Глава 2. Подготовка к работе по постановке цели

Теперь, после прочтения предыдущей главы, понятно, что без ясного осознания своих целей, без отсечения себе дороги назад разумная, человечная и человеческая жизнь недостижима – выполняются придуманные кем-то формальные требования или нет. Практика общения с людьми показала, что подавляющее большинство людей не имеет целей!!! Люди подменяют постановку целей установками на «обеспечение семьи», «зарабатывание денег», «заботу о здоровье», «воспитание детей», «получение детьми образования». Всё это – просто слова, не наполненные смыслом, слова, которыми люди в отсутствие чётких и ясных целей обозначают свои размытые намерения. Таким образом легче избежать ответственности за неполучение или недополучение определённого результата. По той же самой причине возникают и глупости типа написания множества целей. Главное – всё размыть, замутить, а потом пожаловаться, что в мутной воде нужная рыба ловится плохо.

Постановке целей, целеполаганию, можно научиться. Эта процедура понятна и достаточно хорошо известна. Вопрос только в том, насколько точно, полно и добросовестно человек намерен выполнять эту процедуру. Предположим, что вы, именно вы решили пройти эту процедуру до конца и обзавестись хорошо понятными и чёткими целями. Тогда мы – заодно, мы будем работать вместе и не отступим, пока не закончим победно эту нелёгкую, но такую нужную работу. А начнём мы вот с чего.

В юности, а то и в молодости, людей обычно просто потрясает, как настоящие мастера, профессионалы (токари, парикмахеры, электронщики и все-все-все другие) готовятся к работе. Очень трудно понять, зачем токарю на протяжении нескольких рабочих смен изготавливать так называемую оснастку для того, чтобы с её помощью за пятнадцать минут выточить нужную деталь. Со временем становится ясно, что без такой подготовки детали просто не сделать, а уж не сделать хорошо – и подавно. Точно так же нельзя представить себе парикмахера, успешно работающего разрозненным, некомплектным, тупым и неподготовленным, позаимствованным у кого-нибудь инструментом.

Давайте и мы как следует подготовимся к работе по постановке цели, чтобы потом у нас не осталось никаких неясностей, ничто не забылось и ничего не потерялось.

2.1. Что написано пером

Вы держите в руках эту книгу и делаете вид, что читаете её. Довольно резкое заявление насчёт «делаете вид», не правда ли? Но оно вполне оправдано. Дело в том, что большинство людей понимает под чтением пробегание взглядом по строчкам с самодовольным внутренним рефреном: «Так…, понятно…, понятно…, понятно…, …так…, понятно…». Конечно, это вовсе не чтение. В изданной недавно моей книге «Подумать и понять» в разделе 1.6. «Как читать эту книгу дальше?» достаточно детально описано, что же такое чтение и как на самом деле надо читать для понимания текста. Всё сказанное там в полной мере относится и к данной книге про целеполагание. Если сочтёте нужным – прочитайте эту «инструкцию». Здесь же я в чрезвычайно краткой форме повторю основные её положения.

Не надо «пробегать глазами» текст книги, занимаясь одним из вреднейших извращений в работе с текстом – скорочтением. За вами никто не гонится. Для понимания текста в целом должны быть понятны (то есть понятийно определены) все слова в этом тексте. Профессиональный научный работник читает текст в хорошо знакомой ему области знания со скоростью примерно от одной до четырёх страниц в час.

Примечание. Понять – значит впустить в себя необходимую информацию и на основании результатов её обработки представить адекватные действительности способы её изменения в нужном нам направлении.

Необходимо научиться введению определений понятий. Это настолько важно, что будет отдельно рассмотрено в одном из последующих разделов книги («2.3. Язык договорённостей с собой и другими»). Причём важно не только для прочтения данной книги и постановки целей, но и для успешности вашего выживания в целом.

Когда все слова понятны, остаётся понять связь между ними, а точнее – между теми явлениями, которые обозначены этими словами. То есть понять причинно-следственные связи, ответить себе на вопросы «зачем» и «почему», возникающие в процессе чтения.

При чтении книги необходимо пользоваться правилом: «Пиши, рисуй, рассказывай!». И это будет детально рассмотрено в отдельном разделе 2.2. «Золотое правило пи-эр-квадрат».

Давайте при прочтении текста книги будем оценивать результаты прочтения не на основании веры, а на основании понимания.

Не зафиксированное при прочтении – не существует в голове! Результаты делания чего-либо «в уме» либо равны нулю, либо отрицательны.

Приступая к постановке цели в ходе прочтения этой книги, а точнее – в процессе работы над этой книгой, необходимо прежде всего завести толстую-претолстую общую тетрадь. В этой тетради вы будете именно в письменной форме проделывать все те задания, с которыми в книге встретитесь. В ней вы будете рисовать дерево целей, в ней будете строить и заполнять таблицы, формулировать определения понятий и вообще записывать свои мудрые мысли, которые будут у вас возникать при прочтении этой книги.

А главное – в этой тетради будут чётко определены ваши роли, потребности и цели, записаны ваши планы с контрольными сроками их исполнения и программы исполнения ваших планов. Если вы будете тщательно фиксировать свои действия по постановке и достижению целей, то:

• вы разберётесь с помощью этой книги в том, как надо ставить перед собой цели и приходить к ним с минимальными потерями;

• у вас перед глазами всегда будут документы, носящие характер ваших договоров с собой и не дающие вам отказаться от достижения поставленных целей (это и есть пулемёты вашего личного заградительного отряда);

• вы всегда сможете оценить объём проделанной работы по достижению цели и проконтролировать ход своих действий в этом направлении;

• вы всегда сможете внести в планы и программы разумные и эффективные коррективы, содействующие лучшему и скорейшему достижению поставленных целей;

• у вас будет прекрасный конкретный обучающий материал для передачи искусства постановки и достижения целей своим близким и сподвижникам, в первую очередь – своим детям;

• вы сможете убедиться в своей успешности, основываясь на документальных её подтверждениях.

Тетрадь, в которой вы будете всё это проделывать, должна стать вашим спутником везде и всюду на долгое время, а лучше – навсегда: ведь будут появляться новые цели, и их надо будет достигать! Всё, что записано в этой тетради, должно постоянно обновляться в вашей оперативной памяти. Для этого надо постоянно читать и перечитывать написанное вами, осмысливать его, определять его место и занимаемый им объём в пространстве вашей жизни. Тогда эта поистине волшебная тетрадь будет работать на вас, продвигая вас в Вечность, делая успешными и счастливыми.

И вообще: народную мудрость надо не только читать, но и чтить: «

Загрузка...