Предисловие

Макроструктура словаря-справочника: Предисловие, Введение, Словарь и Приложения.

Основная часть словаря-справочника – статьи об отдельных произведениях писателя (248 наименований: один роман, шесть повестей, рассказы, очерки и статьи). В Словаре представлено 92 текста, относящихся к первому периоду творчества, из канонического издания (15-томного собрания сочинений). Остальные стоят за его пределами. Дополнительно включаются отсылочные словарные статьи.

Заглавное слово словарной статьи – заголовок текста с его жанровым определением. Жанр многих произведений В. П. Астафьева обозначается в литературе неоднозначно. Так, многие считают «Где-то гремит война» повестью, другие – рассказом. Сборник «Весенний остров» в Интернете назван романом…

Граница между очерком, художественным очерком и рассказом не определена, часть рассказов Виктора Петровича выросла из очерков. Некоторые рассказы характеризуются исследователями как новеллы, эссе, короткие рассказы, миниатюры, затеей и т. д. Мы определяем жанр согласно каноническому изданию. «Меня часто спрашивают на встречах и в письмах: что такое затеей? Чтобы избежать объяснений, первому изданию „Затесей“ (М.: Советский писатель, 1972) я дал подзаголовок „Короткие рассказы“» (Астафьев В. П. Комментарий // Собрание сочинений: в 15 т. Красноярск: Офсет, 1997. Т. 7: Затеей: семь тетрадей. С. 536–537).

Микроструктура словаря (структура словарной статьи) относительно свободна. Цель издания – информация, а не интерпретация произведений, поэтому максимально сокращены ссылки на литературу, изложение разных точек зрения. Рубрикация может включать в себя сведения о композиции, сюжете и хронотопе (художественном времени и пространстве), героях и т. п. В большем или меньшем объеме транслируются сюжет, фабула произведения. Пересказ текста Астафьева все равно, что передача стихов прозой. Однако для первого ознакомления с творчеством писателя коллектив посчитал это полезным.

Если были разные редакции одного текста, относящиеся к разным периодам творчества, то статья планируется одна по дате первой публикации, но в ней дается информация обо всех редакциях. Если это сопровождается разными заголовками, то основная (полная) словарная статья ставится под тем, который фиксирован в каноническом издании.

В Словаре помещены полные статьи о произведениях, включенных в 15-томное собрание сочинений, но есть примеры текстов, оставленных В. П. Астафьевым «за кадром». Это или значительные, с нашей точки зрения, рассказы, очерки, или типичные. Отсылочные словарные статьи приводятся в двух случаях: 1) ссылка на статью об этом же произведении с другим заголовком; 2) упоминание о нем в статье о сборнике, газете или журнале, в проблемной или обзорной статье.

Словарь включает в себя энциклопедические статьи разных типов.

Кроме словарного описания произведений, в издание включены аналитические статьи, непосредственно связанные с динамикой астафьевского творчества. Это статьи об издательствах и изданиях, сборниках, обзорные и проблемные статьи.


Статьи, посвященные издательствам, в которых В. П. Астафьев публикует свои произведения

Пермские издательства

1. «Большевистская смена», газета.

2. «Звезда», газета.

3. «Красное знамя», газета

4. «Ленинское знамя», газета.

5. «Молодая гвардия», газета.

6. Молотовское книжное издательство.

7. «Оляпка», альманах.

8. Пермское книжное издательство.

9. «Прикамье», альманах.

10. «Чусовской рабочий», газета.


Свердловские издательства

1. Свердловское книжное издательство.

2. «Урал», журнал.

3. «Уральский следопыт», журнал.


Другие периферийные издательства

1. «Красный Курган», газета.

2. «Сибирские огни», журнал.


Центральные издательства

1. «Детгиз», издательство.

2. «Детская литература», издательство.

3. «Знамя», журнал.

4. «Литературная газета», газета.

5. «Литературная Россия», газета.

6. «Молодая гвардия», журнал.

7. «Молодая гвардия», издательство.

8. «Московский комсомолец», газета.

9. «Мурзилка», журнал.

10. «Наш современник», журнал.

11. «Новый мир», журнал.

12. «Огонек», журнал.

13. «Охота и охотничье хозяйство», журнал.

14. «Сельская молодежь», журнал.

15. «Смена», журнал.

16. «Советская Россия», издательство.

17. «Советский писатель», издательство.


Обзорные и проблемные статьи

1. В. П. Астафьев как детский писатель (Г. Л. Гладилина).

2. В. П. Астафьев как критик: первый период творчества (А. Ю. Колпаков).

3. В. П. Астафьев как очеркист: начало творческого пути (Г. С. Спиридонова).

4. Выразительные средства языка произведений первого периода творчества В. П. Астафьева (И. В. Ревенко).

5. Дом как концепт, организующий прозу первого периода творчества В. П. Астафьева (И. В. Ревенко).

6. Особенности художественного решения темы войны в раннем творчестве В. П. Астафьева (Т. Н. Садырина).

7. Произведения В. П. Астафьева в школьном изучении: пермский период (Н.В. Лебедева).

8. Религиозная проблематика в творчестве В. П. Астафьева раннего периода (О. Ю. Золотухина).

9. «Таежный закон» в ранних произведениях В. П. Астафьева (Л. Г. Самотик).

10. Философская основа произведений В. П. Астафьева (Е. Н. Викторук).


Сборники авторские

1. «До будущей весны»: рассказы.

2. «Огоньки»: рассказы для детей среднего школьного возраста.

3. «Теплый дождь»: рассказы для детей.

4. «Зорькина песня»: рассказы для детей среднего и старшего школьного возраста.

5. «Стародуб»: повесть и рассказы.

6. «Солдат и мать»: повесть и рассказы.

7. «Звездопад»: повести и рассказы.

8. «След человека»: рассказы.

9. «Помню тебя, любовь»: повесть и рассказы.

10. «Весенний остров»: рассказы для среднего и старшего школьного возраста.

11. «Конь с розовой гривой»: рассказы.

12. «Поросли окопы травой»: рассказы.

13. «Синие сумерки»: рассказы.


Коллективные сборники, в которых опубликованы отдельные рассказы В. П. Астафьева, представлены в одной обзорной статье.

Некоторые недостатки издания, неизбежные при первой пробе жанра: несомненно, не все произведения писателя учтены; прямого соотношения между величиной статьи и значимостью произведения нет; неизбежны некоторый субъективизм оценок авторами отдельных статей и отдельные неточности.

Издание показывает, что уже в первый период творчества В. П. Астафьев выдвинулся как значительный писатель не только регионального, но и общероссийского уровня.

Традиционным приложением является раздел «Наши авторы». «Основные даты жизни и творчества В. П. Астафьева (до 1969)» расширены по сравнению с изданием «Дар слова»[1]. Родственники Виктора Петровича представлены потому, что большая часть его произведений носит автобиографический характер. Список, составленный Н. Вершининой и опубликованный в Астафьевском ежегоднике «Стародуб»[2], авторами уточнен и расширен. Указаний на прототипы в списке нет. «Многие считают, что в моих вещах все насквозь автобиографично. Они заблуждаются. Даже портрет бабушки в „Последнем поклоне“, который читатели рассматривают буквально, как фотографию моей бабушки Екатерины Петровны, содержит обобщения, черты пририсованные» (Астафьев В. П. Всему свой час. М.: Молодая гвардия, 1985. С. 8).

Список произведений В. П. Астафьева первого периода творчества позволяет по достоинству оценить творческую активность автора.

В создании словаря-справочника «Виктор Петрович Астафьев. Первый период творчества (1951–1969)» участвовали: МБУК «Чусовская районная центральная библиотека имени А. С. Пушкина» (директор Альмира Михайловна Кардапольцева), КГБУК «Литературный музей В. П. Астафьева», г. Чусовой (директор Владимир Николаевич Маслянка), ГКБУК «Пермская государственная краевая универсальная библиотека им. А. М. Горького» (заведующая отделом краеведения Яна Евгеньевна Араптанова), Библиотека-музей В. П. Астафьева, с. Овсянка, (директор Надежда Яновна Артамонова), Государственная универсальная научная библиотека Красноярского края (заместитель директора по библиотечной работе Оксана Владимировна Андроненко).


Л. Г. Самотик

Загрузка...