Лаура Темпест Закрофф Ведьмин котел: ремесло, знания и магия ритуальных сосудов Сторм Фейривульф Запретные тайны волшебного колдовства

Лаура Темпест Закрофф Ведьмин котел: ремесло, знания и магия ритуальных сосудов

Светлой памяти моей бабушки Марти, которая привила мне интерес к магии, искусству и к жизни, и моей бабушки Натали, которая взбалтывала, варила и готовила множество вкусностей в большом котле на крошечной кухне.

Дорогой Читатель!

Искренне признателен, что Вы взяли в руки книгу нашего издательства.

Наш замечательный коллектив с большим вниманием выбирает и готовит рукописи. Они вдохновляют человека на заботливое отношение к своей жизни, жизни близких и нашей любимой Родины. Наша духовная культура берёт начало в глубине тысячелетий. Её основа – свобода, любовь и сострадание. Суровые климатические условия и большие пространства России рождают смелых людей с чуткой душой – это идеал русского человека. Будем рады, если наши книги помогут Вам стать таким человеком и укрепят Ваши добродетели.

Мы верим, что духовное стремление является прочным основанием для полноценной жизни и способно проявиться в любой области человеческой деятельности. Это может быть семья и воспитание детей, наука и культура, искусство и религиозная деятельность, предпринимательство и государственное управление. Возрождайте свет души в себе, поддерживайте его в других. Именно это усилие создаёт новые возможности, вдохновляет нас на заботу о ближних, способствуют росту как личного, так и общественного благополучия.

Приглашаю Вас принять участие в деятельности Центра сознательного развития «Автор Жизни»: www.av-z.ru

Искренне Ваш,

Владелец Издательской группы «Весь»



Пётр Лисовский


Laura Tempest Zakroff

The Witch’s Cauldron: The Craft, Lore & Magick of Ritual Vessels


Перевод с английского Рябцевой Екатерины


Published by Llewellyn Publications, Woodbury, MN 55125, USA www.llewellyn.com

Interior illustrations: Mickie Mueller


© 2017 by Laura Tempest Zakroff

© Издание на русском языке, оформление. ОАО «Издательская группа «Весь», 2019



Лаура Темпест Закрофф – профессиональный художник, писательница, танцовщица, дизайнер, поэт, представитель мифпанка, преподаватель и ведьма. Окончила бакалавриат по изобразительному искусству в Колледже дизайна Род-Айленда. Ее картины отмечены наградами и пользуются популярностью по всему миру. Лаура более двух десятков лет ведет жизнь современной практикующей ведьмы, описывая свой путь колдовства. Для вебсайта Patheos Лаура пишет статьи, раскрывающие позицию современной практикующей ведьмы, а для журнала Witches & Pagans – материалы о колдовском изобразительном искусстве. Также Лаура делится своими знаниями и опытом с читателями «Альманаха для ведьм» (Witches’ Almanac) издательства Llewellyn. «Ведьмин котел» – первая книга автора, а вторая книга, о магии сигилов, вышла в свет в 2018 году. Лаура проживает в Сиэтле вместе со своим спутником жизни Натаниэлом Джонстоуном и как минимум с тремя кошками. Дополнительную информацию об авторе можно найти на ее вебсайте: www.lauratempestzakroff.com.

Традиционная ведьма: современный подход

Некоторые мнения и практики, изложенные в этой книге, могут показаться несколько необычными. Я – современная традиционная ведьма, это значит, что мой путь построен на фольклоре, мифах и практиках, огромное количество которых передавалось в моем роду из поколения в поколение, и вместе с тем, я – современный человек, проживающий в Соединенных Штатах Америки.

Я изучала самые разные методы, преимущественно с академической точки зрения, и поняла, что мне больше всего подходит вариант практики, сочетающий в себе старинное колдовство с современным.

При этом благодаря новой информации, инструментам и толкованиям старинные практики обретают новые значения. Недопустимо думать о чем-то: «Это так, потому что так делалось всегда», – ведь наши предки веками совершенствовали свои техники. Например, добывать огонь можно с помощью трения палочек или спичек, или зажигалки.

Старинные приемы нужно знать, но гораздо эффективнее и намного удобнее использовать новые подходы.

В основе моей традиции лежат три принципа.

Познай себя. Это значит, следует знать свои сильные и слабые стороны (в ментальном, духовном и физическом планах).

Сохраняй баланс. Здесь речь идет не только о том, чтобы быть умеренными, но и о понимании своих предельных состояний и работе с ними. Каждое действие и намерение могут вызывать как положительные, так и отрицательные эффекты и последствия. Является ли что-то положительным или отрицательным (полезным или вредным), зависит от того, с какой позиции смотреть на это.

Возьми ответственность на себя. Последний, третий, принцип заключается в умении признавать, принимать ожидаемые и неожиданные последствия своих слов и действий и способность работать с ними.


Что это значит? Я всегда принимаю во внимание возможные последствия любых моих действий, даже выходящие за рамки моего намерения. Я стараюсь помнить о собственных пределах, равно как и о пределах других людей. Я всегда предлагаю то, что, на мой взгляд, может помочь, а не навредить. Я люблю свои стихи, ритуалы, мистическое искусство, но также рассчитываю на здравый смысл, современный комфорт, практичность и особенно – на юмор. Я уже давно обнаружила, что духи и божества, с которыми работаю, тоже обладают чувством юмора, так что, несмотря на серьезное отношение к своей работе, я научилась не вязнуть в практике. Я пришла к выводу, что непринужденность вкупе с заземленностью порождают сильную и эффективную магию. И жизнь становится намного интересней.

Крайне важно помнить, что решений всегда больше, чем одно. Позвольте себе творить! Я предлагаю вам с помощью этой книги расширить свою практику и получать от нее истинное удовольствие. Во благо!

Введение

Пожалуй, нет такого другого предмета, который бы настолько же ассоциировался с колдовством, как котел. От Керидвен до коварных сестер из шекспировской пьесы «Макбет» – котел всегда использовался для создания образа колдовской силы ведьмы в коллективном бессознательном на протяжении сотен, а то и тысяч лет. По всему миру в историях о ведьмах упоминаются ведьма и ее котелок.

Легко представить темную комнату, освещенную лишь огнем очага, над которым в котле побулькивает, испуская клубы пара, загадочное варево. Или подвешенный на треноге котелок в центре магического круга, вокруг которого ведьмы что-то напевают, бросая в котел травы и другие таинственные ингредиенты. Таинственность и мистичность котелка связана с тем, что ведь по сути это простой, функциональный предмет домашнего хозяйства. В старину котел был главным предметом при готовке, уборке и прочих хозяйственных делах, хотя современному человеку, избалованному «микроволновками» и разнообразной кухонной утварью, это может показаться странным.

Настоящая сила ведьмы заключается в ее способности прямо у всех на глазах превращать обычную емкость для готовки в магический инструмент. В непростые времена было куда безопаснее иметь дома обыкновенный предмет, который в случае необходимости «превращался» в инструмент для магической работы, нежели открыто заявлять о себе тем, кто мог желать вам зла. К тому же двойное назначение котла помогало сэкономить средства или пространство. Так же как метлу использовали для того, чтобы подметать пол или «летать», так и в котелке можно было готовить не только ужин, но и колдовское варево для ритуала, общения с богами или предсказания будущего.


В наше время, как правило, ведьмам не нужно опасаться преследования за свою практику, и мы любим коллекционировать разные ведьмовские штучки. Для того чтобы использовать их по максимуму и с легкостью обращаться с ними, необходимо хорошо разбираться в их значениях и назначении. Мы окунемся в историю ведьминого котла и связанную с ним мифологию. Я расскажу о множестве нюансов, которые нужно учитывать при выборе собственного котла (или даже нескольких!), а также о том, как купить новый, сделать его самостоятельно или приспособить под котел что-то уже ненужное. Мы выясним, как пользоваться котлом: благословить его и использовать в ритуалах, как с его помощью колдовать и творить кухонную магию, предсказывать будущее, а также как ухаживать за котлом. Мы обратимся к старинной магии и будем работать с ее методами по-новому с необычными и нетрадиционными котлами, которые наверняка есть у вас дома. Вы узнаете, что этот чудесный инструмент обладает безграничными возможностями и может стать вашим любимым!

Глава 1 Знакомьтесь – котел

Итак, котел. Это предмет аллегоричный, к которому часто обращается фольклор, который веками изображается в искусстве и в то же время незаметный и вездесущий. Он занимает главное место в мифических магических практиках и сверхъестественных превращениях, а кроме того, используется при готовке и уборке. Наверное, нет никакого другого инструмента, столь созвучного современной ведьме, которая ежедневно вынуждена уравновешивать в себе мистику и быт.

Котел – это…

При слове «котел» в вашем воображении, скорее всего, возникает классический образ: округлый, пузатый черный горшок с зауженным горлышком, возможно, с боковыми ручками, на треноге и с верхним держателем. Это объяснимо – ведь дизайн котелка практически не менялся веками. Давайте попробуем понять, почему обстоятельства сложились именно так, и рассмотрим несколько определений котла, а также варианты истории его происхождения.


Котел – это:

«Большой горшок, чаще всего с боковыми ручками, для приготовления еды» (в английском языке слово cauldron образовано от раннего французского cauderon, которое, в свою очередь, произошло от латинского слова caldarium, означающего «горячая ванна», а оно – от слова cadius – «тепло») (Толковый словарь английского языка Collins).

«Большой котел или бак для варки» (в среднеанглийском – cauderon, слово пришло из французского языка, куда, в свою очередь, пришло из латинского – caldaria – сущ. ж. р., образованное от caldarius – «согревающий»; производное от calidus – «теплый», calere – «быть теплым») (Университетский словарь английского языка Random House Kernerman Webster).


Как видно из происхождения слова, типичный котел предназначался для нагревания и кипячения жидкостей. Благодаря его округлой форме жидкость в котле легко помешивать, и в то же время такая форма обеспечивает большую площадь для разгона нагретых молекул, что усиливает парообразование (идеальные условия для приготовления тушеных и прочих, требующих выпаривания блюд) и не позволяет вареву сбежать через край. (Если у вас когда-нибудь сбегал на плиту суп, попытайтесь представить, как бы вы справились с подобной неприятностью, имея дело с большим, тяжелым, висящим над огнем котлом!) Во всех культурах мира для нагревания жидкостей использовались горшки такой формы.

Общая информация о котлах

В первую очередь и главным образом котел – это сосуд. Его форма предназначена для удерживания содержимого и способствует проводимости и сохранению тепла. Обычно котел изготавливают из металла, в основном из железа, потому что оно износостойкое и долговечное. Для удобства в использовании его очень часто оснащают боковыми ручками, держась за которые, его можно переносить, выливать из него варево, а еще за ручки котел можно подвесить на крючок с помощью цепей. Дно котла может быть плоским – чтобы ставить на ровную поверхность, но чаще всего котел оснащен тремя ножками, чтобы его можно было поставить над огнем. И наконец, у котла есть крышка, которая удерживает варево. Поскольку форма котла способствует быстрому испарению влаги, крышка помогает замедлить это испарение, собирая конденсат, и сохраняет тепло приготовленной пищи.

Котлы, как правило, делали большого размера, чтобы готовить в них еду на всю семью, а также мыть посуду, – универсальная кухонная емкость, в которой можно варить макароны и мыть тарелки. Готовую еду и напитки разливали и раскладывали в емкости поменьше (миски, чашки, блюда). Следует добавить, что гигантские котлы, изображенные рядом с ведьмами на картинах позднего Средневековья, явно сильно преувеличены в художественных целях. Большие котлы стоили очень дорого, не говоря уже о том, что большой котел не дотащишь до середины леса. Между тем, на другом конце размерного ряда мы видим выставленные в эзотерических и оккультных магазинчиках миниатюрные котелочки, созданные для современных практиков, которые готовят еду совсем в других емкостях, да и посуду моют иначе. Какой-то гений догадался, что все мы любим покупать маленькие вещички, пусть даже непрактичные!

Расшифровка символики

Благодаря классическому «щедрому» размеру, форме и назначению котлу легко приписать множество самых разных символических значений. Но сколько из них окажутся актуальными сегодня? Давайте вместе рассмотрим символику котла, которая сохраняется на протяжении последних десятилетий.

Современное язычество чаще всего связывает котел с утробой, соответственно, наделяя его женскими качествами через связь с Богиней. Важно помнить, что домашние хлопоты (приготовление пищи, мытье посуды и т. д.), как правило, издавна считались женским занятием, и это тоже усиливает «женский имидж» котла. Под прикрытием религиозной пропаганды охота на ведьм велась по социальным и гендерным признакам, поэтому в коллективном бессознательном укрепилась связь между женскими обязанностями и колдовством с использованием котлов. Другую ассоциацию с утробой можно описать так: если положить в котел правильные ингредиенты, то из них что-то «родится», – но такой упрощенный подход кажется совсем глупым, не находите? Думаю, от такого сравнения не выигрывают ни обладательницы утробы, ни котелки.

Во многих источниках мне встречалось утверждение, что три ножки котла символизируют Триединую богиню. Очаровательная идея, но фея дизайна во мне говорит, что трехногая конструкция идеальна для размещения котла на неровной поверхности. Вариант с одной или двумя ножками попросту нефункционален (содержимое будет проливаться), а четыре ножки удобны только в случае, если предмет ставят на ровную поверхность, еще и при условии, что все ножки одинакового размера. Соответственно, трехногая конструкция – самая функциональная. Но если вам приятно ассоциировать «трехногость» с божественностью – пожалуйста. Символизм – это проявление связи между физическим и метафизическим.

По мнению автора этой книги, придание современными язычниками котлу женского начала связано больше с желанием оживить концепцию Богини, чем с его формой или областью применения. Во второй половине XX века неоязычество подчеркнуто связывали со «старыми традициями», шла борьба патриархальных концепций с матриархальными или более сбалансированными идеями. Но стоит вспомнить о контркультурах, возникших в послевоенном обществе, и многое проясняется. В этот период много энергии было вложено в синхронизацию магической практики с половым разделением: чаши и котелки стали инструментами Богини, а жезлы и атамы – проявлением мужской энергии, при этом те и другие использовались и жрецами, и жрицами. Гендерный символизм может усилить связь с предметом и позволяет познакомиться с его, возможно, забытым прошлым, но может и оттолкнуть – особенно тех, кто мыслит внегендерными категориями. Сам по себе котел куда многограннее анатомических ассоциаций, он универсален и удобен для всех и каждого.

Как далее вы узнаете из раздела, посвященного истории и мифологии, изначально котел не воспринимался исключительно женским инструментом или утварью и не был связан исключительно с Богиней. Глубокий символизм котла обусловлен не его формой, а многовековой ролью в магической практике и мифологии. Надеюсь, что значения котла, которые вы найдете в мифах, историях и фольклоре, вдохновят вас. В конце концов, важность символа определяется тем, что именно он значит для вас и вашей практики. Если идея вас вдохновляет и нравится, значит, вы на верном пути!

Девять вариантов применения котлов

Для простоты восприятия я систематизировала описание по вариантам использования котлов, разбив их на девять категорий – по роли котлов в мифологии, фольклоре, истории и ритуалах. Благодаря этому списку вам будет легче решить, как использовать котел, и выявить личное значение и цель своих действий. Вполне возможно, что некоторые категории пересекаются, но это вполне естественно, ведь котел – предмет многофункциональный!

Контейнер. В самом простом варианте котел – это емкость. В этом случае у него относительно пассивная роль: содержимое пребывает в готовой форме; в котле что-то хранят. Например, в нем может быть вино, которое впоследствии разольют по емкостям, или записки с намерениями для ритуала. Также он может символизировать хранилище силы своего владельца.

Созидатель. В отличие от контейнера, эта роль активная. В этом варианте котел используется для варки, жарки, готовки или окрашивания. Это действующая сила, изменяющая физические свойства помещенных в форму ингредиентов. Примеры: медоварение, приготовление тушеного блюда или окрашивание одежды.

Преобразователь. В отличие от созидателя преобразователь отвечает за метафизические, а не физические изменения, например, зарядка кулона, сжигание записки с намерением, снятие блокировки, подготовка подношения и т. д. В магических ритуалах, если говорить метафорически, в котле плавятся заклинания.

Очиститель. В этом состоянии котел используется для мойки, чистки и обновления: кипячение воды для питья, мытье предметов или совершение очищающих омовений.

Портал. В некоторых традициях котел, подвешенный на цепи над очагом или стоящий на треноге, символизирует связь между этой реальностью и божественным миром. Цепь является своего рода телефонной линией, в результате чего котел превращается в портал в мир богов. Иногда котел становится настоящими вратами в другой мир или измерение (например, в царство теней). Использование котла в качестве средства для перемещений также попадает в эту категорию.

Указатель. Это вариант ритуального использования котла в качестве указателя места или ориентира. Он может служить неким алтарем, центром ритуального пространства, обозначать сакральное место или использоваться в качестве духовного домашнего «маяка» для ведьмы, которая совершает духовное (или физическое) путешествие в своих видениях полета или отправляется на шабаш.

Барабан. В быту кочевников котел имел множество вариантов применения, в том числе использовался как ударный инструмент – барабан или даже колокол. Музыкальная функция котла была важна при проведении духовных практик, а также устройстве развлекательных или увеселительных мероприятий. В переносном смысле котел может олицетворять сердцебиение группы людей, племени или ковена – того, что сводит вместе и объединяет, особенно во время совместного принятия пищи или напитков.

Инструмент для предсказаний. Существует множество способов с помощью котла заглянуть в настоящее, прошлое или будущее, это и гадание на магическом кристалле, и вытягивание жребия, и пиромантия (гадание на огне), и либаномантия (гадание на дыме или на пепле благовония), и карромантия (гадание на расплавленном воске), и керомантия (гадание воском на воде), элеомантия (гадание на масле), гидромантия (гадание на воде) и т. д.

Второе рождение. В этом варианте котел проявляет несколько своих функций, а именно преобразователя, портала и очистителя, но в данном случае его отличает проявленная способность давать или возрождать жизнь. Именно в этом варианте котел символизирует чрево, поскольку его функция – давать жизнь.

Когда мы перейдем к материалу по истории и мифологии котелка, прошу вас, дорогие читатели, обращайте внимание на выполняемые им функции и определяйте, к какому из девяти вариантов они относятся. Это поможет вам понять свои предпочтения при работе с котлом и воодушевит вас.

Игра слов: котел

Kettle: нем. – kessel; среднеангл. – chetel; старонорв. – ketill.

Cauldron: среднеирл. – coiri или caere, валлийский – pair или peir.

Caldera – кальдера, круглая впадина или аналогичное образование в земле, возникшее в результате вулканической активности (порой его называют котлом).


Происхождение фамилии Казан (Kazan)

Греческое: укороченная форма от слова kazandris, применяемого для профессионального обозначения изготовителя котлов или человека, который использует котел для дистилляции алкоголя.

Турецкое: kazanci – «рабочий котла» или «рабочий печи», это слово образовано от слова kazan – «котел».

Глава 2 Сбор вокруг котла. История и мифология котла

Ведьмин котел! Этот образ интригует наше воображение! Веками люди собирались вокруг очага с котлом, готовили пищу, праздновали сбор урожая, варили напитки, рассказывали истории и легенды и мылись в нем. У котла большой диапазон функций: от практического применения до метафизического. Чтобы познакомиться с этим явлением чуть ближе, предлагаю просмотреть историю котлов и исследовать его глубокую связь с мифологией.

«Множься, множься злое действо.

Огонь – гори, котел – кипи!»

Уильям Шекспир, «Макбет»

«Невидимый» котел

Сегодня крайне трудно найти полностью сохранившиеся целые экземпляры старинных котлов. А все потому, что котлы имели многоцелевое применение и ими пользовались до полной утраты их пригодности, после чего их либо уничтожали, либо перерабатывали. Сосуды, не имеющие особого духовного предназначения или статусности, использовались до тех пор, пока были пригодны для этого. К сожалению, если духовные цели сосудов не совпадали с представлениями завоевателей, их обычно переплавляли во что-то иное. Те немногие образцы специализированных котлов, которые сохранились до наших дней, сделаны особо искусно и отличаются от найденных в захоронениях.

Изучение истории котла осложняется и тем, что он использовался в быту и, в частности, работа с ним относилась к женским обязанностям. А женский труд на протяжении веков мало интересовал историков, археологов и антропологов, преимущественно ориентированных на мужское наследие: оружие и доспехи, фермерские инструменты и т. д. Столь несимметричный подход только еще больше объясняет, почему предметы, более всего ассоциируемые с ведьмами (котлы, метлы) и, конечно же, широко используемые женщинами, появляются в историях охоты на ведьм. Охотники на ведьм извращали назначение простых бытовых предметов, подстраивая смысл находок под свои цели, даже обычного родимого пятна было достаточно, чтобы обвинить человека в колдовстве, и эти обвинения питали фантазии художников. Однако в те времена котел был всего лишь утварью, собственностью того, кто мог позволить себе купить его или изготовить самостоятельно. Можно сказать, что это был аналог современной «микроволновки». Сегодня исследование обычаев и жизни женской линии наших предков становится все более популярным, так что, возможно, нас ждут новые открытия в истории котла.

История котла

У народов всех культур мира были свои виды котлов, в основном предназначенные для того, чтобы переносить и перевозить огонь и воду. Люди очень рано обнаружили, что огонь дает многие блага: обеспечивает теплом и инструментами для строительства и охоты, а также выполняет самую важную функцию – позволяет готовить пищу. Приготовленную на огне пищу легче жевать, она быстрее переваривается и дольше хранится, в результате этого человеческий мозг развивался и эволюционировал. В процессе приготовления пищи произошло счастливое открытие преимуществ употребления очищенной кипячением воды – а после кипячения достаточно просто налить ее во что-нибудь!



Поначалу мы приспосабливали под свои нужды то, что было дано природой: моллюсков, черепашьи панцири, часть черепов, мочевой пузырь животных, тыквы и косовые орехи – все использовалось для хранения и приготовления пищи. Научившись с помощью огня обрабатывать глину и работать с плавкими металлами, люди принялись экспериментировать, пытаясь создать прочный сосуд, в который можно наливать жидкость и в котором можно готовить пищу: сначала такая емкость была медной, потом – бронзовой, затем, около двух тысяч лет назад, появился чугунный горшок.

На эволюцию и назначение сосуда влияли нужды народов. Так кочевникам требовался универсальный сосуд, чтобы не перевозить с места на место лишний груз. Например, рассмотрим быт одной из многочисленных групп в составе кочующих берберских племен – западносахарских жителей Северной Африки. Их варочный котел веками использовался для переноса огня, воды и приготовления пищи, а когда во время проведения праздников и ритуалов на него натягивали кожу, он становился барабаном. Эффективная многофункциональность! Хочу особо подчеркнуть, что универсальное использование одного сосуда вовсе не указывает на «примитивность» народа. Берберы известны своим мастерством в области металлообработки, производства текстиля и других ценных изделий. Когда основной доход приносит торговля, крайне важно освободить место для хранения товаров, а не занимать его барабанами, кухонными горшками, плавильными котлами и прочей утварью.

Фантастические праздничные котлы

В коллекции Британского музея имеется несколько удивительных артефактов – древних котлов. В их числе котел Баттерси, который датируется приблизительно 800–600 гг. до н. э., конец бронзового века – начало железного. Это весьма крупный котел, сделанный из семи листов бронзы, старательно отформованных, изогнутых и склепанных вместе. Столь серьезные вложении времени и средств говорят о том, что этот котел (и ему подобные) наверняка имел высокую ценность и использовался на пирах великих людей. В коллекции Британского музея также имеется котел поменьше, тоже из бронзы, датируемый приблизительно 1–50 годами н. э. Внешне он похож на своего собрата из Баттерси: бронзовые листы скреплены декоративными клепками с декоративными шляпками, а его горловину сделали, вероятно, катая плоский лист бронзы по железному кольцу. Он значительно меньше котла Баттерси и считается редкой находкой: в нем можно приготовить мало еды, и он не подходит для крупных пиршеств или «обслуживания» важной персоны. Смею предположить, что он был атрибутом особого владельца, возможно, целителя племени, и был захоронен с ним как любимый или сакральный предмет, поэтому и сохранился до нашего времени.

Также в Британском музее можно найти интересные аксессуары для котлов, классифицированные как «крюки для плоти» и датируемые бронзовым и железным веками. Предполагается, что эти артефакты использовались для вылавливания мяса из котла во время пира. Некоторые выполнены очень искусно, что наводит на мысль об их особом назначении, возможно, ритуальном. Один из таких крюков бронзового века был найден в болоте неподалеку от Данаверни в 1829 году, а в наше время с помощью радиоуглеродного анализа смогли датировать его 1050–1090 годами до н. э. У него имеется деревянная узорчатая секция, украшенная бронзовыми элементами – фигурами пары похожих на воронов птиц и пяти водоплавающих птиц, возможно, лебедей с тремя лебедятами или утками.

В Эшмолеанском музее искусства и археологии в Оксфорде можно увидеть другой большой котел времен бронзового века: он найден купальщиками в 1928 году в русле реки Чаруэлл в деревеньке Шиптон-он-Чаруэлл, графство Оксфордшир. Он датируется примерно 1100–1000 годами до н. э. и классифицируется как «атлантический котел», что означает, что он был найден в той части Европы, которой касались воды Атлантического океана, это Великобритания, Ирландия, Франция и Пиренейский полуостров. Котел изготовлен из трех листов бронзы: двух прямоугольных, формирующих окружность корпуса, и одного круглого чашеобразного снизу. У горловины расположены две литые ручки, за которые его можно переносить или подвешивать. На корпусе котла видны следы ремонта, указывающие на то, что, прежде чем оказаться в реке, он побывал на многих пирах и нес долгую ценную службу.

В 2004 году неподалеку от деревни Чизелдон в графстве Северный Уилтшир в Великобритании был обнаружен тайник с двенадцатью большими котлами – крупнейшая группа котлов железного века, найденная за всю историю Европы. Они были захоронены вместе с двумя коровьими черепами, образцами гончарного дела и другими сосудами, датируемыми 800–100 годами до н. э. Около половины котлов, заложенных или зарытых в землю, находились в положении дном вверх, часть лежали на боку и еще часть горшков стояли горлом вверх. Все они имеют диаметр от 60 до 80 сантиметров в ободе и сделаны из сплава меди и железа. Чтобы не повредить археологическую находку, ее извлекли вместе с блоками грунта и доставили в Британский музей для дальнейшего изучения. Эти котлы изучают по сей день, и сведения выкладываются на сайте blog.britishmuseum.org (соответствующие записи можно найти по тегу Chiseldon cauldrons). В глухих закоулках разных музеев мира, а особенно в Европе, можно найти и другие примеры котлов. Несмотря на безусловно высокую важность для историков и археологов, праздничные котлы визуально не особо интересны широкой публике и не столь притягательны для изучения как оружие, украшения и другие ремесленные изделия той эпохи. Если только они не настолько внешне эффектны, как следующий знаменитый котел…

Жертвенные и сакральные котлы

Если вдруг окажетесь в Национальном музее Дании в Копенгагене, обязательно полюбуйтесь оригинальным котлом из Гундеструпа (его копии в натуральную величину есть в нескольких европейских музеях). Котел, датируемый II–I веками до н. э., был найден в торфяном болоте около поселка Гундеструп в Дании в 1891 году. Многих удивляет тот факт, что он был не целым, а разобранным на пластины, и позднее его собрали для экспозиции. Серебряный, удивительным образом декорированный, диаметром 69 сантиметров и высотой 42 сантиметра – это самый большой известный в Европе котел железного века. Его рисунок аккуратно выбит с внутренней стороны, образуя выпуклый орнамент, и украшен позолотой и стеклянной мозаикой. Несмотря на то что он был обнаружен в Дании, судя по стилю изготовления и изображениям на нем, предполагают его галльское или фракийское происхождение.

Именно благодаря украшающим его изображениям фотографии и рисунки этого котла включены во многие книги об истории и происхождении язычества. На базовой пластине котла изображен бык, рядом с ним – женская фигура с мечом и три собаки, судя по всему, сцена отображает какое-то сражение. На каждой из семи наружных пластин – центральный бюст или портрет: это четыре мужчины с бородой и три женщины; все сцены отдельные, с дополнительными фигурами людей и животных, среди которых кабан, крылатый конь, дракон, олень, хищные птицы и лев. Все выполнено с удивительной детализацией, но больше всего восторг вызывают внутренние пластины. На одной из них изображен Цернунн: сидящий мужчина с рогами, держащий в правой руке кельтское ожерелье – торк, а в левой – рогатую змею. Рядом с ним олень с такими же, как у него, рогами, а также несколько видов животных и растений. На других внутренних пластинах изображена женщина в кельтском ожерелье с двумя шестиспицевыми колесами, слонами и грифонами, трижды повторяется сцена убоя быка и какие-то воины в походе, которых окунают в котел, после чего они возрождаются и продолжают свой путь. Запомните эту последнюю сцену, мы обратимся к ней, когда коснемся мифологии котла!

Котел: теории и фантазии

Любопытно отметить, что находка котла из Гундеструпа привела к появлению разных имитаций. Самая известная – котел из Кимзе, найденный в 2001 году на дне озера Кимзе в Баварии. Котел из 18-каратного золота весом около 10,5 килограмма украшен изображениями в кельтском стиле, очень напоминающими котел из Гундеструпа. В результате научной экспертизы и исследований выяснилось, что это поделка XX века, выполненная Отто Гаром, серебряных дел мастером и членом нацистской партии (совместно с мюнхенским золотых дел мастером Альфредом Нотцем), сделанная по заказу Альберта Пьецша – богатого человека, поддерживающего нацистскую партию. Мне также удалось найти упоминание об итальянской подделке 1920-х годов и других изделиях «по мотивам» котла из Гундеструпа, но о них крайне мало данных. Полагаю, что всем причастным к этим «открытиям» было потом весьма неловко.

Котел из Гундеструпа часто называют «жертвенным котлом», поскольку его изысканный фасад и серебряное исполнение указывают на то, что это не просто праздничный котел. При слове «жертвенный» из самых мрачных слоев нашего подсознания поднимается образ котла, в который заливают кровь или над которым ее проливают. Такие фантазии возникают из-за глубокого влияния мифов, где описано, как боги или герои превращаются в гору костей и перерождаются в котле. Или из-за влияния историй (которые рассказывали римские христиане) о древних язычниках, приносивших человеческие жертвы ради урожаев и увеличения плодовитости животных. Однако в приведенных выше археологических примерах мы видим, что жертвенные котлы – это искусно выполненные предметы, целенаправленно разделенные и захороненные, возможно, в качестве подношения богам или земле. Или же котел из Гундеструпа не подвергался разделению для подношения богам, а был разобран и выброшен воинами-завоевателями, которых оскорбили нанесенные на него изображения? Хотя в действительности они расплавили бы его для получения серебра, что наверняка и происходило со многими сакральными котлами.

Все это приводит нас к котлам Додоны в Греции. Возможно, вы слышали о Дельфийском оракуле, но знаете ли вы об оракуле Додоны, который был самым древним в Греции? По легенде, согласно Геродоту, его основу заложил один из двух черных голубей, который прилетел в Египет из Фив и сел на дуб в Додоне, указав на то, что в этом месте должно быть построено святилище Зевса. (Второй голубь приземлился в Ливии с аналогичным указанием.) Считается, что эти голуби – не пара реальных птиц, а образ пары темнокожих жриц оракульской традиции, сбежавших из Египта и поселившихся в Греции, хотя в истории с птицами красиво описаны дубы. Далее в легендах говорится, что с VIII по IV век до н. э. вокруг дуба были с почтением установлены бронзовые котлы на треногах, которые соприкасались друг с другом, благодаря чему стоило ударить по одному котлу, как звук передавался и всем остальным. Прислушиваясь к звону и тону котлов, а также к шелесту ветра в дубовых листьях, жрицы получали божественные ответы. В нескольких источниках упоминается бронзовая статуя мальчика, держащего хлыст с тремя гибкими цепями, – предположительно этим хлыстом ударяли по котлам, взывая к голосу Зевса.

В Додоне останавливались многие знаменитые герои греческой мифологии: Ясон с аргонавтами, Одиссей и Ахилл, а также исторически известные короли и правители, – все советовались с оракулом. Дуб, который растет сейчас на этом месте, это уже современное посаженное дерево, но бронзовые фрагменты треног и котлов остались со времен основания оракула. По дошедшим до нас слухам оракул Додоны был разрушен войсками завоевателей, а котлы и треноги – переплавлены на оружие.

Следующий котел в этом разделе принадлежит древней истории, его применение было возрождено в современном мире – это котел Олимпийского огня. Он тоже связан с Зевсом, напоминая о Прометее, похитившем огонь у Зевса и подарившем его человечеству. Говорят, этот огонь горел на протяжении всех древних Олимпийских игр. В современные Олимпийские игры олимпийский котел вернулся летом 1928 года в Амстердаме, и с тех пор возжигание огня на олимпиадах стало традицией. Пламя для игр зажигается в греческой Олимпии – в храме Геры. Одиннадцать женщин, олицетворяющих девственниц-весталок, выполняют обряд получения огня с помощью лучей солнца, сконцентрированных посредством параболического зеркала. Факел сначала проносят по Греции, затем передают в город проведения Олимпийских игр. Для каждых Олимпийских игр разрабатывается новый котел, пьедестал и факел, так что хотя бы эти современные котлы вызывают всеобщее восхищение и почтение в принимающих Олимпийские игры городах.

Котел в игре

Продолжая тему игр, спорта и завоеваний, предлагаю вам задуматься о сходстве многих победных трофеев с котлом. В частности к XIX–XX векам относятся примеры негабаритных чаш для питья, подходящих для пиршеств или сборищ больших групп людей. Поскольку я сама из семьи хоккеистов, то приведу в качестве примера кубок Стенли, который начал свой путь как декоративная серебряная чаша для пунша, впервые врученная в 1893 году. В 1896 году хоккейная команда Winnipeg Victorias ввела традицию пить из завоеванного кубка шампанское – чудесный пример общественного пиршества и празднования. Выиграть кубок, обладать им и демонстрировать его – большая честь и предмет гордости команды и ее города, так было и с праздничными котлами племени в старые времена.

Запомните эти исторические примеры котлов, они пригодятся вам, когда мы приступим к изучению роли котла в мифологии!

Котел в мифологии

Несмотря на то что исторические артефакты довольно редки, котел прочно основался во многих мифах и культурах. По природе своей мифы кочуют из одной культуры в другую. Меняются или вычеркиваются имена и описания ключевых персонажей, которых так много, что они не уместятся в одну аккуратную книжечку, поэтому я выбрала несколько наиболее ярких и распространенных, близких по тематике мифов. Мы изучим сами истории, связанный с ними символизм и задумаемся о том, какие истины скрыты в этих мифах.

Котел и божественное женское начало

В этом разделе мы подробно рассмотрим связь котлов с женщинами и богинями из мифов и легенд. Во всех этих мифах прослеживается общая тема: котел символизирует силу субъекта, обращающегося к магии. Котел означает силу, необходимую для работы с зельями, невидимыми духами и стихиями, – способность работать за пределами привычного порядка вещей.


Котел Керидвен

В кельтской мифологии очень много мифов, в которых упоминаются котлы, среди самых знаменитых – миф о Керидвен и ее котле. Современные кельтские язычники считают Керидвен богиней трансформаций, перерождения и творческого вдохновения. Ее история дошла до нас из средневековых валлийских легенд («Сказания о Талиесине» из сборника мифов и преданий «Мабиногион») и рассказывает о ее совершенном магическом искусстве и о том, как она создала легендарного барда.

История. У Керидвен было двое детей: прекрасная и одаренная дочь Крерви и жутко уродливый сын Афагду. Желая помочь сыну, она решила сварить в котле, называемом Авен, специальное зелье, которое наделило бы ребенка мудростью и поэтическим вдохновением. До полной готовности зелье нужно было варить год и один день, поэтому она поручила слепцу по имени Морда следить за огнем, а деревенского глупого мальчишку Гвиона Баха поставила помешивать зелье. Представьте, сколь важным для нее было зелье, если она выделила для его приготовления отдельный котел на целый год!

Согласно ритуалу нужный эффект давали первые три капли зелья, остальное варево сразу становилось бесполезным и ядовитым. Но в последний день готовки зелья из котла брызнули три горячие капли и попали на руку молодого Гвиона, обжигая ему кожу. Он инстинктивно лизнул ожог, чтобы унять боль, и таким образом получил всю мудрость, которая предназначалась сыну Керидвен. Благодаря обретенной мудрости Гвион понял, что Керидвен рассвирепеет, и сбежал.

Когда Керидвен обнаружила, что ее тщательно приготовленное зелье оказалось пролито, а Гвион сбежал, она поняла, что случилось, и бросилась за ним в погоню. Гвион превратился в зайца, а Керидвен – в борзую. Он прыгнул в реку и превратился в лосося, а она стала выдрой. Он превратился в певчую птицу, а она стала ястребом. Он превратился в единственное зернышко в большой куче, а она стала курицей, нашла его и съела.

Однако, возможно, из-за силы зелья, Гвион не погиб: вопреки законам биологии Керидвен забеременела им. Она хотела убить его сразу после рождения, но поняла, что не может так поступить. Вместо этого она уложила его в корзину и отпустила в океан, после чего его спас принц. Мальчик вырос и стал легендарным бардом, поэтом и магом Талиесином.

Символизм. Во многих народных сказаниях котел символизирует утробу, особенно в случае Керидвен, но если быть более внимательными к истории, то окажется, что котел используется для того, чтобы попытаться совершить то, с чем не справилось ее чрево: сделать ее сына великим. Керидвен – классическая мать, желающая лучшего для своего дитя, которая свирепеет, когда ее планы нарушаются. В то же время именно в ее теле, точнее в утробе, Гвион становится Талиесином. Трансформация произошла не в самом котле, но с помощью сваренного в нем зелья. Главное назначение котла в том, что это мощный инструмент в руках опытного практикующего мага, используемый как создатель, контейнер и преобразователь. В нем изготавливается зелье, хранится и становится источником перемен и трансформаций.

Выводы. Даже при самых лучших намерениях, идеальном планировании, наличии прекрасных инструментов и настоящей силы не всегда есть возможность контролировать результат, и бывают такие обстоятельства, которые изменить нельзя, как ни пытайся. Иногда лучше позволить вдохновению самому найти выход из ситуации.


Котел вдохновения

Наверное, нет более величественного символа магии и магической работы, чем ведьмин котел. Представьте его сами, глубокий и круглый. Внутри бурлит мощный концентрат из трав, цветов и сильнодействующих намерений. Полученный в результате вытяжки эликсир может вернуть мертвого к жизни или одарить невероятным вдохновением любого, кто его испробует. Из всего множества котлов есть один, не похожий на другие – котел Керидвен.

Как сказано в «Хрониках истории мира» Элиса Груффуда (Chronicle of the History of the World, Elis Gruffudd) и как говорилось до них и после, Керидвен решила сварить небывалое зелье. Для этого ей пришлось целый год и один день собирать ингредиенты и добавлять в котел в нужных количествах в нужные дни. Полученный в результате экстракт должен был наделить Афагду, ее несчастного сына, силой знаний и мудрости. Ритуал требовал, чтобы варево постоянно находилось на огне и его регулярно помешивали на протяжении всего времени приготовления. Для этой задачи Керидвен привлекла Морду, истопника, и Гвиона Баха, мешальщика. Как выяснилось, у котла были собственные представления о том, кто должен получить дар вдохновения, и планы Керидвен неожиданно изменились. История гласит, что, как только три капли полной Авена жидкости попали на губы получателя дара, котел треснул пополам и вся жидкость в нем стала ядовитой. Неужели котел был предназначен только для одного ритуала? Ответ несложный: и да, и нет.

Котел – это емкость для совершения магии, без него отвар не получится. Его чугунные стены пропитались намерениями Керидвен, или, возможно, эти намерения давно уже были в каждом атоме котла. Таким образом, котел и полученная в нем смесь предназначены для одной цели, одного использования и одного человека. Но все же это необычный котел, поскольку в нем содержатся все таинства Вселенной. Эта версия котла не ограничена простой железной формой, а появляется там, где нужно и когда нужно, когда мудрость, знания и вдохновение должны прийти в этот мир.

Именно в таком котле творит магию Керидвен. Именно в этот котел ведьмы всех времен добавляют свои травы. Именно из него ведьмы по сей день черпают свою магию. И так было и будет всегда, этот котел вдохновения – основа всех глубинных трансформаций и магии.

Гвион Рейвен (Gwion Raven)

Жрица, ведьма и преподаватель,


Баба-яга и летающий котел

Милая моему сердцу Баба-яга – классическая старуха-ведьма из славянского и русского фольклора.

История. Баба-яга часто появляется в сказках и легендах Восточной Европы и на исторической территории России (на ее части, если точнее). Ее описывают как очень древнюю старуху, которая порой выглядит как милая бабушка, но иной раз – как злобный монстр с огромным носом и железными зубами. Она бывает то добрая, то злая – в зависимости от настроения и от того, что с вас можно получить. Говорят, она летает в большом котле, ну или очень большой ступе с пестиком, помешивая им в полете или используя его для управления полетом. В этом можно усмотреть искаженный сексуальный намек, но летает ли она в котле или ступе, и то и другое означает ее принадлежность к ведьмам. В сказаниях также упоминается метла из белой березы, которой она заметает свои следы, – и это тоже говорит о том, что она ведьма! Живет она в дремучем лесу в заколдованной избушке на одной или более курьих ножках, которая может переходить с места на место. Когда избушка стоит на одном месте, она обнесена изгородью из человеческих костей и горящими черепами – настоящий шедевр зловещности и чудовищности!



Символизм. Баба-яга олицетворяет все неконтролируемое. Она – смерть, она – дух леса, она – женщина, над которой не властен ни один мужчина. Никогда не знаешь, поможет она тебе или навредит. Ее котел – это символ ее статуса сильной ведьмы, он действует как портал.

Выводы. Природа – это баланс и мистерия. Она может помочь нам, может разрушить, может успокоить, а может напугать. Магия тоже способна навредить, а может и исцелить – все зависит от вашей воли. Учитесь осторожности и обращайтесь с магией уважительно.


Варево Кирки

Кирка (Цирцея) – богиня и чародейка в греческой мифологии. В легендах говорится, что она дочь титана Гелиоса и океаниды Персеи. Ее брат – Ээт, хранитель золотого руна, а сестра – Пасифая, супруга короля Миноса и мать Минотавра, так что она из семьи, которая сотворила множество магических событий в Греции! Ее личная сила связана с зельеварением и пониманием искусства некромантии.

История. Кирка весьма эффектно появилась в «Одиссее» Гомера. Во время своих приключений Одиссей и его спутники достигают Колхиды – острова, где Кирка живет в роскошном дворце, окруженном свирепыми животными (волками, львами, кабанами), которые ведут себя послушно и покладисто. Она приглашает гостей на пир, куда отправляются все, кроме Одиссея, и почти все гости пьют ее зачарованный напиток, который превращает их в свиней. Одному человеку удается сбежать, и он рассказывает обо всем Одиссею. Прежде чем Одиссей отправляется к Кирке, бог Гермес (через Афину) рассказывает ему, как уберечься от колдовства. Служанки Кирки купают Одиссея в гигантском котле, после чего он пирует вместе с ней, но ничего не ест. Ее чары и зелья на него не действуют, и тогда он достает свой меч, словно собирается напасть на нее. Поняв, что ее колдовство не сработало, Кирка умудряется убедить Одиссея в том, что не причинит ему вреда, а, наоборот, поможет. Она возвращает его спутникам человеческий облик, и все они проводят на острове один год, в ходе которого Одиссей делит с Киркой постель. Когда приходит время покидать остров, Кирка предлагает героям плыть другим маршрутом, более безопасным, но с важной оговоркой, что им придется проложить путь через подземный мир.

Символизм. Прежде чем предстать пред Киркой, Одиссей использует красивый котел как ванну для купания, однако считается, что, возможно, в этом котле Кирка варила свои зелья, и потому омовение показано в истории как доказательство эффективности данной Одиссею магической защиты. Однако силу Кирка черпала не из самого котла, а из своих знаний о травах, зельях и ядах.

Выводы. Наши инструменты не являются источником нашей силы, они – лишь помощники. Истинная сила исходит от знаний, получаемых нами, когда мы решаем встать на путь вечного познания. А постоянные попытки навязать свою волю другим однажды встретят отпор и изведут вашу силу. Сосредоточьтесь на переменах внутри себя, и тогда магия проявит себя быстрее.


Медея и ее котел омоложения

Медея – сложный персонаж греческой мифологии, роковая женщина, причина сплошных противоречий и раздоров. Она обладает магическими способностями, потому что она племянница Кирке и дочь ее брата Ээта. Медея наиболее известна по одноименной пьесе, в которой она якобы из мести за измену супруга Ясона убивает их общих детей. Наша история о котле относится к более раннему времени.

История. Впервые мы узнаем о Медее, когда она помогает Ясону добыть золотое руно у ее отца Ээта. Заполучив сокровище, Ясон забирает Медею с собой и влюбляется в нее. Зная о способностях Медеи к зельеварению, хитрости и омоложению, Ясон просит ее помочь его старому отцу Эсону. Согласно легенде, она заменила всю кровь старика соком растений, вернув ему бодрость и здоровье, а слава о ее способностях разлилась по всему свету. Однажды к ней обратилась дочь Пелия с просьбой раскрыть ее секрет, чтобы и она могла излечить своего отца, но она не знала, что у Медеи были свои счеты с Пелием. Медея согласилась показать, что нужно делать. Она разогрела котел и устроила настоящий спектакль, кидая в него травы и шепча заговоры. Комната наполнилась дымом и паром. Медея перерезала горло старому барану и положила в котел. Вдруг из котла появился ягненок! Дочери Пелия решили, что поняли, как омолодить своего отца, и попытались повторить ритуал, но результат оказался плачевным.

Символизм. Из всех историй о Медее ясно одно: она отлично разбиралась в травах, зельях и понимала, как работает сила. В этом конкретном мифе котел – это место обмана, иллюзии и жонглерства, что не означает, что все ее действия были игрой. Зелья, заговоренные в котле, однозначно обладали омолаживающей силой, – при условии, что Медея на стороне просящего.

Выводы. Практикующие маги бывают коварны и умеют жульничать: одни их действия – иллюзия, другие – правда. Подумайте десять раз, прежде чем довериться кому-то, поскольку маг может действовать далеко не в ваших интересах. А еще не следует раскрывать свои секреты любому, просто потому что вас о них спросили.


Котел Калех

Наш последний миф о гэльской богине Калех – древнем божестве природы и погоды, во владении которой были земли, моря, растения и животные. Любопытно, что миф о ней связан с конкретным местом.

История. Калех, чье имя переводится как «старуха» или «колдунья», была известна в Великобритании испокон веков. Поскольку она – богиня природы и погоды, с ее именем связаны многие определенные географические местоположения. Интересующий нас миф касается водоворота Коривреккан (Coire Bhreacain – «котел для стирки пледа»). Шотландцы считают, что Калех начинает зиму, когда стирает в водовороте свой большой плед. Перед стиркой дня три воет буря, которую слышно на многие километры вокруг, – пока не «вскипит котел». Когда стирка заканчивается, плед становится белоснежным. Коривреккан – один из семи крупнейших в мире водоворотов.

Символизм. В этом мифе действиями богини объясняются странности геофизического явления и смена сезонов. То, что после трех дней стирки плед становится белоснежным и вызывает приход зимы, может означать как физическое, так и духовное очищение от старого года и подготовку к вступлению в новый.

Выводы. Иногда физические изменения отражают реальные трансформации разума и духа. И наоборот, очищение разума и духа может привести к очищению тела. За какой багаж вы держитесь, не желая отпускать его?

Не только для дам

Я постоянно встречаю упоминание о том, что котел – атрибут богинь, однако есть мифы о котлах, где главным героем оказывается мужчина или бог. Почему так? Может, котел действительно символизировал нижнюю, интимную часть женщины, и тогда становится понятно, почему его пытались добыть мужчины? Или же, что более вероятно, мужчинами и женщинами котел одинаково воспринимался как объект силы и загадки. По всему миру кулинарное искусство не было в прошлом (и не является в настоящем) исключительно женским занятием. Умение лидера сполна накормить свой народ и гостей вполне могло стать поводом для празднования и выражения почестей, о чем нам рассказывают кельтские котлы, с которыми мы познакомились в историческом разделе. Возможно, в былые времена герои и боги испытывали необычайное удовольствие, когда сами готовили барбекю? Или, может быть, наши предки признавали за алкоголем способность пробудить «вдохновение»?


Котел Дагды

Дагда – кельтский бог Земли и Всеотец, главный бог племен богини Дану, сверхъестественной расы людей. Его называют сыном Дану, супругом Морриган и отцом Бригитты и Оэнгуса. Его имя означает «хороший бог» или просто «хороший». Дагда повелевает смертью, жизнью, войнами, пирами и банкетами, художественным ремеслом и музыкой.

История. Ундри, щедрый котел, – одно из четырех сокровищ племен богини Дану. Остальные три – это копье Луга, Камень Фаль и Меч света. Как вы понимаете, от бога пиршеств никто никогда не уходил голодным, а его котел – настоящий рог изобилия с нескончаемыми яствами. Помимо этого, у Дагды были две волшебные свиньи: одна вечно поджаривалась, а другая постоянно росла, а еще у него было вечно плодоносящее фруктовое дерево. И еще, не совсем связано с пиршеством, у него была волшебная арфа, которая могла вызывать смену времен года, и огромная дубинка, которая одним своим концом легко могла убить девять человек, а другим – вернуть их к жизни.

Символизм. Имущество Дагды символизирует все, что нужно хорошему отцу или лидеру, чтобы накормить свой народ, защитить его, включая владение мистическими территориями богов, и способность отобрать жизнь или дать ее, умение управлять погодой и временами года. Как свидетельствуют исторические примеры, пир с использованием котлов был не просто большим событием, он был демонстрацией силы и поводом собраться всем вместе и означал, что в непредсказуемом мире люди всегда будут сыты.

Выводы. Рассматривайте котел как возможность собраться вместе, как гарантию всеобщего благосостояния. Идет ли речь о магическом практикуме или о приготовлении пищи с целью накормить семью или друзей, котел способен обеспечить питание не только телу, но и разуму, и душе.


Óдин и колодец Урд

Вслед за темой отца богов мы переходим к Óдину – главному персонажу германской и северной мифологии. В отличие от Дагды Óдин был больше заинтересован в поисках мудрости, нежели в устроении пиршеств.

История. Увидьте Иггдрасиль – огромное дерево, растущее посреди космоса, на ветвях и корнях которого удерживаются девять миров, населяемые богами, людьми и другими существами. Иггдрасиль произрастает из колодца Урд (то есть «колодца судьбы»). В колодце Урд живут три норны – три мудрые женщины, которые вырезают на дереве судьбу всех существ и водой из колодца поливают Иггдрасиль. Вырезанная в дереве судьба не считается выбитой на камне, но остается «вписанной» в живое дерево; однако каждое живое существо обладает силой изменить свою судьбу. Сказано, что Óдин советовался с норнами и много раз навещал колодец Урд, но есть две истории, которые определяют все остальные. В первой он пожелал постигнуть мудрость рун, которые хранились в колодце Урд, в котором обитали норны. Руны открываются лишь тем, кто доказал, что достоин получения столь мощного знания. Для начала Óдин подвесил себя за одну ногу на ветке Иггдрасиля, чтобы можно было смотреть вниз в воды колодца. Он проткнул себя копьем и висел на величайшем древе девять дней и девять ночей, пребывая между жизнью и смертью до тех пор, пока руны наконец не сочли его достойным их знания.

Другая история повествует о путешествии к колодцу Мимира, который якобы и является колодцем Урд. Мимир – таинственный защитник колодца, его имя означает «помнящий». (В разных историях Мимир оказывается разного пола, возможно, здесь подразумевается отсылка к одной или более норнам, которые живут там же, или вообще к другому существу, поэтому далее я решила упоминать их во множественном числе.) Их знание абсолютно и считается беспрецедентным, в первую очередь потому, что они пьют воду из колодца, который охраняют, – а эта вода наполнена знанием. Прибывший Óдин спрашивает у Мимира разрешения испить воды, но в ответ слышит, что для этого он должен отдать свой глаз. Óдин соглашается, вынимает один глаз, принося его в жертву колодцу, и после этого ему позволено испить воды.

Символизм. Колодец Урд – это, конечно, не совсем котел, но он соответствует многим аспектам котла: содержит, трансформирует, прорицает и питает. Чтобы получить его дары и знания, нужно чем-то пожертвовать. Любопытная деталь: для того чтобы суметь иначе видеть и воспринимать окружающий мир, Óдин отдал физический глаз.

Выводы. Чтобы получить великие знания, нужно быть готовыми пойти на жертвы, потому что мудрость никогда не дается легко. Хотя обычно для этого не требуется отдавать части физического тела, но все же необходимы значительные вложения времени и усилий, а также терпение. Надо всегда помнить, что Вселенная ничего нам не должна и требует от нас уважения.


Тор и котел Гимира

Давайте немного спустимся по родословному древу и перейдем к мифу о сыне Óдина – Торе. В то время как отец Тора жаждал знаний и вселенских открытий, Тор был парнем атлетичным и спортивным, его привлекали соревнования, возможность померяться силой, проявить себя в действии, он любил настоять на своем.

История. История о котле начинается с того, что Тор со своими друзьями, тоже божественного происхождения, забавлялись охотой и им захотелось веселящих напитков. Путем гадания они выбрали место, где можно было бы попировать и утолить жажду, – дом Эгира (имя которого означает «океан»). Однако, завидев Тора с друзьями у себя на пороге, Эгир рассвирепел. Он сказал Тору, что пусть сначала боги принесут котел побольше, из которого они будут пить эль. Искали друзья котел долго и безуспешно, пока Тюр (бог войны) не вспомнил, что у его отца Гимира (великана) есть подходящий котел – шириной около полутора километров. Итак, Тор с Тюром отправились домой к Тюру решать эту непростую задачу, потому что боги и великаны были не в лучших отношениях друг с другом, но мать Тюра проявила сочувствие и помогла им добыть котел.

У Гимира шел пир, на котором Тор в одиночку съел двух быков (все остальные вместе съели одного). Наутро Гимир и Тор отправились порыбачить, чтобы пополнить домашние запасы, и Тор оторвал голову у лучшего из быков Гимира, чтобы использовать ее в качестве наживки. Далеко в море Гимир выловил двух китов, а Тор тем временем умудрился поймать на голову быка Ёрмунганда – змея Мидгарда, опоясывающего мир. Тор тянул к себе улов, змей метался, но Тор попытался прибить его молотом Мьёльниром. Напуганный увиденным Гимир перерезал леску и позволил змею сбежать. Тор удачно изобразил ярость, а Гимир выглядел виноватым. К берегу они возвратились молча. По возвращении Гимир попросил Тора помочь ему донести китов или подтащить лодку к берегу. Тор поднял лодку, китов и Гимира и отнес на ферму. Глубоко униженный Гимир вызвал Тора померяться силой, для чего было необходимо разбить хрустальный кубок. Сначала Тор бросил кубок в каменный столб, но разбил столб, а не кубок. Мать Тюра предложила ему бросить кубок в голову Гимира, которая была крепче камня, и тогда кубок разбился. Гимир признал поражение и отдал котел Тору с Тюром. Тюр не смог даже поднять котел, а Тор легко подхватил его и закинул себе на плечо, после чего друзья отправились обратно в дом Эгира. Такой исход не устроил остальных великанов, и они попытались напасть на Тора с Тюром, но Тор всех их убил своим молотом. Парни вернулись к Эгиру, который наварил эля, и с тех пор каждую зиму боги собираются у него и пьют хмельной напиток.

Символизм. В этом мифе котел играет роль поисковой задачи, выступает двигателем истории и показывает приключения Тора. Из особенных свойств котла здесь стоит отметить только его огромные размеры, в остальном же у него нет никаких уникальных волшебных свойств. В то же время гнев остальных великанов из-за утраты котла Гимира напоминает нам о важной роли котла в отдельном обществе, для которого он является предметом гордости. Забрать такой котел – все равно что украсть главный символ сообщества.

Выводы. В сказаниях о Торе меня ужасает его самодовольство и то, что он постоянно нарушает правила гостеприимства. Крайне важно уважать не только себя, но других людей, их верования, собственность и уважительно обращаться с ними.


Языческий котел

Котел, или котелок, занимал важное место в северной традиции. В этом сосуде варили мясо для священного пира (в давние времена забивали зверя для подношения богу или богине). Во времена викингов этот предмет называли ketill или katla (котелок), и скорее всего в первую очередь он имел ритуальное значение. Иногда его называли также Þórkell (Þórr’s Kettle – мужское имя). В «Речах Гримнира» Óдин говорит, что, «когда котлы сняты с огня», открыты переходы между мирами. Гренбех настаивает на том, что котлы, бурлящие в праздник жертвоприношения, символизируют могущество трех величайших колодцев: Вирда, Мимира и Хвергельмира (II, 290–97). Описывая процесс варки медового вина Одрерир (Óðroerir) (WodStirrer или «взбалтыватель вдохновения») Снорри1 написал, что кровь Квасира добавили в два сосуда и один котел, и что котел звался именно Одрерир (Óðroerir) (а сосуды – Сон (Són) и Бон (Boðn)), отсюда ясно, что котел был главным магическим сосудом.

Котлы не раз упоминаются в народном фольклоре (коллекции мифов, поэм, рассказов и историй, дошедших до нас со времен дохристианской Скандинавии), который лежит в основе наших религиозных практик. Котлы обычно упоминаются в связи с приготовлением алкогольных напитков: медового вина вдохновения или пива. Считается, что у морского бога Эгира во дворце под океаном есть котел шириной в полтора километра, в котором он варит пиво в огромных количествах, чтобы хватило на всех богов, которые приходят к нему на пир. Эти напитки играют важную роль в центральных обрядах современных асатру: Блот (blot – жертвоприношение) и Симбель (sumbel – ритуальный пир). Это обряды сакрального употребления алкоголя, когда напиток, обычно медовое вино или пиво, – в зависимости от того, какому богу выражается почтение, – наливают в питьевой рог. Во время пиршества Блота рог передают по кругу, все произносят хвалебный тост почитаемому богу – таким образом слова попадают в колодец Вирда. Когда все тосты заканчиваются, ставшее сакральным вино подносят почитаемому богу: «От богов на землю, нам. От нас – земле, богам. Дар в ответ на дар». В обряде Симбель рог передают по кругу и все произносят тост для бога, героя или предка, здесь можно бахвалиться и давать клятвы. Нам очень повезло, что в нашей местной языческой группе, куда входят также родные и друзья, есть несколько потрясающих мастеров, умеющих варить пиво или медовое вино. Асатру высоко ценят гостеприимство. Проявляя гостеприимство, положено предлагать гостям самое лучшее из того, что у вас есть. Благодаря присутствую среди нас пивоваров и виноделов мы можем предложить друзьям и богам восхитительное пиво и медовое вино на выбор, которое намного вкуснее магазинного, и приготовлено из самых лучших ингредиентов, и, что важнее всего, сварено с мыслью о том, что оно станет достойным подношением богам и дополнением к сакральному пиру, устраиваемому после Блота. Отдавая должное этим людям и нашему знакомству с их невероятным трудом, мы стали почитать Эгира как бога пивоваров и виноделов. Ежегодно мы организуем праздник Блот в честь Эгира. Приготовление алкогольных напитков входит в процесс подготовки к обряду Блот. Вместе с родственниками и друзьями асатру мы в течение дня варим напитки, собравшись вместе вокруг больших котлов, испускающих пар, и дегустируем сваренное ранее.

Когда напиток готов, мы собираемся вокруг огня, чтобы предложить Эгиру Блот (что означает «жертвоприношение»). Подношения могут быть самыми разными: однажды я видела, как поднесли всю порцию сусла (неферментированного пива), разбив молотком стеклянную бутыль. Бывало, что в огонь для Эгира клали свежесобранные шишки хмеля или порцию осоложенного зерна. Почитая бога пивоваров, мы также ценим работу этих людей и то, как плоды их труда служат объединению общества. Известна шутливая поговорка, в которой есть доля правды: «Мир – в пене!» В том смысле, что чувство мира и единения в нашем сообществе определяется, хотя бы частично, хорошим пивом и медовым вином, которые мы пьем вместе. А чтобы мы не увлекались ими чрезмерно, в «Речах Высокого» (Havamal) есть несколько пассажей, предупреждающих об опасности злоупотреблений и напоминающих о том, что мудрый человек обладает самоконтролем!

Сара Беннетт (Sarah Bennett)

Северовосточная язычница,

состоит в Raven Kindred North, RavenNorth.org/

Котлы завоеваний

В этих историях о котлах так много общего, что все вместе их можно описать следующими словами: «Истории о парнях, которые то и дело воровали один и тот же котел». Как и любой миф, история создается в одном месте, потом ее рассказывают и пересказывают, меняя детали и подробности с учетом региона и социума. Потом кому-то нравятся определенные части мифа, и они добавляют эти части в свои истории. Поскольку Великобритания и прилегающие к ней области занимают относительно небольшую территорию с долгой историей обменных и завоевательных отношений, легко увидеть, почему у мифов так много вариаций. За последние годы в попытке объяснить и изучить их были написаны бесчисленные тома книг, поэтому я постараюсь сосредоточиться в основном на силе, значении и символизме котлов в этих историях.


Котел великана Дирнуха

К тринадцати ценностям Британских островов относится котел великана Дирнуха. Считается, что котел умел отличить храбреца от труса с помощью необычного кулинарного испытания: если трус попытается приготовить в нем еду, она не сварится; если же за дело возьмется храбрец, то пища быстро приготовится.

История. Король Артур передал просьбу великану Дирнуху дать ему его котел, но Дирнух отказал. Тогда Артур отправился к великану сам, в Ирландию, но Дирнух снова отказал. Один из воинов Артура схватил котел и убил великана, так развязалась война, в результате которой добытчики с котлом и другими трофеями успешно возвратились в Британию.


Символизм. В данном случае мы наблюдаем уникальное свойство котла: он испытывает мужчин на храбрость и определяет, кто достоин пира. Эта особенность проявляет интересное качество праздничных котлов, которые изначально были предназначены для того, чтобы всех накормить: получается, что тот, кто не храбр, не заслуживает ни пищи, ни чести, ни уважения. В этой истории мы видим явный сдвиг от идеи завоевать или честно выиграть котел к жестокому захвату силой – создается новый вид «храбрости».

Выводы. Многие легенды артуровского цикла связаны с внедрением христианства, однако появившиеся в результате этого истории толком ничего не рассказывают ни о старой религии, ни о новой. Относительно этого мифа я могу сказать, что для обуздания силы нужно прилагать усилия и творить добро, а не стремиться получить желаемое, только заявив о себе.


Бран и волшебный котел перерождения

В этой истории (и ее множественных вариациях) котел возвращает людей к жизни, в частности воинов, что напоминает одну из историй, изображенную на стенках котла из Гундеструпа. Когда вокруг кипят войны, такой предмет становится особенно желанным, а его способность дарить жизнь практически делает из него Святой Грааль – как минимум для храбрых солдат. Не считая, конечно, того, что возрожденные не смогут говорить: «Я подарю тебе котел с чудесными свойствами. Если в него поместить мужчину, который погиб сегодня, то завтра он будет снова в полном здравии за тем исключением, что не сможет говорить» (Цитата из произведения «Бранвен, дочь Лира» в сборнике «Мабиногион» (Mabinogion), в переводе на английский леди Шарлотты Гест (Lady Charlotte Guest)).

История. Бран – король Уэльса, который принял у себя великана и великаншу, бежавших от смерти и разрушений в Ирландию. В знак благодарности они подарили ему волшебный котел, способный воскрешать погибших воинов. В свою очередь Бран подарил котел сестре Бранвен, когда она выходила замуж за короля Ирландии, чтобы загладить некоторое напряжение в отношениях. Однако этот союз во многом оказался проблемным, поэтому Бран выступил с армией, чтобы вернуть котел (и сестру). В последовавшей битве ирландцы использовали котел, чтобы возвращать своих бойцов к жизни, до тех пор, пока среди мертвых не спрятался один валлийский рыцарь. Когда рыцаря поместили в котел, он взорвал его изнутри, в результате чего котел был разрушен, и сам рыцарь погиб. Лишь семеро рыцарей вернулись домой, а вместе с ними Бран, смертельно раненный отравленным копьем (Король-рыбак в легендах артуровского цикла). В некоторых вариантах этой истории Бран распоряжается отрубить его голову, которая потом становится оракулом, разговаривает и сообщает пророчества.

Символизм. В этой истории Бран получает чудесный подарок в обмен на свое гостеприимство. К сожалению, он отдает его (и сестру) в руки тех, от кого котел однажды бежал, что не только приводит к его собственной гибели и несчастью сестры, но и разрушению самого котла. Как следует понимать возрождение воинов, которые оказываются более не способными говорить? Становятся ли они живыми трупами или не могут говорить, чтобы не рассказывать о своем путешествии в загробном мире? Сложно сказать, действительно ли котел дает новую жизнь или просто создает «пушечное мясо» для бесконечной войны. Это такое возвращение к жизни, которое король пожелал бы для своей армии, но не для себя.

Выводы. Порой мы не ценим полученные дары и ненароком разрушаем их в угоду другим. Бывает, нам кажется, что в другом месте трава зеленее, и не ценим того, что имеем сами. Уделите время изучению имеющихся у вас даров, научитесь наслаждаться ими, как чашкой вкуснейшего горячего чая.


Котел Аннуна

В последней истории о котлах завоевателей я расскажу вам о котле из Аннуна, известном как котел, дарующий перерождение и вдохновение. Аннун – это нижний потусторонний мир (с валлийского annwn переводится как «очень глубоко»), правителем которого считался Аравн (Arawn), во многом схожий с богом дикой охоты, только управляющий еще смертью и потусторонним миром. Аннун считался поистине райским местом, где всегда все прекрасно, царит вечная молодость, нет болезней и голода. Позднее в артурианских легендах он упоминается как остров Авалон.

У меня есть подозрение, что, возможно, котел из Аннуна – это «общемифический» котел, который объединяет в себе все истории. Поскольку он является котлом вдохновения (его название созвучно с awen – «(поэтическое) вдохновение» в валлийском, корнуэльском и бретонском языках), то прослеживается его связь с котлом Керидвен. Считается, что он находится в водах нижнего мира – таким образом отслеживается не только его связь с колодцем Урд и прорицанием, но и с омоложением и возрождением, как в случае с котлом Брана. В поэме «Трофеи Аннуна» (Preiddeu Annwfn или The Spoils of Annwfn) в переводе на английский Сары Хигли мы читаем, как король Артур и его рыцари прочесывают нижний мир в поисках волшебного котла, охраняемого девятью девами:

Поэзия моя возникла из котла.

Разгорелась она от дыхания девяти дев.

Котел правителя Аннуна как выглядит?

По краю его темная кромка и жемчуга.

Трус в нем не сможет пищу сготовить;

Ему не судьба.

Здесь также заметна связь с уникальной кулинарной причудой котла великана Дирнуха. Любопытно, что в некоторых переводах поэмы слово «правитель» заменили на «главу», в результате чего некоторые сочли, что речь идет о голове Брана. Но если вспомнить исторические примеры, когда котел для пира был собственностью правителя, то буквальное толкование выглядит неуместным, не говоря уже о том, что котел Брана был разрушен. В данном случае речь идет о правителе Аннуна, а не о голове. Жемчужины на кромке обода можно рассматривать как хрестоматийный жемчуг мудрости или воплощенную сущность сна и памяти. И наконец, есть девять дев, дыхание которых разжигает котел, что может относиться как к поэзии, так и к магии. Девять, то есть 3 × 3, – магическое число, которое постоянно упоминается в кельтской мифологии.

Символизм и выводы. Котел Аннуна – действительно объединяющий котел и хранитель тайн и загадок. Он явно не из нашего мира и до сих пор продолжает вдохновлять нас. Его способность давать новую жизнь отправляет нас в новые путешествия и за новыми приключениями, но этот котел – не трофей, который нужно завоевывать. Если отстраниться от стремления к раздорам и завоеваниям, его можно рассматривать как предмет, открывающий возможности для отдыха, омоложения и перерождения.


Последний взгляд на котел завоеваний

Как я уже говорила, я не считаю, что котел всегда символизирует связь с женщиной или богиней. Во многих приключенческих историях котлы принадлежали не женщинам, и женщины никак напрямую не связаны со всем происходящим. Но я также не могу отрицать того, что во многих историях однозначно красной нитью проходит подспудная мысль: «Мы, мужчины, исполняем священный долг, поэтому можем брать все, что захотим», – и во многих мифах естественным образом под этим подразумеваются женские тела и женские тайны. Так ли это было в оригинальных мифах или эти веяния добавили в них позднее под влиянием того или иного социума? В этом, конечно, есть доля шутки о том, что гоняющиеся за котлами мужчины на самом деле гоняются за женщинами. Человечество давно очаровано сексом и размножением, так, может, вечная жизнь относится к продлению рода через потомство, а не к извечному существованию? Некоторые современные ученые придерживаются теории, что Святой Грааль не был кубком или бокалом, а что это символ Марии Магдалины, которая, согласно некоторым источникам, была женой Иисуса и матерью его детей. Какие бы дары ни преподносил котел или его провидение, он однозначно остается символом, который вдохновляет человеческий дух.

Испытание огнем: кипящие котлы

В последнюю категорию мифов о котле вошли «кипящие котлы». В десятках мифов по всему земному шару встречаются короткие упоминания испытаний или чудес, связанных с булькающим кипящим содержимым котла. Вначале происходит внезапная или ранняя смерть героя, после которой его тело или его часть помещают в особый котел, откуда герой выходит либо ребенком, либо в полном здравии, словно никакой смерти не было. Несколько таких описаний есть в греческой мифологии, например, когда на Диониса напали два титана, убили его и сварили. Зевс успел спасти его сердце, из которого воссоздал снова. В русском и славянском фольклоре встречается «испытание котлом», к примеру, в истории о жар-птице герою дают волшебный напиток, который помогает ему не свариться в кипящем котле, однако стоило его сопернику попробовать повторить этот поступок, как он сварился.

Символизм. Котел был неотъемлемой частью цивилизации на протяжении многих столетий, поэтому люди были хорошо осведомлены как о его пользе, так и о связанных с ним опасностях, тут вспоминается и каннибализм, который легко вообразить всем, кто готовит мясо в котле. Если кто-то мог выжить в результате испытания, то это говорило о его небывалой силе и присутствии в нем магии. Котлы особенны не тем, что могут давать новую жизнь, а тем, что лишь избранные могут в них выжить.

Выводы. Если не проявлять осторожность, то навредить может даже то, что способно помочь. Будьте аккуратны и внимательны при работе с котлом, чтобы не обжечься, – хоть физически, хоть из-за непродуманных магических действий.

Котлы и мифология в современной поп-культуре

Итак, мы убедились, что котел присутствовал в мифологии тысячелетия, однако он упоминается не только в античных сказаниях. Думаю, важно упомянуть о присутствии котла и в современной «мифологии». Начиная от бесславного трио ведьм, колдующих над котлом в шекспировской пьесе «Макбет», до диснеевского Микки-Мауса в роли ученика чародея, Мерлина и мадам Мим в анимационном фильме «Меч в камне», а также сцен диснеевского фильма «Фокус-покус», анимационного фильма «Черный котел» и, конечно же, котла стандартного размера № 2 в поттериане. Все эти истории, связанные с котлом, по сей день будоражат наше воображение и помогают нам в абсолютно новую эру мифологии. В формате этой книги даже не стоит начинать перечислять все эти выдумки, иначе придется писать новую книгу! Когда вы заметите котел в телесериале или кино, прочтете о нем в каком-то издании или услышите в подкасте, советую на мгновение задуматься о том, как котел вплетен в сюжет и каково его символическое значение. Учитывая восхищение современного общества ведьмами, похоже, что миф о котле проживет еще долго и будет вдохновлять новые поколения людей.


1 Снорри Стурлусон (исл. Snorri Sturluson; (1178/79, Хваммюр – 23.09.1241, Рейкхольт) – исландский скальд, прозаик, историограф и политик. Из рода Стурлунгов. – Здесь и далее примеч. ред.

Глава 3 Практичный котел

Теперь, когда мы изучили историческое применение и мифологические корни котла, давайте поговорим о современной ведьме. Ведьмам веками приходилось балансировать на грани между необходимостью иметь как специальный инструментарий для ритуалов, так и обычные бытовые предметы, которые можно использовать как в повседневной жизни, так и в магии. В принципе сейчас уже никого не удивит чье-то владение специальными предметами, предназначенными исключительно для магической практики (если только не приходится скрывать свои магические увлечения), хотя ныне в большинстве современных домов котел будет смотреться довольно странно. Чтобы помочь вам разобраться в том, какие бывают котлы, давайте рассмотрим их формы и материалы, из которых их изготавливают, а также обсудим, что же лучше: покупной котел или самодельный.

Фигурный котел

Как уже говорилось, котлы имеют довольно стандартную форму, однако могут отличаться по общему виду. Исходя из моего личного опыта пользования горячими предметами, считаю важным, чтобы сосуд обладал следующими качествами: он должен подходить для задуманного вами типа использования, быть устойчивым, не склонным к опрокидыванию, должен быть простым и удобным в обращении и легко переставляться с места на место.

Форма сосуда: бока изогнутые или прямые. В округлой и приплющенной по горизонтали форме легко помешивать содержимое, и из нее быстрее испаряется жидкость. В вертикально ориентированных котлах с прямыми боками сложнее размешивать варево, но они удерживают пар.

С ножками или без ножек. Одни котлы оснащены стандартной треногой, которая повышает устойчивость котла и проточность воздуха, а у других дно плоское – такие подвешивают или помещают на отдельную треногу.

Ручки. Обязательно обращайте внимание на ручки котла. За них удобно браться? Или же вместо них всего лишь проделаны отверстия для крепления одной большой ручки? Они литые или накладные? Литые ручки быстрее нагреваются, однако накладные часто оказываются не очень крепкими и могут отвалиться при попытке поднять полный котел.

Модели и металлы

Железо

Самые популярные котлы – чугунные, сделанные из сплава железа с примесью углерода, который отливают в форму. Это твердые, прочные, медленно нагреваемые котлы, которые, когда хорошо разогреты, долго сохраняют тепло.


Магические свойства

Один из самых распространенных элементов во вселенной – железо – находится под управлением Марса и считается обладающим мужской энергетикой. В народных преданиях многих стран мира, особенно в Великобритании, считается, что железо притягивает фей, духов и некоторые формы магических проявлений. Поскольку железо можно найти практически везде (и даже в крови), антиволшебное и антимагическое отношение к нему может быть обусловлено мужским использованием железа для оружия, с которым, возможно, и связано негативное отношение к этому металлу. Не буду усложнять, но если вы хотите поработать с энергиями, которые ушли из железа, лучше подобрать котел из другого металла.


Совет для владельцев чугунных котлов (чугунков)

Если хотите ускорить нагревание своего чугунка, поставьте его в духовку на 15–20 минут при температуре 90–150°, после чего достаньте прихваткой и можете пользоваться!

Медь

Медь уже давно используется для изготовления котлов. У нее отличные показатели тепло- и электропроводимости, она крепкая, технологичная и устойчивая к ржавчине. Среди наиболее важных качеств меди (а также ее сплавов – латуни и бронзы) – способность бороться с бактериями. Учитывая, насколько недавно человечество узнало, что такое бактерии, нельзя не отметить, что медь тысячелетиями помогала очистить воду.


Магические свойства

В астрологии медью управляет Венера, поэтому считается, что она обладает женскими энергиями и связана с исцелением. Если у вас есть способности к лечению или вам интересна эта тема, возможно, вам стоит обзавестись медным котелком.

Бронза

Бронза – это сплав, который состоит в основном из меди с какой-нибудь примесью (обычно олово), благодаря чему сплав становится тверже, чем медь сама по себе. Бронза часто используется в создании скульптур, которые благодаря ей получаются прочными и красивыми, а также музыкальных инструментов, она придает им мелодичное звучание. Из-за устойчивости к коррозии бронзу применяют в судостроении.

Загрузка...