Для России характерно постоянное напряжённое выяснение россиянами того, в чём состоит смысл жизни. Именно россиянами. Такова уж национальная традиция. И никак россияне не могут этот смысл найти. Куда уж там остальным! Для такого выяснения необходимо сотрудничество образованных людей с определённым жизненным опытом. И вот чем закончилось такое сотрудничество в наблюдавшемся мной случае.
Собрались как-то Литератор, Врач, Научный Работник и Философ. Имён называть не буду, но, поверьте, имена вполне уважаемые. И ну выяснять, в чём же заключается смысл жизни,
— Смысл жизни – это то, о чём надо думать всю жизнь, – сказал Литератор.
– Смысл жизни в том, чтобы умереть, полностью истратив все жизненные ресурсы, – сказал Врач.
– Смысл жизни в том, чтобы понять устройство мира и законы, по которым он живёт – сказал Научный Работник.
– Смысл жизни в том, чтобы жить вечно! – сказал Философ.
Вот так они поумничали, но круче Философа никого не оказалось, и никто ему возразить не посмел. Ну, и как его понимать? А так и понимать: люди хотят жить вечно – об этом говорят и наука, и религия в любых своих конфессионных проявлениях.
Множество поколений людей ткали из нитей своих жизней тот ковёр разумного устройства мира, на котором мы резвимся сегодня. Усилиями предыдущих поколений мы знаем, откуда пришли, помним своё прошлое от Адама, переживаем его и неразрывно с ним связаны. Мы можем, стоя на вершине египетской или ацтекской пирамиды, или рассматривая наскальные рисунки, или читая новгородские берестяные грамоты, увидеть мир глазами наших предков, ощутить то же единство с прекрасным миром, которое ощущали и они. Наши предки сумели остаться в Вечности; сумели донести до нас этот мир живым и относительно здоровым. Теперь наша очередь. Нам надо остаться в жизни, продолжая себя в пространстве и времени, чтобы посмотреть на мир следующих тысячелетий. Мы вплетаемся в ткань мира, чтобы вечно жить в нём и вместе с ним.
Можно достичь индивидуального биологического бессмертия. Только оно бессмысленно и опасно с точки зрения выживания вида. Бессмертие быстро станет самоцелью, приостановит рост человечества и его прогресс, а затем человечество прикончит и себя.
Значит, уходить в Вечность надо по какой-то другой траектории. Она уже давно отработана поколениями наших предков: посадить дерево, построить дом, вырастить ребёнка… Мы увидим мир глазами наших потомков, глазами людей, которые будут жить в построенных нами домах и пить чай под посаженными нами деревьями. Для того чтобы всё это сделать – посадить, построить, вырастить – вполне достаточно ясных целей, долгой жизни и крепкого здоровья.
У каждого человека свои представления о том, как именно реализовать смысл жизни, по какой дороге уходить в Вечность. Это значит, что в голове человека сложилась модель реализации смысла жизни. Эту модель, это отражение реальности в человеческой голове люди обычно называют идеей.
Помню такой фантастический рассказ.
Создали люди сверхмощный компьютер, наделили его массой возможностей, а он возьми да начни думать. Люди испугались – вдруг чего плохого надумает! Потом, естественно, и натворит. И решили его отключить (убить, значит). Супермозг, понятное дело, это просчитал и сбежал от людей – уполз в пустыню. За ним послали вертолёты, чтобы они его ракетами обработали. Прилетают вертолёты в точку, где ожидали его найти, а там… прекрасный парк. Понял умный мозг, что от судящих по себе людей ему не уйти, собрал все свои возможности и материализовал идею, то есть реализовал собственное представление о смысле жизни. И стал вечным: теперь в его тени гуляют люди, играют дети. Идея была проста – сделать людям добро.
Нас долго пугали словом «идеология». Слово ни в чём не виновато. Идеологии бывают прекрасные, бывают уродливые. Но без идеологии, то есть без чёткого представления о своей ведущей идее и о том, что с ней делать, человек ничего путного создать не может. Если же эта идея, эта модель земной реализации смысла жизни сложилась в мозгу человека, он способен на многое.
История любого масштаба – человечества или личности – рассудит прекрасные и уродливые идеологии и либо выдаст пропуск в Вечность, либо откажет. Весь мир помнит Христа, но мало кто помнит Герострата. В семьях стараются забыть предков с уродливыми устремлениями или, что ещё показательнее, помнят только приемлемые стороны их направленной деятельности. Дети не хотят смотреть на мир глазами родителя-алкоголика, и он исчезает из жизни потомков, то есть исчезает из жизни вообще. Чего уж там про Вечность.
Как рождаются наиболее притягательные идеи? Очень просто. Люди думающие рано или поздно приходят к мысли, что мир, в котором будут жить их продолжения (дети, деревья, дома, идеи), должен быть для этих продолжений (и, следовательно, для самого думающего человека) более приемлемым – более мирным, светлым, безопасным, здоровым.
Чтобы наших потомков не грабили в подъездах и не насиловали в лифтах, надо сегодня учить детей думать. Учить так, чтобы они смогли додуматься до недопустимости бесчеловечных мыслей и поступков для своего же будущего. Чтобы наши потомки дышали чистым воздухом, надо сегодня добиться установки очистительных устройств и сооружений на трубах комбината в своём городе, а ещё лучше – на трубах комбинатов всего мира. Чтобы наши потомки (то есть – мы) жили в здоровом и добром мире – надо помогать им (всем – не только генетическим!) быть более здоровыми, сильными, добрыми. Для этого они должны быть думающими – другой дороги нет. Ну, а богатыми, успешными, женатыми, замужними и вообще просто счастливыми исключительно в своём понимании они станут сами. Потому что это достигается и регулируется только этим самым пониманием. А оно есть только у думающих людей.
Итак, модель реализации смысла жизни – это идея. Для того чтобы притягательная идея родилась и укрепилась в голове, нужно обрести определённую мудрость. Мудрость – это обыденное обозначение склонности к думанью по любому, по каждому поводу. Мудрость из-под палки трудно себе представить. Мудрость, очевидно, хорошо бы любить. В дословном переводе на греческий мудролюбие – философия.
Если человек не мудр, если у него нет свойства думать по каждому поводу, у него не может быть толковых, связных и чётких идей. Не говоря уже о том, что никакую идею не удастся провести в жизнь бездумно. Нормальному человеку приносят удовлетворение действия, направленные на выживание собственное, других людей и вида в целом. Это называется добротой, добрым отношением к миру. Человек, исповедующий философию добра, все усилия направляет на создание вокруг себя атмосферы тепла, дружелюбия, успеха, и последствия своих ошибок стремится устранить именно такими действиями. А иначе в Вечность не попадёшь. И смысла жизни, соответственно, не реализуешь.
Вот теперь, надеюсь, вы обратили внимание на существование Вечности и ваше осознанное или подсознательное стремление в неё. Через думанье. Но это всё как-то возвышенно и напыщенно. А в реальной-то жизни, реальным-то, конкретным-то людям что делать? О чем думать? Вон, бабелевский биндюжник «думал об выпить водки и об дать кому-нибудь в морду». Думал ли он на самом деле?
Думать надо о дороге, по которой вы пойдёте в Вечность. В свою Вечность. По каким столбикам и указателям вы будете находить туда дорогу. На какие ориентиры нацеливаться. Нацеливаться – значит, стремиться к цели. Вот с целями и надо разобраться.
Как всегда, люди любят рассуждать о целях, так и не сказав, что же такое цель. Дорогими способами добывая совершенное оружие и намертво вцепляясь в него, они готовы стрелять не только во всё, что движется, но и вообще во всё, что попадает в поле зрения. Ну, как тут не вспомнить приснопамятную даму с пятьюдесятью тремя целями. Что мы принимаем за цели?
От школьника до взрослого обывателя:
— Окончить школу! (Так вот в чём смысл жизни, оказывается! А зачем? Дальше-то как дорога в Вечность пойдёт? В Вечности осталось множество людей, так и не окончивших школы!)
— Поступить в вуз! (В какой вуз? Зачем? Не окончивших вуз в Вечность ушло ещё больше, чем не окончивших школу!)
— Найти работу! (Работу не находят – она никуда не пряталась. Работу выбирают, более того – строят! Она просто должна быть дорогой в Вечность или, по крайней мере, пунктом заправки, питания и техобслуживания на этой дороге).
— Заработать денег! (Сколько? Зачем? Ведь природа не предусмотрела в теле человека ни одного отверстия, предназначенного для засовывания туда именно денег)
И уж совсем мелко:
— Купить новую юбку!
— Купить новый автомобиль!
— Выйти замуж!
— Съездить на Канары!
Вот это всё – не более чем суета на проезжей (прохожей) части дороги в Вечность, чаще всего не подчиняющаяся никаким правилам дорожного движения и потому бесполезная для субъектов деятельности и мешающая другим продвигаться в указанном направлении.
Почему-то редки намерения:
— Построить дом, в котором будут жить потомки.
— Создать сад, по которому будут бегать дети, внуки и правнуки.
— Создать систему здорового образа жизни для себя и близких (и/или вообще для окружающих).
— Вырастить как можно больше думающих, любознательных, деятельных и добрых детей, среди которых будет так приятно жить нам самим и нашим потомкам.
— Достичь профессионализма в избранной работе.
И тому подобные.
В чём же различие этих групп мишеней? Легко видеть, что в последней группе цели сопоставимы со смыслом жизни, поскольку напрямую связаны с его реализацией. Они просто представляют собой естественные двери в Вечность в рассмотренном в предыдущем разделе смысле.
Давайте посмотрим, как определил цель автор «Толкового словаря русского языка» Владимир Даль. «Цель – мета, предмет, в который кто метит, наводит, старается попасть; конечное (подчеркнуто автором – А. Ф.) желание, стремление, намеренье, чего кто силится достигнуть». Даль в своем словаре практически дал определение понятия «цель». Это определение вполне однозначно и очень точно. Наиболее важно здесь то, что речь идёт о конечном желании. Промежуточные действия, операции, результаты нельзя рассматривать как цели. Это просто этапы достижения той самой, конечной цели. Меты, предмета, то есть мишени, в которую мы метим, наводим то оружие, каким только можем располагать. А располагать можем любым, потому что настоящая цель отращивает наши средства.
Вроде бы всё понятно: жить надо вечно, и в определённом смысле это возможно. Большинство существующих в обществе в настоящее время подходов к этой проблеме основано на безудержной эмоциональности, использовании слов, не имеющих определённого смыслового наполнения и, следовательно, безответственности. На самом же деле любой человек будет работать в полном смысле этого слова только в том случае, если он чётко представляет, какие фундаментальные жизненные интересы его могут быть удовлетворены в результате этой работы. Выявление этих интересов и поиск путей их удовлетворения – интеллектуальная операция. Поэтому такая операция должна быть ясно описана, а также передана любому желающему человеку. Люди не любят чётко формулировать свои цели, поскольку это порождает ответственность и, следовательно, боязнь обнаружить или продемонстрировать свою несостоятельность в случае неудачи. Поэтому так заманчиво стрелять «в молоко», в белое поле вокруг мишени. Ну, а неудача, как правило, наступает из-за отказа человека работать над достижением цели, начиная с интеллектуальной работы по её постановке. А отказ связан с нежизненностью, с неважностью для него этой цели. То есть: если цель действительно важна для человека (а это – сопоставимость со смыслом жизни), он будет думать над её постановкой и достижением. Будет чётко вычерчивать мишень с «яблочком» в эпицентре своих жизненных интересов и окружностями, близкими к этому «яблочку».
Выбирая цели, мы стремимся удовлетворить свои потребности. Сюда просто не относятся житейские мелочи – покупка продуктов, починка испортившегося крана в ванной комнате, выбор праздничного наряда. Ещё раз: когда мы говорим о целях, надо помнить, что они должны быть сопоставимы с нашими представлениями о смысле жизни. И ещё раз жаль товарищей по несчастью дамы, которая «написала пятьдесят три цели»: они не смогут представить себе не только свои цели, но и способы их достижения.
Для того чтобы понять, как ставится и достигается цель, нужно ознакомиться с наиболее серьёзным, успешным опытом в этой области. Имеется в виду опыт действенной целеустремленности. Кто же наиболее целеустремлён? В представлении большинства наиболее удачный образ такого человека – всадник, который мчится вперёд (по-видимому, зная – куда), увлекая за собой других. Европейцы назвали такого всадника лидером. Русское его наименование – гайдар. В наше время лидером называют человека, продвигающегося в каком-либо направлении впереди всех и своим примером увлекающего в этом направлении других людей.
Сущность лидерства заключается в том, что человек успешно идёт вперёд и увлекает при этом за собой других людей только в том случае, если там, впереди, его собственная цель.
Так куда же мчится, сломя голову, гайдар с острой шашкой в руке? Разумеется, в атаку! Вот доскачет – и никому мало не покажется. Если доскачет. А ведь надо доскакать: от этого зависит, успешна или неуспешна атака и, в конечном итоге, успешен или неуспешен гайдар, то есть, извините, лидер. Любой целеполагатель – сам себе гайдар. И себе должен доскакать.
Попробуем вспомнить, чьи же атаки были самыми неотразимыми в истории войн? Это всегда были атаки провинившихся. От древнего Рима и до Второй мировой. Назад пути нет – свои не поймут. Остаётся только победить. Наиболее ярко это запечатлелось в истории Великой Отечественной войны. Были такие подразделения, которые назывались штрафными. Они комплектовались из людей, с точки зрения власти крепко провинившихся и обязанных искупить свою вину победой в бою или кровью.
Эти подразделения бросали в самые гиблые прорывы. И они побеждали. Более того, бывали случаи, когда враг заранее отступал, узнав, с кем свела его фронтовая судьба. Что же создало этим людям такую страшную славу, славу неотвратимости? Да просто – пулемёты за спиной. Ведь если штрафники начнут отступать, им возразят свои же. Причём возразят в такой степени, что загородятся от них, отступающих, пулемётами. И у штрафника остаётся только один выбор – победить или умереть. Вот тогда он рвался вперёд, с рёвом и матом, увлекая других, смертельно опасный для врага и не имеющий права не то что отступить, а даже остановиться. Вот такая была «школа лидерства», о которой и мечтать не могли тренеры наших дней. Что же гнало штрафников вперёд? Жажда жизни, жгучее желание выжить, первый из основных инстинктов человека (да и всех высших животных).
Выжившему сытому человеку надо закрепиться на этой Земле, создать на ней сеть своих потомков, воплотиться в них, продолжить в них себя. И во имя этого – снова в бой. С соперниками, с природой и её катаклизмами, со сложившимися нравами и общественным мнением, с самим собой, наконец. Бой не обязательно кровавый, но ожесточённый, и победить в нём может только тот, кто не может отступить, кто понимает, что там, за спиной, разнообразные пулемёты.
Вот теперь, когда человек выжил, насытился и размножился, крайне необходимо посмотреть вокруг себя и вглубь вещей, чтобы понять, куда же он попал, и сохранить в пространстве и во времени всё то, что он ухитрился получить. Ему надо исследовать мир в себе и вокруг себя. И это – потребность, которая тоже заставляет человека совершать подвиги. Здесь побеждает тот, кто готов ради истины отказаться от многого, кто без оглядки мчится вперёд, потому что там, за спиной – пулемёт непонимания и, следовательно, бессмысленности существования, пулемёт одиночества и забвения. И его затвор уже предупреждающе лязгнул.
Великий Владимир Семёнович написал, как всегда, гениальные строки:
Считает враг – морально мы слабы:
За ним и лес, и города сожжёны.
Вы лучше лес рубите на гробы —
В прорыв идут штрафные батальоны.
Что такое пулемёты в нашем, общечеловеческом, случае? Они символизируют понимание человеком необходимости достижения целей, сопоставимых со смыслом жизни, таких целей, от достижения которых он не может отвернуть. Если он – человек.
Цели не находят в капусте – они там не растут. В то же время они ведь где-то должны жить до тех пор, пока мы их не обнаружим и не осмыслим. Давайте посмотрим, где же живут и растут наши цели.
Когда люди рассматривают свою жизнь или какие-то отдельные её аспекты, чаще всего они пользуются «растительными» метафорами: «дерево» (жизни), «лист» (на ветру), «плод» (трудов), корни (человека) и так далее. Вот и мы сейчас начнем рисовать дерево, образ которого будет отражать каждого из нас в стремлении к нашим, таким индивидуальным и собственным, целям.
Корни этого дерева скрыты под «землёй»: не будем копаться в генетике и биохимии нашего организма, а также в непознаваемых дебрях нашей психики. Рассмотрим то, что находится «на виду», выше «поверхности земли». То, о чём мы постоянно думаем, говорим, на что мы ссылаемся, аргументируя свои поступки, что декларируем в качестве неотъемлемых атрибутов своей индивидуальной жизни.
Прежде всего, у дерева есть ствол, который несёт на себе (и в себе) всё остальное. Этот ствол – личность, со всем её наполнением и всеми её особенностями, от линии бедра и гормонального статуса до познавательных установок и сентиментальности. Метафора «ствол» особенно удачна для отражения личности в целом, если вспомнить перепутанные древесные волокна узловатых карельских и уральских берез, растущих на болотистых землях. Неповторимой красоты узор на шедеврах мебельного гарнитура, но какая корявость и трудность обработки!
Далее мы будем рисовать дерево целей по мере детального знакомства с его частями, проявляющимися по мере удаления от корней – туда, вверх, в направлении достижения целей. А сейчас – краткий обзор общего вида дерева.
Выше, по мере роста, ствол разделяется на толстые ветви. Это роли, в которых личность проявляет себя во взаимодействии с окружающим миром и собственным внутренним миром. Роли применительны к ситуациям, и потому каждая личность являет собой целый набор ролей – устоявшихся, привычных, требующих много внимания и сил для своей реализации.
Далее толстые ветви разделяются на ветки. Это то, без чего не могут существовать роли, это – потребности, соответствующие каждой ветви-роли. Обратите внимание, что настоящее, живое дерево не разбрасывается на бесчисленное множество ветвей, веток и побегов. Их – конечное число, ровно столько, сколько нужно для обеспечения «нижних этажей» дерева.
Потребности осознаются для того, чтобы их удовлетворять (или, в крайнем случае, осознанно отказаться от их удовлетворения). Для удовлетворения каждой потребности есть, как правило, несколько возможностей. Поэтому ветки, в свою очередь, разделяются на веточки. Это – цели, достижение которых удовлетворяет потребности соответствующей роли личности.
От веточек отделяются побеги, на которых зеленеют листья (наши планы достижения цели), расцветают цветы (наши программы достижения цели) и, наконец, там, в вышине, созревает вкусный плод – результат нашей целенаправленной деятельности.
Зачем нам эти метафоры? Да затем, чтобы на эмоциональном уровне поставить задачу обнаружения и достижения цели, чтобы увидеть весь путь к цели.
А где же обещанные пулемёты? Они там, на самых концах побегов: представляете, дерево наших целей плодоносит шоколадными яйцами «киндер-сюрпризов», внутри которых – пулемёты наших внутренних заградотрядов, не дающие нам повернуть назад. Пулемёт – это сама осознанная жизненно необходимая цель, которая не даст нам успокоиться и приступить к продавливанию дивана до тех пор, пока не будет достигнута.