Карты для медитации

1. Он бодрствует, он бдителен

Глупец спит беспробудно, как мертвый,

Но мастер пробужден

и живет вечно.

Он наблюдает.

Он бдителен

Осознанность вечна, она не знает смерти. Только неосознанность смертна. Поэтому, если вы остаетесь неосознанными, спящими, то должны будете снова умереть. Если же вы хотите избавиться от боли бесконечного числа рождений и смертей, если вы хотите выйти из круговерти рождений и смертей, вам придется стать абсолютно бдительными. Вам предстоит достичь более высокой осознанности.

И это то, что не должно становиться поводом для размышлений; это то, что должно стать вашим опытом, что должно затронуть само ваше существование. Я не прошу вас следовать какой-либо философии, поскольку философские убеждения ничего не дают, они бесплодны. Настоящий урожай созревает только тогда, когда вы совершаете огромные усилия, направленные на свое пробуждение.

Но эти «интеллектуальные» карты могут зародить в вас желание, жажду; благодаря им вы сможете осознать свой потенциал, свои возможности, потому что на самом деле вы не те, кем себе кажетесь, – вы нечто гораздо большее.

Глупец спит беспробудно, как мертвый,

Но мастер пробужден и живет вечно.

Он наблюдает.

Он бдителен.

Простые и прекрасные слова. Истина всегда проста и всегда прекрасна. Только посмотрите на простоту двух последних фраз… но они многое содержат в себе – слова внутри слов, слова, обладающие безграничным смыслом. Он наблюдает. Он бдителен.

Единственное, чему нужно научиться, – это наблюдению. Наблюдайте! Наблюдайте за каждым своим движением. Наблюдайте за каждой мыслью в своем уме. Наблюдайте за каждым желанием, которое вами овладевает. Наблюдайте даже за самыми обычными действиями – за тем, как вы ходите, разговариваете, едите или принимаете ванну. Наблюдайте постоянно. Используйте для наблюдения любую возможность.

2. Быстрый, как скаковой жеребец

Помнящий среди непомнящих,

бодрствующий,

когда другие спят,

быстрый,

как скаковой жеребец,

он опережает пространство

Сон должен быть прерван – и когда сон прерван, нет пробужденного, есть только пробуждение. Нет просветленного, есть лишь просветление. Просветленный человек не может сказать «я»; даже если ему и приходится употреблять это слово, это всего лишь условность, необходимая для жизни в обществе. Это просто требование языка; на самом деле у просветленного нет переживания собственного «я».

Мир вещей исчезает – и что же тогда происходит? Когда мир вещей исчезает, растворяется ваша привязанность к вещам, ваша одержимость вещами улетучивается. Сами вещи не исчезают, наоборот, они впервые предстают перед вами в своем подлинном свете. Но вы теперь не цепляетесь за них, не становитесь ими одержимыми, не искажаете реальность своими желаниями, надеждами и разочарованиями. Мир больше не экран, отражающий ваши фантазии. Когда фантазии и желания отброшены, мир остается, но это совершенно другой мир. Он так свеж, так ярок, так прекрасен! Ум, привязанный к вещам, не способен себе его представить, потому что привязанности не позволяют глазам открыться.

Когда исчезает ум, когда исчезают мысли, перед вами предстает совершенно другой мир. И это не превращает вас в безумцев – наоборот, вы становитесь разумными. Будда постоянно использует выражение «правильная разумность». Когда ум исчезает, когда мысли исчезают, вы становитесь разумными. Вы занимаетесь своими делами, вы ходите, работаете, едите, спите и все время остаетесь разумными. Ума нет, но разумность осталась. Что такое разумность? Это осознанность. Это абсолютная осознанность.

3. Назойливые мысли

Как лучник оттачивает

и полирует стрелы,

так мастер управляет

приходящими мыслями

Есть одна известная тибетская притча…


Много-много лет служил мастеру один человек. Но его служение не было бескорыстным; в нем присутствовала заинтересованность. Этот человек хотел выведать у мастера секрет. Человек слышал, что мастер обладает секретом – знает, как творить чудеса. И с этим тайным желанием человек служил мастеру изо дня в день. Он боялся сказать о своем желании, но мастер видел, что тот что-то скрывает.

Но однажды мастер сказал ему:

– Лучше бы ты сказал, что у тебя на уме. Я вижу, что в твоем служении скрыт какой-то мотив. Ты помогаешь мне не из любви, ясно, что не из любви. Я не чувствую в тебе ни любви, ни послушания. Твое служение – своего рода сделка. Так что скажи мне, пожалуйста, чего же ты хочешь?

Человек ждал этой возможности. Он ответил:

– Я хочу, чтобы ты открыл мне секрет, как творить чудеса.

– Зачем же ты так долго ждал? – спросил мастер. – Ты мог бы попросить меня об этом в первый же день. Ты мучил себя и мучил меня, потому что я не люблю, когда рядом со мной люди живут из корысти. Глаза бы мои на них не смотрели. Они, как правило, жадны, и жадность делает их уродливыми. А секрет прост – и почему ты не спросил меня о нем в первый же день? Секрет…

Он написал на клочке бумаги небольшую мантру, всего три строчки:

Буддхам шаранам гаччхами.

Сангхам шаранам гаччхами.

Дхаммам шаранам гаччхами.

Это означает: «Я припадаю к стопам Будды; я припадаю к стопам его учеников; я повинуюсь дхамме, Высшему Закону».

И затем мастер сказал этому человеку:

– Возьми эту маленькую мантру с собой и повтори ее пять раз – всего пять раз. Это очень просто. Только помни об одном условии: перед тем, как ты начнешь ее повторять, прими ванну, закрой дверь, сядь спокойно – и, пока ты будешь ее повторять, не думай об обезьянах.

Человек возмутился:

– Что за вздор ты несешь? Зачем мне думать об обезьянах? Я никогда в жизни о них не думал!

– Как знаешь, – сказал мастер, – но я должен был сообщить тебе об этом условии. Мне эта мантра была дана с тем же самым условием. Если ты никогда в жизни не думал об обезьянах, тебе же лучше. А теперь отправляйся домой и, пожалуйста, больше никогда не приходи. У тебя есть секрет, ты знаешь условие. Выполни условие, и тогда ты овладеешь волшебной силой и сможешь делать все, что пожелаешь. Ты сможешь летать по небу, читать человеческие мысли, материализовывать вещи и делать многое другое.

Человек так заспешил домой, что даже забыл поблагодарить мастера. Вот так ведет себя жадность: она не знает, что такое благодарность, не знает, что такое признательность. Жадность даже не подозревает о существовании благодарности, она никогда с нею не встречалась. Жадность – это вор, а воры никогда никого не благодарят.

Человек выбежал от мастера, но уже по пути домой почувствовал что-то неладное: в его голове стали возникать образы обезьян. Он увидел перед собой множество самых разнообразных приматов, маленьких и больших, с красными ртами и с черными ртами, и это сбивало его с толку. «Что происходит?» Фактически, он не думал ни о чем, кроме обезьян. В его голове их становилось все больше и больше, они заполняли собой все его мысли.

Он пришел домой, принял ванну, но обезьяны не исчезли. Человек стал подозревать, что они не оставят его в покое и тогда, когда он будет распевать мантру. Но он даже не начал ее распевать, он только приготовился и… Только он закрыл дверь, как комната наполнилась обезьянами – их было так много, что для него самого не оставалось места! Он закрывал глаза, и везде, везде были обезьяны, он открывал глаза и снова видел только обезьян. Он не мог поверить в то, что происходило. Это продолжалось всю ночь. Он снова и снова принимал ванну, снова и снова пытался распевать мантру, но ничего не получалось – он терпел неудачу за неудачей.

Утром он пришел к мастеру, вернул мантру и сказал:

– Забери ее назад. Она сведет меня с ума! Я не хочу никаких чудес, только помоги мне, пожалуйста, избавиться от этих обезьян!


Даже одна-единственная мысль может оказаться для вас чересчур назойливой! А если вы еще и хотите от нее избавиться, это становится практически невозможным, потому что, когда вы хотите избавиться от мысли, встает вопрос – и это очень важный момент: кто здесь хозяин – вы или ум? Ум будет пытаться всевозможными способами доказать вам, что хозяин он, а не вы.

Хозяин веками был слугой, а слуга миллионы жизней был хозяином. Теперь слуга не может отказаться от своих привилегий и преимуществ так просто. Он изо всех сил сопротивляется.

Попробуйте сами! Сегодня же примите ванну, закройте дверь и начните повторять простую мантру:

Буддхам шаранам гаччхами.

Сангхам шаранам гаччхами.

Дхаммам шаранам гаччхами.

И не позволяйте к вам приходить обезьянам…

Вы смеетесь над бедным человеком? Не смейтесь, этот человек и есть вы.

4. Только любовь побеждает ненависть

В этом мире

ненависть еще никогда

не побеждала ненависть.

Только любовь способна победить ненависть.

Таков Закон,

древний и вечный

Очень важно понять, что ненависть связана либо с прошлым, либо с будущим. Любовь ни в прошлом, ни в будущем не нуждается. Любовь – это настоящее. Ненависть связана с прошлым: вчера вас кто-то оскорбил, и вы несете это в себе как рану, как похмельный синдром. Или вы боитесь, что кто-то может оскорбить вас завтра, – страх, тень страха, – и вы готовы, каждый миг готовы вступить в схватку.

Ненависть существует только в прошлом и в будущем. Вы не можете ненавидеть в настоящем – попытайтесь, и у вас ничего не получится. Попробуйте сегодня сделать следующее: сядьте спокойно и возненавидьте кого-нибудь, не связывая это с прошлым или будущим, – вы не сможете этого сделать! Это невыполнимо; это невозможно по самой природе вещей. Ненависть существует только тогда, когда вы вспоминаете о прошлом. Вчера кто-то что-то вам сделал – тогда ненависть возможна. Или он собирается сделать вам что-то завтра – в этом случае ненависть тоже становится возможной. Но если кто-то никак не связан ни с вашим прошлым, ни с вашим будущим, а просто сидит рядом с вами и не собирается ничего делать, – вы не сможете его ненавидеть.

Но любить вы сможете. Любовь не связана ни с прошлым, ни с будущим; в этом красота и свобода любви. Ненависть – это оковы, ненависть – это тюрьма. Вы заключаете в нее себя сами! Ненависть порождает ненависть, ненависть провоцирует ненависть. Если вы кого-то ненавидите, вы порождаете ненависть в сердце этого человека. И, таким образом, в ненависти, в разрушительности, в насилии, в зависти, в соперничестве погрязает весь мир. Люди постоянно друг с другом воюют – каждый убивает и насилует либо на самом деле, по-настоящему, либо, по крайней мере, в своем воображении, в своих мыслях. Вот как мы превратили эту прекрасную землю в ад – а она могла бы стать раем.

Любите, и земля снова станет раем. Потрясающая красота любви заключается в том, что любовь ни от чего не зависит. Любовь излучается без причины. Это изливающееся из вас блаженство, это то, чем ваше сердце хочет делиться. Вы делитесь песней своего бытия. И этот момент щедрости приносит так много радости – поэтому вы и делитесь! Вы делитесь ради того, чтобы поделиться, – только для этого.

5. Как можно враждовать?

И тебе суждено исчезнуть.

Зная это,

как можно враждовать?

Аес Дхаммо Санантано. «Таков Вечный Закон», – Будда повторяет эти слова снова и снова. Что такое Вечный Закон? Только любовь способна победить ненависть, только свет может рассеять тьму. Почему? Потому что тьма не обладает собственным, самостоятельным позитивным существованием, это лишь отсутствие чего-то, негативное состояние. Тьмы самой по себе не существует – как вы можете от нее избавиться? Непосредственно с ней вы сделать ничего не можете. Если вы хотите что-то сделать с тьмой, вам придется сделать что-то со светом. Привнесите свет – и тьма исчезнет, уберите свет – и тьма появится опять. Но вы не сможете привнести тьму или устранить ее – вы не сможете ничего сделать с ней непосредственно. Помните: вы также ничего не сможете сделать и с ненавистью.

Загрузка...