От автора

Закройте глаза. Представьте, что находитесь в любимом приятном месте. Возможно, это будет ваш дом или дом ваших родителей. А может, какая-то локация в другой стране. Главное – ощутите комфорт и безопасность. Когда почувствуете, как тепло растекается по телу, откройте глаза. Вы настроились на нужный лад – и теперь мы с вами готовы работать.

Дислексия – что это такое? Если у вас нет профильного образования или внушительного багажа знаний, вы, скорее всего, ответите, что это проблемы с чтением и пониманием текста. Вы правы – но лишь отчасти. Картину дополняют и другие трудности: с освоением математических навыков, с вниманием, присутствуют и психологические сложности. Дислексия – это целый комплекс проблем, и я хочу рассказать вам о ней подробнее.

Меня зовут Елена Данилова. Я на протяжении более чем десяти лет работаю с детьми, в том числе с теми, которые испытывают трудности в обучении. Более того, я знаю, что представляет из себя дислексия, не понаслышке – я обнаружила эту проблему у своей дочери, когда она училась в третьем классе, семь лет назад. Я написала эту книгу, будучи матерью, психологом и основателем Социального Центра Дислексии и первой школы для детей с дислексией в Казахстане – и я написала ее для семей и специалистов, которые ищут подход к дислектикам. Надеюсь, что смогу обогатить ваш личный и профессиональный опыт эффективными техниками и способами помощи вашим детям, родным, учащимся… Или самим себе.

Я пишу (и говорю) – «дислектики», а не «дислексики», как принято повсеместно. Казалось бы, разница всего в одной букве, а на практике – это современный подход к вопросу. Я отталкиваюсь от понятия «дислектичный склад мышления», то есть признаю, что дислексия – это особенность мышления, а не болезнь.

Книга написана максимально простым языком, с заботой о ваших чувствах. В первую очередь из нее вы узнаете, что из себя представляет дислексия, чем отечественный подход (в России, Казахстане и других странах СНГ) к этой особенности отличается от западного, что лежит в основе тех или иных трудностей. Я дам список признаков и специальный чек-лист, с помощью которого вы сможете понять, действительно ли существует проблема у вас, вашего ребенка или ученика, и стоит ли обращаться к специалисту.

Мы разберем очень важный момент, который многими воспринимается болезненно: откуда у ребенка (или у взрослого) дислексия. Насколько сильно на ситуацию влияет генетика? Какие внешние факторы повышают риск развития дислексии? Принципиально ли то, что в семье сплошные отличники и люди с высшим образованием? Когда будете читать этот раздел, призываю вас не зацикливаться на поиске «виновных» – к сожалению, если дислексия диагностирована, это делу не поможет. Изучите причины для общего понимания ситуации, сделайте выводы и возвращайтесь в реальную жизнь. Здесь ваша помощь будет куда важнее.

Бóльшую часть книги занимает материал, посвященный обучению ребенка с дислексией. Получение знаний и социализация – несомненно, важные составляющие полноценной жизни. И маленький человек, пусть даже испытывающий сейчас некоторые затруднения с восприятием информации, я убеждена, достоин того, чтобы жить счастливо. У него должен быть шанс раскрыть свой потенциал и стать реализовавшимся взрослым. И это возможно – но только при условии своевременной помощи со стороны родителей и педагогов. Да, на вас, дорогие читатели, лежит большая ответственность. Я дам вам не только базовую информацию, но и практические советы для эффективной работы с дислектиками – пожалуйста, применяйте полученные знания в повседневной жизни и на работе.

Есть у этой книги и совершенно иная, необычная миссия: я хочу убедить вас в том, что дислексия – это не ущербность. Это не приговор и не повод опускать руки. И уж тем более это не причина закрываться от мира, выпадать из общественной жизни и стыдиться! Чтобы это осознать, вы в какой-то степени погрузитесь в мировосприятие дислектика. Пожалуй, попробуем прямо сейчас!

Представьте: вы спокойно ждете свой автобус на остановке. Внезапно к вам подходит незнакомая злая женщина и начинает на вас громко кричать. Как вы реагируете? Скорее всего, на несколько секунд впадаете в ступор, не понимаете, что делать, как поступить. И только спустя некоторое время ваш мозг осознает: «Ага. Ну что ж, нужно и правда что-то сделать». То же самое испытывают дети-дислектики, когда сталкиваются с чем-то непонятным, неизвестным. Они впадают в ступор, и в этот момент их мозг отключается, потому что просто не знает, какие действия совершить далее.

Приведу более конкретный пример, иллюстрирующий, как думают и воспринимают окружающий мир дети с дислексией.

Читая сейчас определенные слова, пробуйте либо представлять предмет, либо чувствовать аромат, либо слышать какой-то звук. Итак: яблоко. Представьте его: яблоко круглое, большое или маленькое, красное или зеленое, с «хвостиком» или гладкое и блестящее. Скорее всего, вообразить себе манящий запах сочных яблок тоже не составит для вас труда. Дождь. Услышьте звук, почувствуйте запах, представьте пейзаж за окном. Простое слово – но оно несет в себе столько смыслов! Когда мы только знакомимся со словами, мы впитываем в себя их значение и способы употребления, мысленно строим образы. Но для дислектика при первой встрече неизвестное слово (либо безóбразное слово) – это просто закорючки, за которыми нет никакой картинки. Набор букв не обладает образом, поэтому несет пустоту.

Эту пустоту необходимо чем-то заполнить, потому что мозг находится в замешательстве. Что он начинает делать? Так как мозг, будучи в ступоре, отключается от всех внешних раздражителей – глаза не видят, уши не слышат, тактильные ощущения притуплены, – он начинает искать собственные образы, с которыми у него уже есть опыт взаимодействия. К примеру, цифра 4. Для дислектика она никак не связана с количеством «четыре», и мозг начинает искать соответствия. Очень часто дети с дислексией называют цифру 4 «стулом». Когда они увидят эту цифру в следующий раз (например, при изучении чисел), то скажут, что это «стул». Именно такую картинку подобрал мозг. Но ведь не всегда то, что находит мозг, является правильным – и тогда происходит дезориентация еще и потому, что образ подобран неверно (или его нет вообще).

При этом у детей с дислексией на самом деле очень развитое воображение! К сожалению, часто мы в суете дней просто не замечаем этого. Мы забываем, что детям нужно наше внимание, и в результате они закрываются, уходят в свой любимый мирок – в фантазии, где все хорошо, прекрасно и понятно. Там дети строят свои зáмки и придумывают героев. Хотя возможен и противоположный вариант: маленький человек начинает слишком бурно реагировать и искать вашего внимания, отказываясь учиться и нарушая все мыслимые правила поведения, только чтобы скрыть или преодолеть свое замешательство.

Прямо сейчас я дам вам первый совет.


Запланируйте на этой неделе один или два часа, которые вы безраздельно посвятите своему ребенку. Придумайте, как проведете досуг: сходите с ним в театр, на балет, в оперу, в гончарную мастерскую, на мастер-класс по рисунку. Даже если ребенок будет возмущаться: «Фу, там же неинтересно!» – проявите стойкость и следуйте своему плану. Посмотрите, как он будет воспринимать окружающий мир, какие чувства будет показывать, какие таланты проявит. Поверьте: вы станете ближе за эти пару часов!


Дислексия – это на всю жизнь. Но я не устану напоминать, что это не болезнь, – просто к дислектикам нужно найти подход. Детям и взрослым с дислексией придется смириться с тем, что путь их будет трудным, но именно вы, люди, которые рядом, в силах облегчить его. Или сделать еще более сложным.

Выбирать вам, но я надеюсь, что вы примете правильное решение и продолжите свое путешествие по страницам этой книги. Помните: чем больше эффективных способов помочь вы знаете, тем легче и радостнее вы можете сделать жизнь дислектиков, близких вам.

Загрузка...