – заполненных с ошибками и нарушениями. Кроме того, эксперты сталкиваются с электронными образцами бухгалтерских документов (скан—копий), которые в соответствии с решениями высших судебных органов не признаются доказательствами реальности совершенных операций и фактов хозяйственной жизни[1]. Совершенно очевидно, к таким документам необходимо подходить с особей осторожностью.
В целом, объекты судебной экономической экспертизы, с учётом так же особенностей налоговой системы и законодательства Республики Армения (РА), можно классифицировать следующим образом:
Налоговый расчёт – это представляемая налогоплательщиком в налоговый орган, с наличием электронной цифровой подписью, письменная информация в электронном виде либо о налоге или сборе, исчисленном в отчётный период, либо о любой сделке или операции, являющейся объектом налогообложения. К исключениям относятся те налоговые расчёты, в которых содержатся как являющиеся тайной и (или) подлежащие ограниченному использованию информация, так и утверждённые Правительством Республики Армения случаи, когда налоговые расчёты могут быть представлены в налоговые органы также и в бумажной форме.
2. Бухгалтерская (финансовая) отчётность – это отчётность, которую при производстве судебных экономических экспертиз можно использовать в большей степени при исследовании структуры активов и обязательств, разбивки статей расходов и доходов, информации об изменениях в капитале, а также при разделении денежных потоков отчётного периода.
3. Бухгалтерские первичные учётные документы – это такие документы, которые должны быть составлены при совершении факта хозяйственной деятельности, а в случае, если это не представляется возможным на текущий момент – непосредственно после её окончания. В законе РА «О бухгалтерском учёте» регламентируются обязательные реквизиты первичных учётных документов, а также особо рассматриваются требования к формам этих документов. Первичный учётный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа (расчётный документ, налоговый счёт (корректировочный налоговый счёт, налоговый счёт по возврату НДС), счёт—фактура, чек контрольно-кассовой машины, накладная на перемещение товара, а также в определённой степени инвойс в электронном виде), подписанного электронной подписью. Замечу кстати, что бухгалтерские первичные учётные документы в виде электронного документа рассмотрены ниже в ходе анализа, представленного в настоящей заглавие[2].
4. Регистры бухгалтерского учёта – это счета, которые формируются на основании данных первичного учёта. При этом каждая операция (запись) в регистрах должна быть подтверждена соответствующим первичным учётным документом.
5. Договоры на поставку товаров, работ, оказания услуг – это документация, представленная на экспертизу и которую при проведении исследования изучает эксперт. Следует подчеркнуть, что анализ факта исполнения условий договора в рамках судебной экономической экспертизы без соответствующих первичных документов не представляется возможным.
6. Платёжные документы – это движение денежных средств, которое исследуется на основании выписки банка по счетам организации. Выписки могу быть представлены в двух видах: в полном и так называемом усечённом. Исследование операций движения денежных средств осуществляется на основании исследования платёжных поручений, выписки банка по счёту клиента и мемориального ордера.
7. Движение наличных денежных средств (кассовые операции) – это проведение судебной экономической экспертизы операций с наличными денежными средствами, принимая во внимание также необходимость исследования соответствующих первичных документов: поступление – приходные кассовые ордера и выдача (расходование) – расходные кассовые ордера, а также отражение указанных операций на основании первичных документов в соответствующем регистре кассовой книги.
8. Ввозная или вывозная налоговая декларация, заполняемая и представляемая в соответствии с установленным Единым таможенным законодательством ЕАЭС, а также таможенная декларация подаваемая в таможенный орган. Важно отметить, что в декларации указываются сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре, о способе перемещения товаров и условиях внешнеторговой сделки с ними, а также информация о таможенных платежах, подлежащих уплате.
9. Учредительные документы организации – это устав, учредительный договор, решение собрания учредителей, реестр акционеров и др..
10. Акт инвентаризации – это инвентаризационные и сличительные ведомости с приложенными материалами проведённой инвентаризации.
Следует отметить, что при исследованиях, в ходе судебной экономической экспертизы, недопустимыми объектами являются: протоколы допроса, документы, содержащие чужое профессиональное мнение, отчёты об оценке, акты ревизии, заключения аудиторов, акты налоговых проверок, а так же электронные носители информации, реестры, справки и подобные документы с нерегламентированным наименованием[3].
Анализируя нынешнее законодательство, важно почеркнуть, что в Законе РА «Об электронном документе и электронной цифровой подписи», в частности, сущность понятия «электронного документа» определяется как существующая правовая норма[4].
В статьях 2 и 3 данного Закона «электронный документ» определяется как информация или сообщение, представленное в электронной форме, которое имеет внутреннюю и внешнюю форму представления. Формой внутреннего представления электронного документа является результат регистрации на электронном носителе информации, а формой внешнего представления является результат воспроизведения электронного документа на экране видеоустройства (дисплея), бумаге или на ином отличном от электронного носителя материальном предмете. В дополнение к вышеотмеченным статьям, в статье 4 более полно прописано положение о том, что: «Электронный документ, защищённый электронной цифровой подписью, имеет то же правовое значение, что и документ, заверенный собственноручной подписью лица, если подтверждена подлинность электронной цифровой подписи и отсутствуют достаточные доказательства того, что документ изменён либо подделан с момента его отправки и (или) передачи на хранение…».
Что же касается сути электронной цифровой подписи, то она представляет уникальную последовательность символов, полученную посредством криптографического преобразования информации и представленную в электронно-цифровой форме для создания данных электронной цифровой подписи и данного электронного документа. Согласно принятому законодательству РА физические и юридические лица несут ответственность за нарушение законодательства об обращении электронных документов и применении электронной цифровой подписи.
Таким образом, по результатом анализа содержания данного закона – под понятием электронной цифровой подписи следует иметь ввиду реквизиты электронного документа, предназначенные для его защиты от подделки, позволяющие как идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, так и устанавливающие отсутствие искажений в электронном документе. При этом, сертификат владельца ключа подписи оформляется на физическое лицо, на имя которого удостоверяющим центром выдан сертификат ключа, и которое владеет соответствующим закрытым ключом электронной цифровой подписи.
Касательно бухгалтерских первичных учётных документов считаю уместным процитировать статью 11 Закона РА “Об электронном документе и электронной цифровой подписи”, в которой изложено следующее положение: «Электронные варианты первичных (учётных) документов заменяют свои бумажные варианты в случаях, установленных Правительством Республики Армения, или, если в соответствии с установленными законодательством Республики Армения требованиями сохранились их бумажные варианты».
В дополнение к вышесказанному, отмечу, что электронная цифровая подпись в Армении предоставляется закрытым акционерным обществом «EKENG», которое является единственным органом в Армении, имеющим полномочия удостоверять электронные подписи. Следует иметь ввиду, что для подписания документа цифровой подписью, подписывающий должен использовать специальное устройство для чтения идентификационных карт удостоверяющих личность.
Таким образом, мониторя тенденции развития электронных документов как объектов исследования, можно с большой вероятностью проследить в стране динамику развития электронного документооборота, естественно только после принятия со стороны Правительства РА соответствующих мер контроля (нормативных актов).
Анализируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть следующее. При проведении судебной экономической экспертизы объектами исследования могут выступать принятые со стороны эксперта те документальные носители информации в виде электронных документов, которые содержат цифровые подписи в соответствии с действующим на текущий момент законодательством.
Что же касается тех документов, которые были сформированы с использованием средств (программ) автоматизации учёта, а так же скан-копий (электронных образов), то вышеизложенные объекты судебной экономической экспертизы, даже в случае содержания в них необходимых реквизитов, но не заверенные электронной цифровой подписью соответствующего ответственного лица, являются неполноценными.
В Армении судебные экспертизы по данным вопросам проводятся не часто, однако при их проведении необходимо учесть некоторые особенности.
Прежде всего, законное имущество физического лица (недвижимое и движимое имущество, драгоценные камни, ювелирные изделия, деньги, ценные бумаги и т. д.) можно учитывать (рассчитать), если их право собственности задокументировано.
Что касается методов выявления незаконных доходов физических лиц, то здесь следует различать два подхода. В первом случае физическое лицо занимается предпринимательской деятельностью, то есть он официально зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Во втором случае физическое лицо не занимается предпринимательством и не зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя.
Индивидуальный предприниматель не имеет бухгалтерского баланса, но обязан документировать свои доходы и расходы. В этом случае определение легальных доходов проводится из расчёта чистой экономической выгоды (доходы-расходы) по формуле:
Декларированное имущество + Чистая экономическая выгода (стоимость) = Текущее имущество.
Применение данного механизма оправдано, если все имущество, принадлежащее лицу, было задекларировано за предыдущие периоды. Если лицо не является индивидуальным предпринимателем, а имущество и доходы не задекларированы, документальный учёт невозможен.
Следует также отметить, что в Армении существует Совет по антикоррупционной политике, во главе с премьер-министром РА. Совет включает в себя: заместителя премьер-министра, министра юстиции РА, председателя Высшего Судебного Совета, генерального прокурора РА, председателя комиссии по этике высокопоставленных лиц. В дополнение к вышеперечисленному, к борьбе с коррупцией подключены также Комиссия по предупреждению коррупции РА, Комиссия по этике Совета председателей судов РА, Комиссия по этике высокопоставленных лиц РА, Комиссия по защите экономической конкуренции РА, Совет гражданской службы, Центральная избирательная комиссия РА.
На сегодняшний день в Армении действует система электронного декларирования активов и доходах государственных служащих и должностных лиц. В декларации заполняются данные об имуществе и доходах совершеннолетних членов семьи должностного лица, а также лиц, находящегося под опекой или попечительством. Несмотря на то, что она обеспечивает упрощение процесса декларирования, прозрачность и общественную доступность заявленных данных, тем не менее, выстроенная система является неполной и нуждается в улучшении.
Согласно закона «О публичной службе» Республики Армения: Лица, занимающие государственные должности (на руководящие должности, высокопоставленные должности), подают в Комиссию по предупреждению коррупции декларацию об имуществе и доходах, а также декларацию интересов (годовые, при вступлении в должность или прекращении должностных обязанностей).
В своём заявлении декларант заполняет данные об имуществе и доходах несовершеннолетних членов его семьи, а также об имуществе и доходах лица, находящегося под его опекой или попечительством, и несёт ответственность за их подлинность.
В декларации декларанта взрослые члены его семьи, проживающие вместе с декларантом, заполняют данные об их имуществе и доходах и несут ответственность за их подлинность. Декларация включает в себя имущество, принадлежащее декларанту: недвижимое имущество, транспортное средство (отчуждённое или приобретённое), ценные бумаги, заем (переданный декларантом или возвращённый ему), денежные средства. В декларацию о доходах должностного лица – включаются полученные в налоговом году доходы (источники получения доходов).
Необходимо отметить, что на базе международных исследований о специфики антикоррупционных проявлений в Республики Армения (РА), Национальное Собрание РА приняло закон РА “О системе осведомления”, который вступил в силу с 1-ого января 2018 года. Принятый закон позволяет наладить правовые отношения, связанные с осведомлением и гарантирует продуктивное применение права осведомления в борьбе с коррупцией. В частности, закон регулирует порядок осведомления, права осведомляющего лица, обязанности государственных органов и органов местного самоуправления, государственных учреждений и организаций, а также организаций общественного значения, с защитой осведомляющего лица и аффилированных с ними лиц[5].
При проведении проверки незаконных доходов физического лица следует иметь в виду, что получение информации о личных данных, свободе и экономической деятельности человека защищено законом.
Что касается о получения органами, осуществляющими уголовное преследование непубличной информации о доходах и понесённых расходов в отношении инвестиционных сделок, или получении коммерческой тайны физического лица, то последнее регулируется статьями 168, 169 и 170 Уголовно-процессуального кодекса Республики Армения.
С точки зрения предотвращения коррупции особое значение имеет необходимость закрепления соответствующим законодательством обязанности государственных служащих и высокопоставленных лиц в получение доходов и оплачивании товаров и услуг использование безналичных способов, а также для последних сделать обязательным при реализации договоров займа, вклада, дарения, пожертвования и т. д. производить платежи только безналичным путём.
18 января 2022 года принят закон РА «О безналичных расчётах» (вступил в силу с 1 июля 2022 года и распространяется на правоотношения, возникшие после вступления закона в силу). Действие закона распространяется на сделки, совершенные на территории Республики Армения а также на сделки, заключённые (фактически оплаченные) за пределами территории Республики Армения (фактически оплачено). С 1 июля 2022 года за отчуждение товаров на сумму более 300,000 драмов РА, отчуждение имущества, использование товаров, использование имущества, выполнение работ и оказание услуг, выплату пассивного дохода, установленного Налоговым кодексом Республики Армения, предоставление и получение кредитов, если одним из них является физическое лицо: расчет и оплата производится в безналичной форме. Для остальных граждан лимит установлен в размере 500 тысяч драмов, но в июле 2023 года он также будет снижен до 300 тысяч драмов. Закон также запрещает местным и центральным государственным органам совершать или принимать какие-либо платежи наличными, а также предусматривает постепенный запрет на оплату всех медицинских счетов и плату за обучение в образовательной сфере наличными, а также выплату наличными заработной платы в частном секторе. Запрет сначала коснётся Еревана, а в течение следующих двух лет будет распространён на другие области Армении[6].
Что касается методологии по выявлению средств, не имеющих законное происхождение, применимые к физических лицам, то специалисты в этой сфере в основном рассматривают 3 метода:
Метод анализа чистой стоимости – прирост имущества и личное потребление с учётом определённых начислений и отчислений превышают доходы, за которые уплачены налоги.
Метод расчёта денежного оборота – лицо за рассматриваемый период времени не может израсходовать или накопить денег больше, чем он имеет из доходов и других источников.
Метод расчёта покрытия расходов – сопоставление фактически произведённых платежей с суммами денег, которые имелись у проверяемого лица. Учитываются также те деньги, которые налогоплательщик имеет не с места официальной работы.
В последнее время все более актуальным становится экономический анализ, который является косвенным методом экспертного исследования, в котором информация и факты устанавливаются не непосредственно из документов, а путём расчётов моделирования и других эконометрических и логических действий. Для выявления преступно нажитых средств физических лиц значительный вклад по внедрению аналитических методов доказательства могут внести современные способы раскрытия следов преступления, имеющаяся международная практика, расширенная возможность получения информации и потенциал экспертов-экономистов[7].
Очевидно, что при обеспечении экономической безопасности, государственные органы, наделённые полномочиями по надзору за государственными и частными финансами, гораздо чаще сталкиваются с уголовными преступлениями, в отличие от других секторов экономики, особенно, в случаях, когда речь идёт о налоговой и таможенной сферах, кредитовании, ценных бумагах, торговле, приватизации государственной собственности, а также для некоторых других сфер финансовой деятельности.
Рост вышеперечисленных видов преступлений привёл к реализации различных мер контроля, разработке и принятии новых, более эффективных правовых актов, касающихся регулирования указанных сфер, а также внесения изменений в законодательные акты об административной и уголовной ответственности.
Тем не менее, проводимые реформы по урегулированию законодательного поля, в свою очередь, в параллели ориентируют новые основания и положения выполнения финансово-экономических экспертиз по делам связанным с преступлениями в сфере экономической деятельности, одновременно, адекватным образом ориентируя на применение разрабатываемых методических указаний, с целью уточнения в ходе исследований поставленных вопросов.
Судебная финансово-экономическая экспертиза, с точки зрения проверки совершенных хозяйственных операций, представляет собой процесс установления достоверности доказательственных исходных данных. Последнее осуществляется в отношении вопросов, которые связанны с:
финансовой деятельностью коммерческих организаций,
законодательством, регулирующим финансовые отношения с бюджетом,
выполнением договорных обязательств между поставщиками и покупателями товаров, предоставляющими услуги, исполнителями работ и их получателями,
инвестициями в ценные бумаги или акции (доли),
выплатами дивидендов,
финансовыми функциями некоммерческих организаций и органов местного самоуправления для целей расследования органом прокуратуры и принятия решений судами.
Основанием для исчисления размера ущерба, причинённого государству (общинам) при производстве судебно-экономических экспертиз является законодательство о налогах, пошлинах, сборах, регулирующее финансовые отношения с государственным бюджетом, а также корректность исполнения договорных обязательств, операций, связанных с инвестициями, распределение полученной прибыли, различные финансовые операции, первичные бухгалтерские документы, финансовые отчёты, налоговые расчёты и другие документы, обосновывающие финансовые операции, а в общинах – также решения старейшин и распоряжения главы общины.
По всей видимости, ущерб причинённый государству может возникнуть в результате нарушений законодательства, нормы бухгалтерского учёта, правила исчисления и уплаты налогов, а также при уголовном банкротстве, злоупотреблении служебным положением или халатности, других нарушений и т. д. Для расчёта такого ущерба необходимо провести полное изучение и анализ актов законодательства, соответствующих характеру и виду причинённого ущерба, а также обоснование размера ущерба, причинённого их применением.
Важно почеркнить, что методики расчёта размера ущерба причинённого государству не существует, однако, с точки зрения действующего в Республике Армения законодательства, можно выделить (сгруппировать) некоторые сферы, в которых, исходя из специфики, имеются определённые общие черты для исчисления ущерба причинённого государству, в частности – налоговая и таможенная, бюджет общины, строительство, закупочный процесс, преднамеренное банкротство и т. д.
Ниже представлен характер ущерба, причиняемого государству в различных сферах, который, как предмет исследования подлежит объективному анализу при проведении финансово-экономической экспертизы.
Ущербом причинённым государству, с точки зрения нарушения налогового и таможенного законодательства, в основном считается: не перечисление исчисленных налогов в государственный бюджет или их перечисление с задержкой, не составление установленных документов, либо составление их с грубым нарушением установленного порядка, в том числе путём внесения заведомо ложных данных и завышения расходов в расчётах или в декларациях представляемых в налоговый орган, а также уменьшение ставки налога с оборота, уменьшение налоговой базы, занятие предпринимательской деятельностью лицами, не имеющими государственной регистрации или не состоящими на учёте в налоговом органе, но осуществляющими деятельность, подлежащей лицензированию, без лицензии и др.[8].
Ущерб, нанесённый с точки зрения деятельности общины, в основном обусловлен необоснованным установлением ставок при взимании местных пошлин и сборов, уплачиваемых в бюджеты общин, а также налогами на недвижимое имущество и налогами на имущество транспортных средств, сокращения количества налогоплательщиков организаций и физических лиц, необоснованное изменение целевого назначения (категории) земель, принадлежащих общине, оформление отчуждения и аренды земель с нарушением закона, незаконным принятием решений совета общины и распоряжений главы общины[9].
Ущерб, причиняемый государству в сфере строительства, в основном связан: с завышением объёмов и сметных цен в составленной смете на строительные работы, с выполнением проектных работ с упущениями и недостатками, с принятием необоснованных исполнительных актов техническим надзором, с некачественным выполнением строительных работ, а также с отклонениями от фактических планы и сметы строительных работ.
Ущерб наносимый государству в процессе закупок в основном вызван созданием неравных условий в организованных торгах, то есть: предоставление неполных и необоснованных технических характеристик, отсутствие полного и ясного описания характеристики объекта покупки, условий покупки, непрофессиональным и предвзятым подходом оценочной комиссии, а также сложившимися такими обстоятельствами, во время которых организации не соответствующие квалификационным требованиям участвуют и побеждают в конкурсах[10].
Что же касается сферы банкротства, то к ущербу причиняемому государству юридическими и физическими лицами при банкротстве относятся: кредиторские задолженности по налогам и сборам, не определённые налоговой проверкой суммы скрытых или меньше отображаемых налогов по объекту налогообложения, а также суммы государственной пошлины за лицензирование, в случае осуществления деятельности, подлежащей лицензированию. При определении размера ущерба причинённого государству необходимо проанализировать основы признания должника банкротом и признаки неплатёжеспособности[11].
Таким образом, финансово-экономическая экспертиза является важным компонентом в сфере расследования экономических преступлений, при выполнении которой, помощью комплекс специальных методов, имеется возможность выявить общую картину финансового положения проверяемой организации, а также подготовить соответствующие выводы о наличии несоответствий в качестве элемента доказательной базы в экспертном заключении.
Что же касается требований к методике, применяемой при производстве судебных финансово-экономических экспертиз, то, с учётом также требований процессуального права, в основу ее разработки должен быть заложен такой инструментарий, положения которого как минимум дольны содержать следующие научно-методические:
механизмы сравнительного анализа информации, целью которых является объективное выявление несоответствий относительно реальных финансово-экономических результатов предпринимательской деятельности,
механизмы выявления неточностей данных приведённых в финансовой отчётности исследуемой организации,
инструменты для полного и объективного выявления фактов о реальных ростовщиках или распорядителях доходов организации за определённый период времени.
инструменты по выявлению причинно-следственных связей между нанесённым ущербом и недостоверными данными в бухгалтерских и юридических документах.
инструменты выявления скрытой части доходов, полученных от реализации товаров и имущества, капитальных вложений и иной оперативной деятельности в интересах бизнеса, а именно негативные последствия действий, характеризующих экономические преступления в рамках причинения ущерба государству и собственникам.
Методические подходы, предлагаемые для целей проведения финансово-экономических экспертиз, в рамках исследование причинения ущерба государству или расходования бюджетных средств, являются результатом изучения научной литературы и особенно экспертной практики, которые, однако, наряду с теоретической разработкой, требуют также сочетаний научных и практических испытаний.
Помимо вышеизложенного, следует отметить, что наряду с технологическими достижениями в экономике, и как результат совершенствование экономических преступлений, использование устаревшей методологической базы, для проведения исследований по данному направлению, не может быть оправдана. Следовательно, необходимо усилить значение научно-методической и научно-практической работы судебного эксперта, с точки зрения адаптации, согласования и разработки новых методик.