Оценивая современную американскую стратегию национальной безопасности и американскую военную стратегию (которая призвана реализовать основные положения стратегии национальной безопасности, используя военные средства), следует признать, что обе эти стратегии свидетельствуют о возвращении американских правящих кругов к подходу к окружающему миру, характерному для официального Вашингтона вплоть до окончания холодной войны. А именно Америка вынуждена противостоять на международной арене вызовам (военно-политическим, экономическим, идеологическим) со стороны других враждебных великих держав, и именно на эти вызовы должны дать ответ американская стратегия национальной безопасности и военная стратегия.
В постбиполярную эпоху, когда американский политический класс был охвачен эйфорией от победы в холодной войне, американские стратегии строились из презумпции абсолютного доминирования в мире. В Америке не сомневались в том, что это лидерство сохранится в любой обозримой перспективе.
Администрация Трампа, однако, исходила из того, что лидерство в мире вовсе не является чем-то само собой разумеющимся, и Соединённые Штаты вновь сталкиваются с противниками из числа великих держав.
Иными словами, при Трампе военная стратегия вернулась к пониманию того, что основным вызовом национальной безопасности США являются враждебные великие державы, вроде Российской Федерации или КНР. И то обстоятельство, что увеличение военного потенциала России было наиболее наглядно продемонстрировано именно на европейском континенте, стало подлинным вызовом для официального Вашингтона.
Именно администрации Трампа пришлось серьёзно пересмотреть ту военную политику в Европе, которую его предшественники проводили после окончания холодной войны и которая привела к серьёзному сокращению американских военных возможностей на континенте – при одновременном резком расширении политических обязательств США на востоке Европы.
В начале XXI века военная политика США на европейской части континента сводилась к тому, чтобы максимально сократить там численность американских войск, способных принимать участие в военных действиях на сухопутных ТВД (сухопутные войска, морская пехота, тактическая авиация), заменив их американскими подразделениями, размещёнными в США и прибывающими в Европу на условиях ротации, на время проведения учений и иных мероприятий133. Несмотря на ограниченность своих военных ресурсов на континенте, США продолжали вплоть до недавнего времени расширять военно-политические обязательства в Европе, свидетельством чему стало, в частности, вступление в НАТО Албании и Хорватии в апреле 2009 г. Хотелось бы ещё раз подчеркнуть: данную военную политику в Европе американское военно-политическое руководство могло проводить лишь в условиях господствующей в Вашингтоне твёрдой убежденности в том, что упадок России необратим, и поэтому с позицией Москвы по вопросам европейской безопасности можно не считаться.