Торговля и логистика, в целом, являются разными сферами экономики, но по ряду причин, которые скоро станут понятны, мы объединим их в одном разделе.
Как я уже упоминал вначале, привычные нам форматы торговли очень скоро начнут постепенно отмирать. Операции населения по закупке продуктов и промышленных товаров будут всё чаще и чаще становиться удалёнными. Владельцы супермаркетов и различных розничных магазинов начнут замечать, что физических покупателей, приходящих к ним, становится всё меньше, тогда как онлайн-продажи растут. Тем не менее магазины будут продолжать работать, постепенно меняя форматы взаимодействия с покупателями.
Если внимательно понаблюдать за работой современных супермаркетов, то невольно напрашивается вывод, что они всё больше и больше напоминают нам склады. Дорогие склады с хорошим ремонтом, расположенные в зданиях с весьма высокой арендной платой. Иногда на таком складе можно встретить работника в униформе, который, безусловно, подскажет вам, где можно найти определённый товар, но уж точно вряд ли сможет достоверно рассказать о его полезных свойствах. По крайней мере, я часто убеждался, что даже в супермаркетах электроники так называемые продавцы (а на деле обычные кладовщики) не могли что-то объяснить и посоветовать, и поэтому проще было посмотреть описание товара в Интернете, вбив данные со стикера на полке.
Более десяти лет назад активно обсуждался вопрос по замене на товарах в супермаркетах штрих-кодов на так называемые RFID-метки, которые могли бы позволить существенно ускорить процесс обслуживания клиентов на кассах и постепенно отказаться от использования живых кассиров. Однако данная технология не прижилась в супермаркетах, хотя отдельные попытки её внедрить были. Тем не менее она стала активно применяться в других областях, где это оказалось более оправданно. А супермаркеты постепенно получили в своё распоряжение более совершенные сканеры штрих-кодов и с тех пор очень активно внедряют процесс самообслуживания на кассах. Кассовая техника нового поколения очень удобна и без особых проблем позволяет любому необученному человеку самостоятельно завершить покупку.
Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что владельцы супермаркетов постепенно, шаг за шагом меняют нашу модель покупки товаров, незаметно повышая свою рентабельность и отказываясь от избыточных бизнес-процессов либо перекладывая их на нас. Всё, что им осталось сделать, – это полностью уволить персонал и перевести свой магазин-склад в место с более низкой арендной ставкой. Возможно, они предвидят, как будет меняться мир, и поэтому уже сейчас готовятся к наименее болезненному выводу с рынка ставших традиционными для нас за последние десятилетия форматов торговли.
Первый вывод, который мы можем сделать из сказанного выше о супермаркетах, заключается в том, что уже и в наше время туда совершенно незачем ходить – все покупки давно пора перевести в онлайн-формат и экономить время. Практика показывает, что при онлайн-заказе вероятность получить некачественный или бракованный товар ничуть не выше, чем случайно взять его с полки. Нужно понимать, что одним из важнейших бизнес-процессов любого уважающего себя супермаркета является контроль качества, который направлен как раз на то, чтобы следить за отзывами онлайн-покупателей и максимально снижать уровень брака. Единственная причина, по которой мы продолжаем туда ходить, – это выработанная десятилетиями привычка. Однако у нового поколения этой привычки уже не будет.
По мере осознания людьми того факта, что онлайн-покупка более удобна, в обществе будет постепенно меняться модель потребления в целом. Все без исключения магазины будут запускать онлайн-продажи, чтобы не потерять своих клиентов, параллельно оптимизируя бизнес-процессы и сокращая продавцов. Владельцы всех магазинов (в том числе магазинов одежды) будут искать и успешно находить способы обеспечить клиента всем необходимым удалённо. На помощь им придут новые мобильные приложения, позволяющие выбрать нужный товар, провести виртуальную примерку, а также многое другое. И даже так называемые «магазины у дома» будут разносить свою продукцию по подъездам и квартирам, пытаясь сохранить продажи и продлить своё существование. Но и они постепенно исчезнут, уступив место вендинговым аппаратам нового поколения.
Однако окончательное понимание того, что физические магазины больше не нужны, наступит лишь после массового запуска беспилотных автомобилей. К этому времени подрастёт новое поколение молодых потребителей, которые не будут знать мира, в котором нет мобильных телефонов и Интернета. Вот эти-то люди и закрепят тенденцию полного отказа от физических покупок.
В какой-то момент времени в городах перестанут строить большие торговые центры, а существующие начнут постепенно перепрофилировать. Мы ещё вернёмся к этому вопросу и подумаем, во что их можно будет превратить. А пока давайте рассмотрим, как будет происходить покупка после появления на улицах беспилотных автомобилей.