В первые века христианства выделилась особая прослойка проповедников, избиравших путь служения вере и посвятивших этому всю свою жизнь без остатка. Такие люди обладали особым даром убеждения, который в древности назывался харизмой. В буквальном переводе «харизма» означает «даруемый духом», иными словами, это умение быть учителем. Талантливые ораторы, эти проповедники способны были привлечь на свою сторону многих мирян, которые вдохновенно внимали их проповедям и преклонялись перед учителями жизни. Со временем такие люди становились руководителями христианских общин. Поначалу они были их духовным, а затем и политическим ядром.
Так постепенно складывалась церковная иерархия. Высшим рангом в ней стал епископ (греч. Episcopus – надзиратель, смотритель, блюститель), обычно это глава диоцеза (епархии).
В разных церквах имеются свои теории происхождения епископата. Католическая церковь утверждает, что апостолы – ученики Иисуса Христа – представлены в Новом Завете как обладающие уникальным и высшим достоинством; они избирали некоторых помощников для особого попечения за отдельными общинами. Эти избранные получали звания диаконов, священников и епископов (три различные иерархические степени возрастающего духовного достоинства). Такое возведение в сан означало передачу (в соответствии с распоряжениями самого Иисуса Христа) апостольского служения преемникам, избранным из первых христианских миссионерских помощников. Согласно такой интерпретации, почти не изменившейся до эпохи Реформации, издревле существовали три особые степени служения церкви – апостолы и их преемники (епископы); большая группа помощников, из которых и избирались эти преемники; диаконы.
В IV в. император Константин предоставил епископам светскую власть. После нашествий варваров светская власть епископов значительно усилилась.
Новая организация изменила и само представление о церковной власти, которое также вырабатывалось постепенно, по мере развития церковной иерархии. Теперь власть превратилась в предмет культа.
Общины постепенно росли, один епископ не справлялся со всеми делами и обязанностями, а следовательно, ему необходимы были помощники. Епископ постепенно окружал себя все большим количеством непосредственных подчиненных, которые получали статус служителей церкви и определенную церковную должность при епископе. У них были свои обязанности, чаще всего судебные или финансовые, они собирали налоги в пользу Церкви, подсчитывали доходы. Иногда служители вели проповеди от имени епископа. Однако главенствующее положение всегда принадлежало только самому епископу. Согласно христианскому вероучению епископ был пастырем его духовного стада.
Уже во времена Римской империи первенство среди христианских общин западных римских провинций получила римская община. И это было не случайно. Вокруг нее сплелось целое кружево легенд и преданий. Причем сама община старалась укрепиться, подтвердить свое первенство, опираясь непосредственно на Библию.
Император Константин Великий. Фрагмент мозаики. Собор Святой Софии в Константинополе. Конец X в.
С IV в. дошли до нас сведения о том, что основателем римской общины был не кто иной, как апостол Петр. А по представлениям того времени он мог выступать только в роли ее епископа. Неизвестно, является ли это утверждение легендой или было извлечено со страниц Священного Писания, тем не менее в его пользу свидетельствуют многие хроники. Например, в Александрийской хронике сохранилась запись следующего содержания: «В первый год царствования Веспасиана умер апостол и иерусалимский патриарх Якобус, которого Петр при отъезде назначил вместо себя епископом Иерусалима».
Рим оспаривал у самого Иерусалима право быть главным центром и опорой христианства, оплотом веры, ее нерушимой скалой. Кстати, греческое имя апостола Петра (Petra) в переводе означает «камень».
По другому преданию, на земле Рима, как нигде более, было пролито крови великомучеников, в том числе и самого Петра. Потому-то земля Рима и является священной.
Вывод напрашивался сам собой: именно римская община является оплотом христианской веры.
Будущий апостол Петр родился в Вифсаиде в семье простого рыбака Ионы. Первоначально его звали Симоном. Имя Петр (Petrus, от греческого слова pεtroς – камень, скала, арамейское Кефас) ему дал Иисус.
Симон был женат и трудился рыбаком вместе со своим братом Андреем. Встретив Петра, Иисус сказал: «Идите за мной, я вас сделаю ловцами человеков».
Став апостолом Иисуса Христа, Петр сопровождал Его во всех путях земной жизни. Петр был одним из любимых учеников Иисуса.
В ночь после ареста Иисуса Петр, как и предсказывал Учитель, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрекся от Него. Но позже Петр искренне покаялся и был прощен Господом, который многозначительно трижды просил Петра заявить о своей любви к нему и только тогда доверил ему пасти овец и агнцев его.
Иисус спрашивал своих учеников, что они о нем думают, и Петр сказал ему, что Он есть «Христос, сын Бога живого». Господь сказал ему, что построит на камне-Петре свою церковь, и врата ада не одолеют ее. Петр является автором двух Соборных посланий, вошедших в Новый Завет.
Апостол Петр в образе папы римского. Фреска XV в.
По вознесении Господа апостол Петр проповедовал слово Божие в разных странах и при этом совершал великие чудеса – воскрешал мертвых, исцелял больных и немощных, возглавил коллегию двенадцати апостолов. По преданию, Петр двадцать пять лет был епископом Рима – с 43 по 67—68 гг. Однако это предание является довольно поздним, и поэтому большинство современных исследователей полагает, что апостол Петр прибыл в Рим только в начале 60 х гг.
В 49 г. Петр принимал участие в Апостольском соборе в Иерусалиме, на котором был согласован с другими апостолами (в том числе с апостолом Павлом из Тарса) вопрос о том, как следует поступать по отношению к язычникам, желающим вступить в христианские общины.
По преданию, в 64 г. (либо в 67—68), во время гонения на христиан со стороны императора Нерона апостол Петр был распят на перевернутом кресте, вниз головой по его желанию, потому как апостол считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.
Апостол Петр канонизирован и в католической, и в православной церкви.
В Риме был введен праздник святых Петра и Павла, как двух наиболее почитаемых апостолов, называемых первоверховными святыми апостолами за особо ревностное служение Господу и распространение веры Христовой. У католиков праздник отмечается 29 июня, у православных – 12 июля (29 июня по старому стилю). В католицизме считается, что апостол Петр был первым римским епископом, то есть первым папой.
Собор Святого Петра в Ватикане возведен над вероятной могилой апостола Петра.
Согласно христианскому преданию, ранее, по велению императора Константина, на этом месте была сооружена базилика, получившая имя ее создателя. В эпоху Возрождения на ее месте был построен современный собор Святого Петра.
С 1939 по 1949 г. под собором проводились археологические раскопки, которые обнаружили остатки древнего римского кладбища. В 1952 г. был опубликован подробный отчет, свидетельствующий, что одна из могил этого кладбища особо почиталась уже в I – II вв. Дальнейшие работы проводились под руководством итальянского археолога Маргариты Гуардуччи. В 1964 г. вышла ее книга «Реликвии Святого Петра под исповедальней ватиканской базилики» (итал. Reliquie Di Pietro Sotto La Confossione della Basilica Vaticana), в которой вероятность, что именно в этой могиле был похоронен Петр, расценивалась как весьма высокая. Под впечатлением археологических исследований папа Павел VI в 1968 г. объявил, что, исходя из исследований ученых, можно полагать, что могила апостола найдена.
Возвращаясь к истории христианства и первых христианских церквей как социальных организаций, следует отметить, что в связи со своей особой значимостью все римские епископы стремились получить звание и титул, которые выделяли бы их среди прочих епископов прочего христианского мира.
Хотя в первые времена христианства римский епископ не обладал никакими особыми преимуществами, но уже во II в. римский епископ Виктор в споре о праздновании Пасхи стал требовать, чтобы малоазийские епископы следовали в этом вопросе обычаю римской церкви. В III в. римский епископ Стефан, во время спора о крещении еретиков, требовал повиновения себе от карфагенских епископов. Уже в середине II в. авторитет римского епископа был признан епископами Средней Италии.
Приматство римского епископа опиралось на политическое обаяние и культурное значение императорского Рима – «вечного» Рима, столицы миpa. Римские императоры были и верховными жрецами: название это – Pontifex maximus – перешло к римским епископам, которые как бы взяли в свои руки наследие императоров.
Тот факт, что римская церковь была основана апостолами Петром и Павлом, позволял утверждать, что только именно в Риме учение Христа сохранилось в полной чистоте. Как апостол Петр – первый между апостолами, наместник Христа на земле, так и римский епископ должен быть главой всех епископов.
Епископ Марцеллин, первый папа римский
Основывая свои государственные права на преемстве власти от апостола Петра, римские епископы и владения свои называли наследием Петра (Patrimonium Petri).
Особый титул для римского епископа был найден епископом Марцеллином (возглавлял римскую церковь в 296—304 гг.), который заимствовал его на Востоке и стал первым папой римским. С легкой руки Марцеллина все римские епископы начали называть себя папами, что в переводе с греческого означает «батюшка» (дословно pappas – отец). Так называли епископов на Востоке, подчеркивая отеческие, родственные отношения с Богом. Подобное отношение прочно укоренилось и среди христиан.
Однако новый титул не сразу получил всеобщее признание. В первые века христианства это название применялось для всех епископов, а первоначально – для всех священников, пользовавшихся правом благословения. Имеются свидетельства того, что в VI в. некоторые епископы еще назывались «папами». Но начиная с VII в. титул «папа» давался уже исключительно римскому епископу: это отражало процесс формирования учения католической (западной) церкви о примате (верховенстве) римского епископа. Быть папой постепенно становилось все более престижно. За это право боролись, поскольку более высокий титул означал большую власть.
Смерть каждого папы вызывала споры между членами общины за почетное право занять его место. Но сама власть папы носила неопределенный характер: непонятно было, где она начинается и где заканчивается, а также на какой основе зиждется. Часто жители не знали, чьи они подданные.
Кроме того, неопределенными были отношения между папой и императором. История знает немало примеров такого разделения власти. Приведем один из них. В 808 г. император Карл Великий специально назначил чиновников для того, чтобы взимать подати и налоги с населения папского государства, как будто речь шла о его собственных городах.
Эта неопределенность приводила к тому, что папский престол при ослаблении другой, светской власти переходил к римской аристократии. И когда речь заходила о правах на управление государством, то об императоре уже никто не вспоминал. Начинались трехсторонние распри между папой, императором и местными феодалами.
Уже с самых ранних времен, как только выделилась римская община, ее епископы стремились занять главенствующее положение. По этой причине они старались установить на досягаемых пределах подвластной территории одинаковые для всех религиозные обряды, молитвы и правила, которые обязаны были соблюдать все христиане, причем таким образом, чтобы в их исполнении не было разногласий. В противном случае это могло привести к расколам.