Многие социологи полагают, что гендер – это социальный конструкт. Нам, как членам современного социума, гендер приписывается при рождении. Это делают окружающие, нас об этом никто не спрашивает. И с момента, когда это происходит, гендер начинает бессознательную работу с нами самими и людьми вокруг нас. Он определяет множество вещей: как мы должны вести себя, как одеваться и даже, в определенных ситуациях, как выстраивать собственную жизнь. Многие из этих суждений бывают четко предопределены еще до того, как мы успеваем родиться, и также гнездятся в бессознательном. Гендер, приобретенный социальным путем, совсем не обязательно должен совпадать с гендером, с которым мы идентифицируем себя сами. Это одна из причин, по которой карты Королевского двора бывает трудно использовать современным тарологам.
При знакомстве с традиционным Таро становится ясно, что в Королевском дворе представлен преимущественно мужской гендер. На самом деле вся колода исторически состоит большей частью из мужских архетипов. В Королевском дворе женщины – только Королевы. Королевы зачастую не имели собственной власти и были лишь женами Королей. В последнее время в мире Таро начали происходить позитивные изменения. Отказ от традиционных взглядов способствовал появлению более инклюзивных Королевских дворов. Как известно, Таро выросли из карточной игры и позаимствовали свою структуру из колоды Тарокки. Потому-то Королевский двор до сих пор представлен в основном мужскими фигурами.
На примере Таро мы можем проследить культурную значимость различных позиций власти, которые занимали преимущественно мужчины. Конечно же, мы будем изучать архетипы Королевского двора через призму, не обремененную гендерными стереотипами. Однако некоторые элементы навязанных обществом гендерных идентификаций, как и понимание того, что такое власть, как она дается и берется, тесно связаны с классическими интерпретациями Таро. Это работает и в обратную сторону: кверенты, идентифицирующие себя как мужчин, часто ограничены в свободе трактовки, когда в их раскладах появляется Королева. Карты дают возможность познать великую мудрость, но кверенты иногда отказываются воспринимать в качестве отображения самих себя персонажей с другим строением тела.
В некоторых колодах Таро титулы членов Королевского двора изменены. Например, в «Таро Тота», созданном Алистером Кроули, Пажи заменены Принцессами. В других используются совершенно иные системы, например в «Дочерях луны» Фионы Морган представлены только Дева, Мать и Старуха. В остальных колодах Таро члены Королевского двора представлены более абстрактными или андрогинными образами, что позволяет тарологу освободиться от традиционных ролей и гендерных представлений. Примерами тому могут послужить колоды «Дикое неизвестное Таро» Ким Кранс и «Таро силиконового рассвета» Иджипт Урнаш.
Отображение цветного населения (большая часть колод представляет членов Королевского двора как европеоидов), членов ЛГБТИК-сообщества[1] и людей с ограниченными возможностями раньше довольно редко появлялось в наиболее распространенных коммерческих колодах. Но мало-помалу эти репрезентации встречаются все чаще благодаря нескольким независимым авторам, которые проделывают удивительную работу.
Карты Королевского двора не обязательно символизируют репродуктивную функцию передаваемого образа и его возраст. Королева не обязана быть матерью. Король также не обязательно будет отцом. Рыцарь состоять или не состоять в браке, иметь или не иметь детей. Верьте или нет, но только когда карты Королевского двора освобождаются от этих шаблонов, нам удается овладеть их истинной мощью. В этом случае нас не стесняют устаревшие гендерные модели, и мы можем свободно интерпретировать образы, не сверяясь со списком гендерных ролей, которые сами же и приписываем тем или иным людям. Давно прошли времена, когда человек не мог отождествляться с Королевой, если не имеет детей.
Титулы, использованные в данной книге, связаны непосредственно с картами Таро, но никак не с соответствующими им мужскими и женскими местоимениями, которые могут быть использованы в обсуждении той или иной карты. Также использование традиционных титулов позволит вам консультироваться с внешними источниками без необходимости соотносить их с модернизированными.
В жизни мы можем отождествляться с любой картой Королевского двора. На самом деле мы включаем в себя все или большинство из шестнадцати образов Королевского двора в той или иной сфере, на том или ином этапе жизненного пути. Важно, как мы проживаем и чувствуем те или иные вещи, а не то, какую семейную или гендерную роль приписывает нам общество. В следующих главах мы вернемся к детальному разбору данных аспектов.
Моя собственная философия строится вокруг предположения, что развитие карт Королевского двора – от Пажа до Короля – отражает процесс инициации, взросления и пришествия к власти вне зависимости от гендера, религии, личной истории или возраста. Положение карт Королевского двора в структуре Таро не должно приравниваться к гендеру или социальному положению, пока вы работаете с архетипами, представленными в данной книге. Это верно как для ваших кверентов, так и для вас, когда вы читаете расклад.
Использование физических маркеров – один из способов выявления людей и персонажей, с которыми связаны карты в вашем раскладе. Здесь вы можете столкнуться с трудностями. Многие тарологи работают со списком, который выглядит примерно так:
❏ Жезлы – рыжий человек;
❏ Кубки – светловолосый человек с зелеными или голубыми глазами;
❏ Пентакли – смуглый человек с темными волосами;
❏ Мечи – бледная кожа и темные волосы.
Искать соответствия образов Королевского двора реальным людям на основе общеизвестных ассоциаций – в наши дни не очень-то надежный способ трактовки. Это ни в коем случае не умаляет значимость широко известных, подтвержденных изданиями формул. Если они применимы к вашей работе – смело их используйте. Проблема в том, что данный подход невероятно упрощен и не учитывает косметических изменений внешности: искусственный загар, крашеные волосы, контактные линзы. Это лишь один из способов, который может помочь вам вычислить людей из жизни кверента в раскладе, но я не рекомендую использовать только его. Вы добьетесь гораздо большего, если будете рассматривать эту приблизительную трактовку только как стартовую точку для глубокого изучения карт Королевского двора. При этом вы можете использовать, например, эту книг, и составить свою систему символов и ассоциаций.
В рамках собственных практик я зачастую спрашиваю у клиента, как выглядит тот или иной человек. Я также стараюсь максимально глубоко проанализировать карты Королевского двора в соответствии с личностью клиента и понять, как она связана с раскладом, как этот человек взаимодействует с миром и окружающими.
Возраст – один из способов соотнесения карт Королевского двора и реальных личностей. Информация о нем позволяет вам определить, кто есть кто в вашем раскладе. Тарологи достаточно хорошо осветили эту проблему. Основываясь на уже имеющихся знаниях, предлагаю воспользоваться следующей классификацией по возрасту:
❏ Пажи – дети вплоть до одиннадцати лет;
❏ Рыцари – подростки с двенадцати лет до двадцати одного года (включительно);
❏ Короли и Королевы – двадцать два года и старше в зависимости от того, насколько взрослым человек себя ощущает.
Помимо идентификации людей в раскладах Королевского двора лишь по возрасту, попробуйте посмотреть на эти титулы в связи со сложившимися у кверента жизненными ситуациями и тем, как ведут себя те или иные люди. Когда мы считаем возраст единственной нитью, которая связывает образы Королевского двора с реальными людьми, мы сильно ограничиваем их потенциал. Действительно ли дети менее значимы или мудры, чем взрослые? А Короли и Королевы ведут более упорядоченную жизнь и лучше понимают ее суть, чем подростки? Вместо того чтобы рассматривать возраст в качестве единственного способа определения, кто есть кто в Королевском дворе, я предлагаю использовать его лишь в качестве одного из маркеров.