Тея Сабин Викка для начинающих. Основы философии и практики

Thea Sabin

Wicca for Beginners: Fundamentals of Philosophy & Practice


© 2006 by Thea Sabin

Глава 1. Что такое Викка?

Недавно мы с мужем пошли в кофейню, чтобы встретиться с человеком, который хотел стать членом нашей группы по изучению Викки. Как и многие виккане, возглавляющие учебные группы, из соображений общей безопасности и комфорта мы всегда первый раз встречаемся с людьми, которые находятся в поисках духовного пути, в общественном месте. За чаем мы спросили его, почему он хочет изучать Викку. Мы спрашиваем об этом всех, кто хочет у нас обучаться. Если они говорят, что ищут религию, основанную на почитании природы, путь самосовершенствования, способ установить связь с богом или что-то похожее, мы продолжаем беседу. Если они говорят, что хотят околдовывать своих бывших возлюбленных, варить котлы яда, заставлять других влюбляться в них, поклоняться дьяволу или летать на метле, мы говорим, что им не повезло в жизни, и вежливо предлагаем обратиться к психотерапевту.

В ответ на наш вопрос этот человек рассказал, как он искал информацию о Викке в книгах и Интернете, посещал публичные викканские ритуалы и ходил по книжным магазинам с эзотерической литературой, но на эту тему было так много всего, что он не был уверен, что относится к Викке, а что нет. Он также не понимал, как отделить духовные проблемы от других. Как он выразился, «я знаю, что где-то здесь должна быть религия». Он решил найти учителя, который поможет ему разобраться во всем этом.

Легко понять, почему он был в замешательстве. В течение нескольких последних лет Викка и магия брали штурмом американскую поп-культуру. Мы долгое время смотрели сериал «Моя жена меня приворожила», но другой сериал – «Сабрина – маленькая ведьма» – и фильмы о Гарри Поттере, кинотрилогия «Властелин колец», сериалы «Зачарованные» и «Баффи – истребительница вампиров» вызвали новую волну проявляющих интерес, несмотря на то что большинство этих сериалов и фильмов имеют очень мало общего с настоящей Виккой. Дошло до того, что кто-то ввел термин «поколение ведьм» для всех подростков и молодых людей, которые увлеклись Виккой в результате этого засилья магии в СМИ. Сейчас книг по Викке продается больше, чем когда-либо, и в Интернете более шести тысяч сайтов, связанных с Виккой. Есть викканские радиопостановки, викканские ассоциации и официально зарегистрированные викканские церкви. Есть даже кукла Барби «Секретные заклинания» в блестящем костюме, с котлом и «волшебным» порошком. Конечно, формально она не викканка, но вносит свой вклад в общую неразбериху.

Наблюдая эту внезапную популярность Викки и магии, вы можете подумать, что они наконец превратились в господствующую тенденцию. К счастью или к сожалению, это не так. Избыток информации о Викке в СМИ вызвал у людей главным образом ошибочные, сбивающие с толку и противоречивые представления о том, что такое Викка. Хотя с этим словом теперь, надо думать, знакомо больше людей, чем когда-либо, в поп-культуре отсутствует сколько-нибудь целостный, точный образ виккан. Благодаря фильмам и телепередачам виккане, возможно, преобразились из ведьм с зелеными лицами и в остроконечных шляпах в полуголых сексуальных женщин с пирсингом на пупке, которые помогают другим своими «чарами», но это ничуть не точнее (хотя бы потому, что есть много мужчин-виккан) и не лучше прежнего.

Иногда даже виккане не понимают, что такое Викка. В викканском сообществе ходят разговоры (и даже споры) о том, что значит быть викканином. Я не собираюсь в них ввязываться. Вместо этого я хочу дать вам всеобъемлющее понимание Викки, чтобы вы могли сами решить, что есть правда.

Вот определения некоторых понятий, которые используются в этой книге.


• Викканин – человек, который исповедует викканскую религию/духовный путь и либо прошел викканский обряд инициации, либо официально и ритуально объявил себя викканином.

• Некоторые виккане используют слова «викканин» и «ведьма» как взаимозаменяемые, но есть ведьмы, которые не считают себя викканами. Виккане – это разновидность ведьм.

• Виккане и ведьмы – это две подгруппы более многочисленной группы язычников. Язычники – это последователи религий, основанных на почитании земли. Большинство виккан и ведьм считают себя язычниками, но не все язычники – виккане или ведьмы. Христиане иногда называют любого, кто не является христианином, мусульманином или иудеем, язычником, но мы не согласны с этими определениями.

• Когда я использую в этой книге термин «колдовство», я говорю о том, что делают виккане и ведьмы: о религиозном ритуале и работе с заклинаниями. Я использую термин «Викка», чтобы называть так саму религию.


Так что же такое Викка? Есть много ответов на этот вопрос. Вот некоторые из наиболее распространенных.

Викка – это «новая старая» религия

Викка – это новая религия, в которой сочетаются сохранившиеся народные традиции и более современные элементы. В целом она основана на западноевропейских языческих обрядах и ритуалах, которые проводились в течение многих столетий – до, во время и после прихода Иисуса, – таких как почитание природы, празднование смены времен года, празднование урожая и занятия магией. Некоторые из этих старых обрядов продолжают существовать в Викке, но в основном структура этой религии и многие из ее практик более современные. Часть положений этой религии заимствованы из средневековых гримуаров (книг по магии), у оккультных организаций, таких как «Золотая Заря», и техник, которые придумывают современные виккане, потому что они соответствуют их целям или ситуации. Викка – это живая, развивающаяся религия.

Викка – это не разновидность колдовства, о котором можно прочитать в большинстве книг по истории, но она тесно связана с колдовством. Вероятно, колдовство в той или иной форме существует с тех пор, как появились люди. Конечно, о нем упоминается в классической литературе, например в историях о Медее и Цирцее, и, конечно, в документах ранней христианской церкви. Один из самых ранних и самых известных церковных документов о колдовстве – «Епископский канон», который оказал глубокое и длительное влияние на отношение христиан к колдовству и язычеству. В XII веке он был включен в каноническое право, но считается, что появился значительно раньше (возможно, в 906 году нашей эры). По существу, в «Епископском каноне» говорится, что колдовство – это иллюзия, основанная на воображении, и вера в колдовство – это ересь, или отрицание учения церкви. Известная часть «Епископского канона» гласит:


Некоторые беспутные женщины, соблазненные Сатаной, бывают подвержены иллюзиям и фантазиям, которые насылают на них демоны; они верят и признаются, что в ночные часы скачут верхом на животных вместе с языческой богиней Дианой и целым сонмом других женщин, и что в гробовом молчании ночи преодолевают огромные пространства, и что исполняют приказания Дианы как своей госпожи… но было бы хорошо, чтобы только одни они погибли от своего неверия и не увлекли с собой многих в бездну нечестивости. Ибо великое множество, обманутое этими ложными воззрениями, верит, что они истинны, и верит настолько, что уклоняется от истинной веры и вовлекается в заблуждение язычников, когда начинает полагать, что помимо единого Бога есть еще какое-то божество или сила[1].

Идея о том, что вера в колдовство и язычество – это ересь, была популярна до папы римского Иннокентия VIII, который выпустил папскую буллу Summis desiderantes affectibus («Всеми силами души»), полностью изменившую «Епископский канон» и провозгласившую, что колдовство действительно существует и занятие им является ересью. Хотя до этой буллы было опубликовано несколько церковных писем с положениями, меняющими «Епископский канон», новая булла была самой эффективной, поскольку появилась в 1484 году, уже после изобретения печатного станка. И ее в качестве предисловия включили в широко распространенный «Молот ведьм», печально известное руководство по выявлению, пыткам и судебному преследованию предполагаемых ведьм, написанное доминиканскими инквизиторами Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером.

Эта булла открыла путь для инквизиции, охоты на ведьм в Европе и привела к убийству тысяч людей, обвиняемых в ереси колдовства. И, вместе с «Молотом ведьм», она помогла укрепить, систематизировать и распространить некоторые из идей, тесно связанных со средневековым колдовством. Они включали в себя представление о том, что ведьмы заключают договор с дьяволом (при этом часто целуя его в зад, чего не сделает никакой викканин, обладающий чувством собственного достоинства). Так началась охота на ведьм.

Дохристианские обряды в лучшем случае считались суеверием, а в худшем – колдовством или поклонением дьяволу, и поскольку теперь церковь официально признала колдовство ересью, людей, которые обвинялись в проведении языческих обрядов, преследовали в судебном порядке. Во времена охоты на ведьм многие европейские дохристианские языческие традиции исчезли, были включены в католические обряды или ушли в подполье. Отчасти это произошло бы даже независимо от охоты на ведьм, так как традиции редко остаются абсолютно неизменными в течение тысяч лет. Однако сохранились отдельные очаги язычества и остатки «старины». Сегодня мы видим следы некоторых из них в таких традициях, как танец моррис и танцы вокруг майского дерева в Англии.

С одной стороны, история колдовства и церкви не имеет никакого отношения к Викке. «Сатанинское колдовство», которое преследовалось церковью, даже если оно когда-либо существовало, было христианской ересью, включавшей договор с дьяволом, черную магию, человеческие жертвоприношения и другие злодеяния. Виккане не верят в Сатану, Викка – не христианская ересь (это религия), и виккане, как и все остальные люди, считают черную магию и человеческие жертвоприношения отвратительными. С другой стороны, история сатанинского колдовства оказывает на виккан двоякое влияние. Во-первых, церковь приравнивала даже благотворные дохристианские языческие практики, которые являются основой современной Викки, к сатанинскому колдовству. Во-вторых, многие люди сегодня все еще полагают, что сатанинское колдовство и язычество – это одно и то же.

В 1921 году доктор Маргарет Мюррей написала книгу «Культ ведьм в Западной Европе», в которой она выдвинула гипотезу о том, что средневековое колдовство в действительности было не христианской ересью, а организованным языческим культом плодородия, который в почти неизменном виде сохранился в Средневековье. Ее теория была очень романтичной, но совершенно бездоказательной. В книге предполагалось, что средневековые ведьмы были намного более организованы, чем это могло быть без телефонов, автомобилей, Интернета или даже общего языка (язык простолюдинов часто отличался от языка дворян), и что было больше взаимодействия между «ковенами» ведьм, чем ранее полагали историки. В последующие годы большинство теорий Мюррей было опровергнуто, и соответствие между отчетами о средневековом колдовстве больше объясняются влиянием «Молота ведьм», чем существованием древнего языческого культа. Если многие из инквизиторов, которые допрашивали ведьм и записывали эти допросы, действовали, так сказать, на основе одного и того же руководства, то они, вероятно, получали одни и те же результаты. Но какими бы причудливыми ни были идеи Мюррей о колдовстве, они оказали долговременное влияние на то, что стало современной Виккой, и некоторые из них продолжают существовать по сей день.

В 1951 году в Англии отменили последний закон о колдовстве, что позволило Джеральду Броссо Гарднеру написать «Колдовство сегодня» (опубликована в 1954 году) и «Значение колдовства» (опубликована в 1959 году). Эти две книги оказали огромное влияние на викканскую религию. Гарднер был британским государственным служащим, который родился в конце XIX века и первую половину жизни в основном провел за границей, работая на Цейлоне, Борнео и в Малайзии. Он изучал другие культуры и стал экспертом по крису, малазийскому ритуальному ножу. Возвратившись в Англию, он искал людей, которые интересовались эзотерическими учениями, и это привело его в организацию «Розенкрейцерский театр», которой управляла группа, называвшаяся «братство Кротона». Гарднер был не слишком впечатлен театром или братством, но его заинтересовали некоторые участники. Члены этой группы постепенно прониклись доверием к Гарднеру и рассказали ему, что они были ведьмами и знали его в предыдущей жизни. Гарднер утверждал, что он прошел там обряд инициации и сам стал колдуном.

Гарднер был очень заинтересован в сохранении Викки. Однако многие из знакомых ему виккан были пожилыми, а молодые люди тогда не привлекались в Викку, поэтому он был обеспокоен тем, что Викка может исчезнуть. Он спросил у своей верховной жрицы, может ли написать книгу о колдовстве, чтобы вызвать у людей интерес к нему. Сначала она отказалась позволить ему это сделать, но в итоге разрешила написать роман о ведьмах под названием «Помощь высшей магии». Позже Гарднер покинул ее ковен, создал собственный и написал книги «Колдовство сегодня» и «Значение колдовства».

Здесь важно отметить, что существует еще один тип современных ведьм, которых часто называют «ведьмы семейной традиции». Семейные традиции передаются в неизменном или фрагментарном виде из поколения в поколение, и некоторые из этих ведьм утверждают, что корни их уходят к средневековой охоте на ведьм или еще дальше. Большинство из них не считают, что колдовство было организованным языческим культом, как полагала Маргарет Мюррей; скорее оно в значительной степени состоит из семейной народной магии и традиций. Большинство ведьм семейной традиции не называют себя викканами, и их практика часто сильно отличается от того, что мы считаем американской Виккой. В действительности, когда появилась традиция Джеральда Гарднера, именно ведьмы семейной традиции пренебрежительно назвали ее гарднерианской традицией. Они считали Викку Гарднера неполноценной, поскольку у нее не было долгой истории (или достоверной истории, по правде говоря) и поскольку Гарднер в своем стремлении сохранить Викку занимался саморекламой. Однако это название прижилось и в конце концов утратило негативные коннотации. В наши дни все еще существует немало гарднерианских виккан, и большая часть современной Викки основана на работах Гарднера или вдохновлена ими – включая само слово «Викка», которое он не придумал, но популяризировал.

Гарднер, по крайней мере отчасти, верил в теорию Маргарет Мюррей о том, что колдовство – это древняя языческая религия (Мюррей даже написала введение к его книге «Колдовство сегодня»). Гарднер утверждал, что ритуалы и заклинания, которые передали ему его учителя, были фрагментарными – часть их была утрачена – и что он восстановил недостающие части, взяв их из других оккультных источников, чтобы заполнить пробелы. Эти воссозданные ритуалы все еще используются гарднерианскими викканами в наши дни. Независимо от того, был ли он сам посвящен в существующую традицию, оставшиеся от него ритуалы не являются частью традиции, существовавшей еще до охоты на ведьм, хотя могут содержать элементы старинного колдовства. (Это не мешало Гарднеру время от времени сообщать прессе, что эти ритуалы имеют древнее происхождение, что вызывает недоверие к нему у ведьм семейной традиции.) Каким бы ни был источник Викки Гарднера, она стала основой и вдохновением для большинства современных викканских традиций.

В 1960-е и 1970-е годы гарднерианская Викка, александрийская Викка (традиция, очень похожая на гарднерианскую Викку) и другие традиции Викки и колдовства попали из Соединенного Королевства в Соединенные Штаты. Здесь они нашли благодатную почву. Эти традиции укоренились и развились, и появилось несколько новых традиций, которые были прямыми ответвлениями британских и семейных традиций или были вдохновлены ими.

Феминистское движение 1960-х и 1970-х годов также наложило отпечаток на Викку. В это время, когда американские женщины обнаруживали и пробовали свои силы, они (а также некоторые мужчины) выбирали Викку из-за почитания Богини и божественного женского начала, в котором нуждались, но нигде не находили. Несмотря на то что в Викке времен Гарднера практически наравне почитались Бог и Богиня, в этот период Богиня стала занимать более важное место в практике многих виккан, и некоторые из них вообще перестали поклоняться Богу. Некоторые женщины создали группы «дианических» виккан, которые были так названы в честь богини Дианы и состояли только (или главным образом) из женщин.

Отчасти благодаря феминистскому движению, а отчасти – старой доброй изобретательности эклектическая Викка в 1970-е и 1980-е годы начала завоевывать популярность в США, и сегодня это, вероятно, самая многочисленная подгруппа виккан. Эклектические виккане создают свои собственные ритуалы и практики, объединяя материалы из многих источников. Одна моя подруга, исповедующая эклектическую Викку, с любовью называет ее «магазинной тележкой», потому что вы как будто идете по продуктовому магазину с тележкой и берете с полок только те товары, которые вам нужны, или нравятся, или которые вы можете использовать. Таким образом, эклектические виккане могут приспосабливать свою практику к своим личным потребностям и убеждениям. С появлением эклектической Викки это направление действительно стала «новой старой» религией.

Викка – религия, связанная с землей

Викканский путь связан с землей, а не с небесами. В то время как последователи многих религий сосредоточены на том, что произойдет с ними после смерти, виккане сконцентрированы на участии в жизненном цикле, здесь и сейчас. Как выражается одна из моих учителей, виккане не пытаются «выйти из колеса». Под «колесом» она подразумевает Колесо Года, термин, который виккане используют для описания смены времен года с помощью восьми главных викканских праздников, или «шабашей». Виккане верят, что они активно участвуют во вращении этого Колеса – по сути, в природных явлениях, – тогда как последователи некоторых других религий пытаются быть выше природы. Виккане воспевают всю природу, землю и физическое тело: переживания, связанные с жизнью и любовью, сексом и даже смертью.

Многие символы викканской религии основаны на образах земли и природы. Виккане работают с четырьмя природными стихиями: Землей, Воздухом, Водой и Огнем. Они считают солнце символом своего Бога, а луну – символом своей Богини. Каждую весну они празднуют обновление земли, а каждую зиму – ее сон. Что наиболее важно, они стремятся быть в гармонии с природой и ее изменениями и «легко ходить» по матери-земле. Многие виккане являются защитниками окружающей среды или вегетарианцами в силу почитания земли, но если вы забудете о Дне Земли или съедите на обед гамбургер, то вас за это не выгонят из викканского загородного клуба.

Викка основана на опыте

Викка – это религия, основанная на опыте. Это означает, что роль Викки в жизни человека в значительной степени зависит от опыта этого человека. Не существует центральной церкви Викки, викканской Библии, Торы или Корана, в которых были бы описаны основные положения, правила и учение этой религии. Вы изучаете Викку, живя ею. Ваш опыт говорит вам о том, что истинно, что для вас полезно и во что вы верите. Мы идем этим путем подобно ученым, проверяя все на практике и изменяя свои убеждения в зависимости от результатов.

Когда вы что-то пережили, вы «завладели» этим. Это стало частью вас. Вы понимаете это на таком уровне, на каком не поняли бы, если бы только прочитали об этом. Это похоже на затяжные прыжки с парашютом. Вы можете предполагать, что значит выпрыгнуть из самолета, – чувствуя, как ветер хлещет по телу, видя стремительно приближающуюся землю, – но, пока вы не сделаете это, вы не узнаете, на что это похоже. Вы не включили затяжные прыжки с парашютом в свой личный набор переживаний. Точно так же обстоит дело с викканской религией. Пока вы не провели викканские обряды и не попытались произнести заклинание, вы не компетентны в этом. Вы можете прочитать книги наподобие этой и предположить, на что это похоже, но вы не станете викканином, пока не сделаете что-то викканское. В нашей религии действия говорят громче и убедительнее, чем слова.

Значит ли это, что виккане ничего не узнают из книг? Как раз наоборот. У многих виккан есть «Книга Теней», собрание заклинаний и ритуалов, и я знаю виккан, которые в день выдачи зарплаты бегут покупать недавно изданные книги по Викке вместо продуктов. Но викканские книги не говорят о том, как нам думать, верить или вести себя. Они дают нам вдохновение и основу для экспериментирования с этой религией.

Викка – это мистическая традиция

Есть определенные духовные переживания, которые почти невозможно выразить словами. Многие из них имеют отношение к таким важным темам, как смерть, любовь, бог и рождение, – к тому, что является сутью человеческого существования и в то же время сверхъестественным. Если у вас когда-либо был необыкновенный момент, когда вы просто знали, что бог реален, или чувствовали себя особенно тесно связанным с природой или космосом, как будто каждая часть вас была его частью, вы, вероятно, прикоснулись к тайне. Мистические религии создают условия или место, где люди могут непосредственно почувствовать реальность божественного. Они учат, что есть явления, которые находятся вне досягаемости наших пяти чувств, но тем не менее это неотъемлемые части нас, к которым мы можем непосредственно прикоснуться, хотя каждый из нас при этом будет использовать свой метод.

У каждой религии есть свои собственные тайны, или откровения. Некоторые из викканских тайн, например взаимодействие между Богом и Богиней, отражены в наших обрядах во время шабашей. Когда мы участвуем в обрядах, мы изображаем то, что происходит на космическом уровне, будь то смена времен года, союз Бога и Богини или любые другие из многих викканских тайн, и в этот момент мы едины с богами. Одним из лучших исторических – не викканских – примеров этого являются элевсинские мистерии, древний обряд в культах Деметры и Персефоны, который проводился в течение тысяч лет в Элевсине в Древней Греции. В определенное время года многие греки совершали паломничество в Элевсин, очищали себя в море и участвовали в обрядах, которые включали секретные откровения и учения, а также встроенные триггеры мистических переживаний. После того как они «видели» и переживали таинства обрядов, им не позволяли сообщать свои знания другим. На то было много причин. Ни разу два человека не переживали эти обряды одинаково. Если бы человеку говорили заранее, в чем сущность этих обрядов, это повлияло бы на его переживания и, возможно, разрушило бы их. И эта таинственность позволяла сохранить обряды священными и нерушимыми, изолировать их от повседневной жизни и передать в неизменном виде грядущим поколениям. Наказание за раскрытие тайны было суровым, и эта угроза, по-видимому, действовала, поскольку до сих пор никто не знает точное содержание этих ритуалов. Тайна умерла вместе с ее участниками.

Одни викканские тайны раскрываются во время медитаций или работы со снами, другие – в моменты озарения, когда викканин некоторое время шел по своему пути и внезапно важные положения стали ему понятны. Как я уже сказала, у каждого свои переживания. Но Викка, с ее вниманием к природным циклам и акцентом на медитации и экстрасенсорных способностях, предоставляет много возможностей прикоснуться к тайнам божественного и космоса.

Викка – это европейское шаманство

Одно из лучших слышанных мной описаний Викки состоит в том, что это европейское шаманство. В Америке мы привыкли слышать рассказы об индейских шаманах, которые занимаются магией и целительством для членов своего племени, но у людей европейского происхождения также есть шаманская традиция: колдовство. Историк Мирча Элиаде в своем классическом труде «Шаманизм: архаические техники экстаза», опубликованном в 1964 году, определяет шамана как человека, который входит в измененное состояние сознания, чтобы предпринять духовное путешествие для получения информации, исцеления, магической работы, предсказания будущего или общения с мертвыми.


Шаман – больше чем знахарь или маг, хотя часто он является и тем и другим; шаман также может быть священником, хранителем тайн и проводником душ в загробный мир.

Во всех культурах мира в той или иной форме существует понятие Мирового древа. Это символ связи между духовным миром и землей. Корни дерева лежат в преисподней, ствол – это человеческий материальный мир, а ветви и листья – небеса или небесное царство. Это дерево может быть «реальным» или метафорическим. Шаман путешествует вверх и вниз по Мировому древу и между духовным и земным мирами, чтобы выполнить свои задачи для племени или группы. Шаманы используют много техник, чтобы «путешествовать» по Мировому древу, включая транс, оборотничество и магию.

Как пишет Элиаде, человек может или родиться шаманом, или стать им через «шаманский кризис» или обряд посвящения. Детей, родившихся с особенностями – в «рубашке» новорожденного или с родинкой, с определенными нарушениями или необычными способностями, – во многих культурах считали потенциальными шаманами. Идея заключалась в том, что если человек своими физическими качествами достаточно отличался от остальных членов группы или племени, то он от рождения мог «видеть» и чувствовать то, что другие не могли, и поэтому больше подходил для путешествия между мирами. В этом есть определенный смысл: слепые люди воспринимают окружающий мир не так, как зрячие, а человеку в инвалидном кресле мир кажется не таким, как тому, кто может ходить.

Человек мог стать шаманом, если он прошел через шаманский кризис – настолько травмирующее событие, что оно необратимо изменило его жизнь. Шаманский кризис мог наступить естественным путем, например, в результате тяжелой болезни или состояния клинической смерти. Он также мог быть вызван извне – обрядом посвящения или испытанием.

Викка включает многие из этих идей. Виккане умеют жить в гармонии со своими экстрасенсорными способностями. Говорят, что магические круги, сакральное пространство виккан, находятся «между мирами» и виккане «путешествуют» между ними, чтобы встретиться с богами, получить информацию и исцелиться. Виккане часто входят в экстатические или трансовые состояния, чтобы заниматься магией или общаться с божеством. Многие виккане испытали изменяющие жизнь переживания, которые привели их на викканский путь, и викканские группы часто проводят обряд инициации новых членов как церемонию символической смерти и возрождения, вызывающую своего рода шаманский кризис и изменение мировоззрения новичка.

Эти церемонии смерти и возрождения могут казаться пугающими, и, откровенно говоря, иногда так и есть, но в них нет ничего негативного или порочного. Они предназначены для того, чтобы побудить нас преодолеть свои страхи, обрести силы и взять на себя ответственность за свой духовный путь, а это трудно сделать, если ничто в нашей жизни не бросает нам вызов.

Викка – это магическая система

И последнее – по порядку, но не по значению. Викка – это магическая система. Существует несколько видов магии. Есть повседневная магия, когда вы занимаетесь колдовством с такой целью, как поиск новой работы или защита своего дома. Виккане постоянно используют такую магию. Но также есть вид магии, к которому вы обращаетесь, чтобы проявились ваша личная сила и божественность. По существу, это ваша воля – найти свою цель в жизни и быть в гармонии со своим высшим «Я». Мы более подробно поговорим о воле в главе 2 и о магии в главе 11, а сейчас вам нужно знать, что в Викке можно заниматься двумя этими разновидностями магии.

Как вы можете видеть, есть много интерпретаций Викки. Теперь, когда вы ознакомились с общей информацией и знаете, что такое Викка (или чем ее считают другие люди), вы готовы узнать из главы 2, во что на самом деле верят виккане. Но, прежде чем двигаться дальше, следует запомнить одну важную вещь: если вы хотите идти этим путем, ваш викканский опыт может быть языческим, основанным на опыте, шаманским, мистическим, магическим, включающим все перечисленное или ничего из этого, но в любом случае это будут ваши собственные переживания.



Викка – это путь силы и личного роста. Как и многое в нашей жизни, Викка – это то, чем вы ее считаете. Радость – и вызов – состоит в том, чтобы обнаружить, чем она является для вас.

Глава 2. Некоторые основные викканские принципы и нормы поведения

Один из моих учителей часто говорил, что Викка – это религия, в которой много теологии (исследования природы божественного) и нет никаких догм (правил, навязанных религиозными лидерами). Многие становятся викканами, потому что они – независимые люди, которые не хотят, чтобы им указывали, что думать или во что верить. Викка предлагает благодатную почву и много пространства для духовного творчества и независимости. Хотя викканское сообщество очень разнообразно и постоянно становится все более разнообразным, есть несколько общих принципов, которые разделяет большинство виккан. В этой главе описаны семь из них, а также основные этические нормы виккан.

Однако, прежде чем заняться их изучением, ознакомьтесь с тем, что виккане не делают и во что не верят. Некоторые пункты могут показаться смешными, но я указываю их, потому что виккане иногда вынуждены объяснять некоторым людям, что те ошибаются. Итак, к вашему сведению, Викка не является…

Сатанинской или антихристианской. Как я говорила в разделе «Викка – это „новая старая“ религия» в главе 1, Викка – это не сатанинское колдовство. Виккане не верят в Сатану. Сатана – часть христианской религии, а сатанизм – это христианская ересь. Вопреки голливудским представлениям, виккане не приносят в жертву животных или людей и не извращают католическую мессу. Виккане не ненавидят христиан и не пытаются вредить им или их вере. Однако они действительно хотят, чтобы христиане прекратили стучать в их двери и оставлять на крыльце листовки, чтобы обратить их в свою веру.

Прозелитской. Виккане не пытаются обратить других в Викку. Виккане не наведываются в школы, чтобы заманивать неокрепшие умы в тайную секту. Виккане не обходят дома, пытаясь убедить людей, что именно их религия – правильная. Виккане знают, что людей разных культур на всех континентах – христиан, мусульман, иудеев, бахаистов, буддистов, язычников и других – на протяжении всей истории человечества убивали за их религиозные убеждения или заставляли принять чью-то веру, и многие виккане рассматривают прозелитизм как продолжение этого запугивания и принуждения. Виккане знают, что есть более чем один путь к Богу и что каждый человек должен найти свою собственную духовность (или вообще не искать ее, если не хочет). Виккане полагают, что если людям суждено идти по викканскому пути, то они найдут его и их не нужно заманивать в эту веру. Виккане также знают, что те, кто находит этот путь самостоятельно, ценят его больше, чем те, кого «убедили» стать викканами.

Дуалистической. Согласно изложенному ниже первому викканскому принципу, в Викке есть много двойственных и противоположных символов. Однако хотя в некоторых религиях двойственные явления считаются антагонистическими, например Бог и Сатана, виккане рассматривают отношения между ними как партнерские, а их самих – как две части единого целого. В Викке нет места стремлению разделять все на «черное» и «белое», «абсолютное правильное» и «абсолютное неправильное». Виккане видят много оттенков серого. Это не означает, что у виккан нет никаких нравственных принципов! Я расскажу об этом более подробно в конце этой главы – в разделе, посвященном этическим принципам.

Исключительной. В Викке нет ничего, что запрещает вам практиковать больше чем одну религию или поклоняться больше чем одному богу или нескольким богам.

Способом получить власть над другими. Викка – это способ увеличить вашу собственную силу. Разве это не более важно?

Только магией. Если вы изучаете Викку только для того, чтобы овладеть магией, не тратьте зря свое время. Викка – это религия, и она не нужна для того, чтобы заниматься магией. Магия существует вне религии. Викка является одним из многих путей к магической практике, но магия – не ее главная тема. Некоторые виккане вообще не занимаются магией.

Новым трендом с замечательной одеждой. Черные виниловые брюки и соответствующая помада, кольцо с пентаграммой в носу, несколько пугающая татуировка и новый компакт-диск с меланхоличной, тревожной рок-музыкой не делают вас викканином. Многие виккане любят веселье, необычные украшения на теле (черный цвет стройнит, блестящие вещи забавны, а татуировки – хороший повод для начала беседы), но если вы примете викканство для того, чтобы отдать дань моде, или потому что это должно шокировать ваших родителей, соседей или начальника, то вы опошлите эту религию. И, если говорить о моде и тенденциях, готы и Викка – это не одно и то же! Викка хорошо подходит для готов, потому что она исследует и даже принимает смерть и более темные аспекты духовности, и среди виккан есть много готов, но вы можете быть викканином независимо от того, носите ли вы «Армани», футболку с логотипом рок-группы, одежду из секонд-хенда или вообще ничего.

Поводом для сексуального насилия. Викка не связана с использованием секса для манипулирования другими людьми или с сексуальным насилием над детьми. Виккане считают это таким же отвратительным, как все остальные люди. Насилие над детьми неприемлемо, и ему не потворствуют на викканском пути. Верно, что виккане склонны быть довольно открытыми в вопросах секса (см. седьмой викканский принцип), но, поскольку они откровенно проявляют сексуальность и даже воспевают ее, большинство ковенов не примут новичка моложе 21 года. Неуместно участие ребенка или подростка в ритуалах, которые могут содержать сексуальную символику. Однако если кто-то пытается сказать вам, что ожидает от вас секса как оплату за обучение Викке, бегите от него куда глаза глядят. Этот человек – сексуальный хищник, а не викканин.

Вот список семи основных принципов, которых придерживаются многие виккане.

Первый викканский принцип: божество делится на противоположности

Многие виккане полагают, что есть единственная великая божественная сила, которую они называют «дух», «всё», «божественное» или просто «божество». Она дает жизнь Вселенной и стоит выше гендерных различий, пространства и времени. Они также полагают, как и последователи многих мировых религий, что божество в своей полноте является слишком огромным и абстрактным, чтобы люди постигли его до конца. В замечательной серии интервью «Сила мифа», которые Билл Мойерс взял у Джозефа Кэмпбелла, главного авторитета XX века в области мифологии, Кэмпбелл резюмирует эту идею: «Бог – это мысль. Бог – это имя. Бог – это идея. Но он стоит выше всего. Высшая тайна бытия находится за пределами всех категорий мышления»[2].



Виккане полагают, что божество имеет (или мы выделяем в нем) определенные стороны – или аспекты, – с которыми люди могут устанавливать контакт. Прежде всего, божество «делится» на мужскую и женскую половины.

В интервью «Сила мифа» Кэмпбелл описывает прекрасное воплощение этой идеи: Маска вечности в Пещере Шивы на острове Элефанта в Индии. У этой маски есть центральное лицо, которое смотрит прямо, и еще два, обращенные в разные стороны. Кэмпбелл объясняет, что левое и правое лица маски обозначают первое разделение божества и что «всякий раз, когда человек выходит из трансцендентного [божества], он попадает в область противоположностей. Они… возникают как мужчина и женщина с двух сторон»[3]. Таким образом, разделяясь на аспекты, божество перемещается в сферу действия времени, в которой существуют люди. «В сфере действия времени, – продолжает Кэмпбелл, – все является двойственным – прошлое и будущее, мертвое и живое, бытие и небытие, наличие и отсутствие»[4].

Это достаточно хитроумная идея, но ее викканская интерпретация довольно проста. Два главных аспекта божества, с которыми работают виккане, – мужской и женский – называются просто Богом и Богиней. Викканские Бог и Богиня символизируют ян и инь, позитивное и негативное, светлое и темное. Поскольку это две половины единого целого, они отделены друг от друга, но никогда не существуют обособленно; они связаны своей противоположностью. Ни один не может быть без другого. Противоположность – взаимоотношения – между Богом и Богиней является центральной, священной движущей силой в Викке.

Второй викканский принцип: божество имманентно

Виккане полагают, что божество – описанная в первом принципе жизненная сила – имманентно, или внутренне присуще всем людям и предметам. Оно есть в самом большом соборе и в мельчайшей песчинке. Это не совсем то же самое, что анимистическая идея о том, что у собора или песчинки есть собственное сознание, а скорее что есть священная сила, которая движет всем, и эта сила – божество или часть божества. Божество также находится в каждом из нас, независимо от нашей религии. Поскольку божество имманентно в нас присутствует, каждый из нас – часть божественного.

Третий викканский принцип: земля божественна

Виккане полагают, что земля – это проявление божества. Это материальная часть божественного, особенно Богини, которая дает рождение всему и снова все забирает после смерти. Следовательно, любое место на земле священно. Хотя вы можете утверждать, что одни места более священны, чем другие, виккане полагают, что в каждом уголке земли есть толика божественного, поэтому они стремятся настроиться на земные энергии и работать с ними. Это означает понимание годового цикла, состоящего из времен года, участие в этих циклах с помощью ритуалов и установления контакта с землей и жизнь в потоке естественной силы земли, вместо того чтобы действовать против нее.

Предельная степень религиозного опыта для многих людей состоит в том, чтобы подняться выше обыденного, земли, и перенестись в какое-то более высокое место. Оно может находиться во внешнем мире, как христианские небеса, или во внутреннем, как при достижении просветления или нирваны.



Хотя многие виккане полагают, что есть особое место, в которое они уйдут после смерти, и многие из них верят в «иной мир» или «преисподнюю», большая часть их практики сосредоточена на «здесь и сейчас», на планете Земля.

Например, викканские ритуалы часто имитируют сезонные изменения, и виккане включают деревья, камни и травы в ритуалы и магию.

Многие виккане полагают, что значительная часть их духовного пути – это забота о земле, будь то повседневные действия, такие как утилизация отходов, более серьезные усилия, такие как работа по охране окружающей среды, или что-то среднее между этими двумя вариантами. Викка не требует этого, но многие виккане так или иначе этим занимаются, поскольку это естественно вытекает от веры в то, что земля божественна.

Четвертый викканский принцип: экстрасенсорные способности

Виккане верят в то, что экстрасенсорные способности существуют, что они действуют и что каждый из нас рождается с экстрасенсорным даром. Если любой человек наполнен одной и той же божественной силой, так же как земля и все вокруг нас, мы должны уметь использовать эту силу, чтобы получать информацию и делать то, что выходит за пределы наших пяти чувств. Мы знаем, что многое, с чем мы сталкиваемся в природе, имеет определенные паттерны, например, форма спирали у морской раковины и форма листьев и кроны у многих деревьев, геометрия которых связана с золотым сечением. (Древние греки, как и другие народы, замечательно использовали сакральную геометрию и золотое сечение при строительстве храмов, что говорит об их согласии с природой!) Виккане полагают, что в дополнение к этим хорошо изученным природным явлениям в природе и в духовном мире есть и другие, хуже поддающиеся научному анализу паттерны, и они пытаются понять их и использовать. Экстрасенсорные способности – это просто чувствительность к этим паттернам и их осознание.

Экстрасенсорные способности помогают викканам во многих делах, таких как развитие интуиции, гадание (например, составление натальных карт или гадание по картам Таро) и восприятие того, что еще не может объяснить наука, например, духов умерших или присутствия богов. Как и многие другие таланты, экстрасенсорные способности можно совершенствовать, и Викка может помочь нам использовать этот дар. Один из самых очевидных, но важных способов, которыми это делает Викка, – убеждение нас в том, что экстрасенсорные способности реальны. В конце концов, трудно использовать что-то, в существование чего вы не верите. Виккане также развивают свои экстрасенсорные способности с помощью практики. Они занимаются медитацией, магией, гаданием, проводят ритуалы, и все это требует определенных упражнений для экстрасенсорных способностей. Я более подробно расскажу о некоторых из этих практик в последующих главах.

Пятый викканский принцип: магия

Виккане полагают, что магия реальна, что она работает и что они могут использовать ее для улучшения своей жизни и как помощь в духовных путешествиях. Когда я говорю о магии, я не собираюсь вытащить кролика из шляпы, превратить вашего младшего брата в жабу или заколдовать вашу бывшую подругу. Я имею в виду что-то более близкое к определению магии, данному знаменитым (и печально известным) магом XX века Алистером Кроули в его столь же знаменитой книге «Магия в теории и на практике». Магия – это «наука и искусство вызывать изменения в соответствии с собственной волей»[5].

Магия, как и экстрасенсорные способности, зависит от знания паттернов космоса. Но если использование экстрасенсорных способностей связано с настройкой на эти паттерны и их пониманием, то магия означает их модификацию или работу с ними для получения желаемого изменения. Философия магии, опять же, восходит к идее, что все наполнено божественным. Если все предметы содержат некоторую божественную энергию, мы можем ее использовать, чтобы влиять на то, что кажется – во всяком случае, для обычных пяти чувств – не имеющим никакой связи с нами. Эта идея точно резюмирована во введении к книге «Магия в теории и на практике», которая открывается следующей цитатой из первой части книги «Малый ключ царя Соломона», магического гримуара, или книги заклинаний:



Магия – это высшее, абсолютнейшее и божественнейшее познание естественной философии, получившее развитие в соответствующих трудах и поразительных деяниях, совершаемых благодаря правильному пониманию внутренних, скрытых свойств вещей, так что если воздействовать на них со знанием дела, можно получить удивительные и поистине замечательные результаты. Маги исследуют природу глубоко и старательно; благодаря своим умениям они способны предвидеть те явления, которые толпа считает чудом[6].

Как и в случае экстрасенсорных способностей, один из способов, которыми Викка помогает людям развить магические способности, состоит в том, чтобы просто позволить им верить, что магия возможна. Викка также учит нас, что каждый должен найти собственный путь и нравственный компас – свою магическую волю. Магия – инструмент для расширения возможностей и личного роста. Правда, виккане часто используют магию для решения обыденных проблем, например, для исцеления. Но ее высшая цель выходит за пределы обыденного.

Шестой викканский принцип: реинкарнация

Хотя большинство виккан скажет вам, что они верят в реинкарнацию – возвращение души на землю в новом теле или форме после смерти, – каждый из них понимает ее по-своему. Одни просто считают, что наши души возрождаются в новых телах, а другие думают, что наша сущность подвергается «переработке» после того, как тело умирает, и становится космической энергией. Некоторые даже полагают, что у всех нас одна общая душа и что эта душа имеет много вариантов жизни, одновременно населяя все наши тела.

Джеральд Гарднер, «дедушка» Викки, о котором я упоминала в главе 1, твердо верил в реинкарнацию. Одна из причин предъявляемых ему обвинений в саморекламе – то, что он пытался вызвать интерес к Викке, чтобы она не исчезла и у него была бы викканская семья, в которой он мог бы возродиться. Это внимание к реинкарнации отчасти основано на том, что я назвала третьим викканским принципом, – на божественности земли. Как мы уже видели, викканская практика сосредоточена на земле и на «здесь и сейчас». Таким образом, естественно, что виккане не считают смерть концом их существования и что они собираются однажды в какой-то форме вернуться в этот мир.

Седьмой викканский принцип: секс сакрален

В Викке секс, физическое соитие двух человек, – это священный акт, который приносит радость и восхищение, а не чувство стыда и вины. Секс ценят и почитают. Сексуальность считается даром богов, наслаждением и ответственностью, связанной с физическим телом, а также проявлением противоположности Бога и Богини и плодородия земли.

В Викке есть много сексуальной символики. Шабаши – викканские праздники – включают истории о союзе Бога и Богини. Чаша и атам (ритуальный нож) на алтаре виккан символизируют, помимо прочего, женские и мужские репродуктивные органы. Внимание, уделяемое в Викке природным циклам, направлено на плодородие земли и плодовитость людей.

Означает ли распространенность символики Бога-и-Богини и плодовитости, что в Викке запрещен секс между гомосексуалистами, поскольку он не предполагает участие женщины и мужчины? Конечно, нет! Противоположность выражается всякий раз, когда два взрослых человека добровольно занимаются любовью, и гомосексуальный секс – это такое же наслаждение нашей земной человеческой природой, как и секс гетеросексуальный.

Означает ли святость секса, что виккане устраивают ритуальные оргии? Это не относится к священному сексу в Викке. Понимание духовной стороны секса освобождает некоторых людей от жестких ограничений общества в вопросах секса, поэтому они с большей вероятностью могут экспериментировать со многими партнерами (что едва ли является оргией). Но идея о том, что пол является священным, также означает, что к нему нужно относиться с почтением, что дает викканам основание подходить к сексуальным отношениям с большим вниманием и уважением, чем если бы они считали секс чем-то обыденным. Одна моя знакомая знахарка из Центральной Мексики, которой больше 80 лет, так говорит об этом: «Вы священны. Ваше тело священно. Ваше влагалище священно. Ваш половой член священен. Вы не вводите в свое священное тело ничего, что не является священным. И вы не помещаете священное тело во что-либо, что не является священным». Я не могу придумать, как лучше сказать об этом.

Если вам не нравится идея о священном сексе или сексуальная символика, вероятно, Викка – это не ваш путь. Это может показаться резким. Но правда в том, что Викка бросает нам вызов. Она предназначена не для того, чтобы быть удобной или статичной. Мы не изменяемся, когда ничто не заставляет нас это делать, и значительная часть Викки касается изменений и личной силы, которую мы получаем, принимая эти изменения. Идея о том, что секс сакрален, – это лишь один из многих способов, которыми Викка может бросить вызов некоторым общепринятым социальным нормам.

Этика и расширение возможностей

Как вы могли понять, виккане – довольно независимые люди. Поэтому вас не должно удивлять, что нет никакого центрального органа, который определяет этику виккан. Этика – это, по существу, принципы поведения или правила приличия. Этика, или моральные принципы, большинства религий основаны на культуре, в которой развивалась данная религия, религиозных институтах (если такие есть) и священных писаниях и учениях церкви. В христианстве, например, есть 10 заповедей, которые, согласно Библии, дал людям Бог через Моисея.

Однако в Викке нет никаких «ты должен». Нет никакой книги, религиозного деятеля или неопалимой купины, чтобы сказать викканам, что этично, а что нет, и что с ними произойдет, если они оступятся.



Одна из вдохновляющих – но и пугающих – особенностей Викки в том, что викканин должен сам определять свои нравственные принципы.

Значит ли это, что Викка открыта для всех и люди делают все, что хотят, когда хотят, кому хотят, без последствий или ограничений? Значит ли это, что вообще нет никаких викканских руководящих принципов для нравственного поведения? Нет, и об этом говорится в следующем разделе.

Викканское наставление

Хотя нет никого, кто сказал бы викканам, что они должны делать, многие из них следуют этическому принципу, называемому Викканским наставлением. Оно гласит: «Если это никому не вредит, действуйте согласно своей воле». Это немного похоже на викканское «золотое правило».

На первый взгляд кажется, что Наставление говорит: «Делайте, что хотите, но не вредите никому и ничему». В принципе, это замечательно. Думайте, прежде чем будете действовать, не заколдовывайте этого специалиста по телефонному маркетингу, который вас бесит, и старайтесь идти по жизни, причиняя как можно меньше вреда. Но многие люди, которые так интерпретируют Наставление, зацикливаются на слове «вред». Загляните в архив электронной почты любого викканина, и вы обязательно найдете обсуждение Наставления, где участники бесконечно подбирают правильное слово, пытаясь точно определить, что значит «вред». При этом дело почти всегда доходит до смешного: «Навредил ли я кому-то, когда устроился на новую работу, потому что это означает, что какой-то человек не получил ее?», «Навредила ли я подруге, когда не сказала ей о распродаже за полцены в магазине Victoria’s Secret?» «Причинил ли я вред, когда раздавил этого большого паука в ванне?»

Хотя это может быть любопытным философским упражнением, при этом упускается самое главное. В конце концов, все вредит чему-то самим фактом своего существования. Попытка не вредить чему-либо на грани аскетизма – самоотречения как критерия своей духовности – разрушает смысл Викки, которая воспевает жизнь, вместо того чтобы пытаться взять ее под контроль. В действительности, правило «никому не причиняйте вред» также означает, что вы не должны вредить себе, и едва ли полезно надевать на себя этический намордник. Если вы никому не вредите, но при этом не живете своей жизнью, то вы не живете согласно Наставлению. Хорошая новость в том, что важная часть Наставления – его истинная сила – это не слово «вред». Это слово «воля».

«Желание» и «воля»

Ваше «желание» – это то, что вы хотите. Вы хотите новую машину, или свидание с Камерон Диас, или мороженое Ben & Jerry’s. Желание касается земных вещей, как несущественных, так и значимых. Однако ваша воля является силой, которая ведет вас к высшей духовной цели. Она больше, чем желание. Именно на это указывает Джозеф Кэмпбелл, когда говорит: «Следуйте за своим счастьем». «Счастье» Кэмпбелла – это внутреннее знание, направляющее вас на жизненный путь, который приведет вас к высшей материальной и духовной цели. В печатной версии интервью «Сила мифа» он говорит:


Если вы действительно следуете за своим счастьем, то становитесь на своего рода путь, который существовал все время, ожидая вас, и начинайте жизнь той жизнью, какой должны жить. Когда вы сможете видеть этот путь, вы начнете встречать людей, которые находятся в сфере вашего счастья, и они откроют для вас двери. Говорю вам, следуйте за своим счастьем и не бойтесь – и перед вами откроются двери, о которых вы не знали[7].


То же самое можно сказать о следовании своей воле. Как вы можете видеть, это намного больше, чем «делайте, что хотите».

Наставление, с его акцентом на воле, требует, чтобы вы действовали в соответствии со своей высшей целью и в течение всей жизни развивали духовность, какой бы она ни была. Оно велит вам действовать исходя из вашей духовности, когда вы принимаете решения. Когда вы следуете своей истинной воле, вы находитесь в гармонии с божеством. Наставление сосредоточено на вас, вашей жизни и ваших решениях, а не на ком-то, кому вы можете или не можете причинить вред своими действиями. Речь идет о личной ответственности и самопознании, что одновременно пугает и освобождает, потому что вы отвечаете за самого себя. Наставление касается как нравственных принципов, так и расширения возможностей.

Тройной закон

Поскольку в Викке нет полиции нравов, только сами виккане могут определять, сделали они что-то правильно или неправильно, и нет такого места во Вселенной, куда бы их отправили за плохое поведение. Однако это не означает, что они свободны от обязательств.



Многие виккане верят в Тройной закон. По сути, Тройной закон гласит, что все, что вы делаете в мире, трижды к вам возвратится.

Как и в случае со словом «вред» в Наставлении, вы можете зациклиться на слове «тройной» и спорить о том, возвращаются ли ваши дела три раза или один раз, но в три раза сильнее, однако это не главное. Суть в том, что подобное притягивает подобное. Если вы отправляете в мир позитивную энергию, живете согласно вашим нравственным принципам, пытаетесь приносить пользу себе и другим, то вы, вероятно, получите взамен такую же энергию. Если вы отправляете негативную энергию – она также к вам вернется. Различие в том, что, если возвращается что-то хорошее, в вашей жизни все течет гладко, а если что-то негативное, обычно это застает вас врасплох и бьет по голове.

Это не значит, что где-то есть банк космической энергии, в который вы кладете хорошие или плохие дела, и кто-то контролирует ваш счет, чтобы удостовериться, что снятое со счета соответствует тому, что вы на него положили. Вселенная устроена по-другому. Она не ведет учет ваших поступков, поэтому не воспринимайте Тройной закон буквально и не ждите мгновенной награды или удара по голове за то, что вы делаете. Вы также не контролируете, как ваши дела возвращаются к вам. Если вы позволили кому-то влиться в поток перед вами на переполненном шоссе, то это не означает, что впоследствии кто-то сделает то же самое для вас.

Наставление и Тройной закон

Когда вы объединяете Закон и Наставление, вы видите, что если вы действуете согласно своей воле и находитесь в гармонии со Вселенной и божественным, то от вас расходится генерируемая вами позитивная энергия, которая влияет на все вокруг вас, и это маяк, который будет привлекать к вам другую позитивную энергию. Именно к этому стремятся виккане.

Принятие личной ответственности – главная часть викканской практики. Если виккане, придерживающиеся Наставления и Закона, совершают ошибку или делают что-то неприятное другим людям, они знают, что эта энергия вернется к ним. Кроме того, когда вы причиняете другим боль, вы также причиняете боль себе, даже если это происходит косвенно, через негативную энергию, которую вы привлечете.



Причинение вреда другим оставляет на вас метку, и эта энергетическая подпись прилипает к вам, как клейкая лента для мух.

Даже зная это, иногда виккане идут на риск и делают что-то сомнительное в нравственном отношении, потому что полагают, что в конечном счете это делается для общего блага. В этом случае они берут на себя ответственность за результаты и знают, что, независимо от того, позитивную или негативную энергию они получают назад, это отчасти их собственное действие. Важно отметить, что виккане сами определяют свои нравственные принципы; они несут ответственность за собственные поступки и вольны поступать так или иначе, руководствуясь своими идеалами, а не навязанными кем-то правилами. Это может быть тяжело, но, как я сказала ранее, Викка не должна быть все время комфортной. Она определяет течение вашей жизни, и иногда земля может уходить у вас из-под ног.

В следующих главах мы собираемся исследовать некоторые из базовых техник Викки, включая работу с энергией, визуализацию, работу с трансами, медитацию и разработку пути. Если вы хотите попробовать свои силы в этих навыках и выполнить предлагаемые далее упражнения, то самое время начать вести дневник, чтобы делать записи о своих переживаниях. Дневник может помочь отследить ваши достижения и позволит зафиксировать озарения, которые вы получите на этом пути.

Глава 3. Основные викканские инструменты: энергия, визуализация, заземление и магический щит

Если вы читали предыдущие главы (а не просто открыли книгу на этой странице), то вы узнали много общей информации о том, что такое Викка и во что верят виккане. Понимание этой информации важно для понимания Викки, но также важно помнить, что Викка – это практическая религия. Виккане не просто следуют своей религии; они изучают ее, участвуют в ней, живут ею.

Для активного участия в Викке требуется несколько основных инструментов, или навыков. Самым главным инструментом, который у вас есть как у викканина – или как у человека, если уж на то пошло, – является ваш ум. Эта и следующая главы посвящены уму, чтобы создать для вас основу для изучения ритуалов и магии. Многие практики виккан сосредоточены на тренировке ума и использовании его новыми способами. Возможно, самые важные, базовые ментальные практики в Викке – визуализация, заземление и создание магического щита. Однако, прежде чем перейти к их рассмотрению, важно кое-что понять об энергии.

Что такое энергия?

Вся жизнь наполнена энергией. Как говорит о «силе» Оби-Ван Кеноби в «Звездных войнах» 1977 года, «это энергетическое поле, созданное всеми живыми существами. Оно окружает и пронизывает нас. Оно связывает галактику воедино». Он с тем же успехом мог описать этими словами то, что виккане называют энергией. Для одних виккан энергия и то, что я называла божеством, – это одно и то же: жизненная сила. Для других божество обладает разумом, а энергия – нет. Третьи думают, что энергия исходит от божества или приходит от Богини. В некоторых своих книгах известный викканский писатель Скотт Каннингем утверждает, что, по его ощущениям, есть три типа энергии, которую он назвал силой. Первый тип – это личная сила, энергия, которая пребывает и генерируется в вашем теле. Второй тип – это божественная сила, энергия, которая получена от богов. Третий тип – это земная сила, энергия, которая наполняет землю и генерируется ею. Это удобный способ рассматривать энергию в Викке, если вы помните, что в конечном счете все три типа энергии – это одно и то же, несмотря на то что они происходят из разных источников. Независимо от точки зрения, которой они придерживаются, большинство виккан полагают, что все обладает какой-то энергией.

Энергия играет важную роль в Викке. Виккане оттачивают свою способность чувствовать и объяснять ее, чтобы лучше понимать природные циклы, настраиваться на свое окружение и получать экстрасенсорную информацию. Виккане также полагают, что они могут использовать энергию, чтобы производить изменения, для чего и нужна магия.

Как и со многим другим в Викке, вы должны или верить, что энергия существует во всем, или по крайней мере непредвзято относиться к этому вопросу, если вы действительно хотите научиться чувствовать и использовать энергию. Конечно, вы можете почувствовать ее случайно, верите вы в нее или нет. Если вы когда-либо приходили на вечеринку и ощущали настроение группы или стояли в очень старой церкви и слышали спокойный гул силы, которая накопилась там за многие годы богослужений, то вы чувствовали энергию. Будет намного легче, если вы расслабитесь, выключите своего внутреннего мистера Спока и позволите себе почувствовать ее. Вот несколько основных упражнений для начала.



Упражнение 1
Рука к руке

Это проверенная техника для получения первого опыта восприятия энергии. Почти каждый викканин, которого я знаю, хотя бы однажды использовал этот прием. Найдите место, где вы можете какое-то время посидеть спокойно. Вы можете сесть на пол, на стул, выйти на улицу или выбрать любое другое удобное место. Важно, чтобы вы могли расслабиться. Сядьте прямо, если можете это сделать, оставаясь расслабленным. Я обнаружила, что способность работать с энергией повышается, когда позвоночник выпрямлен. Вам может не понравиться сидеть прямо, поэтому поэкспериментируйте с положением тела.

Как только вы расслабитесь, спокойно потрите ладони друг о друга в течение нескольких секунд, пока не почувствуете теплоту между ними. Затем сложите ладони перед собой, как будто вы ребенок, читающий молитву перед сном, и медленно раздвиньте их на несколько сантиметров. Раздвигая ладони, посмотрите, можете ли вы почувствовать энергию, которая только что появилась между ними или между пальцами (я говорю здесь об энергии, а не теплоте!). Некоторые люди ощущают и даже видят энергию как надетую на пальцы веревочку в игре «кошкина люлька»[8]. Не ждите, что у вас между ладоней засверкает молния; это тонкая энергия, которую мы воспринимаем как покалывание. Я обычно чувствую, что она исходит из центра ладоней; у некоторых людей она исходит из пальцев.

Затем постарайтесь спокойно и медленно снова сдвинуть руки. Делая это, отметьте, есть ли какое-то сопротивление между ладонями. Кто-то ощущает это как толчок наподобие того, который вы чувствуете, приближая отталкивающие концы двух магнитов. Пусть вас не смущает, если в первый раз ничего не произойдет. Если вы будете выполнять это упражнение, то в конце концов что-то заметите.

Есть вариант этой техники, когда вы работаете с партнером. Сядьте напротив, потрите руки так же, как делали это наедине с собой, и пусть ваш партнер повторит за вами. Коснитесь его рук, как будто вы оба толкаете дверь с разных сторон или играете в ладушки. Постарайтесь медленно отодвинуть руки и понаблюдайте, можете ли почувствовать энергию между вами. Затем попытайтесь ощутить сопротивление, когда придвигаете руки обратно к партнеру.

Некоторые виккане полагают, что у них есть рецептивная рука и активная. Рецептивная лучше чувствует энергию, а активная – направляет ее. Большинство виккан из тех, кто верит в это, говорят, что их доминирующая рука – активная, поэтому, если вы правша, лучше попробовать выполнить это упражнение на чувство энергии левой рукой. Лично я никогда не чувствовала, что одна из моих рук является рецептивной, а другая активной – они обе делают и то и другое, – но в моем ковене есть люди, которые придерживаются теории рецептивной руки. Вы можете поэкспериментировать, чтобы выяснить, какой рукой вы лучше чувствуете энергию. Возможно, ноги подойдут вам лучше, чем любая из рук!


Упражнение 2
Камни и ветки

Как только вы почувствовали энергию в руках, попытайтесь ощутить ее в кристалле или камне. Кристаллы – это природные аккумуляторы, поэтому их энергию обычно легко почувствовать. Сядьте поудобнее, расслабьтесь и возьмите в руку камень или кристалл. Спокойно держите его и понаблюдайте, что вы чувствуете. Вы можете вообще ничего не воспринимать рукой, а скорее «улавливать» это ощущение в голове. У вас может быть мысленный образ вместо физического ощущения. Или вы можете просто чувствовать, что кристалл вибрирует в вашей ладони. Попробуйте сделать это с разными камнями. Отличается ли их энергия? Если да, то как? Легче ли почувствовать одни камни по сравнению с другими? Если вы найдете особый камень, в котором «гудит» энергия, вы можете оставить его для магической работы.

Далее посмотрите, можете ли вы почувствовать энергию в деревьях или других растениях. Опять же найдите место, где вы можете расслабиться и спокойно поработать, на этот раз под открытым небом. Сядьте или встаньте около дерева или другого растения и держите руки на расстоянии около 10 см от него. Да, это может показаться вам глупым. Ваши соседи подумают, что вы странный, если увидят, как вы это делаете во дворе. Ну и что? Вы предпринимаете все это ради эксперимента и духовного роста, не так ли? Закройте глаза и попытайтесь почувствовать различие в энергии, когда медленно приближаете руки к растению. Не обязательно его трогать, чтобы ощутить его энергетическую подпись, но прикоснитесь к нему, если ничего не можете почувствовать, не сделав этого. Возможно, это легче сделать с растением поменьше, нежели дерево. Деревья большие, и у них замечательные, сильные энергетические подписи, но они не такие живые, как, например, душица в вашем огороде. Если дерево – это бас, то трава – сопрано.

Загрузка...